Общая характеристика развития месяцеслова.
В истории календарных дат и праздников естественным образом усматривается определенная динамика развития. Христианство воспринимало в свой обиход те календари, которые были в ходу. В традиционный Римский календарь входили различные памятные дни. Помимо языческих праздников были отмечены дни, связанные с императорскими особами, дни собраний сената, дни по каким-либо причинам благоприятные и не благоприятные и т.п. Раннее христианство пыталось вписываться в известные календарные рамки, наполняя календарь своими воспоминаниями, постепенно замещая даты не соответствующие христианской доктрине (примером сему может служить установление даты празднования Рождества Христова). Известен, к примеру, Галльский календарь V века, где отмечены 10 христианских праздников, дни рождения Цицерона и Вигилия, и некоторые метрологические заметки.[17] Подобные общие Месяцесловы с некоторыми литургическими примечаниями включались в приложения к Лекционариям (аналог современного богослужебного Апостола и Евангелия) и являлись важной частью Устава. Календарные главы в Апостоле существуют и поныне. Были также в ходу в практике Церкви, так называемые Мартирологи, включающие сведения о христианских мучениках, а также Синаксариили Прологи с назидательными чтениями к богослужениям или жизнеописаниями святых. Ныне тексты Синаксария в богослужебной литературе сохранились только в Триоди, а жития святых прилагаются в некоторых изданиях Минеи.
В первые века христианства основным богослужебным днем являлся «День Господень» (Воскресенье), ещё не устоялась традиция богослужений суточного круга, Великого поста и Страстной седмицы, традиция счисления даты Пасхи. Была известна Пасхальная Пятидесятница, воспоминаемая как единое событие Спасения во Христе и освящения в Духе Святом (известно как о продолжительном 50-дневном Пасхальном периоде, так и об отдельном дне Пятидесятницы). Ещё не выделялись в отдельные воспоминания двунадесятые Господские и Богородичные праздники. Дни Пасхи и Пятидесятницы выделяются как дни крещения оглашенных. На Востоке закрепляется пост по средам и пятницам (см., например, Апостольскую дидаскалию, Дидахи, Пастырь Ерма). В Александрии и Египте известно о празднованиях Теофании - «Явления Бога во плоти», причем эти воспоминания с особыми ночными бодрствованиями изначально, в большей степени, практиковались в общинах гностиков, о чем свидетельствовал Климент Александрийский (см. Строматы I, 21). Происходит осмысление Субботы. Закон Моисея связывал Субботний покой с творением Богом мира (см. Исх. 20:8-11), когда после 6 созидательных дней, Господь «почил» в день 7-й (суббота). Второзаконнический пересмотр Торы уже указывает на связь покоя Субботнего дня с исходом евреев из Египта (см. Втор. 5:12-15). Во II веке гностики (например, Маркион), находясь под влиянием дуализма, считая материю проявлением зла, подчеркивая это, постились в Субботу, как в день, напоминающий о созидании материального мира. Апостольское правило 64-е в противовес этому запрещает пост в Субботу и Воскресенье. По Субботам начинают служить Литургии. Когда Великий пост установился продолжительностью до 40 дней, то субботние и воскресные дни могли оставаться не постными. Но, следует отметить, что в Риме и Александрии по Субботам Литургии не служились, и в традиции Римской Церкви было заведено поститься по Субботам. Памятуя, что Суббота воспоминает творение и «покой», в предании постепенно возникает воспоминание Усопших, - «яко земля еси и в землю отидеши…», - и Всех Святых, как начаток нового творения и успокоения в Боге, именно в день субботный.[18]
Начинают отмечаться даты кончин мучеников, которые в традиции именовались: «Дни рождения мучеников». Известно о поминальных трапезах. По свидетельству Мученических актов Игнатия Богоносца: «проведя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его». А в актахМученичества Поликарпа Смирнского говорится, что «ежегодно в годовщину смерти христиане собирались на могиле мученика, служили литургию и раздавали милостыню нищим. Эти основные элементы и образовали первоначальный культ святых,[19] – почитание святых возникало на почве местных традиций, в неразрывной связи с гробницей святого. Следует отметить, что в раннем христианстве противопоставления между святыми (как ныне канонизованными в святцах) и не-святыми не было – все члены Церкви мыслились как святые в Господе. Обращение к святому мыслилось не с целью чуда от мощей, или ходатайства о нуждах, но во свидетельство эсхатологического присутствия Бога в человеке, в частности, в мученике засвидетельствовавшем победу над смертью. Призывание усопших и молитвы им были укоренены в вере в «общение святых», которое не нарушается смертью вне зависимости от того: мученик это или простой член Церкви. С IV века отношение к святым начинает меняться, - выделяются люди из общего числа, отношение к которым формируется как к особым ходатаям и посредникам к Богу. Одним из первых об особой участи прославленных святыхпишетблаж. Августин(+430): «Праведность мучеников совершенна – они достигли совершенства своим подвигом. Поэтому Церковь не молиться за них. Она молиться за других усопших верных… Они вышли из мира сего столь совершенными, что …они ходатаи за нас».[20] Прославленных святых начинают просить о земных нуждах и ходатайстве за нас Богу, отсюда акцент в почитании святых переносится на прославление чудесной силы святого и отзывчивость святых к просящим. О нескончаемых чудесах святых пестрят нам «Жития», фактически являясь апокрифами.
Даты воспоминаемых Церковью евангельских событий не всегда были точно известны и, постепенно устанавливая календарные праздники, одной из миссионерских задач Церкви, служило замещение бытовавших языческих традиций христианским содержанием, - по замечанию архим. Киприана (Керна), - «В установлении точности дат празднования Церковь руководствовалась нередко своими особыми, так сказать «педагогическими» или миссионерскими соображениями. Фиксируя тот или иной день, Церковь имела ввиду преодолевать какие-то местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев и т.д.».[21]
Со времени Миланского эдикта 313 года, Церковь выходит на имперский уровень. Пышно развернувшиеся Христологические споры активно обогатили праздники года. Богоявление стало общецерковным праздником, в котором воспоминания разделились в отдельные празднования Рождества, Крещения и Сретения (на 40-й день после Рождества). Великий пост к концу IV века почти повсеместно становится 40-дневным, хотя в Риме он ещё насчитывал 20 дней. Становятся известны отдельные воспоминания Входа Господня в Иерусалим и Лазаревой Субботы. Выстраиваются богослужения Великого Четверга, Пятницы и Субботы с неотъемлемыми пасхальным крещениями оглашенных. К VIII в. выделяется в отдельное празднование Вознесения Господня (на сороковой день по Пасхе), изначально имевшее воспоминание в один день с Сошествием Святого Духа на апостолов. Активно начинают развиваться в VI-VIII веках Богородичные праздники - Рождество, Введение во храм, Благовещение; выделяются праздники ангелов и устанавливаются различные дни памяти ветхозаветных праведников. Даты тех или иных праздников в календаре не редко обуславливались привязками к датам освящения храмов в память воспоминаемого события. Появляется значительное количество так называемых «святых мест» там, где предположительно происходили те или иные Евангельские события и места связанные с жизнью подвижников и мучеников. Старались отмечать места искусственно, путем переносов мощей, частей одежд и т.п. Отмечали различные примечательные даты церковной жизни. Календарь активно наполнялся памятными датами.
Общую Динамику развития месяцеслова наглядно иллюстрируют примеры известных списков и календарей древности.[22] В Бухерианском календаре, являющимся частью римской летописи конца IVв. означены консулы, префекты и епископы Рима, поименно перечислены 12 почивших пап, в течение года отмечены 24 памятные даты, но к именам людей ещё нигде не прибавлено надписание «святой» или «мученик», а указаны лишь местонахождение гробницы и места почитания подвижника. В Карфогенском календаре VIв. зафиксировано 80 памятных дат в году, к именам людей здесь уже приписан статус: «епископ», «мученик», «святой», и т.п. В списках сирийского происхождения кон. VIв. насчитывается большое количество имен, приводится много памятей ветхозаветных праведников и пророков, памяти связанные с Иоанном Предтечей (Зачатие, Рождение и Усекновение), есть интересная память «Начало проповеди Господа», а также перечислены 10 великих праздников (отсутствует Преображение и Введение во Храм Богородицы). Список VIIIв. Иоанна Евбейского, где перечисляются важнейшие воспоминания церковного года, включает в себя 10 основных праздников: Благовещение Марии (Зачатие), Рождество Богородицы, Благовещение Гавриила (Благовещение Богородице), Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Пасха, Пятидесятница. Так называемый Алляциев календарь VIIIв. насчитывает 84 памятные даты в году. В нем перечисляются только 9 основных праздников: Рождество Девы Марии, Благовещение, Успение, Рождество Христово, Обрезание, Пасха, Вознесение, Пятидесятница и Воздвижение. Памяти святых во многих календарях этого времени отсутствуют в великопостный период с 1 марта по 14 апреля. В конечном итоге не ранее Хв. Восточно-православный месяцеслов обрел свой более-менее стабильный вид, с основными двунадесятыми праздниками, близкий к тому, как мы имеем сегодня.