Сторонники равноправия против мужского главенства
Дружный клич всех религиозных феминистов, включая евангельских, сводится к одному: «Нет ни мужеского пола, ни женского». Поборники равноправия позаимствовали этот лозунг из своего излюбленного текста, Послания к Галатам (3:28):
3:26Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
3:27 Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
3:28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
3:29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Контекст этого отрывка из Послания к Галатам, похоже, имеет непосредственное отношение к спасению, центральной теме богословия Павла.
Лжеучители (называвшиеся иудействующими) принесли в только что появившиеся церкви Галатии учение, согласно которому христиане из язычников для своего спасения должны были соблюдать закон Моисея (см.: Деян. 15:1). В нашем отрывке речь идет именно об этом ложном евангелии, против которого выступает Павел в Послании к Галатам (3:1–4:7).
Значение Послания к Галатам (3:28). Контекст этого отрывка подразумевает Божий замысел спасения, предназначение Закона, принятие обещанных Аврааму благословений, условия для получения спасения, сыновства и наследства, единство во Христе и оправдание по вере без исполнения Моисеева закона. Поэтому суть двадцать восьмого стиха заключается в том, что в деле обретения спасения теряют всякое значение имеющиеся различия между мужчиной и женщиной, между иудеем и греком, рабом и свободным. Именно благодаря единению со Христом становятся несущественными отличия представителей разных полов, национальностей и сословий.
Эти слова написал человек, воспитанный в соответствии со строгими нормами патриархального иудаизма. Для него исключительно важными были такие понятия, как национальность, пол и свободное положение. До познания Благой вести Иисуса Христа Павел верил в то, что благословения Авраама относились только к иудеям, и в частности только к свободно рожденным взрослым иудеям мужского пола. Три пары противопоставлений, которые использует Павел, — иудеи/греки, рабы/свободные и мужчины/женщины, — особо подчеркивают тот факт, что прежде все язычники, рабы и женщины не могли наследовать обещанные благословения, потому что наследниками обетований были только сыны Израилевы.
Но теперь, когда пришел Христос, наследниками благословений Авраамовых становятся не только рожденные свободными иудеи мужского пола, но все верующие, получившие оправдание во Христе, в равной степени называющиеся детьми Божьими, в которых обитает Дух. Те, которые раньше были неравны, теперь едины во Христе и являются наследниками обещанных Аврааму благословений благодаря Иисусу, а не Моисею. «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (ст. 29).
Двадцать восьмой стих из третьей главы Послания к Галатам не подразумевает каких-либо предосудительных явлений, которые могут возникнуть в отношениях между двумя противопоставленными сторонами каждой пары — иудей/грек, раб/свободный, мужчина/женщина. Павел не говорит здесь о деспотизме, который может присутствовать в отношениях между мужчиной и женщиной. Он рассуждает о том, что для получения обетованного наследия не существует разницы между мужчиной и женщиной. Здесь вовсе не говорится о взаимоотношениях мужчины и женщины после обретения ими спасения.
Неправильное понимание Послания к Галатам (3:28).В безудержной эйфории по поводу того, что «нет ни мужеского пола, ни женского», феминисты толкуют двадцать восьмой стих третьей главы Послания к Галатам много шире его предполагаемого значения, добавляя то, чего в нем нет. Они утверждают, что этот стих играет ведущую роль по отношению ко всем текстам, касающимся ролевых различий между представителями обоих полов, полагая, что он занимает приоритетное место среди всех остальных текстов. К этому стиху относятся как к священному писанию христианского феминизма, поскольку его феминистская трактовка упраздняет все ролевые различия между мужчинами и женщинами.
Но разве двадцать восьмой стих третьей главы Послания к Галатам действительно упраздняет все различия между полами? Разве могут мужчины жениться на мужчинах или женщины выходить замуж за женщин? Разве можем мы одобрительно относиться к бракам между представителями сексуальных меньшинств или к людям, искусственно изменившим свой пол? Используя ту же методику интерпретации, которой пользуются феминисты, гомосексуалисты, называющие себя евангельскими верующими, провозглашают свое право на брак друг с другом именно на основании библейского утверждения, что «нет ни мужеского пола, ни женского».
Однако следует сказать, что подавляющее большинство евангельских феминистов не придерживается таких взглядов. Они толкуют двадцать восьмой стих третьей главы Послания к Галатам, опираясь на другие отрывки Писания, где гомосексуализм назван сексуальным грехом (см: Рим. 1:26, 27; 1 Кор. 6:9, 10). Поэтому они соглашаются с тем, что фраза «нет ни мужеского пола, ни женского» нисколько не отменяет половых различий между мужчинами и женщинами.
И все же когда комментаторы рассматривают двадцать восьмой стих третьей главы Послания к Галатам в контексте других библейских отрывков, в которых говорится о ролевых различиях между мужчинами и женщинами, феминисты начинают протестовать, обвиняя этих комментаторов в противоречивом и упрощенном толковании текста. Им хотелось бы уберечь этот стих от каких бы то ни было ограничений смысла. Однако это непоследовательный подход к толкованию Писания. Точно так же, как все тексты Писания, касающиеся греха гомосексуализма, трактуют двадцать восьмой стих третьей главы Послания к Галатам в совершенно определенном смысле, все тексты, посвященные ролевым различиям между мужчиной и женщиной, ограничивают узкими рамками конкретного значения вольные выводы поборников равноправия.
Совершенно очевидно, что этот стих, как и весь отрывок в целом, не имеет отношения к определению функций мужа и жены или мужчины и женщины в церковной семье. Социальное положение мужчин и женщин в новозаветной общине исследуется в других библейских текстах.
Павел, написавший, что «нет ни мужеского пола, ни женского», также писал о том, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви». И эти мысли не противоречат друг другу. Первая имеет отношение к равенству полов в деле спасения. А вторая подразумевает различные роли мужа и жены в соответствии с первоначальным замыслом Бога. И обе истины гармонично сосуществуют в Новом Завете.
Поэтому мы должны относиться с равным почтением к обеим истинам, ибо Божье Слово учит нас обеим. Брюс Уольтке, исследователь Ветхого Завета, объясняет правильный подход к применению двух библейских утверждений: «Эти истины, касающиеся равенства и неравенства полов, должны находиться в диалектическом напряжении для сохранения равновесия, чтобы не допустить искажения ни в одной из них, когда одна берет верх над другой и подчиняет ее себе»21.
Например, Петр держал в «диалектическом напряжении» как концепцию равенства мужа и жены, так и концепцию их ролевых различий. По словам Петра, жена — «сонаследница благодатной жизни» вместе со своим мужем, но в то же время должна повиноваться ему (1 Пет. 3:1–7).
Феминисты в этом вопросе прибегают к полуправде. Они акцентируют равенство мужчины и женщины, не признавая принцип главенства/подчиненности в их отношениях. Причина этого кроется в том, что равенство для феминистов представляется основополагающей концепцией, своеобразным краеугольным камнем. Их новая, одиннадцатая заповедь звучит так: «Ты не должен терпеть неравенство». Таким образом, феминисты отвергают тот факт, что в отношения между мужчинами и женщинами Бог включил как элемент равенства, так и элемент неравенства. Поскольку феминисты так яростно ратуют за абсолютное равенство, они относятся к принципу главенства/подчиненности в отношениях между мужчинами и женщинами как к явной несправедливости. Их идея равенства — чисто светская, но никак не библейская концепция.
Мы сможем правильно понять библейскую концепцию взаимоотношений полов только тогда, когда позволим Писанию говорить «со всякой властью» как о равенстве мужчин и женщин, так и об их ролевых различиях.
Но разве нет проявлений этого единства во Христе в нашей обычной, повседневной жизни? Конечно, есть. Все христиане — евреи и греки, рабы и свободные, мужчины и женщины — крестятся и становятся местом обитания Духа, получают дары Духа для служения Телу Христову и являются его полноправными членами. Мы все — одно, и мы все должны жертвенно любить своих ближних и служить друг другу.
В доме Божьем объединяются люди самых разных национальностей, разного происхождения, занимающие разное положение в обществе. Христиане из иудеев должны проявлять братскую любовь к своим братьям и сестрам из язычников, и наоборот. Они должны служить друг другу, принимать друг друга, есть вместе и пребывать в постоянном общении, а кто избегает совместной трапезы за общим столом, тот отвергает Евангелие (см.: Гал. 2:11–14). «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15:7).
Рабы и свободные должны служить друг другу с любовью и относиться друг к другу в соответствии со своим новым статусом во Христе. «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (1 Кор. 7:22). Господин и раб должны относиться друг к другу с почтением.
Поскольку рабство было человеческим установлением, а не частью Божьего замысла сотворения, как, например, брак (см.: Быт. 1, 2), Павел мог сказать рабам следующее: «Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1 Кор. 7:21). Рабство и брак — понятия несравнимые.
Мужья должны любить своих жен Христовой бескорыстной, жертвенной любовью. Они не должны вести себя как господа, властвуя над своими женами, ибо только Христос есть Господь. К жене следует относиться как к «сонаследнице благодатной жизни». Жена имеет власть над телом мужа точно так же, как и он имеет власть над ее телом (см.: 1 Кор. 7:4). Все христиане, и женщины, и мужчины, способствуют распространению Евангелия и служат Телу Христову.
Равенство полов не главная тема Послания к Галатам (3:28). Библия очень мало говорит о равенстве, но много о единстве и единении. Иисус молился о нашем единстве, а не о равенстве (см.: Ин. 17).
Независимо от принадлежности к мужскому или женскому полу, независимо от национальности или социального статуса, членов новой общины во Христе должны отличать взаимная любовь, почтительность, готовность служить другим и единство. Мы все обязаны являть друг другу пример христианской жизни. Когда мы гордимся своей национальностью, наследием, общественным положением или принадлежностью к мужскому или женскому полу, мы согрешаем. Нам следует покаяться в этих грехах и отречься от них, поскольку они несовместимы с сущностью христианской общины.
Библия недвусмысленно выражает свое отношение к этой исключительно важной доктрине. В Библии неоднократно прямо и ясно говорится о существовании ролевых различий между мужчинами и женщинами (которые выражаются в главенстве мужчин и подчиненности женщин). Павел и Петр не только отстаивали эту доктрину, но также выдвинули самые убедительные аргументы в пользу существования принципа главенства/подчиненности. Вот эти аргументы: 1) законы сотворения, представленные в Книге Бытие; 2) подчиненное положение женщин, принятое во всех церквах; 3) отношения между Богом Отцом и Богом Сыном; 4) заповеди Иисуса Христа; 5) отношения между Христом и Церковью.
В заключение подытожим: Новый Завет учит, что Бог сотворил мужчину и женщину равными, но разными, и Христос заповедал для Своей Церкви мужское руководство.
Примечания
1 John Piper, «A Vision of Biblical Complementarity», in Recovering Biblical Manhood and Womanhood (Wheaton: Crossway, 1991), page 32.
2 Wayne Grudem, «The Myth of Mutual Submission», in CBMW News 1/4 (October, 1996): 3.
3 Wayne Grudem, «An Open Letter to Egalitarians», in Journal for Biblical Manhood and Womanhood 3/1 (March, 1998), page 3.
4 Wayne Grudem, «Wives Like Sarah, and Husbands Who Honor Them», in Recovering Biblical Manhood and Womanhood, page 200.
5 Wayne Grudem, «The Meaning of „Head“ in the Bible: A Simple Question No Egalitarian Can Answer», CBMW News 1/3 (June, 1996)): 8.
6 Ibid., page 8.
7 Ibid., page 8.
8 Grudem, «An Open Letter to Egalitarians», pages 1, 3.
9 James B. Hurley, Man and Woman in Biblical Perspective (Grand Rapids: Zondervan, 1981), page 147.
10 George W. Knight III, «Husbands and Wives in Analogues of Christ and the Church», in Recovering Biblical Manhood and Womanhood, page 176.
11 Ibid., page 168.
12 Clark, Man and Woman in Christ: An Examination of the Roles of Men and Women in Light of Scripture and the Social Sciences (Ann Arbor: Servant, 1980), page 630.
13 Clark, Man and Woman in Christ, pages 196, 197.
14 Henry Scott Baldwin, «A Difficult Word; authenteo in 1 Timothy 2:12», in Women in the Church: A Fresh Analysis of 1 Timothy 2:9-15 (Grand Rapids: Baker, 1995), pages 65-80.
15 Andreas J. Kostenberger, «A Complex Sentence Structure in 1 Timothy 2:12», in Women in the Church, pages 81–103.
16 Leon Morris, The First Epistle of Paul to the Corinthians, The Tyndale New Testament Commentaries (Grand Rapids, Eerdmans, 1958), page 202.
17 Ibid., page 202.
18 Jack Cottrell, «Christ: A Model for Headship and Submission», in CBMW News 2/4 (September, 1997): 8.
19 S. Lewis Johnson, Jr., «Role Distinctions in the Church: Galatians 3:28», in Recovering Biblical Manhood and Womanhood, page 164.
20 David Gooding, «Symbols of Headship and of Glory», in Bible Topics 3 (Belfast: Operation O.F.F.E.R., n.d.), page 2.
21 Bruce Waltke, «The Relationship of the Sexes in the Bible», Crux 19 (September, 1983): 14.
К началу страницы
<< Глава 2 | Содержание | Глава 4 >>