Упражнение 13: Искать Бога во всем
В этом упражнении суммируется многое из того, о чем уже было сказано.
Выполните любое из описанных выше упражнений на осознание.
В качестве объекта для концентрации внимания выберите, к примеру, ощущения тела... осознавайте не только явные ощущения, которые сами просятся, чтобы их осознали, но также и нечто, едва уловимое... по возможности, никак не называйте то, что вы чувствуете, —жжение, неудобство, покалывание, зуд, холод... Не навешивайте на свои ощущения никаких ярлыков...
То же самое со звуками... осознавайте как можно больше звуков... не пытайтесь определить их источник... слушайте звуки, не навешивая на них ярлыков...
В процессе выполнения упражнения вы заметите, как на вас нисходит великое умиротворение, глубокая тишина...
Благодаря данному упражнению вы получаете опыт пребывания здесь и сейчас. Минимум действий. Максимум бытия.
Для тех, кто предпочитает безмолвную молитву:
Выполняйте предыдущее упражнение до тех пор, пока не ощутите глубокое умиротворение...
Теперь без слов обратитесь к Богу. Представьте, что вы можете общаться с Ним только с помощью глаз и дыхания. Выразите Ему следующее чувство: «Господи, хорошо быть здесь с тобой».
Или даже вообще не обращайтесь к Богу. Просто отдохните в Его присутствии.
Еще одно элементарное упражнение, позволяющее ощутить Бога во всем:
Вернитесь в мир своих ощущений. Насколько возможно, осознайте воздух, которым дышите... звуки вокруг... свое тело...
Почувствуйте Бога в воздухе, в звуках, в своих ощущениях...
Отдыхайте в едином мире ощущений... отдыхайте в Боге... предайтесь миру ощущений, звуков, прикосновений, цветов... Предайтесь Богу...
Упражнение 14: Осознать других
До сих пор все упражнения, которые вы выполняли, были основаны на осознании того, что мы называем своим Я. Для нас не существует ничего, что было бы ближе к Богу, чем мы сами. Вот почему святой Августин говорит: нужно возвращать людей к ним самим, чтобы они могли стать для себя ступенькой на пути к Богу. Моей внутренней Сущностью, самой почвой моего бытия является Бог. Воистину, погружаясь в себя, я соприкасаюсь с Ним.
И точно так же, осознавая себя, мы обретаем способность к сопереживанию. Сопереживание является залогом любви к ближнему. Я могу сопереживать лишь в той степени, в какой я постиг самого себя.
Упражнение, которое я собираюсь сейчас предложить, вопреки вашим ожиданиям, не связано с осознанием переживаний другого человека. Я собираюсь говорить о более простых вещах — об осознании неодушевленного. После этого вы можете сосредоточиться на людях. Достигая просветления, мистик исполняется благоговения перед бытием во всех его проявлениях, одушевленных и неодушевленных. Он персонализирует все творение. Для него люди перестают быть вещами и точно так же перестают быть вещами вещи.
Франциск Ассизский признавал солнце, луну, звезды, деревья, птиц, животных своими братьями и сестрами. Он обращался к ним с любовью, как к своим родственникам. Говорят, святой Антоний из Падуи проповедовал рыбе! Конечно, это глупо с точки зрения здравого смысла. Однако в высшем, мистическом смысле такая проповедь исполнена глубочайшей мудрости.
Я бы предпочел, чтобы вы не только прочли об этом, но и сами пережили нечто подобное. Вам придется хотя бы на время расстаться с предрассудками, свойственными взрослым людям, и стать детьми, способными как Франциск Ассизский разговаривать с солнцем, луной и животными. Лишь уподобившись детям, вы сможете открыть для себя Царство Божие и познать тайны, недоступные мудрым и зрелым.
Выберите предмет, которым вы пользуетесь достаточно часто: пишущую ручку, чашку... предмет, который легко и удобно держать в руках...
Возьмите его в ладони и вытяните руки перед собой. Закройте глаза и почувствуйте то, что вы держите в ладонях... ощутите его вес... осознавайте свои ощущения... Теперь исследуйте этот предмет, ощупывая его пальцами... медленно и почтительно... осознайте, какой он, шершавый или гладкий, жесткий или мягкий, теплый или холодный... затем прикоснитесь к нему губами... щеками... лбом... тыльной стороной одной ладони... осознайте, как меняются при этом ваши ощущения.
Итак, вы познакомились с этим предметом посредством осязания... Теперь познакомьтесь с ним с помощью зрения. Откройте глаза. Рассмотрите его под разными углами... всматривайтесь в него... осознавая его цвет, форму... каждую деталь...
Понюхайте его... если можно, попробуйте на вкус... вслушайтесь в этот предмет, поднеся его близко к уху...
Теперь поместите его напротив себя или же к себе на колени и заговорите с ним... задайте ему вопросы о нем самом... о его жизни, прошлом и будущем... и пусть он раскроет вам секреты своего бытия... слушайте, как он объясняет, что значит для него существовать...
Всякая вещь обладает скрытой мудростью. Достаточно спросить и затем выслушать то, что она хочет вам сказать... что вы можете дать этому предмету... что ему нужно от вас...
Осознайте, что рядом с вами пребывает Иисус Христос, во Имя Которого и существует все сотворенное Богом. Услышьте то, что скажет вам и вашему предмету Он... что вы и ваш предмет скажете Ему в ответ...
Еще раз посмотрите на предмет... изменилось ли ваше отношение к нему? Изменилось ли в результате этого упражнения ваше отношение к другим предметам вокруг вас?