Притворное покаяние иудейских лидеров, приведшее к осуждению (3:7-10)
Когда Иоанн увидел фарисеев и саддукеев, пришедших на крещение, он осудил их, сказав: "порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?" (3:7). Причиной этому дерзкому осуждению, ставшему благочестивым поступком, было их внутреннее упование не на Господа, а на своего предка Авраама (3:9). В результате чего Иоанн предупредил иудейских лидеров о необходимости искреннего покаяния: "сотворите же достойный плод покаяния" (3:8). Зачем? Затем, что суд грядет скоро, и всякое дерево (т.е. человек), не приносящее доброго плода, срубят и бросят в огонь ада (3:10). Это резкие слова, но сказанные с любовью. Потому что самое нежное, что можно сказать кому-то, кто идет в ад - это то, чтобы они покаялись и обратились к Господу, пока еще не слишком поздно. А именно это и случилось с религиозными лидерами, которые внешне, казалось, принимали Божье благовестие и Его посланника, но внутренне надеялись на собственные средства.
В заключение Иоанн переключает свое внимание с фарисеев и саддукеев на толпу, собравшуюся вокруг него для принятия водного крещения. Он объясняет людям, что грядущий Мессия также будет крестить, но не водою, а Духом. Его крещение будет сильнее, потому что это будет крещение большей степени, и оно исполнит пророчества ВЗ об излиянии Духа Божьего (Ис. 44:3; Ез. 36:27; 39:29; Иоил. 2:28; учение Иисуса о том, что Он пошлет Духа в Иоан. 15:26; Деян. 1:5), и что Господь будет судить надменных огнем (Мал. 4:1). Это излияние произошло в день Пятидесятницы (Деян. 2; 11:16), и происходит каждый раз, когда кто-то спасаем. Это включает и Иисуса, крестящего (погружением) Духом Святым и причисляющего крещенного к телу Христа (1 Кор. 12:13). Каждый верующий получает крещение Духом Святым в момент спасения. Иисус так же будет крестить каждого неверующего неугасимым огнем ада (Мтф. 3:12; Ис. 26:11).
В заключение: если человек раскаялся в своих грехах, то Христос будет крестить его "Духом Святым", что значит причислит к телу Христа посредством Святого Духа (3:11). Если же человек не раскаялся, то тогда суд огнем и ад ждут его, и будет сожжен, как бесполезная солома (3:12).
6. Примечание "В": Толкование Матф. 3:11
Что подразумевает Иоанн, говоря: "Он (Иисус) будет крестить вас Духом Святым и огнем"?
Взгляды
1. Он подразумевает разрушающий ветер и огонь как грядущие вместе с судом. [C.K.Barrett, The Holy Spirit in the Gospel Tradition SPCK, 1970, 126; Beare, 95. Беар понимает это не только как суд, но и как "сильнодействующее очищение ветром и огнем" (Веаге, 95).] Одно и то же греческое слово, употребленное в значении "Дух" и "ветер", полностью связывает Дух Святой в ст. 11 с разрушающим ветром в ст. 12. Дух/ветер в ст. 11 - это тот же ветер, который дует, отделяя солому в ст. 12. Более того, контекст (ст. 10, 12) ясно говорит о суде, а не о благословении.
ПРОТИВ:1) Понятия ветра и огня, используемые во время суда, не связываются в ВЗ (Веаге, 95) так, как они связаны между собой согласно этому взгляду. Ветер и огонь можно найти по отдельности, но не вместе, как предлагается этим взглядом. 2) Этот взгляд исправляет текст, не имея тому оснований, говоря, что "слово "святой" - это христианское вторжение в понимание выражения, которое изначально значило крещение "ветром и огнем" (Веаге, 95). Текст нужно принимать таким как есть, а не исправлять его, приводя в соответствие с чьим-то взглядом.
2.. Он подразумевает благословение излияния Духа Святого в День Пятидесятницы, которое сопровождалось "огненными языками" (Деян. 2:3). [Как утверждает Лагранг Дан, об этом говорится в Римско-католических комментариях, таких как Б. Леминг "Принципы сакраментальной теологии", 1956. См. также Р.С.Х. Ленски, 117.] Деян. 2 определенно является исполнением того, о чем говорил Иоанн, и упоминание об огне "соответствует этому предназначению Пятидесятницы" (Деян. 2:3) (Hendriksen, 208). [Хэндриксен считает, что слово "огонь" относится как к Пятидесятнице, так и к последнему суду (стр. 209).]
ПРОТИВ:1) "Огонь" в контексте Матфея 3:10,12 является ясной метафорой для суда, а не благословения (Dunn, Baptism, 10, 12; Hagner, 1:52). Ничего в тексте не говорит о том, что Иоанн использует это слово в каком-то другом значении. Этот взгляд игнорирует параллельные значения слова "огонь", которые встречается в стихах до и после вопроса, содержащего это же слово (Мтф. 3:11); 2) Матфей использует слово "огонь" 11 раз: два раза - это огонь в буквальном смысле (мальчик, который бросался в огонь, и огонь, который сжег город [17:15; 22:7]); во всех остальных случаях "огонь" обозначает именно огонь суда (3:10, 12; 7:19; 13:40, 42, 50; 18:8; 25:41), но никак не огонь благословения ("гнев", ст. 7; "огонь" для бесплодных деревьев, ст. 10; "неугасимый огонь" для соломы, ст. 12); 3) в случае с Корнилием и его домашними не упоминаются "огненные языки", когда они были крещаемы Духом Святым (Деян. 11:16), и в этой связи Петр вслух узнает исполнение этого отрывка из Писания (Мтф. 3:11).
3. Он подразумевает очищающее "излияние" или духовное очищение Духом Божиим в Мессианский Век. [Alford, 1:23; Blomberg, 80; Broadus,51; Carson, 8:105; Chrysostom ; Davies and Allison (ICC,1:317); James DG Dunn, Baptism of the Holy Spirit, 11; R. T.France, 93; Morris, 62.] "Для Крестителя огонь и Дух были не две разные вещи, но одна - "огненное дыхание". Он провозглашал, что на рубеже нового века все пройдет через огненный ruah [Дух] Бога, через поток, который очистит праведных и уничтожит нечестивых (Davies and Allison, 1:317). Это "не какой-то обряд или опыт..., скорее это указывает на очищающий эффект работы Мессии". [RT.France, 93.]
ЗА:1) этот взгляд предпочтителен, потому что в греческом языке один предлог используется для управления двумя существительными (крещение и огонь), поэтому речь идет об одном крещении огненным Духом, которое уничтожит нечестивых и очистит праведных (1 Kop.3:10-15) (Davies and Allison, 1:316); 2). [Это "обычно предполагает объединенное понятие" (Carson, 8:105).] Дух - это ruah, и ruah, как и огонь, иногда ассоциировался с судом (Ис. 4:4; 40:24; 41:16; Иер. 4;11-16; 23:19; 30:23; Иез. 13:11-13); и "огонь часто имеет очищающее, а не разрушающее значение в ВЗ (напр., Ис. 1:25; Зах. 13:29; Мал. 3:2-3)" (Carson, 8:105; Dunn, 12, сн. 12); 3) некоторые параллельные места открывают возможности соединения огня и ruah в пророчествах о суде (Ис. 4:4; 30:27-28); 4) следующий стих (12) совпадает с пониманием, в котором действие сбора урожая, т.е. суда, для одних значит спасение (пшеница), а для других - проклятие (солома) (Davies and Allison, 1:317); 5) более широкий контекст Библии показывает, что "как это было в начале, Господь вылил на землю потоп, но не огонь (Быт. 6-8), так будет и в конце (Davies and Allison, 1:317).
ПРОТИВ:1) в контексте "огонь" - это суд (106, 126), гнев (76), но не очищение; 2) ни в тексте ВЗ, ни НЗ (кроме спорного текста Иоанна) нет очевидной связи между крещением и очищением огнем. И нигде в ВЗ нет пророчества об очищении "излиянием" или о духовном очищении Духом Бога в Мессианский Век. Ветхозаветные пророчества о грядущем Духе не связывают Его пришествие с очищением праведных и уничтожением нечестивых. Связь этих двух понятий является ключом этого взгляда, хотя эти понятия нигде не связываются в пророчествах. Но сошествие Духа и суд огнем - два отдельных пророчества в ВЗ (как взгляд № 4); 3) Матфей никогда не использует слово "огонь" в связи с очищением, но почти всегда (9 из 11 раз) в связи с судом; 4) ключевая параллельная ссылка со значением очищения относится к нечистым Левитам, а не ко всему Израилю, т.е., к Божьему народу в целом (Мал. 3:2). В Мал. 4:1 подчеркивается уничтожение нечестивых, что поддерживает взгляд №4 (ВКС, 1:1587); 5) нет ясного определения факта уничтожения Богом нечестивых, когда Дух сошел в Деян. 2; 6) этот взгляд не подходит к принципу "ясности" Писания, и вряд ли вам придет в голову размышлять именно так, как изложено выше, после прочтения этого отрывка Писания.
4. Двойное крещение - это крещение, являющееся благословением для праведных (Духом Святым) и осуждением для нечестивых (огнем). [W. С. Allen, (old ICC) 26; R. E. Brown, New Testament Essays (1965) 135ff; Cranfield, St. Mark (1959) 51; Belling, NovTest 1 (1957), 107; Filson, 66; Craig S. Keener, IVP Background Commentary, 53; Homer Kent, Wycliffe Bible Commentary, 934; F. Lang, "тор," in TDNT, 6:943; John P. Lange, 72; John MacArthur, 1:71-72; Origen (says WBC, 1:52; and Dunn, Baptism in the Holy Spirit, 10, n. 8); A. T. Robertson, Word Pictures, 1:28; John F. Walvoord, 32.] Многие пророчества ВЗ предсказывают излияние Духа Божьего (Ис. 44:3; Иез. 36:27; 39:29; Иоил. 2:28; Иоан. 15:26; Деян. 1:5), и это же произошло в день Пятидесятницы (Деян. 2), и происходит всякий раз в момент спасения человека. Христос - креститель, Который крестит каждого верующего Духом и добавляет его к Своему телу.
ЗА:1) ближний контекст, т.е., предыдущий и следующий стих (ст. 10, 12), оба содержат одно и то же греческое слово "огонь", и оба эти стиха подразумевают суд и наказание (не очищение и не знак, присущий крещению Духом); 2) Матфей никогда не использует огонь в связи с очищением или знаком крещения Духом, но почти всегда - в связи с судом Божиим (3:10, 12; 7:19; 13:40, 42, 50; 18:8; 25:41). Единственным исключением из такого использования слова "огонь" являются два случая использования слова в буквальном смысле в 17:15; 22:7 (мальчик, который бросался в огонь, и огонь, который сжег город); 3) в обоих примыкающих стихах противопоставлены судьбы верующих и неверующих: те, которые приносят добрый плод, и те, которые не приносят плода (ст. 10), ценная пшеница и бесполезная солома (ст. 12). Отсюда естественным и логичным будет также понимание ст. 11, как противопоставление верующих (крещенных Духом Святым) неверующим (погруженных в огонь суда) (MacArthur, 1:72); 4) все параллельные ссылки, которые не содержат слов "и огнем", не содержат также образа горящих бесплодных деревьев и соломы (Мк.1:8; Иоан. 1:33; Деян. 1:5; 11:16); параллельная ссылка, содержащая слова "и огнем" (Лук. 3:16), содержит также образ горящих бесплодных деревьев и соломы. Этот богодухновенный комментарий показывает, что слова "и огнем" тесно связаны с Божьим судом; 5) Мал. 4:1 называет всех нечестивых соломой и говорит, что они будут уничтожены огнем. Этот стих является ближним контекстом пророчества об Илии (Иоанне Крестителе) (Мал. 4:5). Иоанн Креститель является исполнением пророчества Мал. 4:5 (Мтф. 11:14; 17:12). Мало похоже на простое совпадение то, что в ближнем контексте этого пророчества (Мал. 4:1) нечестивые называются соломой и будут уничтожены "огнем". Связь этих трех элементов как в Мал. 4, так и в Мтф. 3 (оба имеют отношение к Иоанну Крестителю), выступает в поддержку этого взгляда; 6) огонь в Библии часто используется в связи с судом (Быт. 19:24; Числ. 16:32-33, 35; Пс. 20:9; Ис. 26:11; 66:24; Иер. 4:4; 15:14; Зах. 1:18; Мтф. 5:22,29; Мрк. 9:43, 47; Лук. 3:17) в гораздо большей степени, чем с очищением; 7) опровергая "ПРОТИВ 1" (см. ниже), Пламмер говорит, что "слово "вас" может включать обе группы кающихся и не кающихся, тогда как в следующем стихе эти две группы явно разделены между собой". [Alfred Plummer, An Exegetical commentary on The Gospel According to St. Matthew, 29.]
ПРОТИВ:1) Дух не является подарком для праведных и огнем наказания для нечестивых. В тексте есть только одно "вас", а не два (Davies and Allison, 1:317, сн. 48); 2) этот взгляд делает два крещения из одного, на которое убедительно указывает один предлог.
План Матф. 3:1-12
Приготовление пути Мессии: появление предтечи Христа (3:1-12)
I. Предисловие об Иоанне Крестителе (когда и где) (3:1)
II. Служение Иоанна Крестителя и его благовестие (3:1-2,6)
Отождествление Иоанна Крестителя с Предтечей Мессии (3:3-4)
Результаты проповеди Иоанна Крестителя (3:5-12)
1. Искреннее покаяние людей (3:5-6)
2. Притворное покаяние иудейских Лидеров (3:7-12)
1) осуждение и предупреждение фарисеев и саддукеев (3:7-10)
2) утешение и любящее предупреждение о приближающемся благословении или суде (3:11-12)