Решение доктринальных вопросов
«Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим».
Деян. 15:1–2
|
1.
Не удивляйтесь возникновению споров и дискуссий. Первых христиан также волновали доктринальные вопросы. Даже присутствие апостолов не помогло предотвратить богословский конфликт. Как видно из Книги Деяния 15, обязанность разрешать конфликтные ситуации, возникающие в христианской общине, возложена на плечи церковных руководителей. Пресвитеры должны уметь рассудить спорщиков, отстаивающих противоположные богословские взгляды, взвешивать аргументы, замечать ошибки, правильно вести себя во «взрывоопасных» ситуациях и быстро принимать верные, библейски обоснованные решения.
а. Следует ли пресвитеру всегда стремиться к сохранению мира в церкви? Обоснуйте свой ответ, вспомнив, как действовал Павел в Деян. 15:1–2.
б. По какому поводу разгорелся спор между первыми христианами, согласно Деян. 15?
в. Кратко расскажите о том, каким образом церковь в Иерусалиме разрешила возникшие противоречия.
г. Для решения этого доктринального вопроса апостолы не стали издавать специальный апостольский указ, но организовали дискуссию и вовлекли в нее всю церковь. Какой урок можно извлечь из этого факта?
д. Сравните позицию Павла по отношению к своим противникам в Книге Деяния (15:1–2) и в Послании к Галатам (1:6–9, 2:4–5; 2:11–16) с его высказыванием из Послания к Филиппийцам (1:15–18). Сравните эти ситуации с той, которая описана в Евангелии от Марка (9:38–41). Что определило их различие? Какие принципы можно вывести на основании этих примеров?
2.
Выпишите качества, которые позволяют пресвитерам судить и разрешать доктринальные конфликты в соответствии с христианскими принципами. Объясните свой выбор в каждом конкретном случае. Если посчитаете возможным, можете дать одно пояснение группе качеств.
Первое послание к Тимофею (3:2–7) | Послание к Титу (1:6–9) | Первое послание Петра (5:1–3) |
1. Непорочен 2. Одной жены муж 3. Трезв [выдержан, уравновешен] 4. Целомудрен 5. Благочинен [благоразумен, добродетелен] 6. Честен 7. Страннолюбив [гостеприимен] 8. Учителен [способен учить] 9. Не пьяница 10. Не бийца [не драчлив] 11. Не сварлив 12. Не корыстолюбив 13. Тих 14. Миролюбив 15. Не сребролюбив 16. Хорошо управляющий домом своим 17. Не из новообращенных 18. Имеющий доброе свидетельство от внешних | 1. Непорочен 2. Муж одной жены 3. Детей имеет верных 4. Не дерзок 5. Не гневлив 6. Не пьяница 7. Не бийца [не драчлив] 8. Не корыстолюбец 9. Страннолюбив [гостеприимен] 10. Любящий добро [добрый, добродетельный] 11. Целомудрен 12. Справедлив [праведен, законопослушен] 13. Благочестив [свят, угоден Богу, верен Его Слову] 14. Воздержан 15. Держащийся истинного слова, способный наставлять и обличать | 1. Надзирающий за Божьим стадом не принужденно, но охотно 2. Не для гнусной корысти, но из усердия 3. Не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду |
а. Пример: Непорочен, благочинен: пресвитер, которого нельзя назвать непорочным, может потерять доверие людей из-за несущественных, на его взгляд, вещей и не сможет успешно решать важные и серьезные вопросы.
б.
в.
г.
д.
е.
ж.
з.
3.
Обсудите, нужно ли каждому пресвитеру обладать всеми этими качествами или этим требованиям должен отвечать совет пресвитеров в целом.
4.
Чтобы стать пресвитером, вы, согласно Божьим требованиям, должны быть способны учить и наставлять в «здравом учении», а также опровергать лжеучения (см.: Тит. 1:9). Пресвитер, не знающий библейского учения, приносит столько же пользы, сколько спасатель, не умеющий плавать. П. Т. Форсит был прав, когда сказал: «Истинная сила Церкви заключается не в объеме ее деятельности, но в качестве ее веры. Один человек, хорошо знающий Библию, может дать Церкви намного больше, чем толпа работников, не знающих Слова Божьего»1.
Каких последствий следует ожидать в случаях, когда пресвитеры, не учившиеся в семинариях, в спорах на богословские темы уступают пасторам, прошедшим курс обучения в духовных учебных заведениях?
а.
б.
в.
5.
Ниже перечислены главные библейские учения, которые вы должны знать для того, чтобы уметь преподавать и защищать «здравое учение». Укажите, в какой области вы можете назвать себя подготовленным к тому, чтобы учить и отстаивать «здравое учение».
а. БИБЛИОЛОГИЯ, учение о Библии: общее и особое откровение; богодухновенность Библии, ее непогрешимость, каноничность, ее просветительская функция; толкование Библии.
б. собственно БОГОСЛОВИЕ, учение о Боге: факт Его существования, Его атрибуты и повеления; Троица.
в. ХРИСТОЛОГИЯ, учение о Христе: божественная и человеческая природы Христа и их неизменное единство; служение Христа; богоявления и пророчества о Христе.
г. ПНЕВМАТОЛОГИЯ, учение о Святом Духе: личностная природа и божественность Святого Духа; труд Духа в служении Христа и Его действие в рождении свыше, крещении и в проявлении духовных даров; Его практическая помощь верующим и постоянное пребывание в каждом христианине.
д. СОТЕРИОЛОГИЯ, учение о спасении: смерть Христа; заместительная жертва, умилостивление Бога, примирение человека с Богом, оправдание по вере, возрождение, избрание, свободная воля, благодать, вера, долготерпение и стойкость.
е. АНТРОПОЛОГИЯ И ХАРМАРТИОЛОГИЯ, учение о человеке и грехе: происхождение человека и греха, грехопадение и природа человека; определение греха и вменение греха.
ж. ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ, учение о Церкви: отношения между Израилем и Церковью; поместная церковь и Вселенская Церковь; символические образы Церкви (тело, невеста, священство, храм, стадо); управление церковью; таинства; благовестие, духовные дары и служение.
з. ЭСХАТОЛОГИЯ, учение о конечных судьбах мира и человека: небеса, ад, возвращение и правление Христа, воскрешение мертвых, Судный день и состояние человека в вечности.
6.
Как пресвитер вы будете работать с людьми, придерживающимися разных богословских взглядов. Когда следует проявлять терпимость, а когда нужно назвать учение ложным и вредным для церкви? Помните, что в Библии нет исчерпывающих данных в поддержку некоторых доктрин, и богословы, убежденные в непреложности Писания, спорили по этим вопросам на протяжении всей истории Церкви. Однако основные положения изложены в Писании ясно, и приверженность этим учениям очень важна для духовного здоровья церкви.
а. Существуют основные учения, которые не следует ставить под сомнение и в деле защиты которых нельзя идти на компромисс. Приведите несколько примеров.
б. Существуют также доктринальные вопросы, по которым допустимо расходиться во мнениях. Приведите несколько примеров различного толкования подобных учений, к которому в вашей церкви относятся терпимо.
7.
Нижеприведенные источники и практические советы могут помочь вам расширить ваши знания о библейском учении. Запишите, какими книгами вы решили воспользоваться, чтобы подготовить себя к управлению Божьим стадом.
а. В качестве введения к основным доктринам христианской веры прочитайте книгу Пола Литтла Know What You Believe: A Practical Discussion of the Fundamentals of the Christian Faith2. Рекомендуем также прочитать еще одно произведение того же автора под названием Know Why You Believe3.
Более «продвинутым» ученикам советуем приобрести книгу Пола Эннса The Moody Handbook of Theology4. Эта книга — отличный справочник, даже если вы не согласитесь с богословием автора. Церковные руководители должны уметь пользоваться справочной литературой, чтобы чувствовать себя готовыми ответить на вопросы, касающиеся Библии и библейского учения.
б. Если вы желаете заняться систематическим изучением библейских доктрин, начните с труда Гордона Р. Льюиса Decide for Yourself: A Theological Workbook5. Льюис представляет все библейские тексты, относящиеся к главным догматам христианской веры, но рассчитывает, что вы сами сделаете соответствующие выводы. Вы убедитесь, что книга окажет вам бесценную помощь в исследовании библейского учения.
в. Начните составлять собственный тематический справочник по библейскому учению. Расширяйте его по мере регулярного чтения Библии (см. следующий урок). Например, когда вы находите отрывок, в котором говорится о божественной природе Христа, отметьте стих, в котором упоминается о Его божественности, на странице своей рабочей тетради, помеченной «Христология — божественная природа». Ваша тетрадь станет отличным справочником, в котором вы сможете быстро найти ссылку на необходимые стихи, чтобы учить других или дать исчерпывающий ответ на вопрос.
г. Обучающие аудиокассеты помогут вам мудро использовать свое время и возрастать в познании Слова и здравого учения. Многие люди слушают толкование Слова Божьего во время поездки в машине или при выполнении какой-либо работы, не требующей умственного напряжения. Поступая таким образом, вы сможете найти достаточно много времени для изучения Библии.
Некоторые церкви, в которых трудятся прекрасные учителя Библии, обмениваются обучающими кассетами с уроками своих учителей или дают послушать их другим. Мы предлагаем всем заказывать такого рода кассеты и советуем начать с цикла лекций, посвященного Посланию к Римлянам. Очень важно, чтобы церковные руководители хорошо знали Послание к Римлянам, потому что в нем представлено самое полное изложение христианского учения, имеющееся в Писании.
д. Изучайте богословие или Библию в заочном учебном заведении с хорошей репутацией. Если сможете, пройдите курс богословия в местной библейской школе или семинарии.
Запишите свои планы на будущее, касающиеся ваших занятий, и обсудите их со своим наставником.
8.
Какие доводы, представленные в книге «Руководство церковью. Библейские принципы», опровергают утверждение Джеймса Баннермана о том, что в пятнадцатой главе Книги Деяния говорится о необходимости установления высшего церковного суда, который управлял бы делами поместной церкви (с. 83)? Баннерман заявляет:
В этом повествовании мы имеем все необходимые элементы для того, чтобы составить представление о высшем церковном суде, который имеет власть не только над членами и служителями поместных церквей, но также над пресвитериями и внутренними церковными судами.
а.
б.
в.