Только Бог может открыть Бога
Если бы Бог не позволил, мы бы никогда не могли открыть Его. Только Бог может открыть Бога. Самые великие мыслители не смогли этого сделать. Многие размышляли о Боге, исходя из рационалистических позиций, однако их проекции так же способны согреть сердце, как айсберг. Таким же образом ученые пытаются исследовать Иисуса. Они покрывают Его лицо вуалью неверия, а затем называют Его "Человеком, Которого никто не познал". Они снимают с Него все, во что Он облачен, а затем удивляются, вопрошая себя, Кем же Он является на самом деле. Они отвергают Его чудеса и Его воскресение, принижая Иисуса до уровня своих физических глаз. Но Он слишком велик для их логики, поэтому им приходится представлять Его в миниатюре.
Но никто не знает миниатюрного Иисуса. Мы знаем Иисуса, чье лицо представляет собой славу Божью. Человеческое воображение очень ограничено и, не в состоянии постичь Бога. Мы можем представить что-либо ровно настолько, насколько мы знаем, но не больше. Лжебоги созданы по образу мужчин и женщин. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его", как сказано в Первом послании к Коринфянам (2:9). Опыт познания Христа выше понимания тех, кто Его не знает.
Исайя смеялся над теми, кто пытался воплотить образы своих богов в творениях рук человеческих. Эти образы как горгульи. Кусок дерева не может стать творцом неба и земли. Их характеры обычно так же уродливы, как и их внешность. Боги греков и римлян похотливы и вероломны. Первобытные американские племена поклонялись божествам, которые требовали человеческих жертв до тех пор, пока стены храмов не покрывались на целые сантиметры запекшейся человеческой кровью. Идеи о других формах жизни, которые высказывают aвторы научно-фантастических произведении, обычно представляют собой немыслимые ночные кошмары, а Нью-Йорк или Лондон можно назвать раем по сравнению с событиями, происходящими в других мирах. Каждая попытка нарисовать Бога происходит из порочной развращенности человеческого ума. Из того же источника берут свое начало любопытные идеи о небесах и о том, как туда добраться. Но мы черпаем свои идеи только из Библии, и только Библия имеет право сказать нам, как туда попасть и кто туда попадет. Сама Библия описывает небеса как место, куда осмелятся войти только те, кто был очищен кровью Иисуса. Если мы попытаемся найти другие источник знаний о Боге, мы почувствуем подавленность и уныние. Священные писания Индии, Китая или исламские учения несут страх и мало радости. Откройте Библию, и вы увидите тысячи разноцветных лучей струящейся радуги. Чем больше мы будем понимать эту Книгу, тем более открытым будет наш разум для библейских откровений так, как цветы раскрывают свои лепестки навстречу восходящему солнцу. Та сила, которая вдохновила на создание этих Писаний, сотворила наши души таким образом, чтобы мы приняли эти Писания. Творец, Который заботится о продолжении жизни рода человеческого, явно не хочет оставить нас в неведении о Себе. Он открывает Себя. Это единственный способ познания Бога. Наши умствования и рассуждения, как кремень, который способен только высечь искру, но не даст света. В Книге пророка Исаии (50:11) сказано: "Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами!.. в мучении умрете". Искры и вспышки мысли не в состоянии в достаточной степени осветить жизненный путь человека. Философы пребывают в растерянности, как и все другие люди, и тем не менее они пытаются вести нас, как те слепые, что взялись вести слепых. Бог сказал: "Да будет свет" (Быт. 1:3). Он дал свет Аврааму, Моисею, Давиду, пророкам и, наконец, нам через Иисуса Христа.
Библейский парадокс
Многие люди выбрасывают Библию, не понимая, какой вред они причиняют тем самым себе. Библия - это взрывная сила. Писания - неисследованная территория для многих людей, несмотря на то, что "золото той - земли хорошее" (Быт.2:12). Чтобы расстегнуть затворы, которыми замкнута Библия, и перевернуть се исцеляющие страницы, нужны руки веры. И все же - "слышание от слова Божия" (Рим.10:17). Бог дает нам веру, чтобы читать Библию, с тем чтобы мы могли обрести веру - если мы хотим этого. Чтобы обрести веру и читать Библию, нужно просто читать ее. Библия будет говорить сама за себя. В химии какие-то вещества взрываются, что позволяет нам убедиться в каком-то конкретном предположении. "Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17), и в другом месте - "слухом услышите" (Мат.13:14). Авраам поверил Богу, когда Бог заговорил к нему. Творец обеспечил нас способностью узнавать Его голос, как узнал Его голос Авраам.
Этим мы теперь и займемся - позволим Библии говорить за себя, чтобы дать нам веру.
Глава 9
ВЕРА И ОБЕТОВАНИЯ
Вера как отношение
Что такое вера? Это не вещь, это не кусок чего-то, это не дополнительная извилина в мозгу и не участок нашей души. Мы сами выбираем верить. В одной из последующих глав мы будем обсуждать историю богатой женщины сонамитянки. Вместе с Елисеем она проявила твердую веру, отказавшись от всякого рода сомнений. Библия назвала ее "великой женщиной" именно за ее несгибаемый характер и непреклонную веру в Бога.Вера представляет собой единственное возможное основание для любых действующих взаимоотношений. Мне кажется, что вера в Бога не только благо само по себе, но и единственное благочестивое дело. Бессмысленно ожидать взаимоотношений с Богом на любых других условиях в надежде на неизвестное будущее, - а как иначе невидимый Бог может иметь с нами взаимоотношения? Если мы не сумеем продвинуться в вере, чего мы стоим? Если мы не можем довериться Всемогущему из всех имеющихся существ, кем же мы являемся? Это наименьшее, чего Бог может ожидать от нас. "А без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11:6). Если же кто скажет: "У меня нет большой веры", что ж, очень плохо, в таком случае Бог будет им недоволен. Будет ли кто из людей доволен, если ему перестанут доверять другие люди? Вера - это не уверенность. Это вопрос очень личного свойства. Кто-то, может быть, совершенно в чем-то уверен, но будущее строится только на личной убежденности. Мы доверяем своим личным убеждениям, потому что точно знаем их. Этот момент тесно связан с доверием. Если бы мы думали, что наши убеждения могут измениться, мы бы не стали доверять им. Мы читаем в Библии, Кто есть Бог. До сего момента мы могли убедиться в Нем, однако в своем отношении к будущему мы можем только доверяться Ему.
Вера не нужна там, где нужно поверить, что дважды два - четыре, однако жизнь намного сложнее. Обстоятельства могут меняться каждую минуту. Самые разные ситуации влияют на будущее. Очевидно, различные ситуации влияют даже на то, что словно их и не было. В этих случаях Он не творит чудеса, не превращает тыкву в золотую карету. Он настолько мудрый и всемогущий Бог, что мы доверяем Ему отбирать из огромного разнообразия вариантов единственный, самый приемлемый для нас. Нам не понять, что Он делает, точно так, как мы бы не поняли все тонкости строительства роскошного лайнера грузоподъемностью пятьдесят тысяч тонн. Мы надеемся на Него, и Бог принимает это в расчет. Именно таким Он сотворил этот мир. Молитва и вера позволяют Ему сделать то, чего иначе Он не смог бы сделать. Нет сомнений в том, что Бог может все, но Он не станет делать без тех, кто верует. Это есть Его запланированное провидение.
Божьи обетования
Человеку свойственно зависеть от обещаний других людей до тех пор, пока люди не разочаруются друг в друге. Жулики и мошенники этим пользуются. Мы доверяем людям, когда они дают нам слово. Мы должны довериться Богу, поскольку Он дал нам Свое Слово. Сотни поколений доказали высокую надежность Его Слова, и Он дает нам те же основания для того, чтобы мы могли положиться на Него, провозгласить то, что Он намерен сделать для нас. Некто исследовал всю Библию и подсчитал, что Бог приготовил для нас семь тысяч восемьсот семьдесят четыре обетования. Это блистательное сочетание необходимо нам для того, чтобы понять Бога и то, чего мы можем ожидать от Него. Быть вне этих обетований значит быть вне Слова Божьего. Тем не менее, нет никаких границ благости и щедрости Божьей. Он милостивый Бог. Опыт показывает, что Он может сделать нечто, выходящее за пределы Его обещанного Слова. И когда такое происходит, нельзя это рассматривать как прецедент для того, чтобы другие могли требовать у Него того же. И все же диапазон в семь тысяч восемьсот семьдесят четыре обетования достаточно широк для того, чтобы охватить всех тех, кто нуждается в Божьей помощи. Многие обетования нам даны в виде заповедей. Тема "Вера и заповеди" займет не менее одной или даже двух глав, поскольку это восхитительный и завораживающий предмет. В настоящее же время нам следует рассмотреть веру в Бога на основании Его обетований.
С прощением и без прощения
Бог многое делает для нас без нашего прошения. "Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мат.5:45). Бог благ и благ ко всем. Миллионы людей не верят Ему, однако рады обвинить Его в своих несчастьях. Природные процессы кажутся неизменными и постоянными. До сего дня никто не утверждал, что Бог не принимает в этом никакого участия. Он заключил Свой завет "со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными" (Быт.9:10). "Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся" (Быт.8:22). Иисус продолжил эту мысль дальше и включил в эти обетования цветы: "Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут, но говорю вам, что и Соломой во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (Мат.6:28-29).
Однако у Бога есть много других добрых обетовании, приготовленных для людей. Например, такое обетование: "Ищите и найдете" (Мат.7:7), и такие обетования доступны только тем, кто применяет их на практике. Но это реальные обещания, и многие из них перечислены в Писаниях: "Ходящих в непорочности Он не лишает благ" (Пс.83:12). Когда у нас заканчиваются естественные запасы, Иисус нам велит: "Просите, и получите" (Иоан. 16:24). "Ибо всякий просящий получает... Итак если вы, будучи злы, умеете даяния блате давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него" (Мат.7:8,11). Если мы просим на добро, Он не пошлет нам злое - никогда! "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов", - говорит Иаков и своем Послании 1:17.
Осуществлением молитвенной веры должна стать здоровая активность. Птица в гнезде должна учиться летать и искать пищу. Необходимость просить - прекрасное напоминание о нашей зависимости от Бога, и она должна быть использована для стремления искать Его. В своем новом рождении мы получаем дух ребенка, который все время смотрит на Отца. Это общение - семейное общение с нашим Отцом.
Мирской порядок молитвы
Бог мог бы все организовать для нашей жизни, но трезвое понимание человеческой природы поднимет на смех саму эту идею. Ни один родитель не проявит такой самонадеянности и недальновидности, чтобы относиться к своему отпрыску подобным образом. В воспитании мы все стараемся достичь конкретной цели - твердо поставить ребенка на ноги. Бог то же самое намерен сделать и для нас. Он стремится к тому, чтобы мы не были беспомощными младенцами, полностью зависящими от грудного молока, но - Его соработниками.
Молитва в настоящее время для нас является единственным доступом к Нему, если мы хотим быть Ему полезными. Очень часто люди забывают, что Он создал мир таким, что молитва становится действительно необходимым аспектом. Молиться надо не после того, как сатана разрушил все наши планы. Даже Иисус молился. Молитва становится совершенно необходимой для продвижения Царства Божьего. Много происходит такого, чего не хочет, и мы должны молиться, чтобы Его воля исполнялась. Мы просим, ЗАТЕМ Он исполняет. Он замыслил, чтобы мы сотрудничали с Ним таким образом точно так, как Он Адама "поселил в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт.2:15). Вот как нужно читать обетование, данное в Евангелии от Иоанна 14:13: "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю". Мы просим все то, что нам необходимо для выполнения Божьей воли на земле. "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю". Мы - Его соработники. Мир и люди в нем нуждаются в заботе и защите, и это обетование о том, что Христос сделает все для исполнения этой цели, а не для того, чтобы просить луну с неба или полдюжины "роллс-ройсов".
Есть безусловные обетования, как, например, продолжение жизни природы, но мы должны просить о многом. В Послании Иаковa 4:2 сказано: "Не имеете, потому что не просите". Бог не будет кормить нас с ложечки. Он кормит воробьев, но не бросает корм им в гнезда. Если мы хотим, чтобы Бог работал, мы сами должны работать в молитве.
Бог всегда ведет
Молитва - это вид разговора с Богом, но не разговора Бога с нами. Бог говорит к нам в любое время, когда захочет. Он не ждет того момента, когда мы начинаем молиться. Заметьте, никто в Библии не молился в тот момент, когда Бог обращается к нему. Бог близок к нам и может говорить в любое время. Вполне вероятно, что мы можем не услышать то, что Он говорит, потому что ожидаем услышать нечто другое.
Молитва в основном это время для того, чтобы излить свои сердца Ему. Слушать Его мы должны в другое время. Мы должны быть постоянно готовы, потому что Он может заговорить в любой момент. Нельзя, встав с колен, утверждать, что Он не говорил к нам. Мы не можем требовать, чтобы Он говорил в назначенное нами время, словно мы включаем радио. Мы сами никогда не должны выключаться. В любом момент Он может прервать Свою собственную программу, чтобы дать личные указания.
Опасности
Христианам сегодня может показаться странным, что в Писании нет ничего о молитве, о том, чтобы слышать Бога, о водительстве или о других подобных этим просьбах. В Библии очень много говорится о слышании Его голоса, но почти ничего не сказано об ожидании слышания Его (кроме Авв.2:1, где пророк Аввакум стоял на страже в ожидании услышать Бога). Если мы молимся и ожидаем услышать, мы действительно можем услышать, однако, нам следует знать, какой голос мы слышим. Здесь кроется совершенно явная опасность.
Фактор нашей природы - психологический фактор - заключается в том, что наши собственные желания часто бывают настолько требовательными и громкими, что могут прозвучать как Божья команда. Если кричать достаточно долго о том, чего хотим мы сами, то рано или поздно эхо наших криков возвратится к нам, но мы должны понять, что это наш голос, а не голос Бога. Люди рассказывают, как они боролись с Богом за конкретное решение. Но если взглянуть на такие ситуации честно, то мы увидим, что это достаточно возмутительная процедура. Разве наш Бог таков? На самом деле такие люди борются с собственными желаниями, а не с Богом. Они хотят, чтобы Он согласился с ними. Неужели мы действительно воображаем, что нам следует вступить в схватку с Богом, чтобы выведать у Него секрет о том, чего Он хочет от нас? Ведь нет, Он просто скажет нам, не втягивая нас в единоборство и борьбу со Всемогущим. Глупо пытаться приблизиться к Богу таким образом, словно Он не хочет поделиться с нами Своей волей. Когда мы сражаемся за то, чтобы узнать Его волю, то мы предполагаем, что Он не собирается осуществлять Свое водительство, как обещал. После падения Иерусалима многие из людей молили Иеремию вопросить Бога, следует ли им покинуть землю. В сердце своем они хотели идти в Египет. Они хотели лишь, чтобы Иеремия убедил Бога одобрить их планы. Иеремия вопросил, но Бог не одобрил план бегства в Египет. Они тем не менее все же отправились туда, обвинив Иеремию во лжи, не поверив в то, что сказал Бог. В результате своего непослушания они попали в большую беду. Бог не велел им уходить, потому что у Него для этих людей были другие планы. Существует гарантия, обеспечивающая нам безопасность от всяких "голосов" и импульсов, - и это Слово Божье. "Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света" (Ис.8:20). Быть средством, через которое говорит Бог, - уникальная привилегия. Однако Бог ничего не скажет вопреки Своим заповедям н наставлениям. Его Слово может прийти к нам через служение или пророчество, в которых мы так нуждаемся, однако, личное водительство никогда не приходит через третье лицо. Никому другому Он не скажет, что вы должны делать. От других людей может быть утешение, назидание и вдохновение, но каждый из нас ведом Богом, если мы Его дети (см. Рнм.8:14). Никто из великих мужей и жен Божьих в Писании, слышавших голос Бога, сами не просили и не ждали этого. Бог хотел говорить к ним и говорил. Люди спрашивают: "Что Бог говорит Церкви?" Но почему Бог должен все время что-то говорить Церкви? Разве Он оставил нас во тьме о Своих намерениях? Есть духовные гиганты, которые заявляют о том, что они знают то, чего никто другой не знает, словно они некие Божьи любимчики, стоящие перед Ним так, как не стоит никто другой. Дух пророчества сегодня - это Дух, данный всем верующим. Бог открывает Свои секреты Своим пророкам, но сегодня мы все относимся к этой категории во Христе. Когда Бог говорит, это сообщение транслируется но всей вещательной сети, а не передается только но одному телефону.
Что говорит Бог
Если Богу есть что сказать Церкви в целом, то это слова, сказанные Христом перед Его вознесением из этого мира: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари* (Мар.16:15). До тех пор пока это поручение не будет выполнено, Бог не станет отвлекать пас такими второстепенными заданиями, как структура Церкви или ее организация. Бог открыл нам Свою волю. Поэтому, "когда просим чего по воле Его, Он слушает нас" (1Иоан.5:14). Вот почему Христос дал нам прощение: "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мат.6:10). Иисус сказал об этом еще раз: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Иoaн.15:7). Главная цель молитвы - да будет не наша воля, но исполнение открытой нам Божьей воли. Мы не должны стремиться убедить Бога в целесообразности наших планов или заставить Его сделать по-нашему. Его ясно выраженная воля заключается в том, чтобы все люди пришли к покаянию. Весь Новый Завет говорит только об этом. Если мы будем просить в соответствии с этой волей, Бог поспешит ответить нам.
Это выражено и в молитве: "Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе". Этого достичь может только Евангелие.
Пост и вера
Мы слышали о тех, кто в случае необходимости готов поститься до смерти, пока Бог не ответит на их молитвы. Несомненно, это впечатляющий способ доказать свою искренность и настойчивость. Но каким образом это может оказать воздействие на Бога? Разве такой подход можно рассматривать как признак их терпения и веры в то, что Бог заговорит к ним? Или они пытаются заставить Бога сделать что-то едва заметной духовной угрозой? Что это, религиозный или эмоциональный шантаж? Разве Бог может сказать в ответ на это: "Лучше я сделаю то, что они просят, а то вдруг они умрут!" Бог не поддается на эмоциональное давление любого вида.
Будет серьезной ошибкой поститься в попытке вывернуть йогу руки. Пост - это лишь способ показать срочность, и его можно сравнить с громким и настойчивым воззванием к Богу. Язычники считали, что они могут различными средствами заставить своих богов принять участие в их делах Для этого они использовали кровные жертвы, равно как и другие средства убеждения. Но наш Бог - это не Зевс не Аполлон и не Ваал. Богу радостно слышать Своих детей и им совсем не нужно пытаться произвести побольше шума или другой демонстрации своей нужды. Неправильное понимание духа молитвы приводит к тому, что люди повышают голоса, чтобы быть услышанными, словно они подают прошение на имя правительства. Молитва эффективна тогда, когда мы участвуем в Божьем труде, особенно своей конкретной работой. Чтобы верить Богу в своих прошениях, нам следует знать, что Он слышит нас, и что мы просим в соответствии с Его волей - то есть в соответствии с Его открытой для нас волей. В Слове Божьем перечислено много таких задач. Нам велело молиться - "хлеб наш насущный дай нам на сей день" (Мат.6:11). Иисус сказал: "Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него" (Лук.11:13). Он также сказал: "Вы же оставайтесь... доколе не облечетесь силою свыше" (Лук.24:49). Мы должны просить об исцелении, о духовных дарах, ходатайствовать друг за друга, за тех, кто грешит, и за тех, кто стоит у власти. Существуют вспомогательные молитвы, нацеленные на выполнение величайшей воли Божьей - искупления мира.
Вера и ее цели
Иаков был братом по матери Иисуса, и его послание отражает типичные черты учения Иисуса так, как никакая другая книг. Библии. Вот бесценный отрывок из его послания: "Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак.4:2-4). Здесь мы обсуждаем наши молитвенные прошения, касающиеся материального обеспечения. Но если мы молимы охваченные материалистическими и .мирскими желаниями, а наши сердца не правы пред Богом, мы не получим ответа. Если мы привязываемся к своему имуществу, богатству или престижу, то это уже материализм, который уводит в сторону от Бога, Его воли и целей.
Молитва номер один для многих людей посвящена номеру первому - себе любимому. Но когда номером первым становится Божье Царство, мы будем поступать правильно, если станем просить у Бога Его благословений. В Послании Иакова (1:17) сказано: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены". Все материальные блага, окружающие нас, - это дары Бога Его созданиям. "Ибо Он насытил душу жаждущую, и душу алчущую исполнил благами" (Пс. 106:9), какими бы ни были их вкусы и пожелания. Бог, сотворивший все богатства, дает нам силу и право приобретать богатство, поскольку материальные блага не были созданы только для материалистов.Богатство не должно стать главным объектом веры. Вера была дана для того, чтобы получить доступ к богатствам. Бог не демонстрирует Свои несметные сокровища в нашем чудесном мире в качестве соблазна для того, чтобы испытать христиан. У верующих столько же прав на блага жизни, как у любого другого создания. Однако, ситуация совершенно меняется, когда мы концентрируем все свои желания и молитвы на материальном. Мотивом для получения благ должно быть желание отдавать, облегчить страдания голодных и обездоленных, а также для того, чтобы прославить имя Господа. Вера и молитва - это единая тема, это два компонента, взаимно зависящие друг от друга. В этой главе мы с вами довольно быстро прошлись но этой теме.
Теперь нам нужно вглядеться более внимательно в библейские истины о вере и молитве.
Глава 10
ВЕРА - СТАРАЯ И НОВАЯ
Вера в Ветхом Завете
Мы получаем то, ради чего живем, но живем ли мы тем, что получаем? Условия нашей жизни фантастичны по сравнению с прошлым. Но можем ли мы сказать о себе, что мы фантастически довольны и удовлетворены?
Действительно, были такие люди, которые могли наслаждаться смертным своим существованием так, как наслаждаются тончайшим вином. Были такие духовные гиганты, как Енох, Авраам и Самуил. Они не исследовали Интернет, не насыщались знаниями мира, но, уходя от поверхностного, они могли измерять глубины реальности. В их глазах горел свет глубокого понимания. Если бы мы встретили один такой персонаж, мы бы почувствовали себя намного меньше в присутствии такого величия. То были древние люди, знавшие Бога. Они не пользовались словом "вера" для определения качества своего разума. Они думали в практических терминах, они ходили перед Богом, служили Ему, боялись Его, повиновались и оставались Ему преданными всегда и во всем. В этом была их вера, и вот почему Библия должна стать нашим водителем на каждом шагу нашей жизни. Сегодня на веру смотрят на своего рода способность, аккуратно уложенную в каком-нибудь уголке нашего психологического сундучка. Мы выносим ее, стираем с нее пыль н проявляем тогда, когда того потребуют обстоятельств - "я верую..." Древние в своей жизни не могли обойтись без веры точно так, как невозможно обходиться без одежды. Вера была их воздухом, они пользовались ею не только в моменты нужды. Сейчас мир думает о религии как о том, что можно проявлять эпизодически. Воскресенье, например, посвящается религии. Но для тех великих людей их взаимоотношения с Богом были существенным качеством всех дней их жизни, и они помыслить не могли своего существования без Него. Тогда мир был опасным для жизни. Люди понятия не имели, как справляться с болезнями и эпидемиями, с засухой и голодом. Со всех сторон избранный народ окружали враги. Но Израиль понял, что Бог был Эль-Шаддай, - Он был всем тем, что им было нужно, - их защитой, избавителем, исцелителем, твердыней, щитом и крепостью. Другие народы смотрели на своих богов в случае нужды. Например, они обращались к богу дождя тогда, когда им нужен был дождь, к богу плодородия тогда, когда хотели получить богатый урожаи. Они приносили в своих храмах жертвы как взятку в тех случаях, когда нуждались в помощи. Их боги просили только этого, а иначе люди забыли бы о них. У язычников не было ощущения постоянной заботы Бога о них. Только Израиль чувствовал эту заботу. В Израиле Бог посылал библейских пророков, чтобы напомнить народу о Своей верности. Он был их Пастырем, а они были овцами Его паствы. Этого было не понять язычникам. Самые великие из язычников, такие, как, например, Сократ и Аристотель, не имели осознания Бога. Израиль был Божьим народом. Но язычники, даже когда они поклонялись, например, Артемиде, не были "народом Артемиды". Она просто им "покровительствовала".
Вера нового типа
В Новом Завете мы видим продолжение того доверия, которое проявляли к Богу библейские пророки. Однако это доверие выходит далеко за рамки физического завета и включает в себя намного больше, чем понимали сами пророки, которые предсказывали это (см. 1Пет.1:10-12). То, что дал нам Христос, охватывает всю жизнь здесь и после, все наше смертное, духовное и психологическое существование. Иисус показал нам, что физические опасности были далеко не самыми важными, как и наше материальное процветание. Состояние нашего настоящего "я", нашей личности, или души, было самым важным вопросом. Тело умрет, но самое страшное - если погибнет душа. "Души согрешающая, та умрет", - сказал Иезекииль (18:4), но Иисус пояснил, что душа согрешающая уже мертва, а Он пришел к нам как Воскресение и Жизнь.
Первой заботой древних была физическая безопасность и материальное благосостояние, потому что они жили в условиях, когда существовала угроза и тому и другому. Но они были чудесными верующими. Их вера не была легковесной доверчивостью, но они ее неусыпно тренировали и использовали каждый день как щит против всех опасностей. Они стали пионерами истинной веры, и такую веру они осуществляли в мире абсолютно языческом. В чем бы мы ни доверяли Богу, включая наше вечное спасение, эти герои прошлого в самых трудных условиях показывают нам, как нужно верить. Их примеры приведены в Библии именно потому, что они представляют собой живое водительство на все времена. Существуют различные виды веры. Мы можем начать с ограниченного понимания того, в чем можно довериться Богу, или с одной только молитвы - "О Боже, помоги мне!" Я хочу помочь читателям шаг за шагом взобраться по ступенькам, полагаясь на Бога во все большем диапазоне обстоятельств. Наша вера может пройти через такой процесс, например:
1. Верить, что нечто является истиной. Послание Иакова напоминает верующим в единого Бога, что бесы тоже верят в того же Бога (см. Иак.2:19). Это не звучит вдохновляюще! В Евангелии от Иоанна Марфа верила в воскресение в последний день, но Христос хотел видеть веру, которая надеялась бы на воскресение именно в тот момент. Но это лишь начало. Таким же образом, иудеи верили, что их религия была истинной, хотя она им не могла помочь на практике, поскольку они ее никогда не использовали на деле. То же происходит и в наши дни Вера может быть просто согласием с утверждением истины, принятием ее на уровне разума, но вряд ли изменением жизненных ценностей. Верить в то, что существует Бог, - это не спасительная вера, и эта вера ничуть не больше знания о том, что где-то существует планета Плутон. Это лишь начало.
2. Верить самому человеку. Например, Никодим сказал: "Ты учитель, пришедший от Бога" (Иоан.3:2). Иисус хотел более высокого уровня веры, чем вера в учителя. Он говорил с Никодимом о вере нового порядка, о чем Никодим никогда раньше не слышал. Многие верят в Иисуса так, как Никодим, верят как в искреннего человека, который говорил истину. И такое восхищение действительно может превратиться в верность, как это произошло в случае с Никодимом. Однако вера в то, что Иисус - добрый человек, чревата серьезной опасностью. Если Он был добрым, значит, Он не лгал, значит, Он не был обманщиком или сумасшедшим. Он утверждал, что является Сыном Божьим. Если это неправда, то Он не был добрым человеком, но поразительным богохульником. Если же Он был добрым человеком, Он должен был быть Тем, за Кого Себя выдавал - много больше, чем просто добрым человеком, но Христом, Спасителем мира. Таковым Он и является!
3. Вера в то, что Иисус - богодуховновенный человек, как все пророки. Ученики рассказали Христу, за кого Его принимали люди: "Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков" (Мат.16:14). Он вошел в Иерусалим, и "народ говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского" (Мат.21:11). Они аплодировали Ему, но Иисус, как и Иеремия, плакал. Они зашли так далеко, но не позволили Ему взять их под крыло и спасти. И опять мы не можем сказать, что Он был пророком с той же точностью, с какой утверждаем, что сэр Кристофер Рсн был архитектором. Пророка должны слушать, а чтобы услышать Христа, нам нужно пройти очень долгий путь.
4. Вера в Божью силу. В Иерусалиме все верили в Его силу. Многие также верили в силу Христа (см. Иоан.2:23-25). Они не сомневались в том, что видели, не сомневались, что Он обладал исцеляющей силой, был чудотворцем, они даже хотели сделать Его царем. Но Христос хотел более масштабной веры. Они верили в Его физическую силу, но не поставили Его на Его истинное место, место Господа и Спасителя. Они просили у Него чудес, но у Него были другие планы, отличавшиеся от стремления удовлетворить их любовь к сенсациям (см. Иоан.6:36). Их вера в Него была основана только на Его целительстве, что больше, чем вера в доктора, водителя и даже сантехника. Мы доверяем врачу только как врачу, но не доверимся ему в своих повседневных заботах. Христу нужно доверять во всем, а не в одном или паре чудес.
5. Вера как доверие. Здесь вера превращается в личные взаимоотношения. Мы доверяем людям, например, родителям. Они знают нас, и в их руках находятся ключи к самым сокрытым участкам нашей личности. Мы чувствуем, что они не подведут нас. Это та самая личная вера, которую Бог хочет направить на Себя. Наша жизнь настолько полно раскрыта для Него, словно Он сидит вместе с нами в комнате. Мы можем исповедовать перед Ним свои грехи, потому что Он их знает в любом случае. Это и есть спасительная вера. Если бы мы застряли на вершине скалы, а на выручку нам пришел бы спасатель-профессионал, мы бы просто доверили ему свою жизнь, независимо от того, насколько мы умны, богаты, сильны или глупы. Это и есть спасающая вера, а Христос есть наш Спаситель.
6. Вера во Христа. Это истинная вера. Мы доверяем Христу так, как не доверяли даже самому близкому другу. Друзья могут подвести, как сказано в Псалме 40: "Даже человек мирный со мною, на которою я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту" (Пс.40:10). Наш собственный отец может подвести нас, "ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня" (Пс.26:10). Это означает полную капитуляцию, это значит, мы должны позволить Ему взять верх, и не только в одной области жизни, но во всей жизни в целом. Если Он намерен держать вас над потоками вод, Ему придется очень крепко ухватиться за вас. Такими хотел видеть своих обращенных апостол Павел: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес.5:23). Христос может сохранить только то, что мы Ему доверили. Возложите все на Него, все до последнего, тело, душу и дух, подчините все Его заботе на все времена. Тогда Он что-то сможет сделать для вас. Он не хочет спасать нас по кусочкам. В таком стремлении заполучить нас по кусочкам конкурентом может быть только сатана. Он горит сильнейшим желанием откромсать от нас столько, сколько возможно. Он готов буквально сожрать нас.
Результаты истинной веры
Я искал слово, которое было бы связано с результативностью, что-то типа "взаимодействия" или, может быть, "катализатора". Вера именно это и делает - она производит взаимодействие между Христом и мной. Она также является катализатором, элементом, который приносит изменения. Вера - это взаимоотношения. Я не имею в виду вашу троюродную тетю, которую вы никогда не видели. Это нечто живое, трепещущее, оказывающее влияние и на Христа, и на меня. Мы отдаем себя Ему, а Он отдает Себя нам. Мы становимся "причастниками Божеского естества" (2Пет.1:4).
Апостол Павел тоже подыскивал слова для такой же ситуации. Он использовал чудесное выражение - "во Христе". Например, во Втором послании к Коринфянам (5:17) сказано. "Итак, кто во Христе, тот новая тварь", а в Послании к Римлянам (8:1) говорится: "Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе". Самая простая вера во Христа производит изумительные результаты. Всякая истинная вера проста. Это не сложные алгебраические уравнения, где нам нужно найти значение X. Самый простой человек может поверить и получить те же результаты, что и самый мудрый.
Выражения веры Христа
Иисус тоже искал нужные слова. Он знал всю религиозную терминологию книжников, которую обычные люди не понимали. Но люди с радостью слушали Иисуса. Он говорил о вере, однако, совсем другими словами. "Придите ко Мне", "Если любите Меня...", "Кто не пребудет во Мне...", "Плоть Моя истинно есть пища", "Следуй за Мною!"
Вера - это не какое-то конкретное религиозное действие. Это передача всей ответственности за свою жизнь Богу, когда наших ресурсов недостаточно. Это духовное слияние, когда мы с Христом становимся одно. Такое отношение кажется таким простым, однако оно таким и является. Нет другого способа, которым мы могли бы приобрести все то, что для нас совершил Христос на Кресте. Мы спасаемся верой. Что может быть больше веры в этом мире? "Вера, сильная вера...", как поем мы в гимне, сильная, потому что это дар от Бога.
Глава 11
ВЕРА АВРААМА
(часть 1)
Борьба веры
Историки перечислили десять самых решительных битв, которые изменили судьбы мира. Но самая великая из них произошла в сердце Авраама. Если кто-нибудь думает об Аврааме только как о библейском герое, то, значит, он даже не начал понимать мир, в котором жили те люди. В Библии его имя повторяется триста девять раз, но благодаря его вере его имя помнит как история всего Среднего Востока, так и история всего мира и по сей день. Он был первым человеком, о "повиновении вере" которого было упомянуто. Вся его жизнь была отмечена в<