Достоинство справедливых правителей

Благодаря справедливым правителям поддерживается безопасность на дорогах и благополучная жизнь в мире. К ним обращается за помощью слабый, благодаря им оказывается униженным притеснитель и обретает безопасность боящийся. Благодаря им применяются установленные Шариатом наказания и предотвращается нечестие. Они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого. Благодаря им осуществляется правление согласно Корану и Сунне и тушится пламя нововведений и заблуждения.

Именно для этих людей будут установлены возвышенности из света по правую руку от Милостивого в Судный день, и они пребудут на них. А несправедливых правителей в это время будет жечь солнце, и они будут все в поту и понесут на своих слабых спинах тяжкое бремя своих несправедливостей в День, который будет продолжаться пятьдесят тысяч лет, после чего каждый из них увидит свой путь – либо в Рай, либо в Огонь.

Пророк ﷺ сказал: «Справедливые пребудут на возвышенностях из света по правую руку от Милостивого, Благодатен Он и Возвышен, а обе Руки Его – правые. Это те, которые справедливы в своем правлении, а также по отношению к своим близким и в том, что поручено им».

И от него передается: «Поистине, самым любимым из творений для Аллаха и самым близким к Нему по своему положению в Судный день будет справедливый правитель. И поистине, самым ненавистным для Аллаха и самым далеким от Него по своему положению в Судный день будет несправедливый правитель».

Или же он сказал нечто подобное.

Справедливые правители составляют одну из семи категорий людей, которых Аллах укроет в тени Трона Своего в День, когда не будет иной тени, кроме тени Его. Подобно тому, как в этом мире люди пребывали под сенью их справедливости, они пребудут в тени Трона Милостивого в Судный день. Тень за тень – таково справедливое воздаяние.

И даже если бы у них не было иных достоинств и почета, кроме того, что обитатели небес и земли и птицы в воздухе призывают на них благословение, просят прощения для них и обращаются к Аллаху с мольбами за них, а несправедливых правителей проклинают между небесами и землей, даже животные и птицы, так же как обучающего людей благому благословляют Аллах и ангелы Его, а скрывающего знание и верное руководство, ниспосланные Аллахом, и побуждающего к их сокрытию проклинают Аллах и ангелы Его и другие проклинающие…

Всего этого было бы достаточно для высокого и почетного положения: правитель пребывает на ложе своем и вершит благое, и благие дела записываются в свитке его, и число их все увеличивается – до тех пор, пока он поступает справедливо. Один час такого правителя лучше несколько лет поклонения других. Куда до него тому, кто несправедлив к пастве своей и притесняет ее, за что Аллах делает Рай запретным для него, а Огонь – обязательным для него?

Достаточно в качестве достоинства и почета для такого правителя того, что его справедливость избавляет его от мольбы притесненного. Как сказано в одном предании: «О обольщенный правитель-тиран! Поистине, Я послал тебя не для того, чтобы ты собирал мирские блага, но Я послал тебя для того, чтобы не приходила ко Мне мольба притесненного. Поистине, Я послал тебя не для того, чтобы ты собирал мирские блага! Поистине, Я не стану преграждать путь этой мольбе, даже если исходить она будет от неверующего».

Куда до того, кто спит, а люди бодрствуют, обращаясь к Аллаху с мольбами за него, тому, из-за которого люди не спят, обращаясь к Аллаху с мольбами против него?..

См. «Тарик аль-хиджратейн»

ПЛОДЫ ПОКОРНОСТИ В ЭТОМ МИРЕ

Всевышний Аллах сказал:

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).

Это сообщение Правдивейшего, и Его сообщения для верующих в Него – бесспорная истина. Всякому, кто совершал благие деяния, будучи верующим, Аллах непременно дарует благую жизнь в соответствии с его верой и деяниями.

Однако недалекие и невежественные люди ошибочно понимают эту жизнь, полагая, что подразумевается наслаждение разными видами пищи, питья, одежды и удовлетворения страсти, или же имеется в виду удовольствие, приносимое главенством, имуществом, победой над врагами и разнообразными мирскими наслаждениями.

Не приходится сомневаться в том, что эти виды наслаждения испытывают и животные – более того, зачастую животные испытывают даже больше этих наслаждений, чем человек. И тот, у кого нет наслаждений, кроме тех, которые делят с ним дикие звери, домашние животные и скотина, относится к числу тех, к которым взывают из далекого места.

Куда этим наслаждениям до наслаждения, которое, проникнув в сердце, отдаляет человека от сыновей, женщин, родных мест, имущества, братьев и жилищ, так что он с довольством покидает все это и отходит от всего этого и преодолевает неприятное и трудное, наслаждаясь этим, ощущая простор в груди, спокойно воспринимая убийство сына, отца, спутницы жизни и брата, и порицания порицающих не оказывают на него влияния.

Доходит до того, что один из них встречает грудью копье со словами: «Преуспел я, клянусь Господом Каабы!». А другому кажется, что жизнь его слишком затянулась – настолько, что он бросает пищу из рук своих со словами: «Поистине, если я потерплю, пока не доем это, это будет слишком долгая жизнь!» - после чего бросается навстречу смерти, преисполненный радости. А другой говорит, несмотря на бедность свою: «Если бы правители и сыновья правителей знали о нашем положении, то они набросились бы на нас своими мечами, лишь бы обрести это».

Наши рекомендации