Родственникам, из Петербурга в Самару
Иоанну Павловичу и всем сродникам по плоти.
Письма Я ваши получил, в которых вы изложили все скорби душевныя и материальныя, каковым Я весьма сочувствую и сожалею. Но вы сами знаете из Писания, что скорби ведут каждого человека в Царствие Небесное, как говорит Христос: "Царствие Небесное подобно хозяину дома, который выходит рано поутру нанимать работников".
И Я видел, как работники договаривались с Хозяином о том, чтобы Он платил работникам по одному рублю на день, что они будут возделывать виноградник (Матфея 20, 1-2).
Я всё это видел и позавидовал им, и сказал Сам Себе: "счастливы они, что удостоились получить по динарию за труды свои, а Я остался забракованный на торжище и никто Меня не нанял". И Я отошёл с печалью в другую сторону. Я не верил Богу, что Он может обратить печаль Мою на радость.
И так Я стоял на торжище, слышал голос, говоривший Мне: "что ты стоишь праздно?"
Тогда Я отвечал по Евангелию: "потому и стою, что никто Меня не нанял". Тот же голос говорит мне: "Иди в виноградник Мой и копай, что следовать будет, получишь".
Вот этому Слову Я и поверил, и согласился без ряды копать. И что же? Тут явилась новая беда. Те, которые раньше Меня работники договорились с Хозяином работать на динарий, подняли ропот и стали сердиться на Хозяина за то, что Он сравнял плату последнего с первыми работниками. И когда Я увидел осердившихся на Меня, и Я хотел было отступиться от работы, но Хозяин добрый, вступился за Меня, и сказал кротко: "Друзья Мои, Я не обижаю вас, не за динарий ли вы договорились работать? Так возьмите своё жалование и идите куда хотите. Разве Я не властен в Своём хозяйстве, или глаз ваш завистлив, от того что Я добр?"
И когда Я увидел защиту от Хозяина, вполне ободрился и остался без ряды работать; и до сего дня работаю и вижу, что Господь скорбь Мою переменил на радость, как и вы слышите ныне. И, кроме того, поступил Я к Хозяину рабом, а Он Меня назвал Сыном. Как только встаю утром, слышу голос: "Сын Мой, иди работай в винограднике Моём".
Вначале Я, по невежеству Своему, сказал: ”Нет Отче! Я не хочу", а потом одумался, раскаялся и пошёл, и до сего дня работаю, согласно Писания (Матфея 21, 28-29).
О том свидетельствует и Христос, что мытари и блудницы вперёд нас взойдут в Царство Божие.
Вот сию-то работу и предоставляю таким же скорбящим мытарям, блудницам и пьяницам, как и Я скорбел, и в скорби поступил рабом, а Господь назвал Меня Сыном, а сыны Его назвали Меня БРАТЕЦ ИОАНН, того же царства желаю и вам.
И ещё, в заключение, скажу, чтобы вы не отчаивались во всякой бедности и скорби, и при всяком искушении, Господь посылает и облегчение.
Этому Слову Я крепко верю, как написано.
"Он был Сам искушаем, может и искушаемым помочь" (Послание к Евреям 2, 18).
Кланяюсь всем вам;
во Христе
Братец Иоанн Чуриков
Беседа Господа Дорогого Братца Иоанна
Сентября 1910 года
Я Неделя по Пятидесятнице.
В воскресение 5-го сентября Братец Иоанн, взойдя на кафедру, стал читать Евангелие от Матфея из 21-й главы с 28-го стиха:
- Сказал Иисус притчу: «У одного человека было два сына; и он, подошедши к первому, сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моём. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошёл. И подошед к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь; и не пошёл. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие».
Когда Спаситель проповедовал, то выходил всеобщий разговор: Он с народом разговаривал.
- Спасибо! – говорят слушатели.
- Спаситель говорил про двух сыновей - про два рода человеков: про грешников, блудниц, пьяниц – с одной стороны и про праведников и законников – с другой. Грешники нарушили закон и им легко было покаяться, потому что их мучила совесть, а законники исполнили закон и им трудно было покаяться, потому что их не мучила совесть.
- Прости! – говорят слушатели, а Братец продолжает:
Законников не мучила совесть потому, что они законом оправдывались; но блудницы и пьяницы ничем не могли оправдаться, страдали от своих грехов, и потому они охотно соглашались со Словами Спасителя и приходили к покаянию. А законники только спорили о законе. И в настоящее время блудницы и пьяницы впереди идут к Слову Божию. Они сознают свои ошибки, грехи, преступления, и потому охотно слушают Слово Божие и охотно каются в своих преступлениях. А в ком ревность о Слове Божием, в том и Царство Божие. Поэтому в другом месте Христос говорит: «Царство Божие внутрь вас есть». А где Царство Божие - там нет страданий, там вечная радость. Но в ком нет Слова Божия, в том нет покаяния, в том нет и Царства Божия, в том нет и радости, в том заживо бывает ад.
Поэтому мы должны подражать не законникам, в которых ад, а тем, которым надоело мучаться и которые приняли Слово Божие и нашли Царство Божие. Слово Божие, Слово Христа делает человека мудрым и способным покаяться и избавиться от пьянства, разврата и всякого зла. Но кого обманули на законе, тот говорит: «Я покаюсь тогда, когда придёт смерть». Христос же научил людей каяться до смерти, почему Он и сказал: « Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в силе и славе». Христос, или Слово Христа всегда приходило и теперь приходят к людям заживо и пробуждает их от греха; и многие говорят: «Мне надоело пьянствовать и развратничать»
- Надоело! – говорят слушатели.
Со Словом Христа можно побороть пьянство и разврат, а без Слова Христа это невозможно. Без Слова Христова люди увлекаются развратом и пьянством и находятся в аду; а со Словом Христа они увлекаются и других увлекают Евангелием.
- Спасибо!
Который же спасётся? Первый, который сказал « не пойду» и пошёл или второй, который сказал «пойду» и не пошёл?
- Первый, - говорят слушатели, а Братец продолжает:
Но если человек не увлекается Словом Божьим, никогда не говорит о Боге и увлекается развратом и пьянством, то такого не порицают и не называют ни сектантом ни хлыстом, тогда как разврат и пьянство – это и есть самая настоящая хлыстовщина. Если же человек увлекается Словом Божьим, то как бы он ни увлекался им, - это лучше разврата и пьянства.
Поэтому как бы ни называли и Меня: «сектантом», «хлыстом», «пашковцем» - Я всё равно буду увлекать народ Словом Божиим.
- Спасибо!
- И те люди, которые увлекаются Словом Божиим, оставляют свой разврат и пьянство и делаются полезными для Бога и людей.
Потом Христос сказал ещё: « Выслушайте другую притчу. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его. И схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».
Я думаю, что эти виноградари и подобные им люди так говорили себе: «Мы покаемся перед смертью, а теперь будем есть, пить и веселиться». И потому Господь отнимает у таковых Царство Свое и отдаёт Его приносящим плоды Евангелия. Иной плачет и пьёт, плачет и идёт на преступление, а за злыми делами следует злая смерть.
Если и мы не будем бороться со злом, с пороками, пьянством и развратом, то и нас постигнет злая смерть, и мы ничем не откупимся от неё, никакими молитвами и обрядами, никакими свечами. Я не говорю, что не надо молиться, исполнять обряды и приносить свечи; Я говорю, что главное – надо проникаться Словом Божиим и бороться со злом, с пороками, пьянством и развратом. Если у тебя в уме будет Слово Божие, то в тебе будет страх, ты будешь бояться делать зло, пьянствовать и развратничать, и будешь приносить плоды Евангелия.
Евреи не приняли Слова Христова и не принесли плодов Евангелия, и потому от них отнят виноградник, то есть Царство Божие, и отдан тем язычникам, которые приняли Слово Христово и принесли плоды Евангелия. Вот из этих-то язычников и утвердилось государство, в котором больные стали здоровыми, слепые стали видеть, глухие – слышать, хромые – ходить, нищие – благовествовать, потому что из бедных они сделались богатыми.
- Спасибо!
Теперь многие понимают учение Христа так, что если верить во Христа, то надо быть нищим, взять суму и ходить в лохмотьях. Такое понимание учения Христа заставляет одних людей жить на чужой счёт и быть сбирунами, а в тех людях, которые не могут так жить, такое понимание убивает веру в учение Христа. Но такое понимание учения Христа неверно. Бог богат и Он хочет, чтобы и мы были богаты. Поэтому истинно верующий во Христа никогда не бывает бедным, больным и несчастным: он живёт воздержно, в меру ест, в меру пьёт и потому бывает здоров, богат и счастлив.
Но тот, кто не верит во Христа и не проникается Его Словом, тот живёт невоздерженно, пьянствует и развратничает и потому бывает больной, нищ, и несчастен.
Поэтому Христос и говорит: « Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит».
И мы видим, что евреи отвергли Слово Христа. И от их государства не осталось камня на камне. Бог отнял от них государство. И от тебя всё отнимается: и семья, и жена, и имущество, если не принесёшь плодов Евангелия. Покайся!
- Грешны! – громко воскликнули все слушатели и запели « Верую во единого Бога…»
Из нынешнего Евангелия мы видим, что Спаситель говорил о винограднике и виноградарях, главное дело которых заключалось в том, чтобы окапывать виноградник и очищать его от камней, то есть от всяких вредных учений, для того, чтобы он мог приносить больше плодов.
Но если мы не будем делать этого, а будем только хвалить свой виноградник : православные будут хвалить свой, католики – свой, немцы – будут хвалить свой, старообрядцы – свой, баптисты – свой, то мы не очистим его от вредных камней пьянства и разврата, и он будет отнят у нас и отдан другим, которые будут раскапывать Слово Божие и избавлять виноградник от пьянства и разврата.
Поэтому главное – раскапывайте Слово Божие; тогда оно приведёт вас, куда следует, помимо вашей воли, как привело оно к покаянию и спасению тех язычников, которые приняли и раскопали Евангелие. До этого у них были ссоры, драки и убийства, а когда они узнали и приняли Евангелие, то у них наступил мир и благоденствие. А евреи хотя и слышали проповедь Христа, но не приняли Его Слова и хотели схватить и убить Его, но боялись народа, потому что Его почитали за пророка.
- Истинно!
Но потом они схватили и убили Его и чрез это лишились своего царства. Хотя они заколали и приносили в жертву много овец, но так как они не приняли Слово Христа и не пришли к покаянию, то их жертвы не принесли им никакой пользы. Но те, которые приняли Слово Христа, те пришли к покаянию, потому что Слово Христа, как и слова всех пророков, вызвало в них страх, который и заставил их покаяться. А когда они покаялись, то сделались разумными и справедливыми, и исцелились от болезней и от всего дурного.
Справедливость целит всякого грешника, но ложь разрушает благополучие всякого человека и мучит его, почему Христос и говорит: «Сказываю вам, что отнимается от вас Царство Божие и отдаётся приносящему плоды Евангелия».
Иные говорят: « Евангелие написано для монахов и для священников, а я не монах и не священник, я – светский человек». Нет, Евангелие написано для всех людей. И кто отвергает Евангелие, у того отнимется семья, жена, имущество и всякое благополучие, подобно тому как было отнято государство от евреев; за то, что они отвергли Евангелие.
Суд совершается как над живыми, так и над мертвыми. Почему?
- Почему? – спрашивают и слушатели.
- Потому, - отвечает Братец, - что как те, так и другие не боролись со злом и невоздержанием. Но если кто боролся с ними и поборол их, то он скажет: « Я был мёртв и ожил», и на нём будет оживляться Евангелие и на нём будет читать Евангелие даже и тот, кто не умеет читать.
Но если в церкви не будет проповеди Евангелия и не будет исцеления от пороков, болезней и нужды, то люди будут оставаться тощи и голодны подобно тому голодному, который видел во сне обед, но когда проснулся, то по-прежнему остался голоден.
Для чего Я говорю всё это?
- Для чего? – говорят слушатели.
Для того, чтобы от нас не отнялся виноградник и нам не остаться голодными и не подвергнуться злой смерти.
- Спасибо!
Но если мы проникнемся Словами Евангелия и будем приносить его плод, то не будет ни болезней, ни нужды, ни злых смертей, ни убийств, ни самоубийств.
Все люди хотят, чтобы не было ни болезней, ни нужды, ни убийств, но всё это было и есть. Почему?
- Почему? – спрашивают слушатели.
Потому что люди отвергли камень, то есть Евангелие. Поэтому и говорит Христос: « Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, который будет приносить плоды Евангелия». Покайся!
- Грешны! – восклицают слушатели и поют « Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…»
Вот Я напомнил вам притчу о двух сыновьях, которых отец посылал работать в винограднике, из которых один отказался идти работать и пошёл, а другой согласился и не пошёл. Потом напомнил вам притчу о винограднике, который был отдан хозяином виноградарям, но они были злы и Господь отдал виноградник другим, которые приносили плоды Евангелия.
Подобную притчу мы читаем и у пророка Исаии в 5-ой главе его книги: « У возлюбленного моего был виноградник на вершине утучнённой горы». Пророк Исаия говорит точно так же, как и Христос, почему иные и говорили о Христе: «Он точно – пророк». Как Исаия говорил, так и Христос говорил.
- Так и Братец, - говорят слушатели, а Братец продолжает читать:
«И обнёс его оградою и очистил его от камней, и посадил в нём отборные виноградные лозы, и построил башню посреди него, и выкопал в нём точило, и ожидал, что он принесёт добрые грозды, а он принёс дикие ягоды.
- Прости ! – говорят слушатели.
Как говорил пророк Исаия, так говорил и Христос; Исаия говорил с народом, и Христос говорил с народом.
- Как и Ты, - говорят слушатели.
- А первосвященники и фарисеи говорили Христу: « Ты говоришь не по-нашему».
- По-нашему, - говорят слушатели, а Братец продолжает:
- Как бы кто ни говорил, но если он приводит к покаянию и к Царству Божьему, то он хорошо говорит.
- Хорошо, - говорят слушатели.
- Но первосвященники и фарисеи сами не входили в Царство Божие, которое проповедовал Христос и других не впускали в него, говоря: «Не ходите туда».
- Пойдём, - говорят слушатели, а Братец продолжает:
- Как ни отгоняй овцу от ягод, которые понравились ей, её всё тянет к ним. Если поставить забор, она и через забор перескочит, потому что ягоды хороши.
- Хороши, - говорят слушатели.
- Но виноградник, то есть Израильское царство, принёс дикие волчьи ягоды; и все, которые питались ими, поделались злыми, свирепыми дикарями; почему Господь и говорит: «Я ожидал, что виноградник принесёт добрые грозды, а он принёс дикие ягоды; поэтому отниму у него ограду…»
- Не отнимай, - говорят слушатели.
- И будет он опустошаем: появятся грабежи и убийства. И оставлю его в запустении, и зарастёт он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя; и явится голод, и люди будут воровать и убивать, говоря: « Меня нужда заставила украсть и убить».
Все нуждою оправдываются. Но оправдывать нуждой воровство и убийство – это всё равно, что во сне видеть много денег, а проснёшься - и нет ничего.
Господь ждал от виноградника правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль.
Отчего это? От того, что люди прибавляют дом к дому, присоединяют поле к полю, так что другим не остаётся места. Но дома эти будут пусты, потому что виноградник не окапывался. И народились дикие ягоды, и люди увлекались цитрами, тимпанами и устраивали пиршества.
Что было при Исаии, то было и при Христе. Исаия и Христос уговаривали народ; и одни приходили к покаянию, а другие смеялись над ними и погибали. И в настоящее время одни каются, а другие смеются и погибают.
- Помолись, Дорогой!
- И Бог всё отнимает от них и остаются у них одни дутые векселя и тоска, от которой не знают куда деваться. От тоски они едут за границу, но им и там скучно. Возвращаются они домой, но с ними возвращается и тоска.
- Это так было со мной, - говорит одна женщина, а Братец продолжает:
- И это ещё при жизни производит ад. Но если, говорит Исаия, преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут, то Господь превознесёт в суде, и Бог явит Свою святость в правде.
- Спасибо!
- И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.
Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными; которые говорят: «Пусть Бог поспешит и ускорит дело Своё, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придёт в исполнение совет Святого Израилева, чтобы мы узнали!»
Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом; тьму почитают светом, и свет – тьмою; горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!
Раньше этого в винограднике не было, но теперь всё стало происходить наоборот, потому что выросли дикие ягоды, и люди поели их, и сами сделались дикими, и стали говорить: « Это глупые верят в Евангелие, а мы не верим ни во что».
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!
Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного, и правых лишают законного!
Всё это горе было в прежнее время, но не было этого горя у Исаии и у других пророков, у Христа и Апостолов. У них было сладкое вино, у них был свет, они сами были во свете и других приводили к свету.
- Спасибо!
- Всё это было в прежнее время, но и в настоящее время мы видим то же самое.
Далее пророк Исаия говорит: « За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесётся, как прах; потому что они отвергли Закон Господа Саваофа и презрели Слово Святого Израилева.
За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострёт Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, трупы людей будут разбросаны на улицах, как конский помёт.
Тогда Господь поднимет знамя и даст знак народам дальним, то есть пропавшим пьяницам и блудницам, и они сознают свои грехи и преступления и скажут: «Нельзя так дальше жить, как мы жили», и покаются, и придут в оставленный и опустошённый еврейский виноградник, возделают его, и принесут вместо диких ягод плоды Евангелия.
И не будет тогда ни усталого, ни изнемогающего, ни один не задремлет и не заснёт.
- Потому что Братец разбудил, - говорят слушатели, а Братец продолжает:
- Тогда человек будет читать Евангелие и не заснёт, и в нём самом будет Евангелие, и не разорвётся ремень у обуви его, и он от радости воспоёт.
И все запели:
«Отверзу уста моя и наполнятся Духа,
И Слово отрыгну Царице Матери,
И явлюся светло торжествуя
И воспою радуюся Тоя чудеса…»
Из нынешнего Евангелия и из чтения пятой главы книги пророка Исаии мы видим, что как говорил Исаия, так говорил и Христос, только ближе к народу. Исаия говорил «дальние», а Христос – «блудницы».
И что было при пророках, то было и при Христе. То же самое происходит и теперь. Мы хотим сделать что-то доброе, но без камня веры, то есть без Христа и Его Евангелия ничего не можем сделать. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждующие».
Но гибель заставляет ухватиться за Евангелие. Покайся!
- Грешны! – воскликнул весь зал.
Ив.Трегубов.