Проблемы, связанные с неосуществленными желаниями кандидата на руководящую должность
Назначение на должность пресвитера может стать источником зависти и обиды, особенно если человек по каким-то причинам не может занять эту должность. Такого рода разочарования могут стать причиной распрей и раздоров в церкви. Известный индийский благовестник и основатель церквей Бахт Сингх, рассуждая о недовольстве действиями Моисея и Аарона (см.: Числ. 16), говорит следующее:
В христианских церквах мы также встречаем людей, стремящихся занять руководящую должность. Если им отказывают в назначении на эту должность, они готовы вступить в борьбу за нее. Одни призывают на помощь свое красноречие, вторые пускают в ход деньги, третьи используют другие средства. Некоторые напускают на себя сердитый и недовольный вид всякий раз, когда вы с ними встречаетесь, но как только вы изъявляете готовность уступить и дать им желанную власть, они начинают излучать доброжелательность. Такова человеческая натура9.
Некоторые люди считают себя прирожденными лидерами, но по каким-то причинам пресвитеры церкви или прихожане не признают в них руководителей. Такая ситуация может вызвать чувство отчаяния у человека, стремящегося нести служение блюстителя церкви. Бог использует такие переживания для того, чтобы испытывать и воспитывать характер Своих детей. Например, как человек отреагирует на отказ признать его лидером? Станет ли гневаться или будет со смирением и терпением молиться, продолжая служить до тех пор, пока Бог не изменит обстоятельства? В одном из своих писем, говоря о подготовке руководителей, Д. Хост пишет:
Когда наши любимые покидают нас, что происходит с нами? Как мы реагируем на то, что наше здоровье расстроилось, силы уходят, а денежные ресурсы иссякли? Что мы делаем, когда сфера нашего служения сокращается, а доброе имя порочат клеветой и наговорами? В каждом таком случае мы можем с уверенностью вспомнить, что Бог «предусмотрел о нас нечто лучшее» и что только так мы сможем достичь высот и приобрести богатый духовный опыт. Люди, которым предназначено служить блюстителями церкви, должны пройти этап подготовки к своему служению именно таким образом10.
Если желание человека стать пресвитером не исполняется, это может быть частью Божьего замысла, направленного на дальнейшее совершенствование достоинств кандидата, развитие в нем необходимых качеств руководителя.
Конечно, Бог может ответить отказом на желание человека стать пресвитером, и этот отказ может выразиться в снятии его кандидатуры руководителями церкви и всеми верующими. Кальвин, например, говорит следующее о тех, чья кандидатура была отклонена:
В случае если люди не призваны к служению в соответствии с установленным порядком в церкви (legitimo ordine), объясните им, что этого пожелал Бог, и помогите им не обижаться на то, что им предпочли другие кандидатуры. Человек, который не думает о себе и который желает лишь служить Богу, примет все, как есть. Он проявит достаточно смирения, чтобы не завидовать другим, которых посчитали более достойными11.
Нам также следует помнить, что по какой бы причине человеку ни было отказано в руководящей должности, будь то неизменная или временная причина, для того чтобы служить, любить людей и заботиться о Божьем народе, совсем не обязательно быть руководителем. В Божьих глазах смиренное служение представляется истинным величием, заслуживающим щедрой награды. Человек с искренней верой, которую Бог ценит очень высоко, терпеливо и молитвенно предаст Ему всякую несправедливость и все свои разочарования и обиды.
Примечания
1 J. B. Lightfoot, Saint Paul’s Epistle to the Philippians (New York: Macmillan and Co., 1894), page 193.
2 William Mitchell Ramsay, St. Paul the Traveller and the Roman Citizen, 3rd ed. (Grand Rapids: Baker Book House, 1951), page 121.
3 Frederick F. Bruce, Answers to Questions (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1972), pages 29, 30.
4 С точки зрения этимологии греческое слово cheirotoneo (производное слово) состоит из двух компонентов: «рука» (греч. cheir) и «протягивать» (греч. teino), что означает «протягивать руку» для голосования. Таким образом, это слово может означать голосование или избрание. Исократ в конце Ареопагитиков (ок. 355 г. до Р. Х.) говорит: «Вы должны взвесить все, что я сказал, и отдать свои голоса в соответствии со своим суждением в пользу того, что лучше для Афин». И Плутарх (45–120 гг. до Р. Х.) в своей Жизни Фоциона (34, 34) пишет: «Aгнонид громко прочитал подготовленный им указ, в соответствии с которым люди должны были голосовать поднятием рук, показывая, виновны ли обвиняемые, и если голосование было против них, они должны были быть преданы смерти». Но слово cheirotoneo также использовалось в более общем смысле, когда речь шла о назначении или избрании без указания на способ избрания. Во времена Луки Филон Александрийский, еврейский философ (ок. 20 г. до Р. Х. — 50 г. от Р. Х.), использует это слово без упоминания о голосовании: «Когда он [Иосиф] был назначен в качестве наместника правителя» (On Joseph 248); «царь, назначенный не людьми, но по праву рождения» (On Dreams 2, 243); «Его желание почтить правителя, которого Он [Бог] назначил» (Moses 1, 198). Таким же образом это слово использовал Иосиф Флавий (37 г. от Р. Х.): «Самуил сказал Саулу: „Знай, что ты есть царь, избранный Богом, чтобы поразить филистимлян“» (Иудейские древности 6, 54); «Попросите Клавдия Цезаря дать ему [Ироду] власть над храмом и святыми сосудами и право назначать первосвященников» (Иудейские древности 20, 14). В Новом Завете это слово используется в составной форме и означает предызбрание: «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям…» (Деян. 10:40, 41). 2 Кор. 8:19 — это второе известное место, где употребляется этот глагол; там церкви выбирают всеми уважаемого брата, чтобы отправить его в путешествие вместе с Павлом: «…и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения…» И хотя процедура избрания, несомненно, отличалась от представленной в Деян. 14:23, само слово не передает этой информации. Итак, слово cheirotoneo может означать «назначение» или «избрание». Его значение определяет контекст, а не этимология. Контекст в нашем случае совершенно ясно указывает на то, что единственно возможным значением этого термина будет «назначение». Подлежащее в этом предложении (они) служит первым контекстуальным показателем того, что именно «назначение» будет предполагаемым значением этого глагола. Совершенно очевидно, что местоимение они относится к Павлу и Варнаве, а не к ученикам. Если толкователи настаивают на изначальном, основном значении глагола (они подняли руки), тогда субъектом предложения должен стать участник голосования, потому что субъект не может осуществлять контроль над голосами других. Действие всегда выражается в глаголе, который выполняет функцию сказуемого при подлежащем. Следовательно, только Павел и Варнава подняли руки, голосуя, а не церковь. Но такое толкование не имеет никакого смысла. Генри Крейк, специалист по древнееврейскому и греческому языкам, говорит следующее: «Слово cheirotoneo, насколько я знаю, более нигде не используется в значении голосования или назначения на основании голосования других людей. Если бы историк сказал нам, что члены христианской общины выбрали своих пресвитеров голосованием, мы бы обязательно поняли их так, что сами верующие голосовали за их назначение. Но в исследуемом нами отрывке ничего подобного не сказано. Поэтому я не могу интерпретировать этот отрывок как аргумент в пользу всенародного избрания» (New Testament Church Order, Bristol: W. Mack, 1863, page 51).
Во-вторых, этот вывод подтверждается употреблением местоимения им, которое следует после глагола. Павел и Варнава назначили пресвитеров для них (то есть для учеников, стих 22), а не ими, не с их помощью. Как утверждают Лейк и Кэдбери, «подтекст этой фразы (особенно если учесть слово autois, которое следует далее) заключается в том, что апостолы назначили в каждой церкви тех из верующих, которых они посчитали наиболее пригодными для выполнения роли пресвитеров. Это же значение естественно вытекает из Тит. 1:5. Ни в одном из приведенных отрывков мы не встречаем идеи избрания посредством голосования всей церкви» (Kirsopp Lake and Henry J. Cadbury, The Beginnings of Christianity, vol. 4, The Acts of the Apostles, eds. Frederick John Foakes Jackson and Kirsopp Lake, Grand Rapids: Baker Book House, 1979, page 128). И наконец, именно к таким выводам пришли составители ведущих греческих словарей в результате анализа слова cheirotoneo:
A Greek-English Lexicon, 7th, ed.
A Greek-English Lexicon of the New Testament.
Thayer’s Greek-English Lexicon of the New Testament, rev. ed.
The Vocabulary of the Greek New Testament.
Theological Dictionary of the New Testament.
The New International Dictionary of New Testament Theology.
5 John Peter Lange, ed., A Commentary on the Holy Scriptures, 25 vols., vol. 19: The Acts of the Apostles, by Gotthard Victor Lechler and Charles Gerok; trans., Philip Schaff and Charles F. Schaeffer (1867; reprint ed., Grand Rapids: Zondervan Publishing House, no date), page 272.
6 Henry Craik, New Testament Church Order (Bristol: W. Mack, 1863), pages 55, 56. Ссылка Крейка на заявление Климента об «одобрении церкви» взята из его Послания к коринфянам (96 или 97 г. от Р. Х.). Климент пишет: Наши апостолы из уст нашего Господа Иисуса Христа знали о том, что в церкви будут споры и разделения по поводу епископского звания. Поэтому, получив полное предведение, они назначили вышеупомянутых лиц, после чего позаботились о преемственности с тем, чтобы после отхода назначенных, их место в служении [блюстителей] могли занять другие испытанные мужи. Поэтому служители были назначаемы ими и позднее другими уважаемыми людьми с согласия всей Церкви (раздел 44; скобки мои. — А. С.). В соответствии с этим посланием в конце I века в церкви Коринфа существовал совет блюстителей (епископов) и диаконов. Слова блюститель и пресвитер (или старейшина) синонимичны. Апостолы назначили первых пресвитеров, или блюстителей, и предоставили назначение будущих пресвитеров выдающимся людям, которые действовали в согласии со всей церковью. Обратите внимание на то, что руководители (несомненно, блюстители) назначали других блюстителей с одобрения прихода.
7 Jon Zens, «The Major Concepts of Eldership in the New Testament», Baptist Reformation Review 7 (Summer, 1978): 2.
8 Neil Summerton, A Noble Task (Exeter: The Paternoster Press, 1987), page 31.
9 Bakht Singh, «The Road that Budded», The Hebron Messenger 4 (June, 1966): 3.
10 Phyllis Thompson, D. E. Hoste, «A Prince with God» (London: China Inland Mission, 1947), page 160.
11 John Calvin, The Second Epistle of Paul the Apostle to the Corinthians and the Epistles to Timothy, Titus and Philemon, trans. T. A. Smail, Calvin’s Commentaries (1964; reprint ed., Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1976), page 222.
К началу страницы
<< Глава 5 | Содержание | Глава 7 >>