Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти
Свт. Андрей Кесарийский «Духовно слушающий и побеждающий диавольские внушения, хотя по плоти и примет первую смерть, за то не потерпит вреда отсмерти второй - геенны.»
12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обоих сторон меч:
Свщ. Даниил Сысоев: «До наших дней сохранился город Пергам, известный тем, что там находился один из главных жертвенников Зевса и языческий храм Асклепия, которого почитали под видом змеи. Город Пергам был городом неистового идолопоклонства, там люди кланялись злым духам и нечистой силе.»
Беда Достопочтенный:«Пергам можно перевести как разделяющий их рога. Речь идет о Том, Кто на суде отделит добродетель верных от нечестия николаитов, чтобы рога грешников были сломлены и вознеслись рога праведных.»
Так и Господь предстаёт перед Пергамской Церковью в образе Разделяющего:
«Матфей 10: 34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч»,
«Лука 12: 51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение»,
«2Коринфянам 6: 14 ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? 15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? 16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. 17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. 18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.»
Современные толкователи видят в Пергамской Церкви – эпоху Вселенских Соборов(с 313 по 787 год), поскольку этот период происходит основное отделение Истины от лжи.
Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
Свщ. Даниил «Святой Антипа был епископом Пергамской Церкви. Его арестовали и привели к судье, который потребовал от него прекратить пропаганду нетрадиционной религии (христианства), якобы разрушающей величие Рима и ведущей к подрыву государственной власти и национальной традиции римского народа. Епископ Антипа ответил, что лишь та вера достойна почитания, которая идет от Бога Творца. Другими словами, истинная вера достойна почитания, а не традиционная. За отказ принести жертву языческим богам он был сожжен в медном быке.»
Во времена соборов время от времени, возникали гонения на православных от нечестивых императоров: император Валент – покровительствовал арианам(отрицателям Божества Христова и Святой Троицы), и православные были вынуждены скрываться. Император Феофил(иконоборец) подверг многих из святых отцов различным наказаниям и пыткам за святые иконы.
Господь хвалит Церковь за то, что несмотря на окружающее их нечестие, и возникающие время от времени гонения – она хранят Истинную Веру.
Но имею немного против тебя: потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. 15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.
Господь порицает Церковь, за недостаточно активную борьбу с ересями. Например – существует 6 дохалкидонских «церквей», принявших ереси, и оставшихся в них до сих пор(самоназвания в кавычках, так как эти сообщества не Церкви, и тем более не православные):
«Сирийская православная церковь» – монофизитство, отрицание Человеческой Природы во Христе.
«Маланкарская православная церковь» – несторианство(отрицание Человеческой Души Христа) или монофизитство.
«Ассирийская церковь Востока» – ересь монофелитства, отрицание Человеческой Воли во Христе.
«Армянская апостольская церковь», «Коптская православная церковь», и «Эритрейская православная церковь» – ересь миафизитства, смешение Божественной и Человеческой природ Христа в одну сложную.
«Эфиопская православная церковь» - ересь миафизитства и фарисейская ересь необходимости обрезания.
Чем же так опасны ереси, что Сам Господь приказывает нам бороться с ними? Одно из апокалиптических пророчеств нам ясно говорит: «2Солунянам 2: 8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.11 И за сиепошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.»
«чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» – значит имели духовное общение с еретиками. Церковь строго настрого запрещает своим чадам даже в малом изменять Господу с ересью. Даже просто помолиться вместе с еретиком – смертный грех: «2Иоанна 1:10. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. 1:11. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.» 15 правило Константинопольского Двукратного Собора,
: «Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но старались охранити церковь от расколов и разделений.»