Защита паствы от лжеучителей
«Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».
Деян. 20:28–31
|
1.
Ошибки и недостатки отдельных руководителей поместных церквей прошлого столетия привели к тому, что ведущие деноминации и церкви отказались от исторического, библейского христианства. Что это за ошибки и недостатки?
а.
б.
в.
2.
Перечитайте Деян. 20:28–31 и, учитывая контекст, объясните, что означает греческое слово gregoreo? (См.: с. 123–124.)
3.
Смысл последнего обращения Павла к эфесским пресвитерам заключался в следующем предостережении: берегите церковь, ибо идут к вам лютые волки. Поскольку защита церкви от лжеучителей представляется одной из главных обязанностей пресвитеров, какие качества им особенно необходимы и почему?
Первое послание к Тимофею (3:2–7) | Послание к Титу (1:6–9) | Первое послание Петра (5:1–3) |
1. Непорочен 2. Одной жены муж 3. Трезв [выдержан, уравновешен] 4. Целомудрен 5. Благочинен [благоразумен, добродетелен] 6. Честен 7. Страннолюбив [гостеприимен] 8. Учителен [способен учить] 9. Не пьяница 10. Не бийца [не драчлив] 11. Не сварлив 12. Не корыстолюбив 13. Тих 14. Миролюбив 15. Не сребролюбив 16. Хорошо управляющий домом своим 17. Не из новообращенных 18. Имеющий доброе свидетельство от внешних | 1. Непорочен 2. Муж одной жены 3. Детей имеет верных 4. Не дерзок 5. Не гневлив 6. Не пьяница 7. Не бийца [не драчлив] 8. Не корыстолюбец 9. Страннолюбив [гостеприимен] 10. Любящий добро [добрый, добродетельный] 11. Целомудрен 12. Справедлив [праведен, законопослушен] 13. Благочестив [свят, угоден Богу, верен Его Слову] 14. Воздержан 15. Держащийся истинного слова, способный наставлять и обличать | 1. Надзирающий за Божьим стадом не принужденно, но охотно 2. Не для гнусной корысти, но из усердия 3. Не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду |
а.
б.
в.
г.
д.
4.
Что может сказать о нелегком труде пресвитеров церкви словосочетание «всему стаду» (Деян. 20:28)?
5.
Вам как пастырю следует знать условия жизни и нужды овец, которых вы обязаны охранять. Иисус сказал, что Он знает Своих овец, и они знают Его голос (см.: Ин. 10:3, 27). Духовная забота о Божьем стаде требует от пастырей искренней и непрестанной молитвы за овец. Некоторые считают, что лучше молиться в разные дни за разные семьи. Пресвитеры могут ближе познакомиться со своими прихожанами, навещая их или приглашая членов церкви к себе домой.
а. Обсудите вышеприведенные идеи. Есть ли у вас иные предложения или планы установления более близкого знакомства с людьми?
б. Если прихожан намного больше, чем церковных служителей, и пресвитеры не в состоянии уделить внимание каждому члену церкви, что вы посоветовали бы сделать пресвитерам, чтобы ближе узнать своих людей и выполнить свой духовный долг?
6.
Почему лучше переводить греческое слово episkopos как «блюститель», а не «епископ»? Что может сказать греческий термин episkopos о работе пресвитера?
а.
б.
7.
Скажите, какое влияние на ваш труд и мышление оказывает понимание того, что вы были поставлены блюстителем поместной церкви властью Духа Божьего?
а.
б.
в.
«Пасите Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (см.: Деян. 20:28). В этих словах раскрывается истинный смысл защиты и руководства церкви: это цена, которую Бог заплатил за Свою церковь. Цена искупления церкви — это кровь Его единородного, возлюбленного и драгоценного Сына. Эта история ошеломляет и поражает всякое воображение». Дейвид Гудинг1 |
8.
Отчаяние — главная причина отказа многих церковных лидеров от дальнейшего служения. Бесконечные проблемы, конфликты и критика вынуждают каждого пресвитера раньше или позже задать себе вопрос: «Зачем мне все это нужно?» Когда вы испытываете отчаяние и готовы сдаться, вспомните слова Павла, обращенные к пресвитерам в Книге Деяния (20:28): «…Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею».
а. Какие основные, фундаментальные христианские доктрины заключены во фразе «которую Он приобрел Себе Кровию Своею»?
б. Если вы отчаялись и готовы все бросить, каким образом вам могут помочь набраться терпения, выстоять и продолжить свой труд пастыря слова «Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею»?
в. Каким образом фраза «Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» влияет на осознание вами своего долга защищать церковь от лжеучений?
9.
Что могут следующие символы и образы сказать вам о природе и людях «Церкви Господа и Бога», которую Бог Дух Святой призвал вас охранять?
а. Невеста (см.: Откр. 21:9)
б. Дом Божий (см.: 1 Тим. 3:15)
10.
Что 20-я глава Книги Деяния говорит вам о том, как следует охранять свое стадо? Чему может научить вас пример Павла?
Деян. 20:18–19
Деян. 20:20–21
Деян. 20:26–27
Деян. 20:31
Деян. 20:33–35
11.
Бог дал пресвитерам полномочия охранять Божье стадо от лжеучителей. Поэтому пастыри должны как можно больше знать о коварных замыслах своих врагов. За две тысячи лет христианской истории лжеучители весьма преуспели в своей деятельности, направленной против Церкви.
Как сатана старается не привлекать к себе внимания, так и лжеучители не объявляют во всеуслышание о своих целях и задачах. Сначала их очень трудно распознать. Чтобы развить свою способность к различению добра и зла, пресвитерам следует изучить следующие отрывки. На основании библейских текстов перечислите отличительные черты и качества лжеучителей.
а. Порочные мотивы лжеучителей:
Мф. 23:6–12; Гал. 6:12
Флп. 3:18–19; 1 Тим. 6:5; Тит. 1:11
1 Тим. 4:1–3
б. Коварство лжеучителей:
2 Тим. 3:13
в. Обманчивая внешность лжеучителей:
Мф. 7:15; 24:24; 2 Кор. 11:13–15
г. Отличительные чертылжеучителей, которые проявляются в следующих сферах:
Нравственность:
Иер. 23:14
2 Тим. 3:6
2 Пет. 2:2, 10, 14, 18–19
Иуд. 4, 18, 19
Истина:
Иер. 23:14
2 Тим. 3:8, 13
2 Пет. 2:2, 18
Иуд. 18
1 Тим. 4:2
Тит. 1:10
Власть:
Иуд. 8, 19
2 Пет. 2:10
Тит. 1:10
д. Учения (слова) лжеучителей:
Кол. 2:4, 8, 18–19
1 Тим. 6:3–5
Гал. 1:9; 1 Тим. 4:1–3; 2 Пет. 2:1; 2 Ин. 7
Втор. 13:1–3, 5–6; Иер. 23:25–26, 28, 30–32; Кол. 2:18
е. Дела лжеучителей:
Иер. 10:21; 23:1–2; Деян. 20:29–30
Рим. 16:17–18; Гал. 1:6–7;
1 Тим. 1:3–7; 6:3–5; Тит. 3:10–11
Иуд. 19
12.
Вы как руководитель церкви должны хорошо знать методы и приемы, которыми пользуются лжеучители, и твердо противостоять им. На основании того, что вы прочитали в книге «Руководство церковью. Библейские принципы» (с. 122–123), скажите, какие основные методы и приемы используют лжеучители, для того чтобы распространять и насаждать ложные доктрины?
13.
Опишите лжеучителя (на основании того, что вы узнали на этом уроке), который может представлять серьезную угрозу для вашей церкви. Объясните, чем такой человек может угрожать церкви.
а.
б.
14.
Какие современные лжеучения (светские или религиозные) могут проникнуть в вашу церковь в ближайшем будущем? Что вы делаете для того, чтобы защитить свою паству и истину Слова от этой опасности?
а. Примеры:
б. Как подготовиться к этому вторжению:
«Что приходит на ум, когда вы слышите слова „лжепророки“ или „лжеучители“? Многие люди связывают эти понятия с восточными мистиками или гуру, представителями небиблейских религий или лидерами различных сект, то есть людьми, которые находятся за пределами христианской церкви. Но апостол Петр в одном из своих посланий посвятил целую главу лжепророкам и лжеучителям, которые действуют внутри церкви: „Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель“ (2 Пет. 2:1). Эти люди находятся в наших церквах прямо сейчас, замаскированные под служителей праведности. Обратите внимание, лжеучители увлекают нас не только своими доктринами: „И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении“ (2 Пет. 2:2). Кого имел в виду Петр, говоря о многих, кто „последует их разврату“? Он говорил о христианах, которые судят о служении по внешнему виду и обаянию тех, кто этим служением руководит. Мы говорим: „Он такой милый человек“, „Она чудесная женщина“, „Он прекрасный оратор“, „Она такая хорошенькая и говорит так искренне“. Но разве физическая привлекательность может быть библейским критерием оценки служения или учителя? Конечно, нет! Все дело в истине и праведности, и лжеучители, которые привлекают людей своим внешним видом и обаянием, сбивают их с пути истины. Далее Петр указывает два признака, по которым мы можем узнать лжепророков и лжеучителей, действующих внутри церкви. Во-первых, в их жизни обязательно будут проявления безнравственности, поскольку это люди, „которые идут вслед скверных похотей плоти“ (см.: 2 Пет. 2:10). Вполне вероятно, что будет разоблачена их греховная деятельность, включая сексуальные или финансовые преступления. Возможно, они будут выступать против соблюдения закона, утверждая, что Бог есть любовь и благодать, и потому нам уже не нужно подчиняться никаким законам. Возможно, их аморальное поведение будет нелегко увидеть сразу, но со временем оно станет очевидным (см.: 2 Кор. 11:15). Во-вторых, лжепророки и лжеучители „дерзки, своевольны“ и „презирают начальства“ (см.: 2 Пет. 2:10). Такие люди обладают независимым и мятежным духом. Они поступают по-своему и не желают ни перед кем отчитываться. Они не хотят подчиняться власти церкви или церковного совета или стараются избрать такой совет, который одобрил бы все, что они захотят сделать. В Писании представлены три исторические роли лидера: это пророк (проповедующий и обучающий), священник (заботящийся о пастве) и царь (осуществляющий руководство). Только Иисус в Своем совершенстве способен исполнять все три роли одновременно. Я считаю, что церкви нужны уравновешенность и взаимный контроль совета пресвитеров, среди которых распределяются три основные руководящие роли. Нельзя надеяться только на свой авторитет. Каждый истинный и верный христианин, исполняющий функции руководителя, должен подчинить себя и свои идеи авторитету других зрелых верующих, перед которыми он должен будет отчитываться». Нейл Андерсон2 |
Источник силы пресвитеров
«И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля».
Деян. 20:32, 36–38
|
15.
Покидая Малую Азию, Павел предал пресвитеров Богу и Его Слову. Пресвитеры, как духовные лидеры, лишившись своего отца-основателя и наставника, должны были полагаться исключительно на Бога и Его Слово в поисках помощи, силы, благословений и мудрости. Им нужно было стать примером веры в Бога и в Слово Божье. Доверие Богу не только абсолютно необходимо для спасения, но и для жизни во Христе (см.: Гал. 2:20). Как сказано в Писании, «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа…» (Втор. 8:3).
Пресвитеры, которые не доверяют Богу и Его Слову, могут рассчитывать только на собственные весьма ненадежные силы и мудрость. Такие руководители неминуемо введут в заблуждение стадо Божье и уведут его в пустыню смертельно опасных лжеучений. Что вам, как будущему пресвитеру, могут сказать о вере, то есть о доверии Богу и Его Слову, следующие библейские стихи?
Иер. 17:5–7: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою и которого сердце удаляется от Господа. Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование — Господь».
Ис. 31:1: «Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают!»
Ис. 66:2: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».
Пс. 55:4–5: «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю. В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?»
Притч. 3:5–7: «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла…»
Мф. 6:30–33: «…Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: „что нам есть?“ или „что пить?“ или „во что одеться?“ потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Евр. 10:35–36, 38–39; 11:1–2, 6: «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное… Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».
2 Кор. 1:8–9: «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
Гал. 2:20: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».
Еф. 6:13, 16: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого…»
Павел — пример для пресвитеров
«Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: „блаженнее давать, нежели принимать“».
Деян. 20:33–35
|
16.
Павел показал пример того, как можно своими руками зарабатывать себе на жизнь, продолжая в то же время основывать церкви и заботиться о них. Теперь мы называем таких служителей делателями палаток. Павел объясняет эту практику во Втором послании к Фессалоникийцам (3:7–11), в Первом послании к Коринфянам (9:14–19) и Втором послании к Коринфянам (11:8–12, 30).
а. Зачем Павел занимался изготовлением палаток?
б. Каким образом пример Павла можно согласовать с утверждением из Первого послания к Коринфянам (9:14)?
в. Как вы думаете, почему церкви оказывают меньше почтения людям, которые обеспечивают себя самостоятельно, продолжая в то же время служить в церкви, чем тем, чье обеспечение церковь берет на себя и кто считается профессиональным церковным служителем?
17.
Что говорит о христианском служении тот факт, что руководителями, то есть пасторами, первых церквей были обычные люди, которые своими руками зарабатывали себе на хлеб? (См. главу «Труженики церкви», с. 134–140; ср. урок 5, вопрос 10.)
а.
б.
в.
Отрывок из Библии для заучивания наизусть:
«Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: „блаженнее давать, нежели принимать“».
Деян. 20:29–35
Примечания
1 David Gooding, True to the Faith: A Fresh Approach to the Acts of the Apostles (London: Hodder & Stoughton, 1990), p. 360.
2 Neil Anderson, The Bondage Breaker (Eugene: Harvest House, 1990), p. 163, 164.
К началу страницы
<< Урок 3 | Содержание | Урок 5 >>