Является ли помощь бедным хорошим вложением денег?

Я испытываю глубокое огорчение в духе, когда слышу, как некоторые служители говорят, что пожертвование, сде­ланное лично для них, принесет большее благословение, чем пожертвование, принесенное в поместную церковь или в по­мощь бедным. Опять же эти служители считают, что облада­ют «особым помазанием», как Иисус, что у них есть дар — «прикосновение царя Мидаса», — чтобы умножать суммы, отданные им как пожертвования.

Некоторые из этих служителей считают, что нет особого благословения в том, чтобы давать бедным, ссылаясь на Книгу Притчей (19:17): «Благотворящий бедному дает взай­мы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его». «Это не очень хорошее вложение денег, — говорят они. — Давая пять долларов бедному, вы даете взаймы Богу, и Он просто отдаст вам обратно эти пять долларов. Вы получите в ре­зультате только то, что дали взаймы Богу. Но если пожертву­ете пять долларов в служение с "большим помазанием", то вы получите умноженное воздаяние».

Они добавляют затем: «Вы знаете, Иисус сказал, что мы всегда будем иметь бедных рядом с собой (см. Иоан. 12:8)», — имея в виду, что бедные, в отличие от них, не так достойны пожертвований.

Это учение совершенно неверное и абсолютно не соответ­ствует Писанию. К таким выводам приводит извращенное толкование приведенных отрывков из Книги Притчей и Еван­гелия от Иоанна.

Представление о том, что «дача взаймы» Богу одного дол­лара, пожертвованного бедному, принесет воздаяние только в один доллар, не подтверждается библейскими примерами. В пятой главе Евангелия от Иоанна рассказывается о том, как Иисус позаимствовал лодку у Петра. Он вошел в лодку и по­просил «большого рыбака» отплыть немного от берега, что­бы иметь возможность проповедовать собравшимся людям. Затем Иисус отплатил Петру за аренду лодки.

Давайте посмотрим, как это описывается в Евангелии от Луки:

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ни­чего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, нахо­дившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

Лук. 5:4-7

Сколько стоило позаимствовать лодку у Петра на час или около того? Стоило ли это двух лодок, доверху наполненных рыбой? Несомненно, Иисус заплатил за аренду с избытком! Он не жадина.

В следующей главе Евангелия от Иоанна мы видим исто­рию о том, как Иисус накормил пять тысяч человек. Вы знае­те, как это было: мальчик отдал Ему свой обед, состоявший из пяти хлебцев и двух рыб, а Иисус умножил их так, что на­кормил целую толпу голодных людей. Когда все насытились, ученики собрали оставшееся в двенадцать корзин!

Я полагаю, что Иисус отдал те двенадцать корзин с хле­бом и рыбой тому мальчику, который пожертвовал своим обедом для бедных, дав таким образом «взаймы» Богу. На­верное, несколько взрослых помогли мальчику отнести те двенадцать корзин домой. Иисус отплатил ему с избытком!

Видите, люди часто цитируют одно место из Писания, чтобы создать определенное настроение, игнорируя при этом многие другие места. Вы не можете построить учение на одном стихе. Библия говорит: «При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово» (2 Кор. 13:1).

В Библии есть много стихов, касающихся помощи и слу­жения бедным. Давайте посмотрим на один из них, который часто неправильно интерпретируется служителями. В Еван­гелии от Иоанна (12:8) Иисус говорит: «Ибо нищих всегда имеете с собою...» То, что Иисус имел в виду на самом деле, проясняется в Ветхом Завете, откуда Он процитировал эти слова: «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:11).

Вот что Иисус подразумевал на самом деле: «Всегда будут бедные люди, нуждающиеся в помощи, и вы должны помо­гать им по мере возможности. У вас всегда будет возмож­ность помогать бедным, а Я с вами лишь на короткое время».

Первые плоды

Много лет назад существовало учение о первых плодах, которое восходило к Ветхому Завету и Закону левитов. Оно утверждало, что первые плоды приносились специально для левитов, а эти ветхозаветные священники являются прооб­разом сегодняшнего пятигранного служения. Когда мы начали относиться к современным служителям как к священни­кам, возникли серьезные проблемы.

Вспомните, ранее в этой главе мы говорили, что прино­сим свои десятины и пожертвования не так, как это делалось в Ветхом Завете. Руководствуясь Законом левитов, люди приносили первородное священникам. Но в Новом Завете у нас есть только один Первосвященник — Господь Иисус Христос.

Кто-то может задать вопрос: «А как же современные слу­жители? Разве они не священники? Разве те, кто имеет пяти­гранное служение, не представляют меня перед Богом?» Нет, они не священники. Они не представляют вас перед Богом. Они представляют Бога вам! Слово говорит, что мы все сде­лались царями и священниками нашему Богу (см. Отк. 1:6).

Послание к Евреям рассказывает о том, как Иисус стал Первосвященником:

Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон на­рода, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства не­обходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Мои­сей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая на­дежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

Евр. 7:11-19

Видите, в Ветхом Завете люди могли приходить к Богу только через священника. Но теперь все изменилось. Нам не нужен священник, чтобы приходить к Богу. Нам нужен только Иисус.

Я стал пятидесятником в 1937 году. В 1940 году разгоре­лась полемика о первых плодах, десятинах и пожертвовани­ях. Люди верили, что все деньги принадлежат пастору. Нако­нец, некоторые из нас пришли к определенному мнению, ис­правились, и Бог благословил нас. Но другие люди полагают, что пастор берет все деньги и распоряжается ими.

Действительно, когда я начал пасторское служение в пятидесятнических церквях, то распоряжался всеми церковными деньгами. Но, поступая так, мы можем столкнуться с пробле­мами. Нужны люди, которые смогут помочь в этом. Тогда все будет выглядеть честно в глазах верующих (см. Рим. 12:17). В одной из церквей, где я был пастором, мы создали очень хоро­шую систему. У нас были различные бюджеты для миссий, зданий, для покупки цветов больным и так далее.

Я вспоминаю одного служителя, который стал пастором в церкви после меня. Если бы церковь обсуждала его кандида­туру, то я посоветовал бы им не нанимать его. О нем были плохие отзывы. В конце концов он украл все церковные деньги. Община могла бы заявить на него в полицию, но прихожане не захотели этого делать. Спустя некоторое время церковь смогла оправиться от пережитого.

Некоторые люди честны и искренни, тогда как другие хо­тят только больше денег. У них недостаточно веры, чтобы уповать на Бога, поэтому они прибегают к различным улов­кам. Они хотят, чтобы все деньги принадлежали им. Многие верят, что десятины принадлежат пастору. Так думали, на­пример, в последней церкви, где я был пастором. Они хоте­ли, чтобы пожертвования с собраний в воскресенье утром и в воскресенье вечером шли мне.

Тогда я сказал:

— Нет, давайте использовать пожертвования с собрания в воскресенье вечером для церкви, потому что она нуждается в этом.

Совет дьяконов ответил:

— Мы хотим, чтобы вы брали эти деньги.

— Нет, — сказал я, — они мне не нужны. Я приму деся­тины и пожертвования с собрания в воскресенье утром, а пожертвования с собрания в воскресенье вечером мы на­правим в казну церкви, потому что нам необходимо кое-что построить.

Сегодня подобная концепция выглядит чуждой для боль­шинства людей. Видите ли, в 40-е годы церкви обычно были небольшими. За правило принималось отдавать десятины и пожертвования с собрания в воскресенье утром пастору.

В результате того, что мы стали направлять пожертвова­ния с собраний в воскресенье вечером в казну церкви, у нас появилась возможность перестроить переднюю часть зала, пристроить несколько комнат для воскресной школы и под­готовить зал для молодежи.

Не все деньги принадлежат пастору. Здесь очень легко съехать на одну из обочин дороги, но давайте оставаться по­середине пути.

Попытка новозаветного применения ветхозаветных принципов нарушает все правила толкования Библии, тем более что в Новом Завете нет ни единого упоминания слова «первородное» в том смысле, в каком оно используется неко­торыми проповедниками.

Принципы отделения первородного не используются в Новом Завете применительно к денежным пожертвовани­ям. Ни один из авторов Нового Завета не употребляет это слово в значении «деньги» или «материальная поддержка служителей».

«Первородное» в Новом Завете обычно относится к Иису­су Христу. Он есть Первородный, первый воскрешенный из мертвых и представитель всех, кто последует за Ним.

Другое новозаветное упоминание слова «первородное» относится к плодам Духа в жизни верующего. Другими сло­вами, «первородное» (или «начаток», «первые плоды») озна­чает начальную работу Святого Духа в жизни верующего — первое свидетельство Его обитания внутри нас. Это относит­ся к знакам Его присутствия в нас сейчас, в сравнении с тем, что Он сделает в нас, когда мы будем иметь прославленные тела.

Еще одно упоминание слова «первородное» полностью аллегорическое. Оно используется для описания тех, кто пер­вым уверовал во Христа в определенной местности.

Рассмотрев учения, которые привели к неправильному пониманию Слова и серьезным проблемам в Теле Христа, давайте посмотрим на библейский путь преуспевания.

Наши рекомендации