Праведность верующего - верность в браке (5: 31- 32)
Третье сравнение органически вытекает из второго, поскольку похоть и половая безнравственность могут легко привести к разводу. В дни Иисуса было два основных толкования Второзакония 24:1-4. С одной стороны, была не строгая группа, следующая учению раввина Хиллела. Он и большинство его последователей (Antiquities 4.8.23; Stott, 93) толковали Второзаконие 24:1-4, как разрешение развода практически по любой причине (например, неумение хорошо готовить или утеря красоты), обязывая мужа выдать "разводную" (Мф.5:31). С другой стороны стоит строгая группа, следующая за раввином Шаммаи. Они ограничили разрешение развода "прелюбодеянием" (т. Git 9:10).
В обоих случаях религиозные лидеры расширяли первоначальное разрешение закона. Последователи Хиллела делали это, считая почти любой повод или прихоть мужа основанием для развода (Мф. 19:3), а последователи Шаммаи расширяли первоначальное разрешение закона, требуя развода (не только позволяя, а требуя его) в результате прелюбодеяния. ["Иудейский закон требовалразвода в случае прелюбодеяния (т. Yebam. 2:8; т. Sota 5:1)" (Blomberg, ПО). МакАртур добавляет, что в первом веке Таргум из Палестины толковал слова Моисея, записанные в Второзаконии 24:1, как повеление (Matthew 1-7, 311).] Иисус показал, что оба эти толкования неправильны, поскольку первоначальное намерение закона состояло в том, чтобы предотвратить или ограничить развод и злоупотребления им, но не требовать развода при акте прелюбодеяния. [Развод никогда не был Божьим планом (Мф 19:4-6) и Он ненавидит развод (Мал. 2:16). Все же, чтобы урегулировать уже существующий обычай, Моисей дал несколько ограничений. Во-первых, необходимо было выдавать свидетельство о разводе - разводную (24:1). Оно, вероятно, выдавалось женщине для ее зашиты, согласно закону, и для того, чтобы заставить человека думать, прежде чем разводиться. Во-вторых, если после развода жена выходила замуж, и ее второй муж разводился с нею или умирал, то первому мужу не разрешалось заключать повторный брак с ней (Втор. 24:2-4). Повторный брак с ее прежним мужем был определенно запрещен, потому что это будет равно узаконенному прелюбодеянию, "ибо сие есть мерзость пред ГОСПОДОМ" (Втор. 24:4).] Таким образом, расширение области разрешенного неправильно, и единственный законно разрешенный повод (не требование) для развода - "незаконная половая связь" (BAGD, 693 - porneia), например, прелюбодеяние, кровосмешение, проституция, гомосексуализм и зоофилия. [Под вдохновением Святого Духа, Павел позже добавил еще один повод к разводу в том случае, если неверующий супруг или неверующая супруга бросает верующего (-ую) или разводится с ним (с ней). В таком случае верующий больше не связан и свободен вступить в повторный брак (1 Кор. 7:12-15).]
Иисус тогда объясняет, почему все разводы, вне вышеупомянутого исключения, неправильны: потому что тот, кто разводится со своей женой по любой другой причине, "подает ей повод прелюбодействовать", и любой, кто женится на разведенной, "тот прелюбодействует" (5:32). Вот в чем результат неоправданных разводов для всех участвующих сторон - в цепочке незаконных связей. Развод становится способом избежания открытого прелюбодеяния и поиском возможности узаконить похоть и грех.
В тех случаях, когда сексуальная безнравственность имела место, развод позволяется, но не является обязательным. Мудрым решением в такой ситуации было бы сначала попытаться примириться с грешащим партнером, подобно Осии, который поступил так с Гомерь, выкупив ее из рабства после того, как она была неверна ему. Примирение должно быть первым шагом. Все же, если сексуальный грех продолжается, милостивый Бог позволяет невинной стороне развестись. В этом случае разрешается повторный брак. Почему разрешается повторный брак? Потому что по законам Ветхого Завета при прелюбодеянии брак обязательно расторгался, потому что виновная сторона умерщвлялась (Лев. 20:10) (MacArthur, Matthew 1-7, 317). Во-вторых, он принят потому, что в данном месте Священного Писания "только такое предположение может объяснить утверждение, что человек, разводящийся со своей женой без причины, "делает ее прелюбодейницей". Таковой поступок не имел бы подобного результата, если бы она не вышла замуж снова" (Stott, 96). Наконец, "древние евреи (подобно грекам и римлянам) почти единогласно согласились, что законный развод предоставляет человеку право вступить в повторный брак. Так что слова Иисуса были бы почти наверняка восприняты как разрешение на повторный брак при разрешенном разводе" (Blomberg, 111).