Как Бог использует земных правителей
Почему Бог возносит “самого низкого” из людей? Ответ можно найти в примере Навуходоносора. Бог использует земных правителей как орудия наказания для Своего собственного народа. Еврейский народ постоянно противился Богу и, уклоняясь от Его заповедей, поклонялся иным богам и творил несправедливость. Поэтому, после многочисленных предупреждений. Бог воздвиг против них жестокого языческого царя - Навуходоносора. Рядом последовательных мер,
которые все более возрастали в своей жестокости, Навуходоносор, вначале, переселил многих евреев в качестве пленников в Вавилон и наложил на оставшихся дань. Наконец, он разрушил Иерусалим с храмом и искоренил весь народ с их земли. Даже в своем ничтожестве Навуходоносор стал орудием для наказания неверного и упорного еврейского народа.
Однако, пример с Навуходоносором показывает с исключительной ясностью, как Божья благодать и сила могут превратить орудия наказания в орудия милосердия. Когда Даниил и его товарищи искали Бога в горячей молитве, Бог изменил сердце Навуходоносора. По причине особой мудрости, данной Богом Даниилу, царь возвысил его и его товарищей и дал им самое высокое положение. Три товарища Даниила были назначены наместниками крупных провинций в Вавилоне, а сам Даниил стал первым министром всего Вавилонского царства, вторым по могуществу человеком, после самого царя. Эта радикальная перемена Навуходоносора в отношении к личностям, а также ко всему еврейскому народу, была вызвана молитвами Даниила и его друзей.
Карьера Даниила, подобно Давиду, является сама по себе примером того, как Бог способен незначительное поднять до положения большой политической силы. В юности Даниил был первоначально взят в Вавилон в качестве политического заложника. Однако, в течение короткого времени, он достиг положения первого министра. Даже после падения Вавилонской империи, мы находим Даниила занимающим высокую влиятельную позицию в последующем Персидско-Мидийском царстве при царях Дарий и Кире.
В книге Данила, в главе 6, дано изображение его молитвенной жизни. Повествование указывает, что его правило регулярной молитвы было хорошо известно при дворе Дария. Побуждаемые ревностью, соперники Даниила ухватились за это, как за средство обвинить его в преступлении. Они убедили Дария подписать указ, согласно которому в течение 30 дней запрещалось молиться кому-либо, кроме самого царя. За непослушание полагалась смерть. Виновника бросали в ров на съедение львам.
Ответное действие Даниила отмечено в стихе 10: “Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того”.
Вот какой образец предлагает Даниил для тех, кто хочет следовать ему в служении молитвы! Какой пример верности и постоянства! Его лицо было обращено к Иерусалиму. Три раза в день он молился за восстановление города и за возвращение Израиля из плена в свою землю. Его непрекращающееся прошение за свой народ было делом его личного долга и представлялось ему настолько важным и безотлагательным, что даже угроза смерти не могла остановить его.
Результаты прошения Даниила отмечены во 2-й книге Паралипоменон:
А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать; так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас - из всего народа Его, да будет Господь, Бог его, с ним, и пусть он туда идет. (2 Паралипоменон 36:22-23)
Таким образом, Бог исполнил обещание о восстановлении Израиля, данное Им прежде через Исайю и Иеремию.
Обещание, данное через Исайю, записано в Исайи 44:26-28;и сказанное через Иеремию в Иеремии 25:12.
Действительно, здесь мы видим яркий пример того, как Бог меняет земные правительства в интересах Своего народа. С одной стороны, Бог привел в исполнение суд над царем Вавилонским и его народом, потому что они стояли на пути возвращения евреев в Иерусалим и препятствовали восстановлению храма (упомянутый здесь Вавилонский царь был приемником Навуходоносора). С другой стороны, Бог воздвиг на их место Кира и Персидско-Мидийское царство и сделал их орудиями милости и восстановления для евреев и Иерусалима.
За этими событиями, изменившими политику мировых империй, действовали две невидимые духовные силы: Слово Божье, прореченное через Его пророков и молитвы, прощения Даниила.
На основании этих примеров взаимоотношений Бога с еврейским народом, посредством Навуходоносора и Кира, как Божьих орудий, можно вывести такие важные выводы:
1. Бог использует человеческих правителей, как орудия для осуществления Своих целей в истории, особенно если это касается Его собственного народа.
2. Если Божий народ упорен и непослушен. Бог поставляет над ними злых и жестоких правителей.
3. Если через покаяние и молитву Божий народ воззовет к милости Бога, Он может осуществить перемену правительства одним или другим способом: либо, сместив злого правителя, заменить его хорошим; либо переменить сердце жестокого правителя так, чтобы сделать его скорее орудием милости, нежели наказания.
“Для вас”
Эти принципы, выведенные на основе исторических примеров Ветхого Завета, находят подтверждение в учении, данном христианам в Новом Завете. Во 2 Коринфянам 4:15 Павел говорит: “Ибо все для вас...”. Взаимоотношения Бога со всем миром имеют одну высшую цель: осуществление Его планов относительно Его собственного народа, связанного с Ним через веру в Иисуса Христа. Над всеми событиями последних двух тысячелетий мировой истории Бог начертал один всеобъемлющий девиз, адресованный Своему народу: Для “вас... .
В послании к Римлянам Павел применяет этот принцип специально по отношению к тем, кто стоит у власти:
Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
(Римлянам 13:1-5)
Из этого отрывка мы видим три особенно значительных утверждения: “нет власти не от Бога”; “начальник есть Божий слуга тебе на добро”; (или альтернатива) “он Божий слуга, отмститель”. Павел адресует эти слова именно христианам. Он утверждает, что правительство устанавливается Божьей властью. И как правительство поведет себя по отношению к христианам, зависит от их позиции и поведения. Если они ходят в послушании воле Божьей, тогда власти и их исполнители выступают в роли Божьих слуг, действующих “тебе на добро”. Но если христиане непокорны и преступают границы Божьих повелений, тогда власть и ее представители становятся орудием наказания. Из этого можно вывести краткое заключение:Христиане получают правительство, какое они заслуживают.
А если христиане оказываются в подчинении у плохого правительства? Оно может быть подвержено коррупции, неспособно, совершает растраты или может быть оно враждебно по отношению к христианам. Как поступать в этом случае христианам? Слово Божие не дает права ни на жалобу, ни на непослушание. Однако, Оно налагает на них серьезную ответственность молиться за свое правительство. Если они смирятся перед Богом и примут Его условия, Он услышитихмолитвы и совершит перемену, поставив такое правительство, которое обеспечит осуществление Его планов в отношении Его народа и будет действовать в интересах христиан.
Какие требования Бог предъявляет к правителям?
Так как во власти христиан молитвами выбрать себе правительство, под началом которого им жить, то очень важно знать, за какое именно правительство следует молиться. Каковы основные требования, предъявляемые Богом к правителям? Ответ на этот вопрос дан Святым Духом через уста Давида во 2-й книге Царств:
Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне Влияние на историю через пост и молитву скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. (2 Царств 23:2-3)
Для правителя здесь выдвигаются два простых требования: я должен быть праведным и править к страхе Божием. Нет сомнения, что это пророческое высказывание относится к Царству Христа. Тем не менее, основной принцип отличается незыблемостью, и применим к каждому человеку, который осуществляет власть. Итак, мы видим два Божьих требования:
чтобы он был праведным и Богобоязненным. Когда бы такой человек не поднялся к власти, Бог обещает ему Свое благословение,что он будет как “на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли” (2 Царств 23:4).
Простота предъявляемых Богом требований отсекает большинство мотивов и затруднений, которые знакомы нам в современной политике. В Соединенных Штатах и в Англии похожим образом установлена система двухпартийного правительства. В США - демократы и республиканцы. В Англии - лейбористы и консерваторы. Названия их различны, но суть одинакова.
К несчастью, христиане в обеих странах часто позволяют себе рассыпаться в сантиментах, когда речь идет о партийных привязанностях,но они равнодушны к Божественным требованиям. Бог не обещает благословения правительству в соответствии с его партийной принадлежностью - именуют ли они себя республиканцами или демократами, лейбористами или консервативной партией. Бог обещает благословение правительству, чьи официальные лица исполняют два великих, главных моральных требования. Он требует, чтобы они были “справедливы” и “Богобоязненны”. В любом возможном случае, христиане, уважающие Божьи требования, должны придерживаться строго этого принципа не избирать в правители человека, который не зарекомендовал себя справедливым и Богобоязненным, невзирая на его партийную принадлежность. Если христиане игнорируют Божьи требования и отдают свои голоса на выборах морально не достойным личностям, то эти избранники станут проводниками Божьего суда против тех самых людей, которые избрали их на этот пост.
Особенно в Соединенных Штатах пропорция Посвященных христиан в обществе довольно велика, чтобы оказывать мощное влияние на то, какие люди будут выдвинуты в кандидаты на официальные посты. На это еще в XIX веке указывал великий евангелист Чарльз Финней. Христиане всех политических сторон должны согласиться в одном главном принципе:не отдавать свои голоса кандидату, не исполняющему моральные требования, утвержденные Писанием. Если этот принцип ясно утвержден, и ему неукоснительно следуют, то каждая из наиболее влиятельных политических партий неизменно будет испытывать давление, заставляющее выдвигать в кандидаты только тех людей, которые соответствуют этим требованиям. В результате, возрастет уровень политического поведения и возрастут стандарты правительства во всем народе.
В других странах, и в других политических системах, Божий народ не всегда находится в такой позиции, где возможно оказывать подобное политическое давление. Тем не менее, верующие люди все еще несут на себе ответственность - молиться за правителей своего народа, и таким образом оказывать решающее влияние на курс правительства.
Глава 5