Зрение - Божья работа и наша
После этого Иисус сказал: "Но это для того, чтобы на нем явились дела Божий". Именно это Он и имел в виду - "дела Божий". Разве в начале Бог не сотворил человека из глины? Разве не мог Бог повторить Своего творения из глины? Если Он мог сделать такое, мы можем многое узнать о том, Кто Он есть. Позже Он сказал: "Веруйте в Бога, и в Меня веруйте". Он дал все основания поверить Ему. Он делал то, что делал Бог.В Книге Бытие (2:6,7) сказано: "Пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного" - человек был создан из земли и воды. Мы на семьдесят процентов состоим из воды. Иоанн видел, что сделал Иисус: "Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому". Адам был создан там, где текли реки и были озера, и Иисус тоже послал слепого к воде, чтобы умыть глаза водой из источника Силоам ("Силоам" значит "посланный"). Дух Иисуса ожидал его там, а рука Творца снова сделала Свое чудесное дело, и слепой увидел свет так же, как когда-то увидел свет первый сотворенный человек. Тот, Кто сделал это тогда, сделал это и сейчас. Бог никогда не предназначал человеку быть слепым. Адам не был сотворен слепым. Бог не хочет, чтобы кто-нибудь был слепым по рождению или по другим причинам. Дело Божье - творить зрение, а не его отсутствие. Он не хочет, чтобы мы шли по жизни незрячими ни в духовном, ни в физическом смысле. Бог не сделал этого человека слепым, чтобы затем исцелить его. Это уже фатализм. Бог не творил нас для того, чтобы мы выполняли роль копилок в форме свиней. Бог не циник. Без этого несчастного в мире было достаточно других слепых. "Да будет свет" - так сказал Бог. А Иисус в действительности сказал: "Да явятся на нем дела Божий", а не "чтобы на нем явились дела Божий". (Так следует перевести этот стих.)
Далее, Иисус представляет эту чудесную тему в виде притчи. "НАМ (в русской версии вместо "Нам" переведено "Мне".- Прим. пер.) должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе я в мире, Я свет миру". Вы обратили внимание? Иисус изменяет "МНЕ" на "НАМ". МЫ должны делать дела Того, Кто послал Христа па землю. Конечно, речь идет о тех же делах, ради которых Христос был послан в наш мир, - чтобы принести в мир свет и видение. Этим занимается Бог, а мы Его деловые партнеры, соработники, которые раздают то, что Он приготовил для всех, приходящих к Нему. Тот, Кто сказал: "Да будет свет", так же сказал Своим ученикам в Нагорной проповеди: "Вы. свет миру".
Мы идем в церковь и там находим мир и утешение. Это совершенно правильно, но не в этом главная цель. Мы есть светильники в мире тьмы, где людские жизни швыряет штормовой ветер. Моисей вошел в Божье присутствие не просто, чтобы присоединиться к Нему, но чтобы взять с собой немного славы и принести ее Израилю. Он видел эту славу лицом к лицу.
Одним из семи чудес света был маяк на острове Фарос близ Александрии. В то время это было самое высокое сооружение в мире и, кроме того, единственный маяк. На верху маяка пылал обычный костер. Но Фарос был также и религиозным символом. Тогда свет во тьме был редкостным явлением. В духовном мире это тоже была большая редкость. Сначала был только Христос, а потом Он зажег пламя в Своих учениках и послал их распространять этот свет по всей земле так, чтобы заблудившиеся в штормовой тьме люди могли найти путь домой. И до сих пор другого света в мире нет.
Вера от минуса к плюсу
А теперь вопрос. Зачем Иисус вернул человеку зрение? Иисус исцелил слепого без особых прошений со стороны обездоленного. Никто не просил Его, никто не умолял, да и сам слепой не взывал к Нему так, как взывал слепой Вартимей. Мы знаем, что Иисус обладал правом исцелять, и Он имел эту силу, но зачем Он это сделал? Зачем вообще Богу исцелять людей?
Богословы называют подобные случаи проявлением суверенной воли Божьей, однако такое объяснение нам ничего не Дает. "Суверенная воля" значит то, что Бог поступает так, как хочет. В любом случае Он сделает все по своей воле. Напри мер, человек страдает от болей в спине, а врач ставит ему диагноз - "люмбаго", прострел. Люмбаго и означает боли в спине. Наш вопрос такой же. Почему Бог решил поступить именно так? Что двигало Им в Его решении? Нет смысла рассуждать о суверенности. Иисус пришел в этот мир не для того, чтобы сказать нам, что Бог полон тайн и Его невозможно понять. Напротив, Своим пришествием Он уверил нас в Божьей непреходящей благости. Его пришествие дает много больше обычного познания Бога. Оно даст понимание Его. Он не Бог с неопределенным характером, Который в любой момент может проявить внезапную и необъяснимую доброту.
Иисус творил чудеса, чтобы объяснить людям характер Бога, Который неизменен, чтобы придать нам уверенность, как сказано в Псалме (88:34): "Милости Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей". Без Божьей твердой надежности вера невозможна. Бог не действует по настроению или импульсивно. Это не "суверенность". И такое понимание не может стать фундаментом для веры. Его действия иногда могут быть выше нашего понимания, но они совершаются в абсолютной целостности, истине и мудрости. В Писании о Боге сказано: "И Ты исполнил слово Свое, потому что Ты праведен" (Неем.9:8). В этом и заключается причина того, почему Бог исцелил слепого, а также других обездоленных. Эта причина настолько очевидна, что мы склонны упустить этот момент. Эту ситуацию можно сравнить с поиском стекла в то время, когда мы смотрим через него. Бог исцелил слепого, потому что благость присуща Его характеру. Причина Его поступков заложена и Его природе. Если мы идем слушать музыку, то это значит, что музыка звучит внутри нас. Но если нас тащат на концерт, в нас музыки нет. То, что мы делаем, является показателем того, что мы есть. Бог никогда не поступает вне соответствия со Своим характером. В исцелении этого человека проявился характер Бога. Бог есть любовь, и только любовью объясняются Его поступки. Божий характер и Божье имя есть любовь. Спонтанное проявление благости Божьей не следует объяснять вечной и таинственной суверенностью. Мы можем объяснять Божью благость сущностью Его характера. Он пришел, чтобы принести свет, чтобы дать слепым зрение и чтобы повести нас за Собой. Все, что нам нужно знать, это Его способность дать слепому зрение. Так мы понимаем Его.
От веры в веру
Этот человек, родившийся слепым, не был единственным, кому Иисус даровал исцеление. Я благодарю Бога за это на своих собственных собраниях, потому что хочу увидеть, как Божье милосердие начнет приводить людей к спасению. Но что происходит после того, как они уверовали? Что происходит с верой людей, которых Бог исцелил? В своем повествовании Иоанн прослеживает дальнейшую судьбу бывшего слепого и рассказывает нам о том, что произошло после исцеления. Когда человек получил исцеление, его спросили, кто это сделал. Он ответил: "Человек, называемый Иисус" (Иоан.9:11). Исцелившийся назвал Иисуса Человеком, сказав первое, что пришло ему в голову. Он просто не задумывался об этом. В конце концов, нас окружают только люди. Исцелившийся знал, что получил исцеление не от женщины. Но храмовые начальники продолжали допрашивать его. Тогда он задумался и понял, что получил исцеление не от обычного человека. Он слышал о пророках, хотя их было немного и последний жил около четырехсот лет назад. Исцелившемуся задали еще один вопрос: "Ты. что скажешь о Нем?" И он ответил: "Это пророк". Его вера старательно исследовала происшедшее чудо. Но не такой ответ желали бы услышать религиозные лидеры. Они хотели услышать об Иисусе что-нибудь негативное. А исцелившийся явно был яркой иллюстрацией деятельности Христа. Он мог бы стать мощным свидетелем против Иисуса, если бы им удалось запугать его. Если бы он сказал, что Иисус был грешник, это было бы весьма кстати. Они задали свой вопрос вторично, после разговора с его родителями. Они спросили, был ли Иисус грешник. Это был чисто богословский вопрос. Мы не знаем о религиозном прошлом бывшего слепого, кроме того, что он был еврей, а его родители были членами синагоги. Но теперь частью его религиозного багажа был личный опыт. "Я был слеп, а теперь вижу". Он не собирался воспринимать религиозные идеи, отрицавшие то, что он испытал на себе, - и НИКТО этого не должен делать.
Я восхищаюсь спасением, исцелением и крещением Святого Духа и другими тысячами проявлений реальности Его действия. Моя религия должна в точности совпадать с тем, чем я восхищаюсь. Все это я нахожу в Библии, как находил Иисус, Павел, Лютер, Весли и другие. Рационалисты, либеральные ученые и их компаньоны по неверию постоянно предлагают мне различные шаткие богословские мнения. Но они не в состоянии смириться и понести на себе вес моего опыта. Они используют запятнавшее себя название "фундаменталистов", но то, что сделал Иисус, невозможно стереть из истории мира. Они не могут переписать заново эту историю. Я загружаю груз золота, золота моей веры, испытанной в огне. "Мудрые и осторожные", как назвал их Иисус, сидят на берегу, рассказывая мне то, что не имеет никакого смысла. Ну и пусть! Я им не судья. Но я не собираюсь выбрасывать за борт свою веру, какими бы благовидными ни были их советы.
Исцелившийся был в некотором раздражении от отношения к происшествию религиозных лидеров. Они хотели, чтобы он еще раз рассказал, что произошло, - очевидно, с тем, чтобы найти, к чему придраться. Но этот настрадавшийся человек никому и ничем не был обязан. Он сказал: "Я уже сказал вам, и вы не слушали" (Иоан.9:27). Насколько это типично для многих! Люди не хотят знать ни фактов, ни истины о Боге. Бог - это свет, а люди более возлюбили тьму. Поэтому когда факты невозможно опровергнуть, люди переходят к насмешкам и издевательствам. Так поступили и религиозные лидеры, назвав исцелившегося учеником Иисуса (см. Иоан.9:28). Если бы он возразил, сказав, что он не ученик, то его можно было бы назвать недругом Иисуса. Однако он не стал отрицать этого. Прозревший сказал правду, которая испугала их. "Но мы знаем, что грешников Бог не слушает... От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего". Тот перекрестный допрос, который они устроили ему, лишь заставил его задуматься о том, Кто же на самом деле был Иисус. И теперь ему было ясно - Иисус был "от Бога". После этого они вышвырнули его вон. Конечно, мир таким был всегда, таким он остается и теперь. Проявите преданность Иисусу, независимо от того, что Он сделал для вас, особенно если Он открыл вам глаза, - что Он всегда делает, - и вы сразу вступаете в конфликт с миром. Мир идет дорогой слепых. Однако "Иисус, услышав, что выгнали его вон, и, найдя его", стал разговаривать с ним. Ради этого стоило быть изгнанным из храма. Иисус - намного лучшая компания, чем иссушенные религиозные неверующие из храма. Иисус дал ему зрение, но теперь Он обратил веру бывшего слепого к заключительной стадии. Для Иисуса это было несколько необычно, но Он спросил: "Ты веруешь ли в Сына Божия?" Этот вопрос стоит миллионов долларов, ибо "верующий в Сына имеет жизнь вечную" (Иоан.3:36). Глаза - это хорошо, но жизнь неизмеримо ценнее. Человек ответил, что не знает Сына Божьего, но поверил бы, если бы знал. Иисус сказал: "И видел ты Его, и Он говорит с тобою". Прозревший прошел долгий путь и теперь видел не только новыми физическими глазами, но также новым духовным восприятием. Он уверовал. Ему нужно было ведение и знание, как Иоанну, когда он исследовал свидетельства в гробнице Иисуса. Иисус свидетельствовал о Себе. Прозревший уже знал, что Иисус был "от Бога", а теперь ему сказали, в чем заключалась их связь - Иисус был "Сын Божий".
Что теперь? Какой ответ даст бывший слепой? Он мог бы сказать: "Я последую за Тобой" или "Ты можешь положиться на меня". Но впервые Иисус услышал ответ, которого Он всегда так ждал: "Верую, Господи!" А затем: "Поклонился Ему". Вера имеет всеобъемлющую цель - жизнь. Вера имеет бесспорную реакцию - поклонение. "Таких поклонников Отец ищет Себе" (Иоан.4:23).
Видеть или не видеть?
Иоанн задает очень серьезный вопрос: "Видеть или не видеть?" Несмотря на то, что в Британской библиотеке хранится двадцать миллионов книг, тайна жизни остается нераскрытой. В течение нескольких тысяч лет умы людей пытались ответить на великие вопросы, но до сих человечество по-прежнему так же далеко от ответов на них, как и тысячи лет назад. Бог жаловался на это устами пророка Исаии: "Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет" (Ис.1:3). Бог не хочет, чтобы мы оставались в неведении о смысле жизни.
Все это относится к духовным вопросам, и только Бог может дать нам ответ. Фактически Бог и ЕСТЬ ОТВЕТ, Он Сам есть "первопричина" всего сущего. Ответом становится Божье откровение, а откровение возможно получить только верой. Вера - единственно возможный способ и путь к познанию. В Первом послании Иоанна автор двадцать шесть раз употребляет слова и выражения, относящиеся к познанию - "знаю", "мы знаем" и т. д. Вера - это инструмент с инфракрасными лучами и линзами с широким углом охвата. Как смертные люди, мы ходим во тьме, но вера дает нам глаза, способные к "ночному видению".
Современное мировоззрение во многом определилось благодаря датскому писателю Сорсну Кьеркегеру. К сожалению, он представляет веру как "прыжок во тьму". Какая чушь! Напротив, это прыжок в свет. Великий библейский автор, апостол Павел, сказал: "[Бог] избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол. 1:13). Иоанн представляет Иисуса н все связанное с Ним как живое и активное начало. Христианская повседневная жизнь - это продолжающийся опыт веры. Теперь нам светит истинный свет, но многие люди натягивают на себя шоры неверия, сбиваются в кучки и никогда не могут быть уверенными ни в чем. Но зачем пытаться что-то разглядеть во тьме, освещенной лишь тусклым и мерцающим светом человеческой мысли? Что это, демонстрация силы человеческого разума перед Божьей всемогущей силой? Те, кто рассуждает о "поисках истины", не предполагают, 'но они подойдут к завершению своих поисков. Они путешествуют, но не ожидают добраться до цели. Иисус сказал: "Кто ищет, тот найдет", если, конечно, захочет найти. Однако некоторые называют себя "агностиками", что, в принципе, значит "познающие". Это люди, отрицающие свою способность к познанию. Однако интересно, как они ЗНАЮТ, что они не знают? Больше всего на свете они не хотели бы убедиться в том, что Евангелие - это истина. Это, пожалуй, самое извращенное отношение из всех возможных извращений. Павел дал очень 'точное определение таким людям. Он говорил о них как о людях "всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины" (2Тим.З:7). Иоанн объясняет, почему это происходит. Он говорит, что "люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы" (Иоаи.3:19). Отблеск славы и свет, падающий на тех, кто уверовал, могут быть слишком яркими, они могут стать непосильным бременем для тех, кто нечист. Однако никто еще не приходил к Иисусу чистым, но те, кто пришел к Нему с верой, получили от Него очищение.
Глава 20
ВЕРА В ИМЯ ИИСУСА
В жизни язычников боги всегда стояли в стороне от их проблем. Люди боялись их и не доверяли им. Но для Израиля доверие Господу было смыслом их жизни. Иисус Христос для христиан означает еще большее: вера в Него - это духовная кровь их жизни, и она находится в постоянном движении. Языческие боги всегда были паразитами, много требовавшими, но ничего не дававшими взамен. Господь же просит только любви, а взамен дает все. Когда мы начинаем верить в имя Иисуса, мы становимся не просто верующими. Мы занимаем новые места, и это означает изменения или сдвиг в нашей личности. Мы не становимся членами какого-то клуба избранных, которые представляют собой ценность для Иисуса. Мы оказываемся ВНУТРИ того, что представляет собой Его имя. Мы живем в Нем, внутри всего, что Он делал. Верующие становятся чем-то очень ценным, и это происходит благодаря тому. Кем является Христос. В настоящее время мы пока не знаем до конца, что представляет собой полнота во Христе. В Первом послании Иоанна (3:2) апостол говорит следующее: "Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем". Мы знаем только отчасти, но нам следует взглянуть на этот вопрос внимательнее.
Какие-то результаты веры уже очевидны. Вера делает жизнь рациональной - она придаст ей смысл. Опыт освобождает, и человек чувствует себя, как сирота, нашедший своего отца, или осужденный, получивший амнистию, или как свет, осветивший тьму. Бесконечная густая тьма вечности рассеивается теплым солнечным светом. Мир вопрошает: "Что же заключено в имени?" Несколько глав этой книги отвечают па этот исключительно важный вопрос. А теперь поговорим о самом превознесенном имени из всех. Что заключено в имени Иисуса?
Мы начинаем свои исследования опять с великого имени Бога, ГОСПОДА (Иеговы). Израиль считал это имя священным и страшным. В самом начале это имя было лишь титулом и оставалось закрытым, как запечатанная книга. Люди не знали, что кроется в этом имени. В нем была сокрыта тайна самой сущности Бога, и эта тайна была святой. Даже Моисею пришлось спросить, что это за тайна. Бог ответил так: "Я есмь Сущий"-. То, Кем являлся Бог, должно было еще открыться.
Но "Он показал пути Свои Моисею, сыном Израилевым- дела Свои" (Пс.102:7). Затем строка за строкой, страница за страницей Господь открывал Свою славу Израилю. Имя прибавлялось к имени, и об этом мы будем говорить в другой, главе, но людям все еще предстояло узнать Его величайшее имя из всех. Оно не будет простым титулом или тайной, но величайшим объяснением. Оно не будет известно, пока не откроется и не станет понятным во всем своем великолепии, высоте и глубине. Это имя Иисуса.
"Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бош Отца" (Фил.2:9-11)-
Послание в Нем Самом
Евангелие - это не богословская доктрина. В Евангелии от Марка (1:1) оно названо "Евангелием [благой, или радостной вестью] Иисуса Христа". И эта радостная весть не о Нем Самом. Можно принести радостные новости о людях, об их успехах или удачах. Но сами люди не могут стать вестью или посланием. В противоположность им Иисус Сам есть весть - Он Сам, а не история. Он есть самые живые новости в мире. Он творит новости каждый час и каждую минуту. Иисус - это не только историческая фигура, но и величайшая Личность, живущая сегодня. Евангелие, или Благая весть, - это весть САМОГО Иисуса. Он и есть эта добрая весть. Марк не говорит, что эта весть об Иисусе или касается Иисуса. Мы имеем веру в Него, а не только в доктрины о Нем и в то, что Он сказал. Он не представляет Собой некое предложение, но является нашим Другом. Множество книг было написано о Боге, как об "основании нашей жизни". Но это не Иисус. Тот Иисус, которого знают миллионы людей, это живое присутствие, это протянутая рука, готовая спасти, утешить и поддержать.
Послание к Евреям начинается с сообщения о том, что "Бог говорил нам в Сыне" (Евр.1:1,2). Это значит говорить нам о Себе и о том, Кто Он есть. Божья весть к нам о Нем Самом, и это не просто мораль или постановка всеобъемлющих задач. Библия была написана не ради философского или интеллектуального интереса, но для того, чтобы создать ситуацию, в которой будет проявляться любовь. Все - в Нем. Он есть Начало и Конец, Он есть источник реальности. Его имя, Иисус, принимает форму миллионов благословений. Иисус был "Учитель, пришедший от Бога" (Иоаи.3:2), как понял Никодим, но Его учение всегда концентрируется на Нем Самом и возвращается к Нему же. Он сказал: "Писания свидетельствуют о Мне" (Иоан.5:39). Его весть состояла в следующем: "Придите ко Мне, научитесь от Меня" - то есть узнайте Меня. Иисус сказал: "Видевший Меня видел Отца" (Иоан.14:9). Если Отец такой же, как Иисус, тогда Бог еще более прекрасен, чем люди могли бы предполагать. У Израиля было чудесное знание о Боге, но Иисус вознес это знание до седьмого неба. Мы говорим об именах Господа, таких, как Иегова-Ире, но имя Иисуса намного более превознесено, чем любое другое имя, потому что в это имя включено все. "Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12). В каждом имени Бога Иеговы присутствует имя Иисуса. В Послании к Евреям (1:3) сказано, что Иисус есть "образ ипостаси" Бога. В одном из переводов этого стиха говорится, что Иисус есть "представление реальности" Бога, а в другом варианте - "сияние Божьей славы". Если Бог похож на Иисуса, то Всемогущий - это не бесчувственный монолит на недосягаемых небесах. Он не мог спокойно сидеть на Своем престоле, когда здесь, на земле, творилось неладное. Он сошел вниз и изменил положение вещей. Иисус есть Бог в действии, как и Святой Дух. Когда первый христианский мученик возвел глаза к небу, он увидел Иисуса по правую руку Бога. Иисус стоял, а не сидел (см. Деян.7:56). Господь встал, чтобы принять его.
Когда к нам пришел Иисус, мы увидели, какой была Божья слава. На этой земле человеческой славой является то, что он делает или творит. Славой художника являются его картины. Славой инженера - его сооружения и изобретения. Божья же слава заключена в Его делах, а не только в Шекине, Божественном пламени, освещавшем Святое Святых или ставшем потрясающим зрелищем на содрогавшейся горе Синай. Его слава заключена в Его труде и любви, беззаветности и жертве, смирении и повиновении. Но более всего, славой для Него стал крест, и об этой славе Он рассказывает нам в последних главах Евангелия от Иоанна.
Сын Божий означает Бога-Отца, Он не загадочное и непостижимое существо, сокрытое в себе самом, одиночный и одинокий Бог, но чудесный Бог-Отец, тройственное Святое Триединство в нескончаемом взаимодействии, вечном общении, бесконечной и неиссякаемой любви и общении, излучающим любовь во всем и через все творение. Когда мы веруем в имя Иисуса, мы верим во все, что заключено в нем. Маленький ребенок может использовать Его имя, чтобы начать вершить великие дела.
Есть факт, в который трудно поверить, настолько это чудесный факт, - Сын Божий стал Сыном Человеческим. По человеческому разумению это невозможно. Если люди не могут поверить этому факту, то они никак не могли сами придумать его. До тех пор пока это не произошло, такое и в голову не могло прийти людям. Никто, не слышавший об этом ранее, и подумать не мог о подобном. Это должно было случиться. Эта истина превыше нашего разумения. Мы можем только стоять перед ней в восхищении и благоговении. Однако в этом участвовал только Бог. Мы не могли присоединиться к этому. И еще более удивительным, чем Его воплощение в Человека, является тот факт, что Он умер как Человек. Бог испытал на Себе смерть. "Князь жизни" "вкусил смерть" всех людей. Смертным никогда не понять, что это такое.
Тайна великая - бессмертный умирает.
Кому дано исследовать
Его великий план?
Напрасно первенец серафим
Пытается проникнуть
В глубины божественной любви.
Все это великая тайна,
И пусть земля восторгается,
И ангелы пусть не пытаются вновь
Стремиться постичь ее.
Иисус, в Которого мы верим.
Людям не дано оценить поразительную привилегию верить и молиться во имя Иисуса, пока они не начинают размышлять об основании христианской веры. Ветхий и Новый Заветы поясняют друг друга и, как два свидетеля, провозглашают то, чем является Его имя. Значение сокрыто не в самом Слове, но это Слово является кодовым знаком, обозначающим деятельность Бога на земле и того, чему еще предстоит совершиться и стать известным всему миру. Его имя - Иисус - было предопределено еще до Его появления на земле (см. Мат. 1:21). Это обычное мужское имя - и другие люди носили это имя (см. Деян.13:6). Для того, чтобы стать одним из нас и вместе с нами (Еммануил), Иисус принял человеческую природу и человеческое имя. Он стал одним из представителей нашей расы. Он принадлежит нашему роду, Он здесь, и Он вернется туда, где был рожден. Он есть "Человек Христос Иисус" (1Тим.2:5;Евр.13:8).
Почему именно это имя?
Слово "имя" встречается в Писаниях более тысячи раз. Этот факт показывает, насколько важным является имя в духовном смысле. В Писании перечислены семь причин, почему люди получают свои имена. В Библии приведены несколько объяснений того, почему было выбрано имя Иисус. Его имя должно было:
Ø Исполнить пророчества;
Ø Отождествить Его с человеками;
Ø Связать Его с Богом;
Ø Представить спасение как Божье дело;
Ø Обозначить новое духовное понимание;
Ø Потому что "Он спасет людей Своих от грехов их" (Мат.1:21).
Некоторые имена были пророчествами. Например, Исайя в именах своих детей выразил целые сообщения. Одно из них было "Магер-шелал-хаш-баз" (Ис.8:1), что означает "спешишь ты, торопишься к добыче". Но имя Иисуса не было пророчеством. Оно стало исполнением пророчества. В Нем сосредоточились все пророчества, и в Нем они завершились. Он стал Тем, Кому должно было прийти (см. Лук.24:25-27). В Новом Завете самым главным именем является Его имя - Иисус, - потому что Новый Завет есть исполнившееся пророчество. Иногда имена изменяли, когда менялся сам человек. Аврам стал Авраамом, Иаков стал Израилем, а Ноеминь попросила людей называть ее Марой. Новые имена запечатлевали происшедшие изменения. Савл из Тарса из человека, чьим героем был гордый царь Саул, после встречи с Иисусом превратился в смиренного Павла. Но имя Иисуса никогда не изменится. Никакие события не смогут изменить Иисуса. Он пришел спасти людей от их грехов, и Он это делает.
И хотя имя Иисуса никогда не изменится, к нему были добавлены еще два титула. После триумфа Иисуса на кресте Петр заявил в Иерусалиме, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса" (Деян.2:36). ИИСУС - Его личное имя. ГОСПОДЬ - Его позиция, ранг и положение. ХРИСТОС - Его труд как Того, Кто был помазан освобождать пленников и давать им свободу(Ис.61:1). ИСУС - еврейское имя, Иешуа. Оно значит "Господь есть спасение" это слово сокрыто в Книге пророка Исаии (62:11): "Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой", т. е. "грядет твой Иешуа. Иисус значит Спаситель. Любой, кто говорит об Иисусе или христианстве, не упоминая о спасении, говорит бессмыслицу. Спасение - это то, что означает имя Иисус. Живое сердце христианской веры заключено в том, что "ради Него возвещается вам прощение грехов", через Его имя (Деян. 13:38). Мы можем быть спасены только через это имя, "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деяи.4:12).
Вера в Его имя означает то же, что вера в Него Самого, потому что в Его имени сосредоточена Его сущность. В Псалмах об имени Господа говорится так же, как о Нем Самом: "Буду превозносить Тебя, Боже мой. Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки" (Пс.144:1,2). Прочитайте также Псалмы 19:2; 112:1-3; 113:9.
Вера в имя Иисуса пробуждает в нас Его страдания и смерть. Вера возвышает нас до "завершенного труда на кресте", и то, что Иисус сделал ДЛЯ нас, так же сделано и РАДИ нас. Мы становимся тем, что Он сделал для нас. Его дела дают рождение Его духовным детям. В этом состоит смысл духовного сдвига или динамического перехода верующих в положение во Христе. "[Бог] нас оживотворил со Христом... и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф.2:5,6). Мы покрыты Его праведностью. "Господь есть наша праведность" (Иегова-Цидкену). Нам не следует думать, что вера в имя Иисуса нужна только для молитвы. Мы должны понять, что в нем кроется намного больше смысла. Нам дана следующая заповедь: "И все, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца" (Кол. 3:17). Христианство - это не только молитва и Библия. Оно означает доброту, труд любви и заботу о наших ближних в любви. Народы будут судимы именно по таким практическим добрым делам, как сказал Иисус в главе 25 Евангелия от Матфея, в то время как те, кто хвалились своими делами и чудесами, будут отлучены от Его присутствия и станут ничем, как об этом предупреждают нас в главе 13 Первого послания к Коринфянам. Тем не менее, в настоящее время мы стремимся утвердиться в вере и потому приходим к Писаниям, ибо "вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10:17). Библия написана не для людей огромной веры, но для тех, у кого веры нет, и только через Писания наша вера может созидаться и расти.
Молитва веры в Его имя
Иисус учил Своих учеников молиться (Мат.6:6-15; Лук. 11:1-4). Таким образом Он дал нам то, что мы называем "Господней молитвой". Однако не хватает одного. Эта молитва не начинается и не заканчивается выражением "во имя Иисуса". В ней сказано: "Отче наш, да святится имя Твое". И все же Иисус подчеркивает молитву во имя Его (Иоан.14:14; 16:23,24,26). Нам заповедано следующее - "всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа" (Кол.3:17).
Отсюда мы приходим к ясному заключению, что совсем неважно "просить во имя Иисуса". Когда мы употребляем эти слова, мы просто из глубины сердца провозглашаем свою веру, - мы сами находимся в Его имени, и мы говорим, находясь в этом чудесном положении. Мы обитатели небес! Выражения сами по себе не придадут ни силы, ни эффективности нашим молитвам и нашему служению. Молитва может быть молчаливой. Она может быть оброненной слезой и даже вздохом. Бог слышал стоны Израиля в Египте даже тогда, когда Израиль забыл Его имя. Когда мы веруем в Его имя, мы просим во имя Иисуса, потому что мы сами пребываем в Нем.
Когда мы исполняем служение Слова или возлагаем руки на больных, мы это делаем для Христа, потому что мы делаем то, что сделал бы Он Сам. Но нам нужно сделать еще более решительный шаг. Мы делаем это не только для Него, но и с Ним, облаченные в Него, единые с Ним. Вот что означает выражение "пребывать во Христе".
Новая привилегия
Пока на землю не пришел Христос, было непонятно, что значит "быть в Боге". Ветхозаветные святые, такие, как Авраам, Иосиф, Иов, даже подумать не могли о возможности пребывания человека В БОГЕ. Это была степень близости, о которой Израиль не осмеливался и мечтать. Господь был Превознесенным Богом, обитавшим в вечности, перед Которым трепетало все творение. Как сказал один из библейских авторов: "Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен" (Пр. 18:10), однако такое утверждение по тем понятиям было просто образной речью. Тогда не было доктрины, согласно которой жизнь человека могла быть сокрыта со Христом в Боге.И... никто не молился: "Мы просим во имя Твое" или "Да будет так во имя твое!" Вот, кстати, знаменитый пример того, как люди молились в те времена. В конце великого ходатайства и молитвы Даниила за Израиль в Книге пророка Даниила (19:19) сказано так: "Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем".
Даниил не молился ВО ИМЯ Господа. Он молился только РАДИ Его имени. Его предстояние перед Богом было возможно, потому что он был праведным человеком, благодаря своей вере, но он не был оправдан праведностью Искупителя. Он был услышан благодаря милости и любви Божьей, поскольку был "мужем желаний" (Дан.10:11).
В Книге Деяния (10:4) посланник от Бога сказал римскому сотнику Корнилию следующее: "Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом". Когда Корнилий услышал Евангелие, на него и всех собравшихся у него людей излился Дух Святой. Они немедленно были вознесены в совершенно другие отношения, крещены Духом Божьим. Он был в них, а они были в Нем. Это было действенное положение, а не образное выражение, Ветхозаветные люди утверждали свою невиновность и благость, то есть они приходили к Богу от собственного имени, полагаясь на собственные добродетели как основание надежды быть услышанными. Например, в Псалме (16:1,3) псалмопевец говорит: "Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых...Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня, и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои". И в другом Псалме (25:1,6) автор утверждает: "Рассуди меня. Господи, ибо я ходил в непорочности моей... буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи".
Христос научил нас молиться новой молитвой. Очевидно. ученики молились и раньше, но затем они услышали, как молится Иисус молитвой, которую они никогда раньше не слышали. Они просили Его научить их молиться - молиться, как Иисус. Они знали, что Его молитвы сильно отличались от обычных. Христос молился, и был услышал благодаря тому, что Он есть. Поэтому Он показал нам, что благодаря Его "сложению и мы будем услышаны - во имя Его, не так, как Даниил или Давид, которые молились от собственного имени. Это был "новый и живой путь". Когда начинаешь размышлять над историей, над величием и трудом Христа, тогда особым образом начинаешь ценить то, что представляет собой имя Иисуса. И становится ясным, почему молитва во имя Его дает нам огромные возможности. Христос Иисус стал нашим представителем на суде и понес за нас отречение. Он сделал нас победителями, хотя мы сами пребывали в порочности и стыде. "Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим.5:8), "праведник за неправедных" (1Пет.З:18). И каждый человек приходит к Нему как один из тех, за кого Он умер.
Никакой магии
Мы обладаем силой в имени Иисуса, когда пребываем во Христе. Но простое повторение этого имени само по себе ничего не изменит. Рукой Божьей движут не слова, какими бы святыми или беспорочными они ни были. Мы можем проявить мудрость и в своем служении говорить "во имя Иисуса". Но это наше провозглашение просто означает, что вся слава принадлежит только Иисусу. Петр исцелил хромого и сказал: "Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление cue перед всеми вами" (Деян.3:12,16).
Другими словами, мы можем прийти к Богу во имя Христа, но никакое имя или слово не может вынудить или заставит!) Бога поступать по-нашему. Такие попытки манипулировать сверхъестественной силой называются "шаманизмом", произнесением магических заклинании, когда вступают в действие невидимые силы и духи. Бога контролировать невозможно.
Молитва во имя Иисуса всегда направлена на то, чтобы исполнялась воля Божья. Христос так учил нас молиться.
"Да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мат.6:10). Не существует магических заклинаний, которые бы дали возможность манипулировать Божьим Духом или контролировать происходящие события. Мы ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ, должны ходатайствовать и просить за других, искать лица Божьего в смирении и полной зависимости от Него. Однако нам нельзя произносить чье бы то ни было имя как волшебное слово. Бывают исцеления, когда имя Иисуса даже не упоминается. Тень Петра могла творить чудеса. Он воскресил Серну из мертвых, не называя имени Иисуса, но он молился об этом раньше (см. Деян.9:40).
Наши надежды основаны на том, что Христос сделал. Вера приводит нас к взаимоотношениям с Ним в Его действии. Вера - это смиренный проводник для тех, кто выполняет Его волю.
Глава 21
ВЕРА И МОЛИТВА
Божье присутствие постоянно
Молитва - это не интервью с Богом, которое заканчивается словом "аминь". Это слово не значит "Пока, Господь!" Бог остается с вами как во время молитвы, так и после нее. "Не отступлю от тебя и не оставлю тебя" (Иис.Н.1:5). "Я с вами во все дни до скончания века" (Мат.28:20). Его присутствие не зависит от каких бы то ни было условий, и Он всегда пребывает с теми, кто любит Его.
Когда мы собираемся