Если мы по нашим делам и мыслям соответствуем званию христианина, это и будет нашим свидетельством о Христе
– На мой взгляд, в любой миссии, а Курильская епархия – прежде всего миссионерская, главное – твое личное поведение, твое отношение к окружающим, но в первую очередь – к Господу. Ты должен понимать, Кто есть Господь, что значит ходить пред очами Божиими, и стараться, чтобы твое внутреннее и внешнее состояние этому соответствовали. И если мы действительно по нашим делам и по нашим мыслям соответствуем званию христианина, то это и будет нашим свидетельством о Христе.
– То есть наша задача – просто быть хорошими христианами?
– Да, свидетельствовать о Христе не только словом. Конечно, и слова нужны, но прежде всего поступки, дела и наши молитвы. В первую очередь молитвы! Когда человек подходит и просит: «Помолитесь, есть проблема», лучшее исполнение этой просьбы любому христианину – и пастырю, и мирянину – не откладывать в долгий ящик. Тут нельзя сказать механически: да, мол, помолюсь. Спросите имя больного или больной, за кого молиться, воздохните, перекреститесь, постарайтесь помянуть человека. А молитвы изменяют не только наше физическое состояние, но – и это самое главное – состояние нашей души.
– Известно, что на Сахалине довольно много сектантов. Как вы ведете проповедь в этой среде, какие просветительские или миссионерские проекты реализуете?
– У нас есть и миссионерский центр, и духовно-просветительский. Мы стараемся помогать тем людям, которые попали в тоталитарные секты и просят помощи.
Дело это очень непростое. И потому для нас очень важен опыт работы подобных центров в других регионах России, поскольку с нуля начинать подобную деятельность практически невозможно. И мне весьма приятно, что у нас тесные контакты с Александром Леонидовичем Дворкиным, который не раз приезжал к нам.
Наш центр во имя Иринея Лионского занимается вспомоществованием тем, кто оказался втянутым в тоталитарные секты. Центр занимается и конкретной практической работой, и аккумулированием, объединением и осмыслением того опыта, тех наработок, которые есть и у наших коллег, и у нас.
Но остро стоит проблема кадров. Нужны помощники, нужны волонтеры из мирян, нужны неравнодушные священники. Постепенно мы ее решаем, волонтеры находятся. Тут тоже главное – внимание к человеку. Вот ты приехал с лекцией, поговори с теми, кто пришел ее послушать, пригласи на службу, чтобы они тоже помолились. Попроси кого-то помочь на службе… Надо, чтобы человек понимал: его труд тоже нужен Церкви. И тогда он будет считать себя частью Церкви, он будет причастным. Ведь когда храм строится всем приходом, каждый человек будет считать этот храм своим домом. Так же и здесь.
– Один из аргументов сектантов: необязательно ходить в храм, чтобы быть с Богом. И слова священномученика Илариона (Троицкого): «Без Церкви нет спасения», – сегодня как никогда актуальны. Как донести до людей идею, что без Церкви нет спасения? Как им показать, что надо быть в Церкви, надо быть причастным к ее Таинствам?
– Наверное, легче объяснить это в праздник Крещения Господня, когда очень многие приходят за крещенской водой. Сами люди интересуются, спрашивают: «А что такое крещенская вода? Почему она помогает?», и мы, отвечая на их вопросы, можем, начав рассказывать о свойствах крещенской воды, о купании в этот день, потом перейти к Таинству Крещения, далее к другим Таинствам, совершаемым в Церкви, рассказать о самой Церкви, о спасении… Здесь, на мой взгляд, самое главное – терпение, понимание, что не в один миг человек может преобразиться. Мы же не все старцы Оптинские. Это преподобный Варсонофий стал в одну ночь блистательным старцем. А процесс преображения души человеческой требует времени и труда, постепенности и постоянства.
– Постоянство и терпение – это категории, большинству людей сегодня совершенно непонятные – при том ритме, в котором они живут, особенно в больших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Как сделать так, чтобы Бог и в этом ритме жизни был в твоем уме на первом месте?
Утро не должно начинаться с телевизора. Утро должно начинаться с молитвы. Хотя бы краткой!
– Первый шаг к этому – понимание того, что Господь рядом, что Господь о нас промышляет, и мы должны свидетельствовать о Христе. Ну, а из таких бытовых шагов – постараться отказаться от телевизора вообще. Радикально. Телевизор – это вор времени. Это только так кажется, что, когда мы смотрим какие-то шоу, развлекательные программы, утренние каналы, мы можем отдохнуть или напитаться чем-то познавательным. Нет! Напитаемся скорее всего пустотой. Или какими-то отрицательными вещами. Утро не должно начинаться с телевизора.
Утро должно начинаться с молитвы. Хотя бы с краткой молитвы! Умылись – «Господи, помилуй!» И детей к молитве приучать. Как? Когда родители будут молиться, дети, глядя на них, тоже будут молиться. Дети, особенно маленькие, как губки всё впитывают. И, конечно же, любое, даже самое маленькое дело, начинать тоже с молитвы: «Господи, помоги».
Есть аспект, который мы всегда упускаем: мы зачастую просим Господа о чем-то, а вот поблагодарить Его забываем. Литургия – это же благодарение! С какими мыслями мы должны подходить на Причастие? Не с мыслями, что вот мы только что исповедовались, Господь простил нам наши грехи… Мы должны с чувством благодарности ко Господу подходить к таинству Причастия и радоваться, что Господь дает нам такую возможность. Преподобный Серафим Саровский говорил: нам грехи прощаются не только тогда, когда мы их исповедуем, но и когда мы причащаемся. Евхаристическая жизнь очень важна. Если мы исповедались, помолились – так, чтобы не отвлекаться умом, хотя бы две минуты из того времени, что идет Божественная Литургия, – причастились, то мы уйдем из храма действительно преображенными.
Нужно сопрягать свою жизнь с ритмом богослужебной жизни Церкви. По возможности стараться это делать. Какие-то семьи и прихожане каждое воскресенье участвуют в Литургии, кто-то, может быть, через воскресенье, а кто-то всей семьей ходит и на всенощные бдения под праздники, и на Божественную Литургию. На Сахалине Божественная Литургия служится и по будням, и в праздники в 8 часов утра, чтобы прихожане смогли перед рабочим днем помолиться, попросить у Господа поддержки.
Итак, утро начали с молитвы, но и днем, на работе, тоже не нужно забывать молиться. Особенно если начинается какой-то нездоровый спор. Да даже когда здоровый спор, на минутку отрешиться от него, обратиться ко Господу, и Он даст нам силы не втянуться сердцем в этот спор, не иметь к кому-то неприязни после спора, молитвой погасить пламя ссор, которые иногда возникают, умиротворить наши отношения с другими людьми.
Вот такой постоянный труд, постоянное усилие над собой – ведь Царство Небесное силой нудится – поможет нам горе иметь сердце, чтобы не всё наше внутреннее пространство было занято бытовыми делами, чтобы, как говорится, быт нас не заел.
– Владыка, вы вспомнили евангельские слова: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Сегодня приходится слышать разговоры о том, что современному человеку традиционная церковная жизнь тяжела и нужно ее несколько облегчить: сделать службы более краткими и понятными, перевести их с церковнославянского на русский язык, облегчить и подсократить посты… Как вы относитесь к подобным «подстраиваниям»?