Хорошее правительство отвечает желанию Бога
В первом послании к Тимофею, Павел наставляет Тимофея относительно надлежащего порядка и организации в местной Церкви, которую он называет “домом Божиим” (1 Тимофею 3:14-15). Во второй главе он дает указания о Церковном молитвенном служении:
Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
(1 Тимофею 2:1-4)
Прежде всего, Павел призывает к “молитвам, прошениям, молениям и благодарениям...”. Если бы нам пришлось выбрать термин, который бы включал все перечисленные здесь формы обращения к Богу, то мы остановились бы на молитве. Первой обязанностью христиан, собирающихся для общения, является молитва. В этом также заключается их главная сила.
В стихе 2 Павел говорит, что молитвы должны совершаться “за всех человеков”. Это вполне согласуется с пророчеством Исайи 56:7, где Бог говорит: “...ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов”. Бог принимает участие “во всех человеках” и во “всех народах” и ожидает от Своего народа, чтобы он разделил с Ним это участие. Как противоречат такому отношению к молитве позиции многих христиан, чьи молитвы скудны и сосредоточены только на себе. Кто-то хорошо высказался по поводу молитвы среднего члена Церкви, что звучит как пародия, приблизительно так: “Боже, благослови меня и мою жену. Моего сына Ивана и его жену. Благослови нас четверых и больше никого. Аминь!”.
После молитвы “за всех человеков” следует молитва“зацарей и всех начальствующих”. В таких странах, как Соединенные Штаты, где нет монархии, слово “цари” не подходит. Однако, в любом случае, является ли правительство монархическим или нет, фраза “за всех начальствующих” указывает на тех, кто несет ответственность за управление народом. Можно суммировать это одним словом правительство.
Следовательно, первой особой темой молитвы, заповеданной Богом для Своего народа, собранного в общении, является молитва за правительство. Продолжительный опыт убедил меня, что большинство христиан совсем не придают серьезного значения этой теме. Они не только ни молятся за правительство в первую очередь, они вообще едва ли молятся за это! Они более или менее регулярно молятся за больных, за узников, проповедников, миссионеров, евангелистов, необращенных, военнослужащих, то есть за все, что угодно и за всех, кого угодно, кроме одного, что Бог ставит на первое место - за правительство. Не будет преувеличением сказать, что многие из тех, кто считает себя примерными христианами, никогда серьезно не молятся за правительство своей страны; даже один раз в неделю они не делают этого!
Когда мы молимся за правительство, какое особое прошение нам предлагается сделать? Ответ Павла таков:
“...дабы нам проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте”. Оказывает ли правительство, под властью которого мы находимся, воздействие на наш образ жизни? Безусловно, да. Поэтому, если мы хотим проводить нормальную жизнь, логика и личная заинтересованность подсказывают, что мы должны молиться за правительство.
Эта мысль показала мне новый образ действий, когда я недавно принял американское подданство. Подобно всем, кто готовится к жительству в новой стране, я стал изучать основные принципы и цели Американской Конституции. Когда я размышлял над ними, я спросил себя: “Какова была настоящая цель тех, кто первоначально создавал проект этой Конституции?” Я сделал вывод, что их цели могли быть с абсолютной точностью сформулированы словами Павла:
“...дабы нам проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте”. Авторы Конституции ставили целью создание государства, в котором каждый был бы свободен преследовать свои собственные интересы без вмешательства со стороны других граждан или правительства, при этом имея покровительство государства и его представителей. Судя по языку, который они использовали, большинство (не все) из тех, кто составляли проект Конституции, сознавали возможность существования такого государства только при высшем покровительстве и благоволении Всемогущего Бога. Граждане-христиане Соединенных Штатов должны быть навеки благодарны, что основные права их государства так точно согласуются с целями и принципами, установленными в отношении правительства Писанием.
Продолжая мысль в 1 Тимофею 2, Павел в 3-м стихе говорит: “...ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу”. Слово “это” отсылает назад к теме стиха 2, которую мы сформулировали как “хорошее правительство”. Если мы заменим слово “это” фразой, к которой оно относится, мы придем к следующему выражению: “Хорошее правительство хорошо и угодно Богу”. Еще проще: “Хорошее правительство отвечает воле Божией”.
Здесь мы видим утверждения с далеко идущими последствиями. Верим ли мы этому в действительности? Судя по словам и действиям многих христиан, они мало надеются или вообще не верят в хорошее правительство. Они более или менее покорились факту, что правительство не может быть другим, как только: неспособным, расточительным, деспотическим, подверженным коррупции и несправедливым. Я долго и тщательно изучал этот вопрос в свете логики и Писания и пришел к глубокому убеждению относительно воли Божьей в этой области:Бог желает хорошего правительства.