Вестнику в Ефесе церкви напиши; Это говорит Держащий семь звёзд в правой [руке] Его, Ходящий по середине семи подсвечников золотых».

Название города Ефесв переводе с греческого языка означает вожделенный, желанный, желательный. В первом столетии от Р.Х. город Ефес был одним из главных городов римской Империи и одним из главных городов Асии (современная Турция). Ефес был расположен на Эгейском море и являлся торговым портом, считавшимся по тем временам одним из крупнейших торговых портов всей Римской Империи. Численность населения города в первом столетии от Р.Х., как полагают ученые, достигала порядка трехсот тысяч жителей.

Достопримечательностями города являлись: библиотека, большая рыночная площадь, красивые здания, мощенные мрамором улицы, театр, вмещавший более 30 000 зрителей, и храм языческой богини плодородия Артемиды. Размеры храма составляли 150 метров в длину и 70 метров в ширину. При строительстве храма применялись очень дорогие материалы. Для строительства использовался белый, желтый и голубой мрамор, а также красное дерево. Храм насчитывал 127 удивительно высоких, по тем временам, колонн высотой 20 метров, 36 из них были украшены золотом и драгоценностями. Ступени храма были золотыми. Благодаря этому храму город Ефес стал центром языческого мистического культа поклонения Артемиде (Диане), а также Диопету (Юпитеру) (Деян.19:35). Согласно учению культа, образ Артемиды упал с неба от Юпитера. Артемида изображалась в виде женщины невысокого роста с несколькими грудями. Хотя в наше время от этого храма практически ничего не осталось, сохранились лишь только отдельные развалины, он считается одним из семи чудес света.

Жители Ефеса были известны своим суеверием, любовью к магии, блуду и разврату. Богатея от морских торговых операций, ефесяне устраивали роскошные пиры, на которых часто предавались блуду. Разврат сексуального характера в Ефесе был самым распространенным действом. В городе находился довольно большой публичный дом, в котором бывал практически каждый ефесский мужчина. Связано все это было с культом богини плодородия Артемиды, поклонение которой часто сопровождалось сексуальными действами и половыми актами. Совершение блуда приветствовалось так же, как и изображение всего того, что связано с продолжением рода и плодородием, и подавалось как угодное богине плодородия. Фасады городских зданий были украшены изображениями птичьих яиц, символизировавших зарождение новой жизни и плодородия. Для всех язычников Малой Асии посещение Ефеса и поклонение Артемиде было действительно желанным делом, поэтому название города хорошо ему подходит.

Против культа Артемиды и ее служителей выступал Апостол Павел (Деян.19:23-40). После смерти Апостола Павла в Ефесе долгое время жил Тимофей, который, как считается, был одним из епископов Ефесской Церкви и который принял мученическую смерть во время гонения на христиан устроенного Домицианом.

В Ефесе жили известные Акила, Прискилла и Аполлос (Деян.18:18,24,26).

В процессе своей миссионерской апостольской деятельности Апостол Иоанн отправился в Ефес вместе с Девой Марией — Матерью Господа Иисуса Христа, которой Сам Господь, будучи на кресте, назначил Апостола Иоанна в качестве сына вместо Себя (Ин.19:26,27), для того чтобы, Иоанн заботился о Марии до конца её жизни. Апостол Иоанн служил в Ефесской Церкви, ориентировочно, начиная, с 68 года от Р.Х. К тому времени Ефес становится одним из главных центров христианства. На сегодняшний день известно точное место, где жили Иоанн и Мария. Их небольшой дом в окрестностях Ефеса сохранился и восстановлен, и сегодня является одним из популярных мест паломничества христиан.

В Ефесе Апостол Иоанн написал Евангелие, три Соборных Послания и Откровение.

Ангелгреч. ΑΓΓΕΛΩ (ангело) — переводится как посланник. Это слово может относиться как к человеку, который несет послание от Бога, выполняет определенную миссию по поручению Бога, так и к духовному существу — служебному духу, посланному от Бога. В некоторых местах Писания Сам Бог назван Ангелом (например: Ангел завета (Мал.3:1)). Также есть мнение, что речь здесь может идти о епископах Церкви. Иногда ангелы представляют народы (Дан.10:13,20,21). Помимо этого Ангелом может быть названа и общая духовная атмосфера — состояние Церкви, представленное совокупностью учений и практического применения Божьего Слова в Церкви. Возможно, что в данном случае под словом Ангел Иисус определяет именно общее духовное состояние Церкви.

«… Держащий семь звезд в деснице Своей», Господь Иисус Христос предстает перед Иоанном, как Держащий в деснице Своей семь звезд, символизирующих Ангелов семи церквей (Откр.1:20). «Держащий» — греч. ΚΡΑΤΩΝ (кратон) с древнегреческого языка можно также перевести и как крепко удерживать в своих руках. Это означает, что Господь внимательно следит за учением в Церквях и за служением пасторов-пресвитеров-епископов Своей Церкви. Господь всегда знает, в чем заключается учение в той или иной Церкви. И если Церковь действительно стремится быть истинной Церковью Божьей, Господь всегда позаботится о том, чтобы учение Церкви было истинно. И Своею крепкою рукою удержит от дьявольских искушений.

«… Ходящий посреди семи золотых светильников», следя за учением Церкви, Господь также следит и за ее духовным состоянием. Это показано тем, что Иисус Христос ходит среди золотых светильников, которые символизируют Церкви (Откр.1:20). В данном случае хождение Христа символизирует Его поведение и действие по отношению к Церкви. Золотые светильники говорят о том, что Церкви имеют Божественную природу, так как золото также символизирует — Бога, святость, священство, Божественную сущность. Необходимо отметить, что каждый светильник состоит из семи лампад, имеющих одно основание. Их еще называют семисвечниками или семисвечными светильниками. В Писании мы несколько раз встречаем упоминание о семисвечном светильнике.

В книге Исход 25:31-40 этот светильник упоминается при строительстве скинии; в 3Цар.7:49 при построении храма Божьего; в Зах.4:2-10 при описании восстановления храма; в книге Откровение Иоанна, семисвечные светильники упоминаются как описание состояния Церкви. Ветхозаветный семисвечный светильник это прообраз, отображающий Иисуса Христа, излучающего Божий свет, и символизирует Бога Отца (1Ин.1:5). Светит светильник благодаря оливковому маслу, которое есть символ Духа Святого (Мф.25:4).

В книге Захарии 4:2-6 говорится о семи лампадах, символизирующих Святого Духа и глаза Господа. В Откр.5:6: «семь глаз», — символизируют семь духов Божьих. Число семь символизирует совершенство Триединого Бога, действующего по отношению к Своему творению — человеку, Церкви. Таким образом, Ветхозаветный храм — это прообраз Церкви, в которой присутствует Триединый Бог, который выражается:

как Всевидящий Совершенный Бог Святой Дух, представленный маслом, семью духами и семью глазами;

как Бог Сын, представленный как все светильники (семисвечники), как бы закланный Агнец, имеющий семь рогов и семь очей (Откр.5:6);

и как Бог Отец, представленный светом светильников (семисвечников).

Церковь представляет собой собрание учеников Христовых (христиан), в которых Бог сотворил Свою обитель (Ин.14:23). Обитая в каждом из нас, Господь желает, чтобы мы светили этому миру. Подобно тому, как светильник (семисвечник)светил, находясь в темном месте Ветхозаветного храма. Христиане, образующие Церковь Христову, должны светить всему миру, находящемуся во тьме — в неведении об истине Божьей. Для того чтобы светильник (семисвечник) горел ярко, ему необходим определенный уход. В него периодически нужно подливать оливковое масло и очищать от нагара. В духовном смысле это означает, что христиане должны обязательно заботиться о том, чтобы в их сердцах не уничижался и не томился Святой Дух. Христиане должны подливать масло в свои светильники и заботиться о том, чтобы оно не заканчивалось. Подобно пяти мудрым девам из притчи о десяти девах (Мф.25:1-13), которые позаботились о запасе масла.

Христиане должны накапливать масло для своего личного светильника, то есть исполняться Святым Духом и жить праведной, святой, угодной Богу жизнью. Личный светильник христианина на примере притчи о десяти девах (Мф.25:1-13) представляет собой светильник, состоящий из одного фитиля и небольшого глиняного сосуда.

Христиане, излучающие свет Божьей истины, в совокупности составляют Божью Церковь, которая представлена семью семисвечниками, состоящими из семи лампад. Общее количество лампад, которых сорок девять и семь Асийских Церквей, которым были адресованы послания, символизируют всю Церковь Христову во вселенском масштабе, в которой присутствует и действует триединый Бог. Семь Церквей есть символ совершенного действия совершенного Бога по отношению к Своей Вселенской Церкви, а сорок девять лампад символизируют семикратно усиленное (7х7), то есть всеобъемлющее, действие Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа в каждой из поместных Церквей составляющих Вселенскую Церковь Божью.

Сорок девять представляет собой также и сумму сорок и девять, где сорок это символизирует период испытаний и проверки Богом своего народа, а девять символизирует полноту триединого Господа Бога, а также полноту Божьего суда. Таким образом, сорок девять лампад в Библейской символике означают период испытаний, установленный во Вселенской Церкви Христовой, истинным триединым Богом, во всем проявляющим Свою полноту благодати, любви и милости в Своей Церкви. Это означает, что Господь будет судить Свою Церковь, и именно с неё начнется суд Божий (1Пет.4:17).

Примечательно, что печь халдейская, в которой находились Седрах, Мисах и Авденаго была разожжена халдеями так сильно, что пламя из печи достигало высоты в сорок девять локтей и их самих сжигало (Дан.3:22; Дан.3:46-48*). Это событие указывает на испытание Седраха, Мисаха и Авденаго, которым это пламя нисколько не повредило (Дан.3:49-50)* и суд Божий над теми, кто разжигал пламя (Дан.3:48)*.

Также примечательно и то, что Церковь получила свое официальное рождение в день Пятидесятницы (Деян.2:1-12), путем сошествия Святого Духа на учеников в виде языков пламени. Это указывает на наступление периода полноты благодати в Церкви. Так как еще в Ветхозаветные времена евреи должны были отсчитывать сорок девять лет, а пятидесятый год был годом юбилейным, этот год у них был священным годом (Лев.25:8-13), и был прообразом появления Церкви Христовой. В этот год объявлялась свобода всем жителям по всей их земле (Лев.25:10), что также указывает на свободу во Христе, которую получают христиане (Ин.8:32). Сорок девять лет предшествующие Пятидесятому году есть также символ подготовки, равно как и сама Церковь Христова в течение своей жизни готовится ко Второму пришествию Христа и полному воссоединению со Христом как невеста с мужем своим (Откр.21:2; Откр.22:17).

Откр.2:2: «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы».

Уточненный, расширенный перевод:

Наши рекомендации