Праведность верующего зависит не от старания соблюсти закон, полностью или частично, но исключительно от веры во Христа

Павел еще раз говорит в Колоссянам 2:13-14 об этой истине, что закон перестал быть средством праведности с момента искупительной смерти Христа на кресте:

И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту...

Здесь Павел говорит о том, что смертью Христа Бог истребил «рукописание, которое было против нас», и «взял его от среды».

Павел говорит не об истреблении греха, но об истреблении рукописания. Это рукописание — заповеди закона, которые стояли между Богом и теми, кто нарушал закон,т.е. нами. Их нужно было изъять из среды перед тем, как Бог смог излить милосердие и прощение на нарушителей закона, т.е. на нас. Подразумевается вся система закона Моисеева, включая тот особый раздел закона, который мы обычно называем «Десятью заповедями».

То, что изъятие включает в себя и Десять заповедей, подтверждается словами Павла двумя стихами ниже в той же самой главе, то есть к Колоссянам 2:16:

Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу...

Слово «итак» в начале этого стиха говорит о непосредственной связи с тем, что было сказано двумя стихами раньше; то есть, об истреблении заповедей закона через смерть Христа.

Опять же, упоминание слова «суббота» в конце стиха говорит о том, что религиозное соблюдение дня субботы входит в состав тех заповедей, которые были истреблены. А ведь заповедь соблюдения субботы является четвертой из десяти заповедей. Это говорит о том, что Десять заповедей включены в целый состав закона, который был истреблен и взят от среды благодаря смерти Христа.

Это еще раз подтверждает то, что закон, включая и Десять заповедей, является единой, целостной системой, которая живет и умирает, как единое целое.

Об этом же идет речь в Послании к Ефесянам 2:14-15:

Ибо Он (Христос) есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотиею Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир...

Павел утверждает, что Христос через Свою искупительную смерть на кресте разрушил (то есть лишил силы) закон заповедей, и что Он удалил великую стену разделения закона Моисеева, которая стояла между евреями и язычниками. Таким образом, Он сделал возможным как для евреев, так и для язычников, чрез веру во Христа, примирение обоих с Богом и друг с другом.

Выражение «закон заповедей» очень ясно говорит о том, что весь закон Моисеев, включая Десять заповедей, потерял силу как средство достижения праведности, по причине смерти Христа на кресте.

В 1-м Тимофею 1:8-10 Павел снова рассуждает над отношеним христианина к закону и делает тот же вывод:

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению...

Павел разделяет людей на две категории: с одной стороны праведники, с другой стороны те, кто виновны в различных грехах, перечисленных им. Тот человек, который виновен в этих грехах, не является истинным христианином; он не был спасен от греха верою во Христа.

В то же время тот, кто доверяется Христу во спасение, больше не виновен в этих грехах; он оправдан, сделан праведным — не своей собственной праведностью, но праведностью Божьей, которая чрез веру во Христа во всех и на всех верующих.

Павел подтверждает, что закон не для оправданного верой человека; такой человек больше не находится под властью закона.

Снова, в Послании к Римлянам 8:14, Павел говорит:

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии...

То есть, истинными верующими являются те, кто водимы Духом Божиим, — именно это выделяет их как детей Божьих. О таких людях Павел говорит в Послании к Галатам 5:18:

Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

Итак, то же самое, что выделяет истинных детей Божьих, ходящих в вере, — водительство Духа Божия — также означает, что такие люди не под законом.

Это можно выразить кратко и применительно к каждому из нас лично таким образом: если ты истинное дитя Божье по вере во Христа, то это проявляется в том, что ты водим Духом Божьим. Но если ты водим Духом Божьим, то ты не под законом. Итак, нельзя быть под законом и дитем Божьим одновременно.

Еще проще: дети Божьи не под законом. Этот контраст между законом и Духом на примере поиска верного пути двумя различными способами: или с помощью карты, или с помощью проводника. Закон символизирует карте, а проводник — Дух Святой.

В законе человеку дается совершенно точная и подробная карта. Инструктаж состоит в следующем: если ты будешь безупречно учитывать каждую деталь карты, то это поможет тебе найти дорогу с земли на небо. Однако еще никто из людей этого не достиг, т.е. еще никто не попал на небо благодаря безупречному соблюдению закона.

Под благодатью же человек доверяется Христу как Спасителю, и после этого Христос посылает Духа Святого этому человеку для личного водительства. Дух Святой, посланный с неба, уже знает дорогу туда и не нуждается в карте. Верующему во Христа, водимому Духом Святым, нужно только следовать за своим личным Проводником, чтобы попасть на небо. Он не нуждается в карте, которая есть закон.

Итак, Новый Завет совершенно логично, учит, что те, кто под благодатью, водимы Духом Божьим, и не зависят от закона. Таким образом, мы делаем вывод, что Бог никогда и не ожидал от человека достижения истинной праведности через соблюдение закона, полностью или частично.

На основании этого вывода естественно возникает очень интересный вопрос: если Бог никогда не ожидал от человека достижения праведности через соблюдение закона, то для какой цели закон был дан человеку?

Мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе.

ЦЕЛЬ ЗАКОНА

Откровение о грехе

Новый Завет явно говорит о том, что закон был дан, чтобы показать человечеству его греховное состояние (Рим.3:19-20):

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так-что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.

Обратите внимание в первую очередь на категорическое утверждение:

...делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть...

Другими словами, никто из человеческих существ не может достичь праведности соблюдением закона.

Наряду с этим Павел дважды утверждает ту главную цель, с которой закон был дан. Во-первых, он говорит, что весь мир становится виновен перед Богом. Во-вторых, что законом познается грех.

Таким образом, мы видим, что закон не ставил перед собой цель сделать человека праведным, но, напротив, заставить человека осознать свою греховность и, из-за этого, неизбежность Божьего наказания за грех.

Павел рассуждает о той же истине в Послании к Римлянам 7:7 и 12-13:

Что же скажем? неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай»... Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так-что грех становится крайне грешен посредством заповеди.

Павел использует три разные фразы, чтобы выразить одну и ту же истину:

...я не иначе узнал грех, как посредством закона... грех, оказывающийся грехом... грех становится крайне грешен посредством заповеди...

Другими словами, закон был дан с целью разоблачить грех, показать грех в его истинном свете, как тонкое, разрушающее и смертоносное явление. После этого у человека уже не оставалось никаких оправданий в непонимании своей крайней греховности.

В медицинской практике существует определенный порядок лечения болезни: сначала ставится диагноз, затем назначается лечение. Прежде всего врач осматривает больного и пытается определить природу и причину болезни, и только после этого он назначает лечение.

У Бога точно такой же порядок решения духовных нужд человека. Прежде, чем назначить лечение, Бог ставит диагноз состояния. Основная причина всех страданий человека заключается в том, что все человечество болеет одной и той же болезнью, а называется эта болезнь «грех». Никакую человеческую нужду нельзя разрешить, прежде чем не будет поставлен этот диагноз.

Библия является единственной книгой в мире, которая правильно и ясно ставит диагноз и приводит причины всего, чего человечеству не хватает и от чего оно страдает. И по этой причине, в дополнение ко всему остальному, что эта книга предлагает, она бесценна и незаменима.

Показать неспособность человека спасти самого себя

Для каждого человеческого существа естественно желание быть независимым от Божьей благодати и милосердия. Это желание быть независимым от Бога само по себе является и результатом, и свидетельством греховного состояния человека, хотя большинство людей так не считает. Закон также был дан для того, чтобы показать грешному человеку, что он не сможет стать праведным своими собственными усилиями, стараясь исполнить закон.Так, когда человек убеждается в своем греховном состоянии, он в первую очередь пытается найти средства самоисцеления и достичь праведности своими собственными усилиями, независимо от Божьей благодати и милосердия. По этой причине, на протяжении всей человеческой истории, религиозные законы и установления были так привлекательны для человека, независимо от национальности или происхождения. Соблюдением религиозных законов и постановлений человек пытался заглушить голос своей совести и стремился к самоправедности.

Такова была позиция многих религиозных израильтян по отношению к закону Моисееву. Павел говорит об этой попытке Израиля установить свою собственную праведность в Послание к Римлянам 10:3:

Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией...

В результате попыток сделаться праведными своими собственными усилиями, Израиль не подчинился Богу — проявилось желание быть независимым от Божьей благодати и милосердия.

Тем не менее, когда человек соглашается посмотреть фактам в глаза и честно признать свое собственное пропитанное грехом состояние, он убеждается, что никогда не сможет стать праведным через соблюдение религиозных или этических правил. В Римлянам 7:18-23 Павел описывает это состояние от первого лица, как опыт, который он сам пережил, пытаясь достичь праведности соблюдением закона:

Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

Павел описывает человека, который умом искренне признает праведность и желает вести такой образ жизни, который рекомендуется законом. Однако, чем больше он пытается делать то, что предписывает закон, тем больше он убеждается в существовании иного закона, иной силы, внутри своей греховной природы, которая постоянно враждует с законом, признаваемым его умом, и обрекает на неудачу все искренние усилия для достижения праведности через соблюдение закона. Суть этого внутреннего конфликта выражена в 21-м стихе:

...я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.

Это кажется парадоксом, но, тем не менее, подтверждается всей историей человечества. Человек не знает, насколько он плох, пока не попытается стать хорошим.Всякая попытка стать хорошим только все более явно раскрывает безнадежную, неизлечимую греховность его собственной плотской натуры, которая обрекает на неудачу все его попытки и добрые намерения.

Итак, закон показывает человеку не только то, что он грешник, но и то, что его собственные усилия не могут спасти его от греха и сделать праведным.

Тень Христа

Следующей причиной введения закона было предсказание и предвещание грядущего Мессии, благодаря Которому человек способен принять истинное спасение и праведность. Закон делал это двояко: через пророческое слово и через установления и обряды закона.

Примером пророчества является Второзаконие 18:18-19, где Господь обращается к Израилю через Моисея:

Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу.

В Деяниях 3:22-26 Петр цитирует эти слова Моисея и относит их непосредственно к Господу Иисусу Христу. Итак, Христос — это тот Пророк, о Котором пророчествовал Моисей.

Мы также находим много прообразов Иисуса Христа как Спасителя в жертвоприношениях и церемониях закона.

Например, в 12-й главе Книги Исход, пасхальный агнец является прообразом спасения через веру в искупительную Кровь Иисуса Христа, пролитую во время Пасхи на Голгофском кресте. Точно также различные жертвоприношения, связанные с искуплением от греха и приближением к Богу, описанные в первых семи главах книги Левит, предвосхищают различные аспекты жертвенной, искупительной смерти Иисуса Христа на кресте.

По этой причине в Евангелии от Иоанна 1:29 Иоанн Креститель так представляет Иисуса Израилю.

...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира...

Сравнение Христа с пасхальным агнцем помогало израильтянам увидеть во Христе Того, о Ком было предвозвещено через все установления закона о жертвоприношении.

Павел так подводит итоги целесообразности закона в Послании к Галатам 3:22-24:

Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою...

Слово «детоводитель» в греческом языке означает взрослого раба в доме зажиточного человека, главной обязанностью которого было обучение детей этого богатого человека азам наук и ежедневное сопровождение их в школу, где они углубляли свои знания.

Подобным образом закон обучал израильтян азам Божьей праведности и давал им понять неизбежность веры во Христа как единственного источника истинной праведности, которая через веру, независимо от дел закона.

Точно так же, как задачи раба были исчерпаны, когда он доверял детей своего хозяина опытному педагогу, так и задачи закона были исчерпаны, когда Израилю был представлен его Мессия, Иисус Христос, и израильтянам была показана необходимость спасения через веру в Него.

Сохранение Израиля

В словах Павла из уже процитированного отрывка Послания к Галатам 3:23 есть фраза, которая указывает на еще одну функцию закона, в связи с Израилем. Высказываясь как израильтянин, Павел говорит:

...мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

Установления и заповеди закона выделяли Израиль как особую нацию, для особых целей Божьих. Посредством закона Бог строго охранял Свое наследие от растленности остального мира. Он как бы заключил их под Свое попечительство. В Числах 23:9 пророк Валаам говорит о плане Божьем для Израиля, который Бог дал ему в видении:

...вот, народ живет отдельно, и между народами не числится.

Бог предусмотрел, чтобы Израиль жил обособленно, как уникальный и отдельный народ, на своей собственной земле. Но даже когда непослушание Израиля привело к тому, что они были рассеяны в качестве изгнанников и пришельцев между всеми народами земли, Бог все равно предусмотрел, чтобы они не числились между народами.

Это установление Божье об Израиле исполнялось самым чудесным образом на протяжении девятнадцати веков рассеяния евреев среди языческих народов. В какой бы стране они не жили, они всегда оставались евреями. Главным средством для такого сохранения Израиля в качестве особой нации было постоянное соблюдение закона Моисеева.

Итак, вот те четыре цели, ввиду которых был дан закон Моисеев: во-первых, закон показывал человеку его греховное состояние. Во-вторых, закон показывал людям, что они, будучи грешниками, не могут сделаться праведниками своими собственными усилиями. В-третьих, через пророчества и обряды закон говорил о грядущем Спасителе и о спасении, и праведности верой в Него. В-четвертых, закон сохранил Израиль как особую нацию на протяжении многих веков их рассеяния, так что даже сейчас они сохраняются для особых целей Божьих.

Христос исполнил весь закон

Наше рассмотрение взаимосвязи между законом и Евангелием не будет полным, если мы не остановимся на словах Самого Христа, в которых подводится итог Его связи с законом, в Евангелии от Матфея 5:17-18:

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

В каком смысле Христос исполнил закон?

Прежде всего, Он лично исполнил его Своей незапятнанной праведностью и безупречным, тщательным соблюдением всех заповедей, Галатам 4:4-5:

...Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Обратите внимание на слова «родился от жены, подчинился закону». По Своему рождению, как человек, Иисус Христос был евреем, обязанным соблюдать все постановления и заповеди закона. Он совершенным образом исполнял это все на протяжении Своей земной жизни, никогда не отклоняясь от того, что требовалось от каждого еврея по закону. В этом смысле только Иисус Христос из всех, подчинившихся закону, исполнил его совершенно.

Во-вторых, Иисус Христос исполнил закон и в том смысле, что Он умер на кресте. Об этом идет речь в 1-м Петра 2:22 и 24. Подразумевая Христа, Петр говорит:

...Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его... Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды...

Будучи без греха, Христос взял на Себя грехи всех, кто был под законом, и затем сполна понес наказание за несоблюдение закона, которое есть смерть. Когда Христос таким образом понес все наше наказание, тогда Бог, не компрометируя Свою божественную справедливость, смог предложить полное и бесплатное прощение всем, кто верой принимает искупительную смерть Христа за них.

Так Христос исполнил закон, во-первых, Своей абсолютно праведной жизнью и, во-вторых, Своей искупительной смертью, которой Он удовлетворил справедливое требование закона ко всем, кто не соблюдал этот закон совершенным образом.

В-третьих, Христос исполнил закон, соединив в Себе все черты обещанного Богом Спасителя и Мессии, пророчески предвозвещенного в законе. Уже в начале земного служения Христа, мы читаем такое свидетельство о Нем в словах Филиппа Нафанаилу в Евангелии от Иоанна 1:45:

...мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета.

Опять-таки, после смерти и воскресения Христос Сам сказал Своим ученикам в Евангелии от Луки 24:44:

...вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

Мы видим, таким образом, что Христос исполнил закон трояко: во-первых, Своей безупречной жизнью; во-вторых, Своей искупительной смертью и воскресением; в-третьих, исполнив все, что закон предвозвестил и предвосхитил о грядущем Спасителе и Мессии.

И мы не можем не согласиться со словами апостола Павла в Послании к Римлянам 3:31:

Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Для верующего в искупительную смерть Иисуса Христа, как в исполнение закона применительно к себе, полнота и истинность закона несомненны. Спасительная вера во Христа не отвергает откровение закона, но, напротив, исполняет его.

Это снова приводит нас к словам Павла в Послании к Римлянам 10:4:

Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.

Христос покончил раз и навсегда с законом, как средством достижения праведности, понеся предписанное законом наказание Своей смертью в пользу тех, кто был под законом. Но во всех остальных отношениях закон все еще остается, во всей полноте и целостности, частью Божьего Слова, которое пребывает вовек. История закона, его пророчества и все его общее откровение о божественном разуме и совете — все это остается вечной и неизменной истиной.

ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ

К доктору пришел человек и пожаловался на боль в животе. Осмотрев больного врач поставил диагноз: «аппендицит».

«Аппендицит! — воскликнул больной. — Что это?»

Врач пояснил: «Аппендицит — это воспаление аппендикса».

Услышав такое пояснение, больной признался: «До сих пор я и не знал, что у меня есть этакий аппендикс и что он может воспалиться».

Подобным образом многие христиане осознают, что в их духовной жизни есть некая глубоко укоренившаяся проблема, которая внешне выражается в нестабильности, непоследовательности, неуверенности, отсутствии мира. Если таким христианам сказать, что причина их проблемы — непонимание таких фундаментальных концепций, как связь «веры» и «дел», или «закона» и «благодати», то эти христиане признались бы, подобно нашему больному: «До сих пор мы и не знали, что в Новом Завете вообще идет речь об этих вещах!»

Давайте кратко подведем итоги тому, что уже было сказано по этим двум взаимосвязанным вопросам.

Во-первых, весь Новый Завет учит, что спасение только по вере в полноту искупительного труда Иисуса Христа на кресте — без дел человека.

Во-вторых, спасающая вера всегда выражается в соответствующих делах.

В-третьих, эти дела, которыми выражается спасающая вера, не являются делами закона. Ту праведность, которую Бог хочет увидеть в нас, невозможно достичь делами закона.

Эти выводы относительно природы и цели закона Моисеева естественно ведут нас к следующему вопросу: если спасающая вера не выражается соблюдением закона, то какими же делами эта вера должна выражаться? Какие соответствующие дела мы должны ожидать в жизни всякого, кто претендует быть искренне верующим во Христа?

Ответ на этот вопрос, равно как и ключ к пониманию взаимосвязи между законом и благодатью, мы находим в словах апостола Павла в Послании к Римлянам 8:3-4:

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

Ключевой здесь является фраза: «чтобы оправдание закона исполнилось в нас», — где «нас» означает христиан, водимых Духом. Нам надлежит не исполнение закона, но оправдание закона.

Что здесь имеется в виду?

Сам Иисус дает разъяснение по этому вопросу в Евангелии от Матфея 22:35-40:

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Здесь Иисус определяет понятие «оправдание закона», о котором ранее говорил Павел. Закон Моисеев был дан только на определенный период времени немногочисленной группе людей. Но за этой целостной системой закона, данного таким образом, стоят два великих, вечных, неизменных закона Божьих для всего человечества: «возлюби Господа Бога твоего» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Две великие заповеди

Система закона, данная через Моисея, была просто системой детально разработанных принципов применения этих двух великих заповедей — любви к Богу и любви к ближнему. Эти две заповеди лежали в основе всего кодекса закона Моисеева и всего служения и проповеди всех ветхозаветных пророков. Итак, оправдание закона можно выразить двумя простыми заповедями: «возлюби Бога» и «возлюби своего ближнего».

Этому же учит Павел в 1-м Тимофею 1:5-7:

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Обратите внимание на эту исчерпывающую фразу: «цель же увещания есть любовь» (увещание — наставление, заповедь, правило).

Той главной целью, с которой был дан закон, было внушение «любви» — любви к Богу и любви к человеку. Павел также говорит, что все, пытающиеся учить закону Моисееву или истолковывать его, не понимая этой главной цели всего закона, «уклонились в пустословие... не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают».

Другими словами, такие истолкователи совершенно упустили главное в законе — то есть любовь; этот закон любви — любви к Богу и человеку — лежит в основе всех остальных законов.

Павел говорит об этом верховном законе любви в Послании к Римлянам 13:8-10:

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Любовь — исполнение закона

Мне представляется, что кто-то может задать такой вопрос: «Вы говорите мне, что как христианин, я не подзаконен требованиям заповедей Моисеевых. Означает ли это, что мне разрешается нарушать эти заповеди и делать все, что я захочу? Свободен ли я совершить убийство или прелюбодеяние, или воровство, если захочу?»

Ответ на этот вопрос таков: как христианин, ты можешь делать все, что исходит из состояния совершенной любви к Богу и людям. Но все, что не по любви — тебе делать нельзя.

Тот человек, сердце которого наполнено и контролируется любовью к Богу, свободен делать все, что его сердце желает. По этой причине апостол Иаков дважды называет этот закон любви законом свободы. В Послании Иакова 1:25 говорится:

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании.

Чуть дальше, в Иакова 2:12, апостол говорит:

Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

Иаков называет этот закон любви совершенным законом свободы, потому что тот человек, чье сердце наполнено Божьей любовью, излившейся Духом Святым в него, свободен делать все, что хочет, т.к. любовь Божья лежит в основе его поступков. Что бы этот человек не пожелал сделать, это всегда будет соответствовать воле и природе Бога, потому что Сам Бог есть Любовь. Тот, кто живет по этому закону любви, является единственно свободным человеком — единственным человеком, кто свободен всегда делать то, что хочет. Такой человек не нуждается ни в каком ином законе для контроля.

Иаков дает этому закону еще одно определение: он называет его законом царским в Иакова 2:8:

Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», хорошо делаете...

Почему этот закон назван царским? Потому что тот, кто живет согласно этому закону, воистину царь. Он не подзаконен никакому иному закону. Он свободен всегда делать то, что его сердце, движимое Духом Божьим, диктует ему. Исполняя этот один закон, он исполняет весь свод законов. Во всех обстоятельствах и во всех отношениях с Богом и людьми, исполняющий этот закон царствует в жизни, как царь.

Этот анализ того, что имеется в виду под оправданием закона, приводит нас к следующему выводу: стандарты истинной праведности, установленные в Ветхом Завете по закону Моисееву, и новозаветные требования Евангелия Иисуса Христа, не противоречат друг другу. В обоих случаях мерилом истинной праведности является любовь — любовь к Богу и любовь к людям.

Разница между двумя периодами — периодом закона Моисеева и периодом благодати Иисуса Христа — не в конечных целях, ими преследуемыми, но в тех средствах, которые используются для достижения этих целей.

В обоих случаях, как по закону, так и под благодатью, конечной целью является любовь. Но по закону для достижения этой цели использовалась система внешних заповедей и установлений, которые налагались на человека снаружи; а под благодатью средством является чудесное и постоянное действие Духа Святого в сердце верующего.

Закон Моисеев не достиг своей цели не потому, что сам закон был плох, но из-за врожденной слабости и греховности человеческой природы. Павел очень ясно говорит об этом в конце 7-й главы к Римлянам. В частности для того, чтобы проиллюстрировать эту истину, мы выберем 12-й, 14-й, 22-й и 23-й стихи.

Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра... Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

Закон сам по себе праведен и добр. Тот, кто пытается жить по закону, может совершенно искренне признавать стандарты закона и стараться жить согласно им. Но невзирая на все это, сила греха внутри него и немощь его собственной плотской природы не дают ему исполнить требования закона.

По Новому Завету благодать Божья в Иисусе Христе направляет человека к той же цели — любви к Богу и любви к ближнему — но в распоряжение человека поступает совершенно новое средство для достижения этой цели. Благодать начинается с чудесного действия Духа Святого внутри сердца верующего.

Результат этого действия называется «рождением свыше» или «рождением от Духа». Об этом переживании пророчески говорится в Ветхом Завете, у Иезекииля 36:26, где Господь так говорит народу Израилеву:

И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.

Результаты этой внутренней перемены описаны у Иеремии 31:31,33:

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

Обещанный здесь Господом новый завет — это Новый Завет благодати, через веру во Христа Иисуса.

По этому Новому Завету природа грешника полностью меняется изнутри. Старое, каменное, нечувствительное к Богу сердце извлекается и вместо него насаждаются новое сердце и новый дух. Мы получаем внутрь себя новую природу, которая находится в соответствии с Божьей природой и Божьими законами.

Человек, преобразованный таким образом Духом Божьим, может ходить путями Божьими и выполнять волю Божью. Суверенный закон любви отпечатывается Самим Духом на чувствительных скрижалях сердца верующего, и с этого момента этот закон естественно проявляется в новом характере и новом поведении человека.

Таким образом, мы снова возвращаемся к словам Павла в Римлянам 8:3-4:

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

Попытки достичь праведности через закон ни к чему не привели, не потому что закон был плох, но исключительно по причине немощи плотской природы человека. Дух благодати Божьей меняет плотскую натуру человека, давая ему новую природу, которая может получать и проявлять Божью любовь.

Мы можем так кратко изложить основное отличие действия закона и действия благодати: закон зависит от усилий самого человека и действует снаружи; благодать зависит от чудесного действия Духа Святого и действует изнутри.

Великим и ясным откровением Нового Завета является то, что человеческое сердце подпадает под действие этого совершенного божественного закона любви только благодаря действию Самого Святого Духа. В Послании Римлянам 5:5 Павел говорит:

А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Обратите внимание, что это не просто любовь человеческая в любом ее проявлении, но любовь Самого Бога, которую Дух Святой способен излить в наши сердца.

Эта любовь Божья, изливаемая Духом Святым в сердце человека, производит совершенный девятигранный плод Духа.Этот плод Духа является любовью Божьей, проявляющейся во всех чертах человеческого характера и в поведении. Павел описывает этот плод к Галатам 5:22-23:

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.

Снова Павел подчеркивает, что такая жизнь, в которой божественная любовь совершенным образом проявляется в этом девятигранном плоде Духа, не нуждается ни в каком ином законе. Поэтому он и говорит: «На таковых нет закона».

Закон любви является, таким образом, концом всех других законов и заповедей. Это совершенный закон, закон царский, закон свободы.

Новозаветный образец послушания

Однако мы вовсе не пытаемся убедить вас, что любовь Божья — это нечто смутное, неопределенное, нереальное или сентиментальное. Напротив, любовь Божья всегда определенна и практична. Согласно Новому Завету, как любовь к Богу, так и любовь к человеку выражается так, что это соответствует любви Самого Бога — определенно и практично.

На протяжении всей Библии, как Ветхого, так и Нового Завета, главным критерием любви человека к Богу являлось послушание.

В Ветхом Завете Бог очень ясно выразил эту истину в Книге Пророка Иеремии 7:23:

...слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом...

Точно так же в Новом Завете Иисус, в Своем прощальном обращении к ученикам, особое ударение сделал на послушании. В 14-й главе Евангелия от Иоанна Он подчеркивает это три раза подряд:

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

(15-й стих)

И снова, в 21-м стихе этой же главы:

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня...

И опять, в 23-м и 24-м стихах, Он говорит об альтернативе:

...кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое... Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих...

В свете этого становится ясным, что если христианин, который заявляет о своей вере во Христа, не покоряется Христовой воле, выраженной в Его словах и Его заповедях, он просто-напросто обманывает самого себя.

Самой главной заповедью Христовой, по Новому Завету, является любовь. Без любви не имеет смысла говорить о послушании. Но если мы проанализируем природу и проявление христианской любви, то обнаружим, что Новый Завет предлагает нам образец жизни, каждый аспект которой продиктован этой любовью.

Наши рекомендации