Я видел, как история творилась силой молитвы
Для меня сила молитвы, способная влиять на ход истории, не просто абстрактная теоретическая формула. Я неоднократно видел наглядное проявление этого на своем личном опыте. В этой главе я расскажу о 4-х таких случаях. Чтобы сделать их убедительным примером, я выбрал ситуации, касающиеся разных стран, при действии совершенно разных политических факторов.
Война в Северной Африке
Во время войны в Северной Африке с 1941 по 1943 годы, я служил помощником в госпитале Английских войск в Северной Африке. Я состоял в штате маленькой медицинской части, прикрепленной к двум английским дивизиям: к Первой Дивизии и Седьмой Дивизии. Солдаты последней из них обрели известность как “крысы пустыни”, так как на эмблемах этого подразделения был белый африканский тушканчик. В то время моральное состояние Британских армейских частей в пустыне была на очень низком уровне. Главная проблема заключалась в том, что люди полностью потеряли доверие к своим офицерам. У меня самого отец был армейским офицером и многие из моих друзей, с которыми я рос, были того же социального происхождения. Поэтому, мои оценки были в этом плане вполне справедливы, так как я имел определенные критерии в оценке. Как группа в целом, офицеры в пустыне отличались эгоизмом, безответственностью и полным отсутствием дисциплины. Их главная забота состояла не в том, чтобы следить за благополучием своих подчиненных или в удачном ведении войны, но в том, чтобы обеспечить свой собственный комфорт.
Я вспоминаю одного офицера, который заболел малярией и был эвакуирован на базу в каирский госпиталь. Для переправки в Каир он потребовал для себя одну четырехместную медицинскую машину и один полуторатонный грузовик для перевозки своего снаряжения и личного имущества.В товремя мы постоянно испытывали острую нужду в грузовом транспорте и бензине; и то и другое требовало строжайшей экономии. Из Каира офицер был эвакуирован в Англию (процедура, в которой вовсе не было необходимости в связи с простым приступом малярии). Спустя несколько месяцев мы слышали его выступление по радио из Англии: это был очень яркий и впечатляющий рассказ о трудностях военной кампании в условиях пустыни!
В этот период для нас самой большой проблемой была нехватка воды. Рационы ее были строго ограничены. Наши армейские фляжки пополнялись раз в два дня. Эта вода предназначалась на все наши нужды - умывание, бритье, питье, приготовление пищи и т.д. Однако, офицеры в своих ежевечерних попойках употребляли воды больше, чем выдавалось всем другим чинам вместе взятым на все их потребности.
Результатом было самое долгое отступление в истории Британской армии - протяженностью около семисот миль - от местечка в Триполи, под названием Эль Агейла, до Эль Аламейн, расположенного примерно в пятьдесят миль к западу от Каира. Здесь английские войска окопались для последней стоянки. Если бы Эль Аламейн пал, то для сил Аксиса открылся бы путь к установлению контроля над Египтом для перекрытия Суэцкого канала и продвижения в Палестину. Еврейское население подверглось бы тогда точно такому же геноциду, какой был во всех местах Европы, находящихся под нацистским режимом.
Примерно за 18 месяцев до этих событий, в армейском бараке в Англии, я пережил очень яркое и сильное откровение о Христе. Я познал на личном опыте реальность Божьей силы. В пустыне я был лишен Церкви или какого-либо общения со священниками, способными мне оказать помощь или подать совет. Я был вынужден положиться на два основных проявления Божьей заботы к каждому христианину:
Библию и Дух Святой. Я рано пришел к убеждению, что по нормам Нового Завета пост был естественной частью христианского служения. В течение всего периода моего пребывания в пустыне, я регулярно отводил среду каждой недели, как специальный день для поста и молитвы.
Во время длительного и деморализующего отступления к Каиру, Бог положил мне на сердце нести бремя молитвы за части Британской армии, а также за всю ситуацию на Ближнем Востоке в целом. Однако я не мог представить, как может Бог благословить командование столь бездарное и неспособное к каким-либо действиям. Я искал в моем сердце такую форму молитвы, чтобы мне можно было молиться с искренней верой и которая отвечала бы сложившейся ситуации. Спустя некоторое время Дух Святой подсказал мне такую молитву: “Господи, дай нам руководителей, способных обеспечить нашу победу и через это прославить Тебя”.
Я регулярно продолжал молиться таким образом каждый день. В это время английское правительство решило отстранить командующего войсками в пустыне и заменить его другим человеком. Человек, которого они выбрали, был генерал Готт. Он вылетел в Каир принять командование, но его самолет был сбит в пути и он погиб. Таким образом, в создавшемся критическом положении и в этом важном театре военных действий, английские силы фактически остались без командования. Уинстон Черчилль, в то время занимавший пост премьер-министра Англии, вынужден был действовать, в основном, по личной инициативе. Он назначил в общем-то малоизвестного офицера, по имени Б. Л. Монтгомери, который в срочном порядке был переброшен на самолете в Африку.
Монтгомери был сыном епископа Евангелистской Англиканской Церкви. Он был именно тем человеком, который в точности отвечал основным требованиям, предъявляемым Богом к человеку, являющемуся лидером среди людей. Он был справедливым и Богобоязненным. И при всем том, еще отличался высочайшей дисциплиной. За два месяца, он внушил своим офицерам совершенно новое понятие о дисциплине и, таким образом, вернул доверие подчиненных к своему начальству.
Главное сражение при Эль Аламейне было выиграно; оно стало первой серьезной победой союзников*(*Имеются в виду союзники в войне против гитлеровской Германии) во всей войне к этому моменту. Угроза, висевшая над Египтом, Суэцким каналом и Палестиной, была окончательно ликвидирована и весь ход войны изменился в пользу союзников. Не будет преувеличением сказать, что сражение под Эль Аламейном явилось поворотным пунктом для всей войны в Северной Африке.
Через два или три дня после сражения, я оказался в пустыне в нескольких милях позади наступающих сил союзников. В кузове армейского грузовика, из маленького портативною радиоприемника, я слышал рассказ комментатора о сцене в ставке Монтгомери, которую он наблюдал накануне сражения. Он вспоминал, как Монтгомери публично призвал всех к молитве, сказав: “Давайте попросим Господа, сильного в сражении, дать нам победу”. Когда эти слова прозвучали по радио, я понял, что Бог очень ясно говорил моему духу: “Это ответ на твою молитву”.
Как хорошо этот случай подтверждает истину о возвышении, данную в Псалме 74:6-8. Английское правительство выбрало для командования Готта, но Бог убрал его и вместо него поставил Монтгомери, человека по Своему усмотрению. Бог сделал это, чтобы дать славу Своему имени и чтобы ответить на молитву, к которой Он Сам Святым Духом побудил меня. Этим вмешательством Бог также предотвратил висевшую над палестинскими евреями угрозу попасть под режим Аксиса.
Я верю, что молитва, которую дал мне Бог в это время, может быть с таким же успехом использована и в других ситуациях, как военных, так и политических: “Боже, воздвигни нам таких руководителей, чтобы через них дать нам победу и славу имени Твоему!”