О том, какую пользу приносит практика осознания вам лично

У тех, кто впервые начинает практиковать описанные выше упражнения, зачастую складывается совершенно неверное представление о том, чем они, в сущности, занимаются. Что это? Медитация? Молитва? Считает­ся, что молитва есть разговор с Богом. Но в этих упражнениях очень мало или же вообще нет слов. И точно так же вы не найдете в них того, что обычно ассоциируют с медитациями.

Завершив упражнение, вы не видите никакого конкрет­ного результата. Вам нечего записать в свой духовный дневник. Вы вроде бы что-то делали и в то же время не сделали ничего, вы ничего не добились. Это особенно тяжело для тех, кто стремится чего-то достигнуть, — для тех, кто ценит, в первую очередь, действие, а не бытие.

Я хорошо помню одного молодого человека, которому, как он полагал, эти упражнения не принесли никакой пользы. Он был разочарован тем, что ему приходилось сидеть без движения и созерцать пустоту. Кроме того, он жаловался на свою неспособность сосредоточиться. Время, которое этот молодой человек посвящал упражнениям, растрачивалось на бесплодную борьбу с блуж­данием ума. Он умолял меня предложить ему что-нибудь более стоящее. К счастью, несмотря на свои жа­лобы, он был настойчив. Через полгода выяснилось, что польза все-таки была — причем намного большая, чем от молитв и медитаций, которые он практиковал ранее. Что же все-таки произошло? С одной стороны, вроде бы ничего не изменилось. Ему было точно так же трудно заниматься, как и прежде, его ум по-прежнему блуждал. Зато изменилась сама его жизнь! Бесплодные, казалось бы, усилия, которые он в течение многих дней прилагал, чтобы успокоить свой ум, чтобы раскрыться навстречу пустоте и, сосредоточившись на собственном дыхании, на телесных ощущениях и на звуках вокруг, обрести безмолвие, пробудили энергию, которая заметно изменила его жизнь.

Таков эффект этих молитвенных упражнений — ка­жется, что изменения происходят сами собой. В какой-то момент оказывается, что искренность, простота, доб­рота, терпение — все те добродетели, которые вы надеялись обрести посредством тренировки собственной воли, приходят к вам без всяких усилий. И точно так же, без каких-либо усилий с вашей стороны, исчезает психологическая зависимость от других людей и дурные привычки, например пристрастие к алкоголю.

Когда это произойдет, вы поймете, что время, потра­ченное на эти упражнения, в действительности было потрачено с пользой.

О том, какую пользу приносит практика осознания в группе

Выполняя данные упражнения в группе, вы заметите, как люди, присутствующие на ваших занятиях, исполняются любви. В наше время, чтобы достичь взаимопо­нимания в семьях и различных религиозных сообществах, организуют групповые встречи и налаживают диа­лог между людьми. Подобная практика заслуживает всяческих похвал. Еще один путь к взаимопонима­нию — групповое созерцание. Ежедневно участники группы садятся в круг и безмолвствуют в течение полу­часа. Важно, чтобы безмолвие было не только внеш­ним, — ни единого движения, никаких разговоров, ни­какой суеты, — но также и внутренним. Такое безмолвие достигается с помощью упражнений, описанных ранее.

Один женатый мужчина сказал мне, что он и его супруга каждое утро садятся друг против друга с закрытыми глазами и посвящают час созерцанию. В результате они переживают такое любовное сердечное единение, какого не знали прежде, даже в самый романтический период своих отношений. Я должен добавить: эти двое достиг­ли наивысшего мастерства в искусстве успокоения ума.

Священник, который в составе группы из сорока ранее незнакомых друг с другом священнослужителей участвовал под моим руководством в тридцатидневном па­ломничестве, признался, что он никогда ранее не переживал такого духовного единения, как в эти дни. Дело в том, что в течение всего паломничества мы по вечерам посвящали сорок пять минут совместному безмолвному созерцанию.

Безмолвие объединяет людей. Слова же зачастую толь­ко препятствуют общению! Мастер дзэн рассказывал мне, что он вместе со своими учениками практикует групповое безмолвное созерцание в зале. С какой целью? Это кратчайший путь к тому, чтобы восемьдесят совершенно разных людей ощутили глубокое духовное единение друг с другом.

Созерцать легче в группе

Вы быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять данные упражнения в группе. Важно, чтобы все члены группы принимали активное участие в совместной рабо­те. Леность кого-либо одного будет мешать всем ос­тальным, и, наоборот, самоотверженные усилия каждого благотворно повлияют на групповой процесс в целом. Очень многие говорили мне, насколько групповое со­зерцание эффективнее индивидуальной практики.

Конечно, это не универсальное правило, однако меня поразил следующий факт: если кто-то из учеников в буддийском монастыре, который я посещал, сталкивался с трудностями, наш наставник предлагал ему сесть рядом — и это непременно помогало!

Может быть, дело в неосознаваемом контакте, который возникает, когда люди совместно достигают глубокого безмолвия? Или же в процессе коллективной практики возникают некие благотворные физические и духовные вибрации? По крайней мере, такова теория нашего буддийского наставника. И еще он настоятельно реко­мендовал практиковать созерцание, по возможности, в одном и том же месте, поскольку в этом случае благо­творные вибрации сохраняются очень долго.

Отведите для занятий определенный угол вашей комна­ты или же практикуйте созерцание в каком-либо «свя­том» месте, используемом для молитвы многими людьми.

Независимо от того, насколько верна теория вибраций, я, исходя из собственного опыта, а также из опыта многих других людей, утверждаю, что практиковать созерцание в «намеленных» местах действительно имеет смысл.

Наши рекомендации