Упражнение 13: Искать Бога во всем

В этом упражнении суммируется многое из того, о чем уже было сказано.

Выполните любое из описанных выше упражне­ний на осознание.

В качестве объекта для концентрации внимания выберите, к примеру, ощущения тела... осозна­вайте не только явные ощущения, которые сами просятся, чтобы их осознали, но также и нечто, едва уловимое... по возможности, никак не назы­вайте то, что вы чувствуете, —жжение, неудоб­ство, покалывание, зуд, холод... Не навешивайте на свои ощущения никаких ярлыков...

То же самое со звуками... осознавайте как можно больше звуков... не пытайтесь определить их ис­точник... слушайте звуки, не навешивая на них ярлыков...

В процессе выполнения упражнения вы заметите, как на вас нисходит великое умиротворение, глу­бокая тишина...

Благодаря данному упражнению вы получаете опыт пребывания здесь и сейчас. Минимум дейс­твий. Максимум бытия.

Для тех, кто предпочитает безмолвную молитву:

Выполняйте предыдущее упражнение до тех пор, пока не ощутите глубокое умиротворение...

Теперь без слов обратитесь к Богу. Представьте, что вы можете общаться с Ним только с по­мощью глаз и дыхания. Выразите Ему следу­ющее чувство: «Господи, хорошо быть здесь с тобой».

Или даже вообще не обращайтесь к Богу. Прос­то отдохните в Его присутствии.

Еще одно элементарное упражнение, позволяющее ощу­тить Бога во всем:

Вернитесь в мир своих ощущений. Насколько возможно, осознайте воздух, которым дышите... звуки вокруг... свое тело...

Почувствуйте Бога в воздухе, в звуках, в своих ощущениях...

Отдыхайте в едином мире ощущений... отдыхайте в Боге... предайтесь миру ощущений, звуков, прикосновений, цветов... Предайтесь Богу...

Упражнение 14: Осознать других

До сих пор все упражнения, которые вы выполняли, были основаны на осознании того, что мы называем своим Я. Для нас не существует ничего, что было бы ближе к Богу, чем мы сами. Вот почему святой Авгус­тин говорит: нужно возвращать людей к ним самим, чтобы они могли стать для себя ступенькой на пути к Богу. Моей внутренней Сущностью, самой почвой мо­его бытия является Бог. Воистину, погружаясь в себя, я соприкасаюсь с Ним.

И точно так же, осознавая себя, мы обретаем способ­ность к сопереживанию. Сопереживание является зало­гом любви к ближнему. Я могу сопереживать лишь в той степени, в какой я постиг самого себя.

Упражнение, которое я собираюсь сейчас предложить, вопреки вашим ожиданиям, не связано с осознанием переживаний другого человека. Я собираюсь говорить о более простых вещах — об осознании неодушевленно­го. После этого вы можете сосредоточиться на людях. Достигая просветления, мистик исполняется благогове­ния перед бытием во всех его проявлениях, одушевленных и неодушевленных. Он персонализирует все творе­ние. Для него люди перестают быть вещами и точно так же перестают быть вещами вещи.

Франциск Ассизский признавал солнце, луну, звезды, деревья, птиц, животных своими братьями и сестрами. Он обращался к ним с любовью, как к своим родствен­никам. Говорят, святой Антоний из Падуи проповедо­вал рыбе! Конечно, это глупо с точки зрения здравого смысла. Однако в высшем, мистическом смысле такая проповедь исполнена глубочайшей мудрости.

Я бы предпочел, чтобы вы не только прочли об этом, но и сами пережили нечто подобное. Вам придется хотя бы на время расстаться с предрассудками, свойственны­ми взрослым людям, и стать детьми, способными как Франциск Ассизский разговаривать с солнцем, луной и животными. Лишь уподобившись детям, вы сможете открыть для себя Царство Божие и познать тайны, недоступные мудрым и зрелым.

Выберите предмет, которым вы пользуетесь до­статочно часто: пишущую ручку, чашку... пред­мет, который легко и удобно держать в руках...

Возьмите его в ладони и вытяните руки перед собой. Закройте глаза и почувствуйте то, что вы держите в ладонях... ощутите его вес... осознавайте свои ощущения... Теперь исследуйте этот пред­мет, ощупывая его пальцами... медленно и почти­тельно... осознайте, какой он, шершавый или гладкий, жесткий или мягкий, теплый или холод­ный... затем прикоснитесь к нему губами... щека­ми... лбом... тыльной стороной одной ладони... осознайте, как меняются при этом ваши ощу­щения.

Итак, вы познакомились с этим предметом по­средством осязания... Теперь познакомьтесь с ним с помощью зрения. Откройте глаза. Рас­смотрите его под разными углами... всматривай­тесь в него... осознавая его цвет, форму... каждую деталь...

Понюхайте его... если можно, попробуйте на вкус... вслушайтесь в этот предмет, поднеся его близко к уху...

Теперь поместите его напротив себя или же к себе на колени и заговорите с ним... задайте ему вопросы о нем самом... о его жизни, прошлом и будущем... и пусть он раскроет вам секреты сво­его бытия... слушайте, как он объясняет, что значит для него существовать...

Всякая вещь обладает скрытой мудростью. До­статочно спросить и затем выслушать то, что она хочет вам сказать... что вы можете дать этому предмету... что ему нужно от вас...

Осознайте, что рядом с вами пребывает Иисус Христос, во Имя Которого и существует все сотворенное Богом. Услышьте то, что скажет вам и вашему предмету Он... что вы и ваш предмет скажете Ему в ответ...

Еще раз посмотрите на предмет... изменилось ли ваше отношение к нему? Изменилось ли в резуль­тате этого упражнения ваше отношение к другим предметам вокруг вас?

Наши рекомендации