Необходимые качества блюстителя

Непорочен.Перечень необходимых качеств начинается с основного требования, согласно которому блюститель должен быть «непорочен» (см.: 1 Тим. 3:2). Другими словами, он должен быть нравственно чист. Непорочный человек обладает безупречной репутацией, его не в чем упрекнуть или обвинить, его жизнь чиста в глазах окружающих. Поведение такого человека безукоризненно, никто не может дискредитировать его или поставить под сомнение его соответствие занимаемой должности. Поскольку всем верующим следует жить в святости (см.: Флп. 2:15; 1 Фес. 5:23), пресвитер тем более должен вести непорочную жизнь. Мир внимательно наблюдает за христианской общиной (см.: 1 Пет. 3:15, 16), поэтому ее руководители обязаны быть высоконравственными людьми; они должны быть примером для своих прихожан (см.: 1 Пет. 5:3).

В Книге Екклесиаста сказано: «Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью» (Еккл. 10:1). Джилл Брискоу в своей книге How to Fail Successfully пишет о том, как на первый взгляд маленькие и незаметные мухи флирта и обмана (а я бы добавил сюда лицемерие, неспособность владеть собой и непорядочность) могут нанести репутации человека непоправимый вред6. Даже небольшое безрассудство может навсегда испортить репутацию мудрого и почтенного мужа. Человек, желающий занять руководящую должность в церкви, прежде всего обязан вести праведную жизнь. Это самое первое требование к потенциальному пресвитеру. Если пресвитер своим греховным поведением позорит себя и всю церковь, его следует отстранить от занимаемой должности. Его уже нельзя назвать «непорочным».

Одной жены муж. Эта фраза вызывает много споров. Неправильное ее толкование не позволит достойным мужам занять руководящую должность в церкви или допустит к руководству общиной недостойных людей, которым Бог запрещает быть пресвитерами. Во фразе «одной жены муж» логическое ударение падает на слово одной. Такое категорическое требование (в Библии имеется ряд таких трудных для понимания мест) не должно доминировать над библейским учением и быть источником разногласий. Общее библейское учение, касающееся брачных отношений, ясно и понятно. Одна случайная, короткая и спорная фраза не должна вносить путаницу в то, что ясно и не вызывает никаких сомнений.

Многие древние и современные толкователи Библии объясняют эту фразу таким образом: не следует допускать к служению в качестве пресвитеров и диаконов людей, которые являются вдовцами, вступившими в повторный брак. Однако от такого толкования следует отказаться. Нельзя рассматривать эту фразу буквально как требование, согласно которому пресвитер имеет право жениться только один раз в жизни, поскольку такое прочтение противоречит всему библейскому учению о браке7.

Может быть, стоит толковать двусмысленную греческую фразу miar gynaikos andra как требование быть однолюбом. Иначе говоря, пресвитер должен быть верным мужем, неспособным на флирт, беспорядочные половые связи и какие бы то ни было сомнительные отношения с другими женщинами. В таком случае, Павел имеет в виду не семейное положение потенциального руководителя, но черты его характера, как и во всех остальных случаях, когда речь идет о предъявляемых к блюстителю требованиях8. Поэтому если после смерти своей первой жены мужчина женится еще раз и хранит верность своей второй жене (как и первой), его можно назвать «мужем одной жены».

Таким образом, данная фраза предполагает преданность и верность своим обязательствам. Это означает, что пресвитер может иметь близкие отношения только с одной женщиной, своей женой. Муж одной жены — это человек, непорочный в супружеских отношениях, как и во всех остальных отношениях между мужчиной и женщиной. Эта фраза также предполагает, что пресвитер не может иметь несколько жен (полигамия). Когда Бог установил брак, Он благословил супружескую связь только с одной женщиной (см.: Быт. 2:20–25). Полигамия, как неоднократно показывает Библия, приводит к бесконечным проблемам, вопиющей неверности и жестоким страданиям.

Поскольку Библия подчеркивает святость брачных уз, христианин, тем более христианин-руководитель, должен быть верным супругом. В Библии сказано, что в браке мужчина и женщина становятся «одной плотью» (см.: Быт. 2:24). Иисус Христос говорит: «…так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6). Поэтому в этом очень важном вопросе нельзя дать врагу повод сеять вражду между христианами и провоцировать их на взаимные обвинения. Брак — это самое серьезное испытание характера человека и его убеждений. Поэтому христианский брак — это одно из самых мощных свидетельств силы Евангелия, способной преобразить мир. И напротив, христиане, не сумевшие сохранить свой брак, могут навлечь позор на всю общину и дискредитировать христианское свидетельство миру. Давайте прислушаемся к тому, что говорит Писание: «…кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5).

В связи с требованием быть «одной жены мужем» возникает другой вопрос. Можно ли назвать разведенного человека мужем одной жены и можно ли позволить ему занять руководящую должность в церкви? Среди благочестивых христиан существуют серьезные разногласия по вопросу о разводе. Разные взгляды на развод приводят к разным ответам на поставленный нами вопрос. (Как же мы нуждаемся в мудрости и помощи Божьей при разрешении таких вопросов! Какую путаницу вносит грех в нашу жизнь и как сильно он разобщает Божьих детей!) Верующие, которые полагают, что Писание запрещает разводы и повторный брак (см.: Мк. 10:2–12; Рим. 7:1–3), склонны запретить всем разведенным и заключившим новый брак людям занимать руководящие должности в церкви. С другой стороны, христиане, считающие, что Писание в некоторых случаях допускает развод и повторный брак (см.: Мф. 19:9; 1 Кор. 7:15), могут позволить некоторым разведенным и вновь женившимся людям служить пресвитерами. С их точки зрения, библейский развод, как и смерть, разрушает брачные узы и дает человеку возможность еще раз вступить в брак.

На протяжении всей христианской истории почтенные богословы находили обоснование для обеих позиций, но в рамках данной работы у нас нет возможности проанализировать эти точки зрения. Так или иначе, главный вопрос сводится к тому, можно ли считать непорочным потенциального пресвитера, который разведен или вступил в повторный брак. Каждое поместное собрание неминуемо столкнется с необходимостью решить этот вопрос.

Нам также нужно установить, можно ли считать непорочным человека, который развелся или вступил в повторный брак до своего обращения к Богу. Может ли, например, быть пресвитером человек, который после обращения живет в святости со своей верующей женой? Эд Гласскок, думаю, правильно считает недопустимым вменять в вину новому творению во Христе, желающему пасти Божье стадо, грехи, которые он совершил до своего обращения:

Естественно, нельзя пытаться предъявлять к человеку требования, перечисленные в 1 Тим. 3, до его рождения свыше. Если Бог простил его и сделал членом Своей Церкви, какое право имеют христиане упрекать его за прошлые грехи?

…Непохоже, чтобы в словах Павла (см.: 1 Тим. 3:2) звучало осуждение человека за грехи, которые он совершил до того, как получил спасение…

…Судить о духовных качествах человека по грехам, совершенным им до обращения, когда он был не в состоянии понять Божью волю или Его Слово, до того, как он обрел новую жизнь во Христе, значит создавать неправильные стандарты, которые лишают нас благодати Божьей, а также не позволяют понять истинный смысл третьей главы Первого послания к Тимофею9.

Однако следует отметить, что в отличие от других грехов, совершенных до обращения, развод и повторный брак делают человека уязвимым, и окружающие могут упрекнуть его в прошлых ошибках. Каждое поместное собрание во главе с пресвитерами должно само решить, можно ли считать непорочным потенциального пресвитера или диакона, если он развелся и/или вступил в повторный брак до своего обращения. Злые люди (и даже люди, имеющие благие намерения) могут решить этот вопрос несправедливо. Именно поэтому очень важно, чтобы верующие рассматривали такие ситуации в свете новозаветного учения о прощении, благодати и новой жизни во Христе.

Независимо от того, каких взглядов на развод и повторный брак придерживаются члены церкви, если пресвитер разводится, его уже нельзя считать непорочным и следует отстранить от занимаемой должности. Вопрос не в том, прощает ли Бог разведенных людей (конечно же, прощает), и не в том, могут ли служить Богу разведенные люди (конечно, могут). В данном случае речь идет о том, что разводящийся пресвитер дискредитирует свидетельство о Христе всей церкви. Кроме того, не следует забывать о том, насколько важен пример руководителя. Об этом аспекте профессионального служения очень часто забывают. Пресвитер по определению является лидером общины, и его почитают именно за образцовое поведение и служение. По словам Петра, способность пресвитера руководить людьми зависит от того, может ли он подавать достойный пример стаду (см.: 1 Пет. 5:3). Поскольку живой пример руководителя оказывает на приход очень сильное воздействие, прихожане обязательно начнут следовать этому примеру. Библия говорит, что люди подобны овцам, и потому пример пастыря неизбежно повлияет на образ мыслей и поведение всех членов церкви (см.: Езд. 9:1–4).

Мы также должны помнить, что развод часто (но не всегда) выявляет скрытые черты характера, которые не позволяют человеку занимать руководящую должность. Разводящийся человек может оказаться упрямым, вспыльчивым, несдержанным, грубым по отношению к жене, даже если он не является инициатором развода.

По всем этим важным вопросам могут существовать самые разные мнения, но это ни в коей мере не освобождает пресвитеров и весь приход от обязанности мужественно разрешать возникающие проблемы и с молитвой принимать мудрые решения. Во всех этих неприятных и тяжелых ситуациях христиане должны не забывать о молитве, стремиться прославить имя Иисуса и сохранить верность Его Слову. В конце концов, Павел не имел в виду, что церковными руководителями могут быть только женатые люди. Он не говорит «муж жены», он говорит «муж одной жены». Нигде не сказано, что одинокий человек не имеет права быть блюстителем церкви, тем более если он отвечает всем остальным требованиям.

Трезв: человек с твердым характером. «Трезвый» означает «воздержанный в употреблении спиртных напитков, не пьющий». Некоторые толкователи считают, что данное слово следует понимать в его буквальном смысле, но такое прочтение сомнительно. Похоже, это слово используется здесь в переносном значении и подразумевает умственную, поведенческую и духовную трезвость, что, в свою очередь, предполагает самообладание, ясность ума и воздержанность во всех отношениях.

Трезвость является необходимым качеством человека, если он хочет противостоять козням дьявола (см.: 1 Пет. 5:8), лжеучениям (см.: 2 Тим. 4:3–5), а также нравственной и духовной тьме (см.: 1 Фес. 5:6–8). Христианин должен быть трезвым, целомудренным (то есть чистым, высоконравственным), осмотрительным, постоянным, сдержанным и бдительным. Очень важно, чтобы христианский руководитель, которому приходится решать сложные проблемы, обладал твердым характером.

Благочинен: уравновешенный, благоразумный человек. «Благочинный» значит «благопристойный», «приличный». Благочинным можно назвать уравновешенного, сдержанного и осмотрительного человека, благоразумного и рассудительного. Павел призывал римлян к здравомыслию: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3). Здравомыслие помогает избежать любых крайностей и безрассудств. Здравомыслие умеряет гордыню, жажду власти, спасает от опрометчивых поступков. Благоразумие, способность здраво мыслить — неотъемлемое свойство смиренного пресвитера, готового жертвовать своими личными интересами ради других, помогающего людям в решении их проблем и руководящего ими в соответствии с волей Божьей. Диотреф, церковный деспот, не был благочинен (см.: 3 Ин. 9, 10). Его гордыня и высокомерие привели к тому, что он стал превозносить себя над остальными членами церкви. В результате ни в чем не повинные люди были лишены христианского общения.

Честен: порядочный, дисциплинированный человек.На языке оригинала это слово означает «опрятный; дисциплинированный». Оно употребляется для описания достойного поведения и приличного внешнего вида (см.: 1 Тим. 2:9), но здесь, вне всякого сомнения, оно характеризует человека в целом, весь его образ жизни. Христиане в Фессалонике вели себя «бесчинно» (см.: 1 Фес. 5:14; 2 Фес. 3:6–14). Они перестали работать, они стали бездельниками, праздными людьми, обузой для других, прекратили следовать примеру апостолов и своим поведением дискредитировали Евангелие. Находясь среди них, Павел своим трудом зарабатывал себе на жизнь. Он показал им пример праведной жизни во всех ее аспектах. Апостол призывал фессалоникийских верующих честно трудиться и вести себя благопристойно: «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1 Фес. 4:10–12). Очень важно, чтобы пастыри Божьи были дисциплинированными людьми и вели себя как подобает святым. Пресвитер, который поступает «бесчинно», не способен правильно и успешно пасти Божье стадо. Под началом такого человека люди очень скоро почувствуют отсутствие заботы и руководства.

Страннолюбив. Иов, ветхозаветный старейшина, был образцом гостеприимства: «Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему» (Иов 31:32). В Новом Завете апостол Иоанн похвалил Гаия за его радушие к странникам: «Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак, мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине» (3 Ин. 5–8).

Павел обращается к римским христианам с призывом: «…ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12:13). Петр пишет: «Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1 Пет. 4:9). Автор Послания к Евреям увещевает своих читателей: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2). Эти новозаветные отрывки, в которых говорится о гостеприимстве, необходимо рассматривать в более широком контексте христианской любви. Гостеприимство является практическим выражением христианской щедрости, великодушия и любви. Поэтому Писание требует, чтобы церковные руководители были гостеприимны. Человек, закрывающий двери своего дома перед членами Божьей семьи, не может быть пресвитером. И действительно, такое нерадушное поведение свидетельствует о более серьезных проблемах. Отсутствие гостеприимства — явный признак эгоизма, черствости и равнодушия.

Учителен. Христианская церковь, как и дом Израиля, построена на Священном Писании, и люди, стоящие во главе церкви, должны обладать способностью направлять и защищать ее членов, используя библейское учение. Поэтому пресвитеры должны быть «учительны», то есть они должны знать Писание, быть готовы учить и способны передавать свои знания. Пресвитеры должны уметь назидать людей при помощи Библии. Это требование не имеет ничего общего с «даром» учителя (см.: Рим. 12:7; 1 Кор. 12:28; Еф. 4:11), как и с даром проповедника. (Некоторые пресвитеры могут иметь «дар» учителя, как об этом сказано в 1 Тим. 5:17, 18.)

Неважно, каких успехов достиг человек в своем деле, или насколько красиво он умеет говорить, или как хорошо он образован. Если человек не умеет наставлять людей в Слове Божьем или не способен защитить церковь от лжеучений, он не подходит на должность пресвитера. Нам следует запомнить высказывание П. Т. Форсайта о могуществе Слова: «Истинная сила Церкви заключается не в объеме проделанной работы, но в качестве ее веры. Один человек, хорошо знающий Библию, более ценен для Церкви, чем толпа работников, не знающих Слова Божьего»10. Церковь может духовно расти и чувствовать себя защищенной только благодаря Слову. Незнание церковными руководителями библейских истин и неспособность передать людям свои знания (если они есть) — вот главные причины того, почему наши церкви наводнены лжеучениями, которые разрушают дом Божий. Поэтому пресвитеры должны уметь учить людей Божьему Слову.

Известный служитель церкви Нейл Саммертон особо подчеркивает важность этого качества для пресвитеров и дает один мудрый совет:

Апостол Павел дал ясно понять и Тимофею, и Титу, что качеством, отличающим пресвитера от диакона, является способность овладевать христианским учением, оценивать, насколько хорошо другие люди знают Слово, наставлять в здравом учении и разъяснять его тем, кто толкует его превратно (см.: 1 Тим. 3:2; Тит. 1:9–16).

Вероятно, некоторые не согласятся с таким мнением и станут утверждать, что пресвитерам в большей степени нужны практические дары для более эффективного и успешного управления церковью. В ответ можно сказать, во-первых, что это ошибочное понимание потребностей Божьего стада. Паствой должны управлять пастыри, которые могут обеспечить ее духовной пищей. Для этого пастыри должны обладать соответствующими качествами, а также знать Слово Божье и уметь передавать свои знания другим так, чтобы Слово стало духовной пищей, средством защиты и исцеления для каждого члена церкви. Это служение не обязательно осуществлять во время богослужений, и у одного пресвитера может быть дар учителя, в то время как другой может обладать даром пастыря. Но все руководители должны держаться Слова Божьего и обладать способностью учить и наставлять людей как в группах, так и один на один.

Во-вторых, если пресвитерам недостает практических навыков такого руководства, в каком нуждается их паства, то пусть они назначат себе в помощь одного или нескольких человек (может быть, в качестве диаконов, если те обладают высокими духовными качествами, необходимыми для этого служения). Более того, в любом церковном совете один или два человека могут оказывать такую помощь пресвитерам, если только это не помешает им выполнять свои основные обязанности. Но в любом случае следует избегать назначения на руководящие должности людей, которые не обладают ни соответствующими духовными качествами, ни способностями, необходимыми для руководства церковью11.

Не пьяница. Пресвитер должен быть непорочен во всем, в том числе и в отношении употребления спиртных напитков. Здесь Павел использует сильное слово, подразумевая, что потенциальный руководитель церкви не должен испытывать болезненного влечения к алкоголю. Совершенно очевидно, что речь не идет о полном отказе от вина. Однако недопустимо злоупотребление вином или любым другим алкогольным напитком, который разрушительным образом влияет на человека.

Не бийца.«Бийца» — это вспыльчивый и склонный затевать ссоры тип, который способен на применение физической силы по отношению к другим людям. Слово «бийца» происходит от глагола «бить», и «бийцей» можно назвать драчуна или скандалиста. Агрессия такого человека в первую очередь направлена на его жену и детей, но любой, кто встанет у него на пути, может стать объектом насилия. Поскольку бийца вряд ли будет терпеливо и с любовью пасти Божье стадо, ему нельзя быть сопастырем Христа. Бог допускает к руководству церковью только тех, кто способен мягко провести Его народ через все испытания.

Не сварлив: терпеливый, милосердный человек, обладающий даром примирять. Человек, проявляющий милосердие, является полной противоположностью скандалиста. Дело в том, что данный перевод греческого термина — «не сварливый» — не передает все богатство и красоту его значения. «Не сварливый» в данном случае означает «терпеливый, мягкий, великодушный, беспристрастный, милосердный и миролюбивый». Милосердный человек всегда готов уступить и снисходительно относится к человеческим слабостям и невежеству. Он милостив, рассудителен и всегда думает о других. Милосердный человек никогда не воздаст злом за зло и не станет настаивать на следовании букве закона. Он обладает чистой, мирной, скромной, послушливой и милосердной мудростью (см.: Иак. 3:17).

Милосердие — это одно из качеств Бога: «…ибо Ты, Господи, благ, и милосерд, и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс. 85:5). Более того, милосердием проникнута вся земная жизнь Иисуса Христа: «Я же, Павел… убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым» (2 Кор. 10:1). Кротость — от Господа, и она является главным источником мира и исцеления для Его народа. В своем обращении к филиппийцам Павел говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко» (Флп. 4:5).

Милосердие и кротость — самые главные и самые привлекательные качества пресвитеров. Бог ожидает, чтобы Его сопастыри пасли Его народ так же, как это делал Он Сам. Господь не позволит, чтобы Его детей гнали, избивали, осуждали или разобщали. Пастыри должны быть терпеливыми и милостивыми, они должны с пониманием относиться к ошибкам — иногда ужасающим ошибкам — своих овец. Если бы люди не обладали такими качествами, как кротость и терпение, они жили бы в постоянных ссорах, обидах и конфликтах, поскольку в этом греховном мире так много несправедливости, боли и злобы. Поэтому пресвитеры должны быть милосердными и кроткими, как Христос.

Тих, миролюбив. С того дня, когда Каин убил своего брата Авеля, люди ненавидят и убивают друг друга (см.: Быт. 4:5–8). Это ужасающее следствие греховной сущности человека. Однако христиане должны поступать иначе, «никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит. 3:2). Бог ненавидит ссоры и конфликты в Своем доме. Ссоры парализовали, ослабили и привели к гибели многие церкви. Это, возможно, самая серьезная проблема, с которой сталкиваются христианские руководители. Поэтому к пресвитеру предъявляется требование быть «тихим и миролюбивым». То есть он не должен быть сварливым и вздорным человеком. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины…» (2 Тим. 2:24–25).

Бывают ситуации, когда пресвитеру приходится противостоять лжеучителям или греховному поведению верующих (см.: Деян. 15:1, 2; Тит. 1:9 и дал.). Действительно, иногда может показаться, что пресвитер только и делает, что спорит с противниками. Но даже такие споры должны вестись по-христиански (см.: 2 Тим. 2:24, 25). Писание осуждает греховную склонность к ссорам, или сварливость: «Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен» (Притч. 20:3). «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый; и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч. 6:16–19).

Не сребролюбив. Писание также предупреждает всех христиан об опасности «сребролюбия»: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» (Евр. 13:5). «…ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).

Страсть к деньгам была характерной чертой религиозных вождей во времена Иисуса. Фарисеи, например, очень любили деньги (см.: Лк. 16:14). Они разоряли дома вдов (см.: Мк. 12:40) и были осуждены за свою жадность. Сребролюбие, как сильнодействующий наркотик, может лишить способности здраво рассуждать даже самого хорошего человека. Поскольку пресвитеры собирали пожертвования (см.: Деян. 11:30), а некоторые из них получали «награду» за свой труд (см.: 1 Тим. 5:17, 18), любители золота и серебра легко поддавались искушению и теряли власть над собой. Поэтому Павел и Петр предостерегали пресвитеров против жадности (см.: Деян. 20:33 и дал.; 1 Тим. 3:3; Тит. 1:7; 1 Пет. 5:2), призывая их не домогаться чужого. Сребролюбивые, меркантильные пастыри подают дурной пример стаду, неизбежно поддаются искушению и совершают неблаговидные финансовые операции, тем самым пороча имя Господа. Поэтому пресвитеры должны остерегаться «сребролюбия», особенно если они получают деньги за служение Господу.

Хорошо управляющий домом своим.Относительно этого требования Дональд Гатри замечает: «Самый важный принцип, которому не уделяется должного внимания, заключается в том, что человек, не способный наладить дисциплину в своей семье, не годится для руководства церковью»12. Особенно важно, чтобы дети пресвитера были правильно воспитаны. То, как пресвитер обращается с собственными детьми, а не то, насколько он богат, удачлив в делах или влиятелен, определяет его соответствие занимаемой должности. Писание утверждает, что пресвитер должен содержать своих детей «в послушании со всякою честностью». У христианского руководителя должны быть послушные дети, подчиняющиеся своим родителям. Пресвитер не должен быть тираном, который добивается повиновения жестокими наказаниями или несправедливым ограничением свободы. Он должен относиться к детям почтительно, уважая их достоинство. Писание призывает отцов не раздражать и не доводить своих детей до отчаяния (см.: Еф. 6:4; Кол. 3:21).

Важность и необходимость этого требования подтверждается таким вопросом: «Ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» На пресвитеров возложена обязанность «пещись» о Церкви Божьей. Они в качестве ее блюстителей должны посвящать удовлетворению ее нужд все свое время, помыслы и силы точно так же, как отец посвящает всего себя заботам о своей семье. Для руководства церковью требуются способности и знания, следовательно, если человек «не умеет управлять [греч. prohistemi; см.: 1 Фес. 5:12; 1 Тим. 5:17] собственным домом», он не сможет справиться с еще более сложной задачей управления Божьей церковью.

Из перечня необходимых для пресвитера качеств мы видим, какое большое значение уделяется семейной жизни руководителя. Бог требует, чтобы пастырь Его церкви был хорошим и верным мужем, умел управлять собственным домом, правильно воспитывал своих детей, относясь к ним с уважением, и был гостеприимным хозяином. Такой акцент на семейной жизни пресвитера выявляет очень важный аспект природы церкви как семьи Божьей и раскрывает особенности служения блюстителя и его роль в собрании верующих.

Руководство поместной церковью больше похоже на управление домом, нежели на управление каким-либо предприятием или государством. Поэтому способность руководить Божьей церковью напрямую связана со способностью человека управлять своим домом. Человек может быть успешным бизнесменом, талантливым администратором, прекрасным менеджером или военачальником, но ужасным руководителем церкви. Способность пресвитера управлять собственным домом является показателем его соответствия занимаемой должности в доме Божьем. Взаимоотношения руководителя со своими детьми определяют его взаимоотношения с приходом. Если он жесток с детьми, если он раздражителен, нетерпелив, непоследователен или пассивен в отношениях с ними, точно так же он будет вести себя и с прихожанами. Если хотите узнать, каким пресвитером станет человек, понаблюдайте, как он относится к своим детям.

Не должен быть из новообращенных.Новообращенный — это младенец во Христе. Неважно, насколько он духовен, ревностен, одарен или образован. Он пока не достиг духовной зрелости. Для того чтобы стать зрелым христианином, ему нужно время и опыт, которые ничто не заменит, поэтому новообращенный просто не готов быть руководителем.

Нет ничего плохого в том, чтобы быть новообращенным. Все христиане начинают свою жизнь во Христе как младенцы и со временем достигают зрелости (см.: 1 Кор. 3:1, 2). Однако пресвитер должен быть зрелым христианином и хорошо знать свое сердце. Новообращенный не знает своего сердца и недооценивает коварство врага, а потому он уязвим и легко поддается самому изощренному из всех искушений и самому разрушительному из всех грехов — гордыне. Должность пресвитера (особенно в большой и хорошо организованной церкви, какой, например, была церковь в Эфесе, где служил Тимофей) предполагает почет, власть и признание. Для недавно обращенного верующего соблазн поддаться греху будет слишком велик. Гордыня погубит самого руководителя и нанесет огромный вред приходу. Поэтому Павел предостерегает против назначения новообращенного на руководящую должность, «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом».

В Библии сказано: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Притч. 16:18). «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость» (Притч. 11:2; ср.: 18:1; 29:23). Даже самым зрелым и самым благочестивым верующим постоянно приходится бороться с гордыней. Гордыня погубила многих выдающихся людей (см.: 2 Пар. 26:16; 32:25). Гордыня — очень большой грех, и потому неопытных и горделивых пресвитеров ожидает печальный конец. Гордыня стала причиной падения дьявола (см.: Иез. 28:11–19), и всякий горделивый руководитель, как и дьявол, обязательно падет. Он покроет себя несмываемым позором, лишится всего, злоупотребления его будут разоблачены. Он будет наказан Богом и, возможно, утратит веру.

Поскольку очень опасно утверждать на руководящие должности новообращенных, невольно возникает вопрос, а как же Павел назначал пресвитеров в только что образованных церквах (см.: Деян. 14:23). Так как все члены новых церквей были новообращенными, не нарушал ли Павел этот запрет, назначая в таких церквах пресвитеров? Нет, потому что те ранние церкви находились в особых условиях. Синагоги обеспечили возможность быстрого распространения Евангелия, и из них вышли уже сформировавшиеся церковные общины. Некоторые из новообращенных были хорошо знакомы с Ветхим Заветом и жили благочестивой жизнью. Другие уже были лидерами общины верующих. Таким образом, в некоторых церквах можно было сразу назначать руководителей именно благодаря подготовке, которую они получили в синагоге. Требование, содержащееся в этом отрывке из Первого послания к Тимофею, относится к сегодняшним церквам. Приход может духовно расти только в том случае, если его руководство будет зрелым. Поэтому ради духовного здоровья церкви ее руководители не должны быть из новообращенных.

Доброе свидетельство от внешних.И, наконец, церковный руководитель должен «иметь доброе свидетельство от внешних». Все христиане должны пользоваться хорошей репутацией у окружающих (см.: 1 Фес. 4:11, 12; Тит. 2:5, 8; 1 Пет. 2:12, 15; 3:16), особенно христианские руководители. Бог ненавидит лицемерие. Человек должен вести себя одинаково безупречно как с собратьями-христианами, так и с товарищами по работе, со своими домашними и с неверующими соседями. Люди судят о церкви по ее руководителям. Истинным испытанием духовных качеств человека станет не воскресное богослужение, а рабочая неделя, с понедельника по пятницу. Неверующие люди пристально наблюдают за нами, и они достаточно проницательны, чтобы увидеть наше истинное лицо. Они смотрят, как христианин ведет себя на работе и в церкви, и они первыми увидят разницу между его словами и делами. Нельзя не принимать во внимание мнение окружающего мира о христианине-руководителе, ибо оно влияет на свидетельство о Христе всех членов церкви. Поэтому блюститель должен «иметь доброе свидетельство от внешних».

Христианский руководитель с плохой репутацией причиняет гораздо больший вред церкви, чем любой рядовой верующий. Окружающие будут цинично говорить: «Он так себя ведет и тем не менее является христианским руководителем». Они будут насмехаться над ним и презирать его. Он потеряет уважение как христианский лидер и будет терпеть унижения и оскорбления. Он не сможет оказывать положительного влияния на мир. Но это еще не все. Прекрасно зная умыслы сатаны (см.: 2 Кор. 2:11), Павел добавляет, что опозоренный руководитель «впадет в нарекание и сеть диавольскую». Дьявол — хитрый и изобретательный охотник (см.: 1 Пет. 5:8). Он будет использовать общественное мнение и собственные недостатки пресвитера, чтобы заставить несчастного совершать еще более тяжкие и серьезные грехи. Например, пресвитер может озлобиться, начать мстить, лгать, лицемерить и в конце концов даже отпасть от Бога. То, что казалось маленькой обидой, может превратиться в страшное зло (см.: 2 Кор. 2:5–11). Чтобы избежать всех этих серьезных проблем, следует убедиться в том, что потенциальный пресвитер пользуется хорошей репутацией у окружающих.

Все требования, упомянутые в исследуемом нами отрывке, указывают, что человек, претендующий на руководящую должность, обязан быть зрелым христианином. Он должен быть духовно и нравственно зрелым человеком, а также уметь учить прихожан Слову Божьему и управлять собственным домом. Таких людей Бог избирает для того, чтобы они пасли Его стадо.

Примечания

1 John Calvin, The Second Epistle of Paul the Apostle to the Corinthians and the Epistles to Timothy, Titus, and Philemon, trans. T. A. Smail, Calvin’s Commentaries (reprint. ed., Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1976), page 182.
2 George W. Knight, III, The Faithful Sayings in the Pastoral Letters (Nutley, New Jersey: Presbyterian and Reformed Publishing Co., no date), page 1.
3 Ibid., page 61.
4 John Norman Davis Kelly, The Pastoral Epistles (1963; reprint ed., London: A. & C. Black Limited, 1972), page 74.
5 E. K. Simpson, The Pastoral Epistles (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1954), pages 10, 11.
6 Jill Briscoe, How to Fail Successfully (Old Tappan, New Jersey: Fleming H. Revell Co., 1982), page 47.
7 Следующие рассуждения показывают, почему такое толкование неприемлемо:
1) Библия ясно учит тому, что смерть супруга освобождает человека от брачных уз и позволяет ему вступить в повторный брак, не согрешая при этом (см.: 1 Кор. 7:39; Рим. 7:2, 3).
2) Повторный брак после смерти супруга не осуждается. Те, кто считают, что верующие имеют право вступать в брак только один раз в жизни, не допускают к служению в качестве пресвитера или диакона людей, заключивших повторный брак. Трудно понять, почему диаконов, вступивших в повторный брак после смерти своей супруги, ожидает осуждение (см.: 1 Тим. 3:12). Более того, осуждение повторного брака приводит лишь к возникновению серьезных вопросов по поводу первого брака.
3) Такое толкование отдает ложным аскетизмом. Оно подвергает сомнению святость брака, что совершенно недопустимо и осуждается Павлом в 1 Тим. 4:3.
4) Подобное толкование создает двойной стандарт: по какому-то недоразумению одни верующие — пресвитеры, диаконы и некоторые вдовы — не могут вступить в повторный брак после смерти своего супруга, а другие верующие могут. Такое положение вступает в противоречие с остальной частью Нового Завета.
5) Рассуждая о браке и безбрачии, Павел замечает: «Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы…» (1 Кор. 7:35). Однако такое толкование накладывает узы на невинных людей, наказывая их за то, что у них нет дара безбрачия (см.: 1 Кор. 7:7, 9).
6) В 1 Тим. 5:9 использована похожая конструкция при характеристике вдовы: «бывшая женою одного мужа». И здесь данную фразу можно интерпретировать как указание на свойство характера, то есть вдова, «бывшая женою одного мужа», — это однолюбка, привязанная только к одному мужчине. Более того, пожелание Павла о том, чтобы молодые вдовы выходили замуж (см.: 1 Тим. 5:14), становится двусмысленным, если данная фраза означает разрешение вступать в брак только один раз в жизни. А если второй муж вдовы тоже умрет? Разве она утратит свое право быть включенной в список истинных вдовиц, потому что последовала совету апостола? 1 Тим. 5:9 не может быть использован как ключ к пониманию 1 Тим. 3:2. См.: Ed Glasscock, «„The Husband of One Wife“ Requirement in 1 Timothy 3:2», Bibliotheca Sacra 140 (July-September, 1983): 256.
7) Невозможно представить, чтобы Павел, так много внимания уделявший проблемам брака (см.: 1 Кор. 7:2–5, 7, 8, 15, 32, 36, 39), стал бы использовать непонятные фразы, разъясня

Наши рекомендации