Абдур-рахман ибн хасан (ум. 1285 г.х.).
1. Сказал шейх Абдур-Рахман Ибн Хасан в ответ на слова врага недждийского призыва, ученика Дауда Ибн Джорджиса, Усмана Ибн Мансура, что те кто поклоняются могилам – ошибающиеся муджтахиды: "И не упомянули уляма, ни из числа саляфов, ни из числа поздних, что в ширке допустим иджтихад, и оправдывается делающий его по причине иджтихада. И эти его заявления – ложь на Коран, Сунну, и иджма ученых Уммы". Источник: "Ад-Дурар ас-сания", 11/548-549.
2. У шейха Абдур-Рахмана Ибн Хасана есть отдельное послание на эту тему, которое называется "الأدلة والبراهين على عدم العذر بالجهل في أصول الدين" ("Доводы и доказательства на то что нет оправдания по невежеству в основах религии").
Сказал он в нём, в частности, опровергая на слова врага призыва Усмана Ибн Мансура, который сказал: "Если скажет муслим: "Господь наш, прости нам и нашим братьям которые опередили нас в Имане" (аль-Хашр, 10), имея ввиду тех кто опередил его в Имане из веков Уммы, даже если они ошиблись в каком то тауиле, который он истолковал, или сказал куфр, или сделал его, не зная, что это противоречит двум свидетельствам, то он – из его братьев, которые опередили его в Имане".
Сказал имам Абдур-Рахман Ибн Хасан в ответ:
"Я скажу: посмотрите на эту удивительную слабость довода, и на противоречие! Нет сомнений, что куфр отрицает Иман, и уничтожает его, и уничтожает деяния, согласно Корану, Сунне, и иджма мусульман!
Сказал Всевышний Аллах: "Уничтожились деяния того, кто стал кафиром после веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон" (Аль-Маида, 5).
И также будет сказано: каждый кафир совершил ошибку, и мушрики – необходимо, чтобы у них были тауили (ошибочные истолкования), и они убеждены, что их ширк в праведниках – это почёт им, который приносит им пользу и отталкивает от них зло, и наряду с этим, не оправданы они ни за эту ошибку, ни за это истолкование (тауиль).
Однако сказал Всевышний Аллах: "Те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем лживых кафиров" (Аз-зумар, 3).
И сказал Всевышний: "Они сочли дьяволов своими покровителями и помощниками вместо Аллаха и полагают, что следуют прямым путем" (Аль-А'раф, 30).
И сказал Всевышний: " Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо..." (Аль-Кахф, 103-104).
Так куда же ушёл разум этого человека от этих аятов, и подобных им ясных аятов?!
И уляма, да смилуется над ними Всевышний Аллах, пошли прямым путём, и упомянули раздел "Книга Муртадда", и не упомянул ни один из них, что когда кто-то сказал куфр, или сделал куфр, и он не знает, что это противоречит двум свидетельствам – что он не становится кафиром по причине такого его невежества.
И разъяснил Аллах в своей Книге, что некоторые мушрики – невежды-муколлиды, и не оттолкнул от них наказание Аллаха по причине их невежества и таклида, как сказал Аллах: " Среди людей есть такие, которые спорят об Аллахе, не имея знаний, и следуют за всяким мятежным дьяволом. Ему было предписано, что любого, кто сочтет его своим покровителем и помощником, он введет в заблуждение и приведет к мучениям в Пламени" (аль-Хаджж, 3-4)..
И сказал алляма Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Всевышний Аллах, о категориях людей – из этой Уммы и из других Умм – "Семнадцатый слой..."
И затем шейх привел известные слова Ибн аль-Каййима об иджма на отсутствие оправдания муколлидам и невеждам.
Источник: "Ад-Дурар ас-сания", 11/479.
3. Сказал также шейх Абдур-Рахман Ибн Хасан в этом послании:
"И нет сомнений, что Всевышний Аллах не оправдал людей джахилии, у которых не было книги, за этот большой ширк.
Как пришло в хадисе Ияда Ибн Химара, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Аллах посмотрел на людей земли, и возненавидел их, как арабов, так и не арабов, кроме небольшого остатка людей Писания".
Так как же будет оправдана Умма, у которой есть Книга Аллаха, и они читают ее, и слышат её, и Коран – довод Аллаха над Его рабами, как сказал Аллах: "Этот Коран – донесение людям. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он – Единственный достойный поклонения, и пусть задумаются обладающие разумом" (Ибрахим, 52).
И также Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в которой разъяснено людям раскол Уммы на 73 группы, все из них в Огне, кроме одной, и это аль-Джамаа.
И после этого приходят те, кто обманывают людей, и отвращают их от таухида, и упоминают выражения людей знания, добавляют в них, и убавляют, суть их – ложь на людей знания, поскольку они касаются людей у которых есть Ислам и религия, и они высказали некоторые слова, за которые им вынесли такфир группа ученых, и другая группа остановилась от их такфира, до тех пор пока не установится над ними довод. И не упоминала их часть ученых в роду мушриков, а упомянула лишь среди фасиков". Источник: "Ад-Дурар", 11-467.
И у этого благородного имама есть ещё множество слов на эту тему.