II. Ответственность за видение
1. Неоднократно говорилось о том, как мало требуется от тебя для постижения «Курса». 2Нужно лишь скромное желание, чтобы взаимоотношения обернулись радостью; тот невеликий дар, предложенный тобой Святому Духу, взамен которого Он всё тебе отдаст; та малость, на которой зиждется спасение: немного изменить мышление, чтоб заменить распятие воскресением. 3Будучи истинным сей курс настолько прост, что его нельзя совсем уж не понять. 4Отвергнуть — можно, но двусмысленности в нем не сыскать. 5И если нынче ты решишь не следовать ему, то вовсе не из-за его неясности, а оттого, что эта мизерная плата — в твоих глазах высокая цена за обретение покоя.
2. Вот всё, что тебе нужно сделать, чтобы и видение, и счастье, и спасение от греха, и избавление от боли были даны тебе. 2Скажи решительно, без оговорок, следующие слова, несущие могущество спасения: 3Ясам в ответе за всё, что вижу. 4Чувства, переживаемые мною, я выбираю сам и сам решаю, к какой стремиться цели. 5Я сам прошу всего, что вроде бы случается со мной, а всё, что я прошу, я получаю, поскольку я того просил. 6Более не обманывай себя, будто ты беспомощен перед лицом того, что сделано тебе. 7Признайся в том, что ошибался, и все последствия твоих ошибок пропадут.
3. Немыслимо, чтобы Сын Господень был просто движим событиями вне его самого. 2Немыслимо, чтобы происходящее с ним не было его выбором. 3Силой его решений определяется любая ситуация, в которой, как он полагает, он оказался неожиданно или совсем случайно. Случайностям и неожиданностям нет места во вселенной, какою сотворил ее Господь, и вне которой нет ничего. 5Коль скоро ты страдаешь, значит своею целью ты выбрал грех. 6Если ты счастлив, силу решения ты передал Тому, Кто выбирает Бога за тебя. 7Сей невеликий дар ты предлагаешь Святому Духу, но даже и его Он отдает тебе, чтобы ты подарил его себе. 8Ибо сим даром тебе дается сила освободить твоего спасителя, дабы он подарил тебе спасение.
4. Так не отказывай же в этом малом даре. Отказывая в нем, ты сохраняешь мир таким, каким увидел его нынче. Отдай сей дар и всё тобою видимое исчезнет вместе с ним. 4Никогда еще так много не предлагалось за столь малый дар. 5В святом мгновении этот обмен осуществлен и сохранен. 63десь мир, которого ты не желаешь, приносится к желаемому миру. 7И здесь же тебе дается желанный мир, коль скоро ты пожелал его. 8Для этого, однако, прежде всего необходимо осознать могущество своего желания. 9Ты должен принять его силу, а не слабость. 10Нужно понять, что обладающее силой, достаточной, чтобы создать сей мир, способно и отрешиться от него, а также принять коррекцию в том случае, если оно согласно признать свою неправоту.
5. Мир видимый тобою — праздный свидетель тому, что ты был прав. 2Свидетель тот — безумен. 3Ты научил его сему свидетельству, когда же он вернул его тебе, ты выслушал его и убедил себя, что всё им видимое — правда. 4Всё это ты сам причинил себе. Осознай это одно, и пред тобой предстанет круговая замкнутость логических посылок твоего "видения". 6Но оно не было тебе дано. 7Оно — твой дар себе и брату. 8Так согласись изъять у него этот дар и заместить его истиной. 9Как только ты увидишь в нем перемену, тебе будет дано увидеть ее в себе.
6. Возможно, ты не видишь необходимости дарить сей малый дар. 2Тогда поближе присмотрись к тому, что он такое. 3И ты легко увидишь в нем замену разделения спасением. 4Эго есть просто концепция, согласно которой с Сыном Божьим всё происходит помимо его воли, и следовательно помимо Воли его Творца, неотделимой от Ему подобных. 5Это — подмена Сыном Божьим своей же воли и безрассудный бунт против того, что существует вечно. 6Иначе говоря, оно есть утверждение, что у Сына достанет силы отнять могущество у Бога, присвоить его себе, лишив себя того, что было для него в Господней Воле. 7Эту безумную, боготворимую тобой идею ты взгромоздил на алтари свои. 8Всё угрожающее ей видится нападающим на твою веру, ибо в идею эту и вложена вся твоя вера. 9Так, не считай себя неверующим, поскольку и доверие твое, и вера в эту идею очень сильны.
7. Святой Дух мог бы с легкостью подарить тебе и веру в святость, и видение, чтобы ее увидеть. 2Однако ты не оставил открытым и незанятым алтарь, которому принадлежат сии дары. 3Других кумиров ты водрузил на их законном месте. 4И этой чуждой "воле", будто бы управляющей событиями, ты придаешь реальность. 5А всё, что доказало бы тебе обратное, должно казаться нереальным. 6Всего и требуется-то от тебя: освободить место для истины. 7Тебя не просят ни создавать, ни делать что-либо, выходящее за рамки твоего понимания. 8Тебя лишь просят истину впустить, остановить твое вторжение в то, что совершается само собою и вновь признать присутствие всего, что, как тебе казалось, ты утратил.
8. Так согласись хотя б на миг оставить алтари свои свободными ото всего, что ты на них воздвиг, и ты не сможешь не увидеть всё, что им воистину принадлежит. 2Мгновение святое — миг не творения, а признания. 3Ибо признание приходит с видением и приостановленным суждением. 4Только остановив суждение, возможно заглянуть в себя, увидеть всё, чему там должно быть, не затененным и независимым от вымыслов и суждений. 5Отмена созданного — не твоя задача, но от тебя зависит, принять ли ее радушно или нет. 6Желание и вера всегда сопутствуют друг другу, ведь каждый верит в то, чего он хочет.
9. Мы уже знаем, что эго осуществляет свои желания весьма простым путем: оно принимает желаемое за действительное. 2Нет лучшей иллюстрации тому, как сила желания, а посему и веры, заставляет цель казаться и реальной, и осуществимой. 3Вера в нереальное ведет к такому приспособлению реальности, какое соответствовало бы цели безумия. 4Цель, порожденная грехом, рождает восприятие пугающего мира как оправдание этой цели. 5Всё, что тебе желанно, ты увидишь. 6И если реальность этого фальшива, то ты ее поддержишь тем, что не поймешь приспособлений, которые ты ввел, желая сделать ее реальной.
10. Когда видение отвергнуто, путаницы между причиной и ее следствием не миновать. 2Целью тогда становится — хранить в тени причину следствия, а следствию придать всю видимость причины. 3Видимость независимости следствия дает возможность воспринимать его самостоятельным, т.е. способным послужить причиною событий и чувств, которые, по мнению его создателя, оно рождает. 4Ранее мы говорили о твоем желании сотворить своего собственного творца и стать ему не сыном, а отцом. 53десь — то же самое желание. 6Сын — следствие, отрицающее Причину. 7И таким образом, он кажется причиной, рождающей реальные последствия. 8Нет следствий без причины, а путать их - значит не понимать ни то, и ни другое. И. Понять, что ты сам создал видимый тобою мир, так же необходимо, как разобраться в том, что ты не сотворил себя. 2То и другое — одна ошибка. 3Не сотворенное твоим Творцом не может на тебя влиять. 4А если ты считаешь, что твое создание может тебе указывать, что видеть и как чувствовать себя, если ты веришь в подобные его способности, ты отвергаешь своего Творца, считая будто создал себя сам. 5Ведь полагая, что у мира, тобою созданного, есть сила заставить тебя повиноваться его воле, ты путаешь Отца и Сына, Причину и следствие.
12. Творения Сына подобны творениям Отца. 2Но в их творении Сын не обманывается по поводу собственной независимости от своего Источника. 3Его союз с Ним и есть Источник его творения. 4Отдельно от Него у Сына нет творческой силы, а создаваемое им — бессмысленно. Оно не изменяет творения, зависит целиком и полностью от безрассудства его создателя, и не способно служить оправданием безумию. 6Твой брат считает, что он создал мир вместе с тобою. 7Этим он отрицает творение. 8С тобою заодно он думает, что мир, им созданный, создал его. 9Этим он отрицает собственное создание мира.
13. А правда в том, что ты и брат твой сотворены вас любящим Отцом, Кто сотворил вас вместе как одного. 2Увидишь "доказательства" обратному и полностью отвергнешь свою реальность. 3Признаешь, что всё, стоящее между тобой и братом, всё, что вас держит врозь друг с другом и с Отцом, ты втайне создал сам, — и миг освобождения пришел. Последствия тобою созданного исчезли, коль скоро выявлена его причина. 5Мнимая независимость его от своего начала держит тебя в неволе. 6А это — та же самая ошибка, что и считать себя независимым от своего Начала, коим ты сотворен и которого никогда не покидал.