Пастыри о кризисе и его духовной пользе

Пастыри о кризисе и его духовной пользе

Падение рубля, увеличение цен, для кого-то сокращение на работе – всё это отражается на внутреннем состоянии человека, порой доводя его до уныния. Но всё ли так плохо, как кажется? Священники Русской Православной Церкви Артемий Владимиров, Владимир Гамарис, Николай Булгаков, Димитрий Шишкин и Димитрий Фетисов поделились размышлениями о том, можно ли извлечь из кризиса духовную пользу.

***

«Достоинство христианина познается в испытании»

Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России:

– Конечно, дорогие друзья, это «рукотворный» кризис, связанный с инфляцией и удешевлением рубля. И только потому мы ощущаем эти болезненные изменения, что Россия искусственно интегрирована в мировую экономику и рубль не является, как некогда, самостоятельной валютой (он привязан к золотому запасу и полезным ископаемым, но пока связан с бумажным царством долларов.) Сегодня имеет место некая стагнация в движении финансов, многие теряют работу; нет свободного циркулирования денежных средств, соответственно – и товаров; предприниматели чувствуют, что не справляются с трудностями и вынуждены сокращать персонал. У людей возникает обеспокоенность, как прокормить детей, как выжить в этих обстоятельствах, когда у всех волнения, тревоги, напряжение душевных и телесных сил… Но можно ли извлечь из кризиса духовную пользу?

Прежде всего, если мы сравним положение России с Украиной (всё познается в сравнении!), если поймем, что «цивилизация моря» ведет войну против «цивилизации суши», Атлантика – против Русского мира, то «на войне как на войне». Люди, прошедшие войну, воспринимают жизнь как самый драгоценный дар и рады жить в стесненных условиях, «лишь бы не было войны». Так, после Великой Отечественной, в годы разрухи жили дружно в очень стесненных условиях и радовались тому, что есть возможность созидать, радовались каждому наступившему дню.

Есть три молитвы, которые подходят ко всем обстоятельствам без исключения

Есть три молитвы, которые подходят ко всем обстоятельствам без исключения. Первая – Слава Богу. Всегда. Вторая – Господи, помилуй; прости. Тоже всегда, потому что мы всегда грешные, всегда есть, в чем нам каяться, достойное по делам нашим приемлем. Покаяние примиряет нас с Богом, приближает к Нему, а значит – дает силы. И третья – Господи, помоги. Тоже всегда, потому что нам всегда нужна помощь Божия. Господь Сам сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5).

Не понимаем, за что благодарить, – вроде, ничего хорошего нет? Но мы ведь не больше Иоанна Крестителя, который тоже не мог понять, почему он должен крестить Спасителя. Если бы Иоанн Креститель не имел смирения и продолжал настаивать на том, что он недостоин Господа крестить, не совершилось бы Крещения, у нас бы не было крещенской воды. Это было бы с его стороны ложным смирением. Это по внешности, по-человечески вроде бы смирение, но смирение с примесью гордости. Господь сказал ему: «Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф. 3: 15). И Иоанн Предтеча смирился, то есть сделал не по-своему, а так, как сказал ему Господь. Иоанн тогда еще, может, не до конца согласился с тем, что он делает что-то правильное, но он поверил Господу через силу и совершил истинное деяние.

Так же и апостол Петр поначалу не хотел, чтобы Господь умывал ему ноги. Не мог, по своему смирению, этого постигнуть! Действительно, Божие смирение для человека непостижимо. Спаситель ему сказал: «Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих» – то есть: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13: 7). Сегодня, наверное, большинство из нас не понимает, что и для чего нам делает Господь, но, может быть, что-то поймем потом – если Господь откроет. Всегда нужно иметь в виду, что мы всегда можем чего-то не понимать, и даже самого главного, но зато это очень хорошо понимает Господь.

В жизни всегда есть тайна, всегда есть то, о чем мы пока не знаем. Жить, учитывая эту тайну и смиряясь перед волей Божией, – это самое разумное. Иначе получается, что мы не доверяем Богу.

Пастыри о кризисе и его духовной пользе

Падение рубля, увеличение цен, для кого-то сокращение на работе – всё это отражается на внутреннем состоянии человека, порой доводя его до уныния. Но всё ли так плохо, как кажется? Священники Русской Православной Церкви Артемий Владимиров, Владимир Гамарис, Николай Булгаков, Димитрий Шишкин и Димитрий Фетисов поделились размышлениями о том, можно ли извлечь из кризиса духовную пользу.

***

«Достоинство христианина познается в испытании»

Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России:

– Конечно, дорогие друзья, это «рукотворный» кризис, связанный с инфляцией и удешевлением рубля. И только потому мы ощущаем эти болезненные изменения, что Россия искусственно интегрирована в мировую экономику и рубль не является, как некогда, самостоятельной валютой (он привязан к золотому запасу и полезным ископаемым, но пока связан с бумажным царством долларов.) Сегодня имеет место некая стагнация в движении финансов, многие теряют работу; нет свободного циркулирования денежных средств, соответственно – и товаров; предприниматели чувствуют, что не справляются с трудностями и вынуждены сокращать персонал. У людей возникает обеспокоенность, как прокормить детей, как выжить в этих обстоятельствах, когда у всех волнения, тревоги, напряжение душевных и телесных сил… Но можно ли извлечь из кризиса духовную пользу?

Прежде всего, если мы сравним положение России с Украиной (всё познается в сравнении!), если поймем, что «цивилизация моря» ведет войну против «цивилизации суши», Атлантика – против Русского мира, то «на войне как на войне». Люди, прошедшие войну, воспринимают жизнь как самый драгоценный дар и рады жить в стесненных условиях, «лишь бы не было войны». Так, после Великой Отечественной, в годы разрухи жили дружно в очень стесненных условиях и радовались тому, что есть возможность созидать, радовались каждому наступившему дню.

Наши рекомендации