Беседа 3-я — Никогда не прекращать борьбу
· Цели Божьего посещения
· Два состояния души
· Как претерпеть нападение врага
· Борьба за молитву
· Будь радостной, веселой и доброй
Очень хорошо, что ты не постеснялась рассказать о тех двух необычных состояниях, которые последовали друг за другом. Могу о них сказать следующее: каждому человеку хотя бы однажды в жизни (а бывает и не один раз) Господь как бы открывает Себя, показывает реально Свою помощь и силу. Он помогает понять и почувствовать — каким должен стать человек, т.е. как бы указывает ему цель работы над собой, а затем вновь предоставляет остаться самим собой в том плачевном качестве, в каком человек пребывает по грехам своим из-за неисправленности. Далее каждый уже сам выбирает, по какому пути идти. Если человек еще не знал Бога, то такие Божии посещения заставляют его задуматься: принять Его и Его заповеди или нет. Выбор между тем или иным решением Создатель полностью предоставляет делать человеку. Многие, кстати, сознательно отказываются от Бога: "Ну и что, если Он и есть, мне-то какое дело до Него? Не желаю я жить по Его заповедям, они стесняют мою свободу. Хочу жить по своей воле, как мне хочется!"
Но в твоем случае цель Божьего посещения была другая. Поскольку ты человек, вставший на путь и делающий первые шаги в деле спасения, Господь, видя обуревающие тебя пороки (как ты сказала): "дерзость, ропот, осуждение, недовольство, чревоугодие и др.", — показал тебе на твоем личном опыте: какой бы ты могла быть и какой бы сама себя ощущала, если бы с помощью работы над собой, через стяжание благодати Божией изменилась бы качественно. Ты помнишь, как, укрощенные рукой Божией, улеглись волны раздражения и недовольства в душе, наступила тишина как при ясной солнечной погоде? Помнишь, как откуда-то появились силы удержать себя от тайноядения или вовремя подняться с постели? Вспомни новое, живое понимание, новое ощущение и восприятие старых молитв и самой службы. Словно спала завеса с глаз, и то, что человек раньше только слышал, теперь видел и ощутил во всей полноте. Вот, матушка моя, как благодать Божия оживотворяет наши чувства, зачерствевшие под коростой греха. Вот какой мир Христов чувствует душа, в которой поселилась благодать Святого Духа! Теперь ты это знаешь сама и знаешь цель, которую тебе в этом явлении указал Сам Господь.
Затем Господу было угодно показать тебе на твоем собственном опыте состояние души, помраченной воздействием демона, имеющего власть над душой грешника. И чем более грехов, тем больше его власть, тем мрачнее, ленивее, тяжелее душа. Она становится нечувствительной ко всему святому, ум не воспринимает ничего духовного, чувства как бы мертвы. Итак, перед тобой — два пути, две цели, два конечных состояния души. Господь предоставляет тебе выбор. Разница лишь в том, что первое, благодатное состояние души достигается большим трудом, слезами и самоотвержением, а второе придет само, стоит лишь сложить руки и перестать бороться с собой, со своими грехами, со своим "ветхим человеком". Но чтобы достигнуть большой цели, необходимо прежде научиться ставить перед собой маленькие, как бы промежуточные цели на разных этапах своего духовного пути и не удовлетворяться достигнутым, двигаясь все дальше и дальше.
Бывает по временам, человек чувствует такое нападение врага, что не может даже и молиться. Но все равно, отчаиваться нельзя. Как-нибудь пусть даже слабенько, а все же пищи, словно мышка: "Господи, не оставь; Господи, пощади создание Свое; Господи, пожалей меня; помоги, Царица Небесная!" Вот так, попискивая из последних сил, жди помощи и терпи нападение, как бы упав на дно окопа. Тут уж не до боёв. Переждать бы, да в живых остаться — и то ладно! Через некоторое время непременно приходит помощь Божия и натиск врага стихает. Сразу же следует возобновить молитву и потихоньку возвращаться на прежние круги. Вот так, постоянно вставая после падения, нужно ползти вперед. Все это касается также и сна, и еды. Главное — никогда не прекращать борьбу, а если и придется пойти на временное отступление, то сразу, как только подоспеет помощь — вновь идти в наступление. Но и здесь нужна осторожность. Вредно в духовных делах переусердствовать — это от врага. Например, нельзя новоначальным заставлять себя спать менее 6 часов. Есть нужно столько, сколько необходимо, чтобы не чувствовать слабости при физической работе. Если работы много — есть нужно досыта, но не переедать.
Теперь о молитве. Вероятно, ты помнишь, еще прежде, когда ты приезжала в наш монастырь, я часто говорил о том, что молитва — это самый действенный способ получения благодати Божией. При накоплении благодати происходит изменение всей духовной структуры человека: его воли, ума, чувств, памяти. Они очищаются и просветляются под действием благодати. Для того, чтобы не допустить этого, демоны всячески стараются отучить человека молиться, или, по крайней мере, постоянно мешают ему в этом. Всю жизнь приходиться вести борьбу за молитву, делая усилия над собой, насколько Бог сил подает. Только необходимо учить себя не просто молиться, а молиться внимательно. Эта учеба, как и всякая учеба — большой труд. Но в нашей, т.е. в духовной учебе, — сложнее: враг мешает. А все-таки молиться нужно внимательно. Только такая молитва создает невидимую связь между разумной душой и Богом. Благодаря ей мы получаем в ответ от Него струйку благодати, как от Источника воды живой. Тебе не нужно пока входить молитвой в сердце, иначе впадешь в бесовское обольщение, как многие неопытные послушники. Учись молиться внимательно, умом, а дальше — посмотрим.
Не поддавайся страхам — это вражье, будь радостной, веселой и доброй, испрашивая постоянно помощи у Бога и заступления Пресвятой Богородицы.