Визит дуни чанда и раджи раттан рая
Волнующиеся толпы людей, сердца которых были полны преданности и любви к Учителю, стекались, чтобы увидеть его. Некоторые приходили из Кабула, Кандагара, Газни, Балха и Бухары. Явившись воздать дань уважения своему Владыке, они приносили бесценные дары — покрывала, ковры, шали и другие ценности. Дуни Чанд, один из преданных, посетил Анандпур в 1681 году и преподнес Гуру “шамьяна”, или царское ложе с шерстяным пологом, блиставшее роскошью. Оно было расшито золотом и серебром и инкрустировано жемчугом. Говорят, что своим великолепием оно превосходило ложе императора.
По милости Гуру Тегх Бахадура раджа Рам из Ассама был благословлен сыном, которого звали Раттан Рай. Раджа хотел повезти сына к Гуру, но вскоре умер, так и не посетив Анандпура. Своей рани (жене) он завещал воспитать принца преданным сикхом. Рани добросовестно исполнила завет мужа, и подрастающий принц хорошо знал биографии и учения сикхских Гуру. Когда принцу Раттану Раю исполнилось двенадцать лет, он ощутил желание увидеть Гуру. Вместе со своей матерью и несколькими министрами он отправился в Анандпур. Он привез с собой в качестве пожертвования пять лошадей в золотой сбруе, маленького слоненка и орудие, из которого можно было сделать пять разных видов оружия: пистоль, меч, копье, кинжал и булаву.
Раджа был встречен с великим почетом. Он преподнес свои дары и просил Гуру даровать ему веру сикхов. Все его желания были исполнены. Раджа продемонстрировал качества своих подарков. Он заставил слоненка вытереть туфли Гуру и поставить их на место к его ногам. По команде слоненок взял чаури (опахало) и помахал им над Гуру. Раджа попросил Гуру никогда не передавать слона во владение кому-то другому.
Принц и его спутники оставались в Анандпуре в течение пяти месяцев. В это время он посещал киртан и ощущал духовный подъем, вызванный проповедями Гуру. Когда он уезжал, Гуру, провожая его, проехал с ним часть пути, а затем распрощался. Раджа и его свита уехали с подарками. Помимо материальных даров Гуру дал Раттан Раю РАТТАН — алмаз НАМ, величайший из всех даров в жизни:
“НАМ — это бесценный алмаз,
которым владеет совершенный Гуру;
Если кто-то преданно любит Истинного Гуру,
Гуру зажигает в его сердце Свет Мудрости, и тогда
раскрывается НАМ.
Благословен счастливец, идущий на встречу с Гуру.”
(Шри Раг Мохалла 4, с-40)
РАНДЖИТ НАГАРА
Армия Гуру росла день ото дня. Теперь он занялся изготовлением огромного барабана, который был необходим для поддержания энтузиазма его армии и без которого Гуру считал ее оснащение незавершенным. За работу по изготовлению барабана отвечал деван (министр) Гуру, Нанд Чанд. В те дни таким барабаном мог пользоваться только суверенный князь и только в пределах своих владений. Бить в барабан на территории, подвластной другому правителю, считалось актом враждебности и означало открытое объявление войны. Завершение работ по изготовлению большого барабана, который назвали Ранджит Нагара, или боевой барабан победы, было отмечено молебнами и раздачей паршада (священной пищи). Когда раздался звук этого барабана, мужчины и женщины города пришли на него посмотреть, и было великое торжество.
В тот же день Гуру со своими людьми отправился на охоту. Когда они подъехали близко к Биласпуру, столице Кахлура, ударили в барабан. Жители гор, привыкшие опасаться грозы, приняли его звучание за раскаты грома. Кахлурский раджа Бхим Чанд позвал на совет своего первого министра, и тот объяснил ему, во-первых, что это барабан Гуру, который достоин поклонения, во-вторых, что Гуру имеет большую армию и очень опасен, и в-третьих, что Гуру храбр, а такие люди иногда бывают полезны в качестве союзников. Услышав это, раджа Бхим Чанд захотел встретиться с Гуру и послал своего первого министра просить у него аудиенции. Согласие было получено, и раджа со своими придворными сразу же выехал в Анандпур.
РАДЖА БХИМ ЧАНД И ГУРУ
При дворе Гуру раджа Бхим Чанд был встречен с великими почестями. Он попросил у Гуру разрешения взглянуть на дары ассамского раджи. Ему показали все подарки. Бхим Чанд был поражен великолепием кабульского балдахина. Ему рассказали, что это подношение одного набожного сикха из Кабула. Во время этого разговора вперед был выпущен нарядно украшенный слоненок. Бхим Чанд застыл в изумлении, выражая безграничное восхищение всем увиденным. На обратном пути домой его ум пылал от зависти к положению и богатству Гуру, и он решил завладеть хотя бы слоненком.
Вернувшись в свою столицу, Бхим Чанд поделился планами с придворными. Было решено послать Гуру письмо о том, что раджа Гархвала Фатех Чанд приезжает с целью выдать свою дочь замуж за сына Бхим Чанда, и последний просит дать ему взаймы слоненка, чтобы блеснуть перед гостями своим богатством. Когда письмо было доставлено Гуру, он понял, что это всего лишь уловка, предназначенная для того, чтобы навсегда завладеть слоненком. Он послал Бхим Чанду ответ: “Раджа, подаривший мне слоненка, просил не передавать его никому другому. В доме Гуру существует правило считаться с подобными просьбами.” Рассказывают, что раджа присылал своих эмиссаров трижды; в последний раз это был Кесари Чанд, раджа Джасвала, но Гуру не уступал и не пошел навстречу желанию Бхим Чанда. Бхим Чанд пришел в ярость и жаждал мести.
Большинство масандов были шокированы явными военными приготовлениями Гуру и советовали его матери отвлечь его от подобных занятий, которые в противном случае принесут ему неприятности. Когда мать Гуру заговорила с ним об этом, он отвечал ей: “Дорогая матушка, я послан Бессмертным Богом. Тот, кто Ему поклоняется, будет счастлив. Но тот, кто поступает бесчестно и поклоняется камням, получит по заслугам. Такова миссия, возложенная на меня Богом. Если я сегодня отдам радже Бхим Чанду слоненка, завтра мне придется платить ему дань.” Тут в разговор вступил Нанд Чанд и сказал: “Матушка, разве лев когда-нибудь боялся шакала? Видел ли кто-нибудь огонек светлячка при ярком дневном свете? Что такое капля воды по сравнению с океаном? Гуру — храбрый тигр, прекрасный, как солнце. Разве он убоится Бхим Чанда?” Учитель закончил дискуссию словами: “Дорогая матушка, не слушай злых советов масандов. Они стали трусами, питаясь пожертвованиями сикхов.”
Гуру и его воины продолжали упражняться в стрельбе из лука и увлекаться охотой. Сикхи, постоянно приезжавшие к Гуру, привозили в качестве пожертвований оружие. Приходивших с намерением поступить на военную службу встречали с готовностью и обучали воинскому искусству. Таким образом Гуру собрал внушительную армию.