Оценка потенциальных пресвитеров

Разобравшись, как следует поступать с согрешившими пресвитерами или с теми, против кого выдвинуты обвинения, Павел советует Тимофею, как избежать подобных ситуаций. Профилактика — лучшее лекарство, поэтому Павел обсуждает варианты того, как предотвратить назначение недостойных людей на руководящие должности: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым». Один из основных способов, который позволяет назначать на руководящие должности только достойных людей, заключается в проверке потенциальных пресвитеров. Следует избегать поспешных назначений. Утверждение человека на какую-либо должность сопровождалось возложением на него рук (см.: Числ. 27:18–23; Деян. 6:6). Поэтому Павел в двадцать втором стихе советует не торопиться с назначением. Данное повеление можно сравнить с другим советом из этого же послания (см.: 1 Тим. 3:10), где говорится о том, что желающие служить в качестве пресвитеров должны прежде пройти испытание.

Поскольку церкви практически постоянно нуждаются в руководителях, мы часто склонны принимать поспешные решения, которые могут привести к возникновению серьезных и затяжных проблем. Дональд Гатри правильно отмечает, что «чрезмерная поспешность при назначении на руководящие должности в церкви нередко приводит к тому, что недостойные люди вносят в дело Христово беспорядок и суету»7. Время и результаты испытания должны показать, достоин ли человек занимать должность пресвитера.

Несмотря на то что совет «рук ни на кого не возлагай поспешно» не содержит указания, о ком конкретно идет речь, в данном случае он применим к пресвитерам. Из данного текста становится понятно, что пресвитеров часто назначали посредством возложения на них рук. И хотя в Новом Завете нет конкретных примеров такой практики, возможно, что эта процедура имела место в Эфесе. Некоторые толкователи считают, что возложение рук в данном случае является символическим жестом примирения по отношению к раскаявшимся грешникам, вернувшимся в лоно церкви. Однако такое предположение неверно. Подобный взгляд дискредитирует новозаветную доктрину о прощении и отдает фарисейством (см.: Мф. 15:25–32). Фактически это уничижение Божьей любви, изливающейся на всех, за кого умер Христос (см.: Лк. 15:2–22). Всех, кто возвращается ко Христу, церковь ждет с распростертыми объятиями, а не с возложением рук. Павел никогда бы не сказал: «Не принимай поспешно в общину раскаявшегося грешника», а ведь именно такое толкование подразумевается в случае, если речь идет о возвращении бывших отступников. Я вполне согласен со следующим мнением К. Симпсона: «Толкование, в соответствии с которым в этом отрывке речь идет о возвращении грешников в лоно церкви, явно надуманно»8.

Ни в одной религии нет учения, подобного христианскому учению о прощении (см.: Мф. 18:21–35; Лк. 17:3, 4; Гал. 6:1; 2 Кор. 2:5–11). «…И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: „каюсь“, – прости ему» (Лк. 17:4). Павел дает верующим в Коринфе следующий совет о том, как относиться к человеку, который просит прощения: «Простите его и утешьте… окажите ему любовь… чтобы не сделал нам ущерба сатана…» (2 Кор. 2:7–11). Поэтому возложение рук в рассматриваемом нами отрывке можно интерпретировать только как назначение на определенную должность или отделение на служение, а не как прощение и возвращение в церковь кающихся грешников.

Предупреждение Павла об опасности поспешного назначения на руководящую должность имеет продолжение в следующем предложении: «Не делайся участником в чужих грехах». Возложение рук создает связь или обозначает установление партнерских отношений между двумя сторонами. Для «назначающих» это значит, что они становятся «соучастниками» провала или успеха «назначаемых». Поспешность может привести к тому, что недостойный человек будет в присутствии всех членов церкви назначен на руководящую должность. Поэтому если назначенный человек способствует разобщению членов церкви, учит ложным доктринам или ведет себя безнравственно, люди, возлагавшие на него руки, будут вынуждены «взять на себя ответственность» за рекомендацию и назначение его на эту должность.

Чем больше человек понимает важность возложения рук, тем больше сдержанности, чуткости и осторожности он проявит, совершая это действие. Один из аргументов в пользу практики возложения рук состоит в том, что оно вызывает истинное чувство ответственности у представителей обеих сторон.

И, наконец, Павел обращается к людям, которые готовы держать ответ за назначение людей на руководящие должности. Он говорит: «Храни себя чистым» (то есть невинным или непорочным). Пресвитер может легко оскверниться, потому что ему часто приходится иметь дело с амбициями, грехами и ошибками других людей. Неразумное назначение может запятнать репутацию Тимофея, поэтому Павел советует ему остерегаться ошибок, оставаясь непорочным в глазах окружающих, особенно пресвитеров.

Двадцать третий стих представляет собой небольшое отступление, вызванное последним повелением «храни себя чистым», которое нуждается в объяснении. Зная ситуацию в Эфесе (см.: 1 Тим. 4:1–5), привычки Тимофея и его проблемы со здоровьем, Павел советует ему «употреблять немного вина, ради желудка…» «Немного вина» не повредит человеку, но неумеренное употребление может причинить большой вред. Поэтому Тимофей может выпивать немного вина, не роняя себя в глазах верующих, которыми он руководит. Только лишь беспокоясь о здоровье Тимофея, Павел призывает его «употреблять немного вина».

Следующие два стиха подытоживают тему, начатую в двадцать втором стихе. Келли указывает, что «теперь апостол возвращается к вопросу о важности правильной оценки характера потенциальных пресвитеров»9. Грозное повеление Павла в двадцать втором стихе могло напугать тех, кому приходилось оценивать людей для назначения их на ответственные должности. Как можно правильно оценить характер человека и проследить, чтобы недостойные люди не были назначены на руководящие должности? Павел успокаивает тех, кто должен испытывать потенциальных пресвитеров. Он напоминает им две жизненные истины (ст. 24 и 25) и утверждает, что можно спокойно и уверенно принимать решения о назначении. Ленски тоже подчеркивает этот момент: «Тимофею не следует бояться совершить ошибку и в результате назначить недостойного человека на должность пресвитера. Дать оценку человеку вовсе не так уж сложно. Это говорится ради успокоения Тимофея»10. К. Симпсон добавляет: «Тимофей призван оценить характер потенциального пресвитера, и Павел предлагает ему ключ к разрешению проблемы»11.

Люди, явно непригодные к руководству. Некоторые люди настолько грешны, что их не нужно подвергать испытанию: «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению». Их «грехи» бегут впереди них, подтверждая, что они недостойны занимать руководящую должность, на которую претендуют. Здесь Павел говорит об «осуждении» как о человеческой оценке или принятии решения, связанного с назначением на должность пресвитера (см.: Мф. 5:21; Ин. 7:24), но не о Божьем суде. Здесь речь идет не о Боге, поскольку Ему ведомы все грехи (см.: 1 Кор. 4:5), поэтому Павел явно подразумевает человеческую способность судить о характере других людей. Некоторые люди настолько явно греховны, что их даже не нужно подвергать испытанию.

Люди, в результате проверки оказавшиеся непригодными к руководству. Грехи некоторых людей не бросаются в глаза сразу, поэтому до назначения на руководящую должность человека следует испытать: «Грехи некоторых открываются впоследствии». Павел уверяет Тимофея, что грехи людей «прямо ведут к осуждению» и при испытании будут выявлены. Грехи видит не только Бог, люди тоже смогут их заметить, если будут внимательны.

Поспешное назначение может привести к тому, что ответственные за назначение станут «участниками в чужих грехах», поэтому обязательно нужно обратить внимание на образ жизни и характер потенциального руководителя. Грех скрыть невозможно, и в свое время все тайное станет явным. Но даже если какие-то грехи во время испытания удастся скрыть, волноваться не нужно. Ленски объясняет:

Тимофею и церкви нужно задуматься только о тех людях, чьи грехи не столь очевидны. Но даже в этом случае нет никакой проблемы. Самые тайные грехи этих людей следуют за ними по пятам, когда решается вопрос об их судьбе. Их грехи войдут вслед за ними на собрание и не останутся незамеченными. Поэтому Тимофею будет легко отказать таким людям. В исключительных случаях обмана и лицемерия, которые может распознать только Тот, Кто видит сердца людей, обманутому судье не вменится в вину никакой грех. Даже если Тимофей будет обманут, он не сделается «участником в чужих грехах»; он по-прежнему останется чистым12.

Если потенциальных пресвитеров не подвергать испытанию, тогда руководящие должности могут быть заняты наихудшими из людей. Например, я знаю одного человека, которого отлучили от церкви за безнравственное поведение, после чего он ушел в другую церковь и менее чем через год стал там пресвитером. Если бы этого человека испытали как положено, его никогда не назначили бы церковным руководителем.

Люди, явно достойные быть руководителями. Добрые дела некоторых людей видны и без дополнительных испытаний: «Равным образом и добрые дела явны». Такие люди легко получают назначение на руководящую должность, поскольку их соответствие очевидно.

Люди, признанные пригодными к руководству после испытания. Добрые дела других людей не так очевидны, но в результате испытания становятся известны всем: «А если и не таковы, скрыться не могут». То есть добрые дела скрыть невозможно, и рано или поздно о них узнают все. Таким образом, Тимофею не стоит отчаиваться в связи с возложенной на него ответственностью за назначение пресвитеров и диаконов. Какие-то люди будут явно недостойны занимать руководящие должности, в то время как несоответствие других выявится в результате испытания. Но всегда будут люди, которые Духом Святым предназначены для руководства домом Божьим.

Примечания

1 A. J. Broomhall, Hudson Taylor and China’s Open Century, 9 vols., vol. 4: Survivors’ Pact (London: Hodder and Stoughton, 1984), page 289.
2 Слово «согрешающие» представляет собой причастие настоящего времени, tous hamartanontas. Перевод, которые предлагает NASB («упорствующие в грехе»), слишком подчеркивает длительность действия. Сторонники такого перевода предполагают, что наказывать следует только тех пресвитеров, которые упорно продолжают грешить даже после предупреждения. Но, как утверждает Дж. Н. Д. Келли, «данная позиция выражает абсолютно новую идею» (J. N. D. Kelly, The Pastoral Epistles, London: A. & C. Black Limited, 1972, page 127). Смысл этого стиха в том, что обвинение в грехе, предъявленное пресвитеру, было доказано, а значит, его следует обличить перед всеми.
3 Нет ничего страшного в том, что причастие «согрешающие», стоящее во множественном числе, следует непосредственно за словом «пресвитер», стоящим в единственном числе. Такое непоследовательное использование грамматической категории числа в Новом Завете наблюдается повсюду, напр., в 1 Тим. 2:9–15; 5:1, 3–16. Обратите также внимание на то, что слово «пресвитер» в официальном смысле используется в основном в единственном числе. John P. Meier, «Presbyteros in the Pastoral Epistles», The Catholic Biblical Quarterly 35 (July, 1973): 330–332.
4 Kelly, Pastoral Epistles, page 127.
5 Ibid.
6 Leon Morris, Testaments of Love (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1981), page 25.
7 Guthrie, Pastoral Epistles The Tyndale New Testament Commentaries (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1957), page 107.
8 E. K. Simpson, Pastoral Epistles (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1954), pages 79, 80.
9 Kelly, Pastoral Epistles, page 129.
10 R. C. Lenski, The Interpretation of St. Paul’s Epistles to the Colossians, to the Thessalonians, to Timothy, to Titus, and to Philemon (Minneapolis: Augsburg Publishing House, 1961), page 691.
11 Simpson, Pastoral Epistles, page 80.
12 Lenski, The Interpretation of St. Paul’s Epistles, pages 691, 692.

К началу страницы

<< Глава 17 | Содержание | Глава 19 >>

Наши рекомендации