Предпосылки: Мессия идет в Капернаум (4:12-16)
Будучи испытан в тяжелейших искушениях и доказав, что Он достоин быть Мессией (4:1-10), Иисус "теперь" начинает Свое открытое служение, географически переместившись из Иудеи (4:12; Иоан. 4:1-3) в Назарет (4:13), а потом в Капернаум (4:12-13). [Словом "теперь" (5е) ((4:12) Матфей пропускает около 12 месяцев между искушениями Иисуса и Его переходом в Капернаум (Hendriksen, 239; Toussaint, 82). События, которые произошли в этот период времени: встреча с Петром и Андреем в первый раз, превращение воды в вино, очищение храма, встреча с Никодимом и самарянкой у колодца (Иоан. 1:19-4:42) (Hendriksen, 239; Pentecost, Words and Works, 95-136; Thomas, Harmony, 37-49).] Причиной этому стало то, что Иоанн Креститель был "отдан под стражу" (4:12). Иисус удалился в Галилею не потому, что пытался убежать от правителя Иудеи Ирода Антиппы, взявшего под стражу Иоанна. Иисус пытался уйти от Иудейских первосвященников и книжников, которые бы все свое внимание и зависть направили на Него, поскольку Иоанн уже сошел с их дороги. [Иоан. 4:1,3, похоже, указывает на следующее: Иисус оставил Галилею после того, как фарисеи услышали, что Он крестил больше людей и имел больше учеников, чем Иоанн Креститель. Говорится также о том, что иудейские лидеры, возможно, были причастны к заключению Иоанна в тюрьму, поскольку слово "отдан под стражу" (paredoqh) "используется Матфеем, когда он описывает, что предательство Иисуса было сделано руками Иуды (Мтф. 26:15, 16,21,23,25; 27:3,4)" (Toussaint, 82).] Его переход в Капернаум исполнил пророчество Исайи 9:1, где говорится о язычниках из Завулона и Неффалима, и о том, что они увидят великий свет. ["Завулон и Неффалим" (4:13) были первыми двумя племенами, пострадавшими от Ассирийцев (4Ц. 15:29). Исайя предсказывал, что придет день, когда не будет больше мрака, и земля эта увидит великий свет. Мтф. 4:14 говорит, что это произошло, когда Христос пришел и поселился в этих землях.] Иисус и есть тот великий свет, который "воссиял" над ними (4:17). Народы этих двух земель имели великое преимущество: Мессия был посреди них, исполнив тем самым 700-летнее пророчество Исайи и подтвердив этим, что Он есть Мессия. [Географически, эти два племени населяли Верхнюю и Нижнюю Галилею, включая Назарет, "который был в традиционных пределах Завулона" (Bimson, Bible Places, 313). Матфей намеренно упоминает, что Иисус поселился в Капернауме, находившемся в Неффалиме на Великом Стволовом пути (т.е., на морской дороге, ст. 156). Взаимосвязь пророчества Исайи и Капернаума заключается в том, что Великий Стволовой путь проходил через Завулон (юго-восточный его край), Неффалим (где Иисус вырос в Назарете и совершил большое служение в нижней Галилее) и Капернаум (ставший домом Иисусу в годы Его служения, Мтф.4:13; 9:1).]
Проповедь Мессии (4:17)
После того, как Иисус "поселился в Капернауме", Он начал возвещать ту же самую благую весть, что и Иоанн Креститель: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (3:2; 4:17). Поскольку ни Иоанн, ни Иисус не говорят о том, что речь идет не о том царстве, которое описывается в ВЗ, из этого следует, что имеется в виду одно и то же царство. Благовестия Иоанна и Иисуса идентичны: в лице Мессии приблизилось Царство.
3. Иисус призывает братьев Петра и Андрея, а также Иакова и Иоанна "следовать за Ним" (4:18-22)
Когда Иисус "проходил близ моря Галилейского", то увидел двух братьев, ловящих рыбу. Он повелел братьям идти с Ним, и пообещал в будущем сделать их "ловцами человеков" (это аналогия с собиранием верующих для Иисуса). Заметьте, что повеление в этом стихе - следовать за Иисусом, а не проповедовать Евангелие (такое повеление будет позже у Марка 16:15). Многие проповедники акцентируют на проповеди Евангелия в этом отрывке как главной идее. Иисус обещает, что Он сделает учеников евангелистами в будущем, но главная идея этого стиха - следовать за Иисусом сейчас. Иисус сказал: "Идите за Мною" - вот, что требуется от учеников в этом стихе. Пройдя немного дальше вдоль моря, Иисус увидел "других двух братьев: Иакова Зеведеева и Иоанна" (4:21) и призвал их. Не записано, что именно сказал им Иисус, но предполагается, что это было то же повеление.
Ответ этих четверых очень знаменателен: "Они тотчас... последовали за Ним" (4:20, 22). Матфей показывает, что это должно стать примером для всех верующих. Все мы призваны Христом совершить немедленный и полный разрыв со своим прошлым, и последовать за Ним.
Если брать за основу только Евангелие от Матфея, то может показаться, что эти четыре человека оставили все после первой же встречи с Иисусом. Но это не так, поскольку Андрей, Петр (и, возможно, Иоанн), все встречались с Иисусом раньше возле Иордана и провели время со Христом без специального призыва (Иоан. 1:37). [Предание гласит, что Иоанн был первым, кто повстречал Иисуса (Thomas, Harmony, 49, е).] Затем, спустя некоторое время, Иисус дает им специальное повеление, которое мы видим здесь (Мтф. 4:18-22), за которым следует второе и последнее повеление в Луки 5:1-11. [Некоторые не согласны с тем, что призыв Петра в Мтф. 4:19 тот же, что и в Лк. 5:10. Для такого понимания существует 4 причины: 1) контексты говорят, что события были разными. В Лк. 5:4-7 Иисус заставляет их рыбачить, тогда как в Мтф. 4:18 они уже рыбачили; 2) действия Иисуса разные в каждом из отрывков: в Лк. 5:1-3 Иисус учит, тогда как в Мтф. 4:18 Он просто проходит мимо; 3) повеления Иисуса разные: в Лк. 5:10 Он обращается исключительно к Петру, Андрею, Иакову и Иоанну. Позже, Он выражает Свое повеление по-другому. В Лк. 5:10 Иисус говорит: "Не бойся! Отныне будешь ловить (^oypov = брать живым) человеков", тогда как в Матф. 4:19 Иисус говорит: "Я сделаю вас ловцами (cAseii; =рыбаками) человеков".] После первого обращения Христа они вернулись к своей работе, но после второго - навсегда последовали за Ним.