Когда мы теряем сознание? (1)

Моё внимание к этому вопросу было довольно энергично привлечено двумя недавними событиям, одно из которых произошло со мной лично, а другое случилось в моей семье.

Первое, и менее значительное, касается лично меня. Две недели назад мне пришлось быть под наркозом у дантиста. Меня привезли туда в кэбе жена и двое сыновей. Затем перед началом операции они уехали. Всё то время, что я находился под действием наркоза, я очень ясно сознавал, что вернулся в движущийся кэб и что я мог очень живо видеть его пассажиров, хотя при этом и понимал, что они видеть меня не могли. Впечатление это, разумеется, было совершенно субъективно, что однако нисколько не мешало ему быть очень отчётливым.

Второй случай гораздо более убедителен. Мой пятилетний сын Эдриан тяжело заболел воспалением лёгких и лежал в полукоматозном состоянии с температурой 40 градусов. Моей жене, ухаживавшей за ним, что-то понадобилось в другой комнате, и она на минуту вышла из детской. Старший сын, Дэннис, сидевший на стуле, соскочил в это время на пол и нечаянно наступил при этом на нескольких оловянных солдатиков. Жена, боясь оставлять больного надолго без присмотра, быстро вернулась в комнату. Больной ребёнок при её приходе открыл глаза и сказал: «Дэннис плохой: он топчет моих солдатиков!»

За пять дней своей болезни Эдриан ни разу не вспомнил о солдатиках, стало быть, это замечание выходило за рамки совпадения. Не могло это быть и передачей мысли моей жены, поскольку ясно, что она думала в эту минуту лишь о больном. Я могу объяснить это только предположением (которое, впрочем, подтверждается большим количеством доказательств) о том, что душа в таких случаях может быть и, вероятно, всегда бывает вне тела, и что порой, при довольно редких условиях, определить которых мы пока ещё не можем, она оказывается способна передать телу наблюдения, произведённые ею во время её независимого полёта.

Эти условия должны были существовать в классическом случае сэра Райдера Хаггарда. Напомню, что несколько лет назад он написал письмо в «Таймс», в котором обстоятельно изложил все подробности. У него пропала любимая собака. Во сне он увидел, что она лежит возле железной дороги, место это живо запечатлелось в его уме. Предпринятые розыски действительно позволили найти её в этом самом месте. Нет никакой причины к тому, чтобы именно этот участок железнодорожного пути случайно привиделся ему во сне вместо какого-то иного, соседнего.

Другой классический пример – история ред-барнского убийцы в XVIII столетии. В этом случае матери трижды приснилось, что она видит труп дочери спрятанным на известном чердаке. Чердак осмотрели, и тело было найдено. История сообщает великое множество подобных случаев. Все они находят приемлемое объяснение в предположении, что душа обладает способностью перемещения подобной той, что имеется у воздушного шара, привязанного нитью, – эта-то «нить» мгновенно и возвращает её назад в тело. В таком предположении нет ничего сверхъестественного. Оно лишь раскрывает новый закон в области, до сей поры мало ведомой. По видимости, существует некий барьер, своеобразный «выключатель» между телесной жизнью и жизнью вне тела. Когда этот выключатель по какой-то причине не срабатывает, то воспоминания из одной жизни переносятся у нас также и в другую.

Эта тема имеет глубокое религиозное значение. Есть, на мой взгляд, нечто крайне удивительное в том, что Церкви проявляют так мало интереса к психическим исследованиям. Этот предмет затрагивает самые основы существования Церкви. Это единственный путь доказать самостоятельность души, и по меньшей мере он означает собой возможность её существования отдельно от органов тела. Если мы признаём факт, что привязанный воздушный шар может висеть в воздухе и быть отдельным от того, к чему он привязан, то нетрудно сделать и следующий шаг, признав существование этого шара и после того, как привязывающая его к земле нить оборвётся. Самые последние успехи знания – а каждый такой успех воистину возобновлённое Божественное откровение – даёт нам причины для уверенности в том, что это так и есть. Мейерс, Герней и Ходсон – такие же посланцы истины из Мира Потустороннего, как Исайя или Амос, но только по британской моде они говорят холодно и ясно, не прибегая к страсти и декламации, украшающей речь на Востоке. Их послание коснулось слуха многих и укрепило их дух, но оно, как мне кажется, не оказало никакого прямого религиозного влияния, чего мы вправе были бы от него ожидать. Лично мне не известен ни один довод в пользу сохранения нашей индивидуальности после смерти, помимо фактов, доставленных психическими исследованиями. Но они настолько сильны, что должны перевесить все прочие, подобно тому как положительное всегда должно перевешивать отрицательное. Одна сотня тщательно наблюдённых, изученных и удостоверенных фактов будет всегда более убедительна, нежели миллион отрицаний, не подкреплённых исследованием.

С совершенным почтением,

Артур Конан-Дойль

«Лайт»

Мая 1916г.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДУШОЙ,

Наши рекомендации