Нужно учиться видеть в каждой встрече с тем или иным человеком, в каждой ситуации волю Божию

– Я могу посоветовать одно: постараться увидеть в каждой встрече с тем или иным человеком, в каждой ситуации волю Божию. Мне вспоминается, как она девушка жаловалась мне: «Когда я была студенткой, мне мой друг, тоже студент, сделал предложение выйти за него замуж, а мама сказала: “Рано еще о браке думать”. Я ему отказала, но больше меня никто в жены не звал. Я осталась незамужней». На эту ситуацию можно посмотреть по-разному. С одной точки зрения, эта девушка не согласилась выйти замуж, а пара, вероятно, была бы хорошая. А с другой точки зрения, может быть, маме Господь открыл волю Божию: не надо той девушке вообще выходить замуж, но спасать свою душу, молиться о родителях. Нужно везде видеть волю Божию, а не козни человеческие. Мы же в большей мере склонны видеть какие-то интриги, кого-то считать виноватым в своей не сложившейся карьере или личной жизни.

Мы должны помнить, что нами управляет Господь, а Господь – любящий Отец, Он создает ситуацию, именно наиболее подходящую для нашего спасения. И нам нужно любую ситуацию, даже плохую, принять: «Господи, всё из Твоей руки». А если мы видим, что некие козни, явные и неявные, интриги в нашем коллективе связаны с каким-то конкретным человеком, мы должны помолиться за этого человека. Мы не должны на этого человека злобиться.

Мы доброе всё принимаем, а плохое стараемся отвергнуть, говоря: «Господи, ну за что мне это?» У нас всё только наши хотелки, причем здесь и сейчас. Вынь да положь, как говорится. И если это не исполняется, ропот: «Господи, почему Ты нам этого не даешь?!» А это неполезно. Ведь мы же верим, что Бог есть, но почему-то Ему – не верим, не доверяем. Ведь если каждую ситуацию мы не воспринимаем как из руки Божией, то мы Богу не доверяем! Я бы посоветовал просто довериться Богу. Но это не значит быть безразличным, индифферентным в каждой ситуации.

Господь дает нам не только за то, что мы сделали, но и за наши твердые намерения это сделать. И если обстоятельства – внешние или даже внутренние – не позволили сделать что-то, тут не провал в нашей жизни, просто Господь не благословил этого по какой-то причине. Чтобы мы не превозносились, не считали себя выше всех.

– В Евангелии Господь, обращаясь к ученикам, чаще всего говорит: «Не бойтесь!», «Дерзайте!» Он призывает их не быть малодушными. Этот призыв обращен и ко всем нам. Но порой замечаешь, что нынешние христиане малодушествуют. Допустим, если они видят, что происходит нечто неправильное, они боятся сказать, как правильно. А недавно мы проводили на сайте опрос на тему: «Если вы идете мимо храма, каковы ваши действия?» Выяснилось, что лишь только четверть ответивших готовы остановиться и перекреститься. Около 5% могут зайти в храм, а все остальные – то есть большинство, – проходя мимо, скажут про себя: «Господи, помилуй», но постесняются показать свою веру крестным знамением. Не перекреститься, не поклониться, но только про себя: «Господи, помилуй»! Как нам преодолеть страх и малодушие, владыка?

– Очень серьезный и глубокий вопрос. И на него однозначного ответа нет и быть не может, поскольку в каждой местности, как я уже говорил, свои особенности. Например, на Сахалине епархия молодая – первый священник приехал туда в 1989 году. Соответственно, и культура там иная. Но… Еду я как-то мимо храма, стоящего на противоположной стороне улицы. Смотрю: идут мои хорошие знакомые, муж и жена. Люди, я бы не сказал, что глубоко воцерковлённые, но вот они поравнялись с храмом, супруга остановилась, перекрестилась на храм, поклонилась – и они пошли дальше. Эта культура, внутреннее состояние души формируются со временем, не сразу. И тут, на мой взгляд, очень важно, чтобы наши священники и волонтеры, занимающиеся с детьми в воскресных школах, поднимали и такие вопросы тоже.

У нас на Сахалине есть гарнизонный госпиталь. Я туда лет 10 назад ходил два раза в неделю крестить. Когда четыре человека крестились, когда шесть. Сейчас люди либо сознательно крещенные, либо сознательно некрещённые, а тогда был такой период неопределенности, что ли. И меня удивляло вот что: ко мне подходили солдатики и просили: «Батюшка, дай мне крестик. Вот мусульмане свою веру показывают, а я православный». Хотя, если бы не было мусульман, он бы не вспомнил о своей вере, к сожалению. Здесь есть такой фактор: «вопреки»…

И очень важно работать с детьми. У нас тесные контакты с Белгородской духовной семинарией. У этой семинарии миссионерская направленность, и они присылают к нам священников и семинаристов. В этом году белгородцы приехали на Рождество и были приятно удивлены тем, что в храме много детей. У нас обычно на Рождество в ночь служба, а утром, в 9 часов, – поздняя Божественная Литургия. И в ночь – полный храм, так что все в собор не помещаются, и утром – полный храм: всё пространство заполнено детьми. И для нас это привычная ситуация. И если ребенок, проходя мимо храма после воскресной школы, будет креститься – родителям станет стыдно не делать так же: они тоже будут креститься, идя мимо церкви.

– И так постепенно будет идти воцерковление нации, нашего народа…

Наши рекомендации