И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

Свщ. Даниил: «Сардис (Сарды) — древний город, столица Лидийского царства. Имя последнего царя Лидии, легендарного Крёза — обладателя несметных богатств, стало нарицательным. До наших дней дошла крылатая фраза «богат, как Крёз». И Сардис считался символом богатства. Сардийскую Церковь обычно воспринимают как символ Церкви Нового времени.»

Господь впервые начинает разговор с Церковью с обличения. И обличает её в том, что её внешние дела не соответствует внутреннему устроению. А ещё Господь напоминает Церкви о Своей Силе и Власти над ней.

Современные толкователи видят здесь Церковь 18-19 веков, до 1917 года. Это время было расцветом академического богословия, библеистики, в это время переводится много священных текстов на современный язык… Но среди интеллигенции постоянно витают отступнические настроения, увлечения всякими сектами, спиритизмом, и сомнение в истинности Православия. И в простом народе тоже всё больше и больше охладевала вера в Бога, и на замену ей приходила ненависть. Как говорил Господь: «Матфей 24: 10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; … 12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»…

Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.

Господь призывает ангела церкви, то есть епископа увеличить усилия – напоминать людям, близким к духовной смерти о том, что встреча с Господом не за горами, чтобы люди покаялись и вновь утвердились. Потому что дела, которые Церковь делает – несовершенны или недоделаны. Так например – синодальный перевод Библии на русский язык оказался несовершенным, поскольку ветхий завет переводился не с Септуагинты, а с изначально повреждённых массоретских тестов, сформированных в иудейской среде. Хотя не было никаких причин для такого выбора. например, осуждал это решение: «Церковь Божия не знала другого слова Божия, кроме 70 толковников, и когда говорила, что Писание богодухновенно, разумела Писание именно в этом переводе… А еврейской Библии никогда в Церкви не было. Поэтому принимать ее значит отступать от того, что всегда было в Церкви и сдвигаться с коренного основания православия». Надо сказать, что Святитель Феофан не говорил о безошибочности – но о наибольшей точности септуагинты. И даже, в некоторых отдельных моментах, признавал еврейские тексты.

Для справки: Септуагинта - перевод ветхого завета на греческий язык написанный в 285—247 годах до Н.Э, сделанный семьюдесятью двумя переводчиками. Одним них был Праведный Симеон. Он усомнился в пророчесве о Девстве матери Мессии, и Господь дал ему великое долголетие, чтобы дожить до его исполнения: приняв Господа на руки он сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. (Лк 2:29-32)». За то, что он удостоился подержать на руках Господа – он был назван Богоприимцем. Древнейшие рукописи Септуагинты – это фрагменты египетских папирусов III-II вв. до нашей эры, т.е. современных самому переводу.

Для сравнения - самая древняя рукопись масоретского текста - это Каирский кодекс (895 г. нашей эры)….

Энтузиаст-одиночка, учёный ветхозаветник П. А. Юнгеров – так и не смог доделать свой проект перевода ветхого завета с септуагинты – Господь забрал его.

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

Здесь мы видим прямую параллель с великим гонением, начавшимся с приходом СССР к власти. Перед этим – церковь отступила от соборной клятвы по отношению к монаршескому престолу и к монарху – Царемученику Николаю Второму. Никто в церкви не ожидал, что Господь внезапно изольёт на Церковь столь великий гнев.

Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах; ибо они достойны.

Церковь Сардийских времён знает мало святых. Но каждый из них просто сияет: Святитель Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский… И только ради этих святых – Господь пощадил Церковь, и не до конца прогневался. Ради десяти праведников – Господь пощадил бы даже Содом(Бытие 18-32).

Наши рекомендации