Праздник «Воздвижение Честного Креста Господня».
После I-го Вселенского собора имп. Константином было принято решение о благоустройстве Святых мест в Иерусалиме, о чем было направлено соответствующее письмо иерусалимскому епископу Макарию. Исполнению этих благочестивых намерений во многом способствовала матьимператора Елена, прибывшая с письмом в Иерусалимскую Церковь в 326г. Место страданий и погребения Иисуса Христа было ещё в 119 году по повелению имп. Адриана завалено землей и вымощено камнями, рядом построен языческий храм. И вот, теперь при расчистке этих Святых мест были обретены честные останки Креста Господня. Значительная часть которых была заключена в серебряный ковчег и вручена предстоятелю Иерусалимской Церкви с указом: хранить Святыню для грядущих поколений. Некоторая часть Святого Креста и найденные гвозди царица Елена отправила в Константинополь, о чем свидетельствуют древние хроиники.[66] Вскоре усилиями паломников частицы Креста Господня стали разноситься по всей вселенной. Иоанн Златоуст (+407) писал о благочестивой традиции, почитания частичек Великой Святыни христианами: «многие, обложив золотом частицу Креста, носят при себе на шее»,[67] - именно отсюда берет начало благочестивая традиция непременного ношения на себе знака Креста.
В практике Иерусалимской Церкви тогда возникли особые празднования, воспоминающие как обретение Креста, так и строительство храмов на месте Крестной Смерти и Воскресения Спасителя: один на предполагаемом месте Голгофы, именуемый Мартириум, другой – на месте Воскресения, освящение которого состоялось 26 сентября (13 по ст. ст.) 335г. Этот день в календаре (канун Воздвижения), и поныне содержит воспоминания об обновлении (освящении) храма Воскресения, и является престольным праздником всех Воскресенских храмов.[68] В славянской традиции этот день именуется: «Воскресение словущее» (т.е. «так называемое»). В православный месяцеслов под 13 сентября был внесен также день памяти мч. Корнилия, римского сотника, бывшего у Креста Господня во время распятия Спасителя.
Святой Крест Господень, останки которого хранились в Иерусалиме, был похищен ханом Хозроем во время персидских завоеваний в 614 г. и возвращен из плена усилиями императора Ираклия спустя 14 лет. Останки Креста вернули в сопровождении иерусалимского патриарха Захарии, который в простой одежде, босой сам нёс Святыню в Иерусалим, совершив, предположительно 27 сентября (14 сентября по ст. ст.), честное Воздвижение Креста, благословляя народ, - народ же многократно восклицал: «Господи помилуй». Эти события, послужили усугублением древнего праздника Креста и побуждением для верующих к аскетичному проведению этого дня, что заложило основу традиции поста в этот день.[69]
В своей первоначальной форме знаменитый чин воздвижения[70] предполагал приготовление трех крестов, лишь один из которых воздвигался, украшался и намащивался благовониями. Эта древняя форма чина наиболее повторяла исторические события распятия Иисуса и обретения Креста. Нынешний чин воздвижения в большей степени повторяет воздвижение, совершённое патр. Захарией после персидского пленения Святыни, и совершается непременно епископом после Литургии. А изнесение Креста на середину храма совершается во всех церквях в конце Утрени.
О дальнейшей судьбе останков Креста Господня известно, что после персидского пленения Святыня бережно хранилась в Иерусалиме. В IX веке в числе клириков храма Воскресения были два учиненных пресвитера, в обязанности которых входило охранение Великой Святыни. При крестоносцах в конце XI - начале XII вв. честное Древо также продолжало пребывать на Святой земле.[71] Но в дальнейшем судьба Креста теряется, возможно, в виде частичек со временем останки Крестного Древа были полностью разнесены по всему свету, а может, останки Святыни были утрачены во время борьбы с арабами за Иерусалим.
Известно, что к VIII в. событие возвращения Креста Господня из Персидского пленения четко фиксируетсяв воспоминаниях Церкви 27 сентября (14 по ст. ст.), а в римской традиции под этой датой также значится воспоминание чудесного явления знака Креста имп. Константину Великому в312 г. Имели место Крестные воспоминания ещё и 20 мая (3 по ст. ст.). По одному из Римских преданий при обретении Креста принимал участие папа Евсевий, понтификат которого приходится на первое десятилетие IV века, по всей вероятности он привез в Рим частицу Креста Господня после его обретения в Иерусалиме, и относилось это событие именно к 20 мая (3 по ст. ст.).[72] Интересно, что в современном славянском церковном календаре воспоминания обретения Креста царицей Еленой значится как малое будничное празднование, под19 марта (6 по ст. ст.), но откуда взялась эта дата – не совсем ясно. Скорее всего, исторически обретение Святого Креста в 326 г. происходило не в сентябре, а незадолго до Пасхи или вскоре после неё. В Иерусалиме поклонение Кресту также отмечалось помимо сентября ещё и в один из послепасхальных дней, о чём можно судить, например, из слов патриарха Софрония Иерусалимского (+ ок. 642).[73] Характерно, что и сегодня в нашем календаре под майским воспоминанием о кресте (3 мая по ст. ст.), не имеющем значения большого праздника, значится чудо о явлении на небе знамения Креста в Иерусалиме, бывшее в 351г.
В византийской практике к X веку в уставе фиксируются предписания об особом выделении субботы и недели пред Воздвижением, отмеченные специальными чтениями из Священного Писания. С этого времени в уставах стали постоянно отмечать день Воздвижения обязательным постом, намекая на его очистительное значение и не писаные практики этой традиции. К примеру, Никон Черногорец (2-я пол. XIв.)пишет об этом так: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения…но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквях сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство».[74]
По замечанию преосвященного Сергия, автора «Полного месяцеслова Востока» (XIXв.) основные воспоминания Креста, лежащие в основе двунадесятого праздника, были полностью отнесены с мая на сентябрь ввиду не соответствия светлых пасхальных дней радости со скорбным характером воспоминаний о Кресте.[75]