Цели человеческие и промысел Божий (17,12-18).
Конкретизация гибельной участи антихриста и всех его помощников следует в стихах 17,12-18.
12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. 13 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. 14 Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.
15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. 16 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; 17 потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. 18 Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.
Иоанн теперь толкует десять рогов зверя как десять царей. В настоящее время они ещё не обрели власти. Её они получат (лишь «на один час», то есть на короткий срок) только с явлением зверя. Их поведение определено «одним замыслом», одной политической волей и подчинено зверю. Эти цари таким образом могут быть лишь вассалами и союзниками зверя. Здесь мы снова слышим отголоски легенды о Нероне воскресшем. Согласно этой легенде, как мы видели, Нерон вернётся с парфянскими князьями, чтобы предпринять последний богоборческий штурм. Вспомним также пророчество шестой чаши гнева: «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И … бесовские духи … выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (16,12-14). Число 10, конечно выбрано схематично, по образцу Дан 7, 24, где 10 рогов толковались как 10 царей.
Вместе со своими вассалами антихрист, новый Нерон, будет «вести брань с Агнцем». Но Агнец победит его, ибо Он есть «Господь господствующих и Царь царей». В победе Христа примут участие «званные», «избранные» и «верные», то есть верующие христиане, исповедующие Агнца.
Но прежде чем антихрист в образе Нерона воскресшего пойдёт в окончательную погибель, он и его вассалы должны осуществить ещё одну особую задачу в историческом замысле Божием, – разрушение Рима, блудницы Вавилонской. Это Иоанн изображает в стихах 16-18. Но сначала в стихе 15 он толкует воды, на которых сидит блудница. Образ взят из пророка Иеремии, который о Вавилоне пишет: «О. ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! Пришел конец твой, мера жадности твоей» (Иер 51,13). Здесь, в Апокалипсисе, воды суть все племена, собравшиеся под Римским владычеством. В стихе 16 Иоанн возвращается к основной теме. Десять рогов, которые символизируют десять царей, вместе со своим господином, зверем, уничтожат блудницу Рим. Картина разорения довольно страшная: «разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне». Здесь до мелочей воспроизводятся ветхозаветные образцы, заимствования из пророков Иезекииля (Иез 23,25-29) и Михея (Мих 3,3).
Итак, Иоанн использует ту форму сказания о Нероне, согласно которой Нерон бежал к парфянским царям, чтобы повести их на Рим и отомстить Риму за своё свержение. На первый взгляд может показаться странным и нелогичным, что цари земные, прежние любовники блудницы обратились против нее. Как объяснить это противоречие? Иоанн объясняет это так: он во всём этом процессе разрушения Рима, как земного воплощения богоборческого и богохульного начала, видит действие Самого Бога. Такова воля Божия. Зло разрушает само себя, «потому что Бог положил им (антихристу и царям) на сердце — исполнить волю Его». Бог привел их к политическому союзу («исполнить одну волю») для достижения Своей Божественной цели. Только так, ссылкой на волю Божию, объяснимо разрушение Рима из Рима же происходящим антихристом. Всё происходящее ограничено во времени, «доколе не исполнятся слова Божии», то есть воля Божия. После этого будут уничтожены и сами эти богоборческие силы, которые вынуждены были недолгое время невольно служить Богу. За всеми этими мыслями стоит та истина, что Бог никогда не выпускает из Своих рук управление делами человеческими. В конечном счете, Бог всегда все приводит к лучшему.
В заключение обзора трудной 17-й главы еще раз задумаемся над тем, почему эсхатологический противник Христа, то есть конечный антихрист, выступает в образе восставшего из бездны Нерона, чему способствовала, как мы видели, известная легенда о Нероне воскресшем? Дело в том, что даже после смерти Нерона память о его порочности, о его гонениях на христиан продолжала жить. В антихристе, новом Нероне, Иоанн видит возрождение всего самого порочного, безумного и жестокого, что может нести в себе необузданное человеческое властолюбие, власть, стремящуюся к абсолютности, желающую занять в умах и сердцах людей место бога. Таких примеров в истории мы знаем множество. И все эти «земные боги», как предтечи антихриста, какие бы «чудеса и знамения» своего величия они ни творили, сколько бы миллионов поклонников они ни имели, какой бы восторг толп они ни вызывали, сколько бы стран и народов ни покорили, сколько бы людей ни погубили, – все эти «земные боги» неизбежно заканчивали свой путь крахом и поражением их дела. Но люди, – таковы уж они, – вновь и вновь ищут себе новых антихристов, новых богов на земле. И так будет, как говорит нам Апокалипсис, до скончания века сего, до пришествия последнего антихриста.
Гибель Вавилона (18,1-24).
Следующая глава написана в форме пророческой литературы, типичной для ветхозаветных книг пророков. Это так называемая «Песнь гибели», песнь гибели города Рима, изображенного в символическом образе Вавилона.