Является ли помощь бедным хорошим вложением денег?
Я испытываю глубокое огорчение в духе, когда слышу, как некоторые служители говорят, что пожертвование, сделанное лично для них, принесет большее благословение, чем пожертвование, принесенное в поместную церковь или в помощь бедным. Опять же эти служители считают, что обладают «особым помазанием», как Иисус, что у них есть дар — «прикосновение царя Мидаса», — чтобы умножать суммы, отданные им как пожертвования.
Некоторые из этих служителей считают, что нет особого благословения в том, чтобы давать бедным, ссылаясь на Книгу Притчей (19:17): «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его». «Это не очень хорошее вложение денег, — говорят они. — Давая пять долларов бедному, вы даете взаймы Богу, и Он просто отдаст вам обратно эти пять долларов. Вы получите в результате только то, что дали взаймы Богу. Но если пожертвуете пять долларов в служение с "большим помазанием", то вы получите умноженное воздаяние».
Они добавляют затем: «Вы знаете, Иисус сказал, что мы всегда будем иметь бедных рядом с собой (см. Иоан. 12:8)», — имея в виду, что бедные, в отличие от них, не так достойны пожертвований.
Это учение совершенно неверное и абсолютно не соответствует Писанию. К таким выводам приводит извращенное толкование приведенных отрывков из Книги Притчей и Евангелия от Иоанна.
Представление о том, что «дача взаймы» Богу одного доллара, пожертвованного бедному, принесет воздаяние только в один доллар, не подтверждается библейскими примерами. В пятой главе Евангелия от Иоанна рассказывается о том, как Иисус позаимствовал лодку у Петра. Он вошел в лодку и попросил «большого рыбака» отплыть немного от берега, чтобы иметь возможность проповедовать собравшимся людям. Затем Иисус отплатил Петру за аренду лодки.
Давайте посмотрим, как это описывается в Евангелии от Луки:
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Лук. 5:4-7
Сколько стоило позаимствовать лодку у Петра на час или около того? Стоило ли это двух лодок, доверху наполненных рыбой? Несомненно, Иисус заплатил за аренду с избытком! Он не жадина.
В следующей главе Евангелия от Иоанна мы видим историю о том, как Иисус накормил пять тысяч человек. Вы знаете, как это было: мальчик отдал Ему свой обед, состоявший из пяти хлебцев и двух рыб, а Иисус умножил их так, что накормил целую толпу голодных людей. Когда все насытились, ученики собрали оставшееся в двенадцать корзин!
Я полагаю, что Иисус отдал те двенадцать корзин с хлебом и рыбой тому мальчику, который пожертвовал своим обедом для бедных, дав таким образом «взаймы» Богу. Наверное, несколько взрослых помогли мальчику отнести те двенадцать корзин домой. Иисус отплатил ему с избытком!
Видите, люди часто цитируют одно место из Писания, чтобы создать определенное настроение, игнорируя при этом многие другие места. Вы не можете построить учение на одном стихе. Библия говорит: «При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово» (2 Кор. 13:1).
В Библии есть много стихов, касающихся помощи и служения бедным. Давайте посмотрим на один из них, который часто неправильно интерпретируется служителями. В Евангелии от Иоанна (12:8) Иисус говорит: «Ибо нищих всегда имеете с собою...» То, что Иисус имел в виду на самом деле, проясняется в Ветхом Завете, откуда Он процитировал эти слова: «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:11).
Вот что Иисус подразумевал на самом деле: «Всегда будут бедные люди, нуждающиеся в помощи, и вы должны помогать им по мере возможности. У вас всегда будет возможность помогать бедным, а Я с вами лишь на короткое время».
Первые плоды
Много лет назад существовало учение о первых плодах, которое восходило к Ветхому Завету и Закону левитов. Оно утверждало, что первые плоды приносились специально для левитов, а эти ветхозаветные священники являются прообразом сегодняшнего пятигранного служения. Когда мы начали относиться к современным служителям как к священникам, возникли серьезные проблемы.
Вспомните, ранее в этой главе мы говорили, что приносим свои десятины и пожертвования не так, как это делалось в Ветхом Завете. Руководствуясь Законом левитов, люди приносили первородное священникам. Но в Новом Завете у нас есть только один Первосвященник — Господь Иисус Христос.
Кто-то может задать вопрос: «А как же современные служители? Разве они не священники? Разве те, кто имеет пятигранное служение, не представляют меня перед Богом?» Нет, они не священники. Они не представляют вас перед Богом. Они представляют Бога вам! Слово говорит, что мы все сделались царями и священниками нашему Богу (см. Отк. 1:6).
Послание к Евреям рассказывает о том, как Иисус стал Первосвященником:
Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
Евр. 7:11-19
Видите, в Ветхом Завете люди могли приходить к Богу только через священника. Но теперь все изменилось. Нам не нужен священник, чтобы приходить к Богу. Нам нужен только Иисус.
Я стал пятидесятником в 1937 году. В 1940 году разгорелась полемика о первых плодах, десятинах и пожертвованиях. Люди верили, что все деньги принадлежат пастору. Наконец, некоторые из нас пришли к определенному мнению, исправились, и Бог благословил нас. Но другие люди полагают, что пастор берет все деньги и распоряжается ими.
Действительно, когда я начал пасторское служение в пятидесятнических церквях, то распоряжался всеми церковными деньгами. Но, поступая так, мы можем столкнуться с проблемами. Нужны люди, которые смогут помочь в этом. Тогда все будет выглядеть честно в глазах верующих (см. Рим. 12:17). В одной из церквей, где я был пастором, мы создали очень хорошую систему. У нас были различные бюджеты для миссий, зданий, для покупки цветов больным и так далее.
Я вспоминаю одного служителя, который стал пастором в церкви после меня. Если бы церковь обсуждала его кандидатуру, то я посоветовал бы им не нанимать его. О нем были плохие отзывы. В конце концов он украл все церковные деньги. Община могла бы заявить на него в полицию, но прихожане не захотели этого делать. Спустя некоторое время церковь смогла оправиться от пережитого.
Некоторые люди честны и искренни, тогда как другие хотят только больше денег. У них недостаточно веры, чтобы уповать на Бога, поэтому они прибегают к различным уловкам. Они хотят, чтобы все деньги принадлежали им. Многие верят, что десятины принадлежат пастору. Так думали, например, в последней церкви, где я был пастором. Они хотели, чтобы пожертвования с собраний в воскресенье утром и в воскресенье вечером шли мне.
Тогда я сказал:
— Нет, давайте использовать пожертвования с собрания в воскресенье вечером для церкви, потому что она нуждается в этом.
Совет дьяконов ответил:
— Мы хотим, чтобы вы брали эти деньги.
— Нет, — сказал я, — они мне не нужны. Я приму десятины и пожертвования с собрания в воскресенье утром, а пожертвования с собрания в воскресенье вечером мы направим в казну церкви, потому что нам необходимо кое-что построить.
Сегодня подобная концепция выглядит чуждой для большинства людей. Видите ли, в 40-е годы церкви обычно были небольшими. За правило принималось отдавать десятины и пожертвования с собрания в воскресенье утром пастору.
В результате того, что мы стали направлять пожертвования с собраний в воскресенье вечером в казну церкви, у нас появилась возможность перестроить переднюю часть зала, пристроить несколько комнат для воскресной школы и подготовить зал для молодежи.
Не все деньги принадлежат пастору. Здесь очень легко съехать на одну из обочин дороги, но давайте оставаться посередине пути.
Попытка новозаветного применения ветхозаветных принципов нарушает все правила толкования Библии, тем более что в Новом Завете нет ни единого упоминания слова «первородное» в том смысле, в каком оно используется некоторыми проповедниками.
Принципы отделения первородного не используются в Новом Завете применительно к денежным пожертвованиям. Ни один из авторов Нового Завета не употребляет это слово в значении «деньги» или «материальная поддержка служителей».
«Первородное» в Новом Завете обычно относится к Иисусу Христу. Он есть Первородный, первый воскрешенный из мертвых и представитель всех, кто последует за Ним.
Другое новозаветное упоминание слова «первородное» относится к плодам Духа в жизни верующего. Другими словами, «первородное» (или «начаток», «первые плоды») означает начальную работу Святого Духа в жизни верующего — первое свидетельство Его обитания внутри нас. Это относится к знакам Его присутствия в нас сейчас, в сравнении с тем, что Он сделает в нас, когда мы будем иметь прославленные тела.
Еще одно упоминание слова «первородное» полностью аллегорическое. Оно используется для описания тех, кто первым уверовал во Христа в определенной местности.
Рассмотрев учения, которые привели к неправильному пониманию Слова и серьезным проблемам в Теле Христа, давайте посмотрим на библейский путь преуспевания.