Упование на Бога и Его Слово
В этом последнем отрывке Павел завершает свое дело — он предает пресвитеров «Богу и слову благодати Его». Павел предает церковных руководителей не земным властям или организациям. Напротив, пресвитеры, нуждаясь в помощи, во всем должны полагаться на «Бога и слово благодати Его».
Правило номер один — уповайте на Бога и Его Слово. Павел уезжал, но Бог и Его Слово оставались с учениками. Теперь пресвитеры должны были научиться полагаться на Бога каждый день своей жизни, доверяться Его водительству. Проблемы и беды должны были заставить их еще больше верить в Бога, привести к еще более тесным взаимоотношениям с Господом, подобно тому, о чем говорил Павел: «…но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых…» (2 Кор. 1:9).
Павел также предает пресвитеров «слову благодати Его». Слово обладает собственной животворящей силой. Оно может дать людям жизнь (см.: Иак. 1:21; 1 Пет. 1:23). Оно проникает в душу человека (см.: Евр. 4:12) и дает силу и твердость тому, кто слушает его с верой (см.: 1 Фес. 2:13; 2 Тим. 3:16, 17). Оно освящает (см.: Ин. 17:17), призывает людей к ответу и повиновению, являясь силой Божьей (см.: 1 Кор. 1:18). Словно алмаз, оно многогранно. И здесь Павел развивает идею «благодати» Слова, одну из своих любимых тем, необыкновенно актуальную в данном случае. Предупрежденные о приходе лютых волков и расколе в церквах, пресвитеры отчаянно нуждаются в укреплении и помощи. Павел обещает, что «слово благодати Его» поддержит церковных руководителей, оно станет источником их силы и твердости.
Выражение «слово благодати Его» впервые появилось в проповеди Павла, и сегодня оно зафиксировано в Священном Писании. Для того чтобы эффективно охранять стадо от волков, пресвитеры должны постоянно питаться Словом (см.: 1 Тим. 4:6). Если пресвитеры не читают и не изучают Слово, они скоро ослабеют, в результате чего пострадает их паства. Давление могут выдержать только сильные верой руководители, и только живая сила Слова может укреплять людей и, как ничто другое, защищать их от лжеучителей.
Забота о нуждающихся
Павел, как до него Самуил (см.: 1 Цар. 12:3), в своей прощальной речи заявил об отсутствии в своем служении корыстных мотивов. Деньги, как ничто другое, способны стать поводом или основанием для самых зловещих обвинений в адрес слуг Господних, поэтому Павел здесь говорит о том, что «ни серебра, ни золота, ни одежды» он ни от кого не пожелал. Очень немногие могут с чистой совестью сделать такое прямое, искреннее заявление. Обратите внимание, Павел не сказал, что он ни у кого не брал золота. Он принимал деньги от святых. (Церковь в Филиппах особенно преданно оказывала финансовую помощь Павлу, как об этом сказано в Флп. 1:5; 4:15, 16; и 2 Кор. 11:18, 19.) Просто здесь Павел хотел сказать, что у него не было корыстных намерений и тайных желаний обогатиться за счет обращенных.
Конечно, любой может заявить, что «ни серебра, ни золота… ни от кого не пожелал». (Жадные, корыстолюбивые люди легко обманывают, в первую очередь, самих себя.) Но в служении Павла присутствует один необычный аспект, к которому он обращается в тридцать четвертом стихе: «Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Тем самым Павел напоминает святым, что обычно он сам, своим трудом, добывал себе пропитание, кров и все остальное6. Но что еще более удивительно, Павел также помогал своим собратьям, проповедующим Евангелие, занимаясь вместе с ними изготовлением палаток (см.: Деян. 18:3). Таким образом, говоря о работе «руками», Павел не преувеличивал. Он действительно работал день и ночь (см.: 1 Фес. 2:9; 2 Фес. 3:8). Жизнь Павла, как и жизнь его Господа (см.: Мк. 3:20, 21), была наполнена ежедневным упорным трудом. Павел самоотверженно занимался и своим ремеслом, и проповедью Слова. Но феноменальные результаты его служения были плодом действия Духа Святого, а не человека (см.: 1 Кор. 3:5–9; 2 Кор. 4:7). Такая жизнь была убедительным доказательством того, что он не домогался чужого богатства.
Важно отметить, что Писание, наряду с другими требованиями, предъявляемыми к пресвитерам, говорит о том, что руководитель церкви должен быть не сребролюбив (см.: 1 Тим. 3:3). Если пресвитер не будет безукоризненным в финансовых вопросах, он никогда не сможет заслужить доверия своей паствы.
Павел в разговоре с пресвитерами ставит в пример свой тяжелый и бескорыстный труд и щедрую помощь бедным и нуждающимся: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых…» Пресвитеры должны являть собой образец упорного труда, чтобы иметь возможность помогать бедным. Тот же призыв работать, для того чтобы заботиться о нуждающихся, звучит и в Послании к Ефесянам (4:28): «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся». Святые должны являть Христову любовь своей заботой о больных, бедных и нуждающихся. Павел всегда беспокоился о бедных7. Поэтому пресвитеры тоже должны «поддерживать слабых» в их материальных нуждах, всегда памятуя «слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: „блаженнее давать, нежели принимать“».
Итак, пресвитеры, подобно Павлу, должны упорно трудиться. Им нужно работать для того, чтобы обеспечивать свои семьи и помогать бедным. Им нужно много времени посвящать заботе о Божьей церкви. Всей своей жизнью они должны показать своему приходу пример того, какими хочет видеть Своих детей Бог.
Совместная молитва
Прощание с Павлом — удивительно трогательная сцена! «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его…» Как эфесские пресвитеры любили его! Какую глубокую привязанность друг к другу они ощущали во Христе! Как братья, соработники и страдальцы во Христе, они совершили много славных дел во имя Христа. Вполне естественно поэтому, что они все вместе «преклонили колени свои» и помолились, взирая лишь на Бога. Будучи мужем молитвы, Павел молился о том, чтобы Благая весть была услышана в Асии, о защите от лжеучителей, о росте церкви и помощи эфесским пресвитерам в их трудах и испытаниях. Хотя Павел никогда не призывал пресвитеров молиться, своим поведением он показал им пример. Бог хочет, чтобы пастыри Его стада прибегали, как это делал Павел, к усиленной молитве — величайшему средству защиты от лжеучений.
Заслуга Луки как историка
Книга Деяний представляет собой исключительно важный источник информации о библейских принципах руководства церковью, потому что в ней содержится богатый материал об исторических событиях того времени. Лука очень надежный историк. Как любой добросовестный ученый, он тщательно отбирает материал (см.: Лк. 1:1–4). Примечательно, что Лука при каждом удобном случае говорит о важности служения пресвитеров. Долгая прощальная проповедь Павла, обращенная к эфесским пресвитерам, еще раз доказала значимость этого служения, особенно в смысле защиты поместной церкви от лжеучений в отсутствие апостолов. Несомненно, Дух Божий посчитал эту информацию достаточно важной для народа Божьего. Точное историческое повествование Луки показывает, что первые церкви под непосредственным руководством апостолов устанавливали в поместной церкви коллегиальный надзор и решения принимались большинством голосов. Главный пример этого мы находим в служении Павла. Мы читаем, что Павел назначил пресвитеров в каждой из только что созданных им церквей (см.: Деян. 14:23). Трудно переоценить важность этих сведений. От этого зависит правильное понимание новозаветных посланий и деятельности церквей I века.
Однако Лука ничего не говорит о процедуре назначения братьев на руководящие должности. Он просто констатирует тот факт, что Павел и Варнава назначили в церквах пресвитеров. Повествуя о проповеди Павла в двадцатой главе Книги Деяний, он информирует нас о том, что Святой Дух Своей волей утвердил этих мужей на должность церковных руководителей.
В Книге Деяний для обозначения этих руководителей в основном употребляется термин пресвитеры. Это касается христианских общин как из иудеев, так и из язычников от Иерусалима и до Эфеса. Лука употребляет термин блюстители (епископы) только однажды, и это слово появляется в речи Павла, обращенной к эфесским руководителям. Этот факт представляется очевидным признаком того, что термины пресвитер и блюститель — взаимозаменяемые. Поскольку обязанность пресвитера/блюстителя заключалась в заботе о Божьей церкви, мы видим употребление всех трех терминов (пресвитеры, блюстители, пастыри) в одном и том же контексте, подразумевающем одних и тех же церковных руководителей. Лука ничего не знал о популярном епископе (фактически блюстителе) II века Игнатии, который единолично осуществлял руководство пресвитерами, диаконами и приходом.
Обязанности пресвитеров дают представление об их значении в жизни ранней церкви: пресвитеры решали сложные проблемы и финансовые вопросы, поддерживали связь с другими церквами, помогали разрешать доктринальные противоречия и в широком смысле пасли Церковь Божью. Лука пишет о предписании пасти Церковь Бога, которое Павел дал всем пресвитерам, и это предписание очень важно для изучения библейских принципов руководства церковью. Если Дух Божий изначально поставил совет пресвитеров для осуществления руководства каждым поместным собранием, можем ли мы настаивать на праве одного человека стоять во главе наших поместных церквей?
Примечания
1 Павел призвал не пресвитеров церквей (множественное число), а пресвитеров церкви. Согласно Книге Деяний, в Иерусалиме, Антиохии и Эфесе одна церковь вмещала всех верующих в своем городе. В Иерусалиме насчитывались тысячи верующих (см.: Деян. 4:4; 5:14; 6:1, 7; 21:20), и все же Лука говорит только об одной церкви в Иерусалиме, а не о нескольких церквах (см.: Деян. 5:11; 8:1, 3; 11:22; 12:1, 5; 15:4, 22; 18:22). В Книге Деяний верующие в Иерусалиме представлены как одно большое, единое собрание (см.: Деян. 2:44, 46; 5:12; 6:2). Руководство этой церковью осуществляли двенадцать апостолов, а позже пресвитеры и Иаков (см.: Деян. 2:42; 4:35, 37; 5:2 и дал.; 6:2–4, 6; 8:14–17; 9:27; 15:4 и дал.). Верующие собирались маленькими группами в домах (см.: Деян. 2:46; 5:42; 12:12), а также все вместе в Соломоновом притворе (см.: Деян. 5:12; 6:2). Христиане Антиохии также представлены как одна большая церковь (см.: Деян. 11:26; 13:1; 14:27; 15:3, 30). То же можно сказать о положении дел в Эфесе (см.: Деян. 20:17; Откр. 2:1). Что может быть естественнее для членов единой Божьей семьи, проживающих в одном городе, чем совместные, общие собрания? Ведь это замечательное проявление христианского единства! И суровое осуждение бесчисленных расколов, которые не позволяют истинным христианам собираться вместе. Сегодня христиане, как когда-то Израиль, разделились и воюют сами с собой (см.: 3 Цар. 12:16–33). Видеть это так горько и печально! На основании этих фактов часто делаются следующие ошибочные выводы. Во-первых, утверждают некоторые, в Иерусалиме (как и в других городах) существовало несколько отдельных церквей, но Лука говорит о них как об одной Иерусалимской церкви, причем этой федерацией церквей руководил один общий совет пресвитеров. Однако это всего лишь предположения. Может быть, действительно трудно представить реальную историческую обстановку в Иерусалиме, но Писание говорит нам о единственном приходе, которым руководили апостолы и пресвитеры. Истина, однако, заключается в том, что у нас очень мало сведений относительно устройства Иерусалимской поместной церкви — намного меньше, чем принято думать. Во-вторых, некоторые твердо верят в обязательный закон, согласно которому в городе должна быть только одна поместная церковь. И хотя существование одной церкви в городе — это исторический факт, его нельзя превращать в обязательное требование для всех, поскольку таких повелений нет ни в одном новозаветном послании. Итак, пресвитеры в исследуемом нами тексте — это пресвитеры церкви в городе Эфесе, например. В Новом Завете нигде не говорится, что пресвитеры руководили несколькими церквами. Скорее они действовали как руководители реально существующей общины верующих.
2 Richard Baxter, The Reformed Pastor (Original publication date unknown; reprint ed., Grand Rapids: Sovereign Grace Publishers, 1971), page 7.
3 Числ. 27:17; 3 Цар. 22:17; Зах. 10:2; Мф. 9:36.
4 Philip Keller, A Shepherd Looks at the Great Shepherd and His Sheep (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1981), page 25.
5 Thomas Charles Edwards, A Commentary on the First Epistle to the Corinthians (London: Hamilton, Adams & Co., 1885), page 333.
6 1 Кор. 9:4–6; 2 Кор. 11:7; 1 Фес. 2:9; 2 Фес. 3:8–10.
7 Деян. 11:30; 2 Кор. 8:9; Гал. 2:10.
К началу страницы
<< Глава 6 | Содержание | Глава 8 >>