Правильный стиль руководства

Правильная структура руководства ничего не стоит, если у лидеров нет духа смирения, любви и готовности служить людям. Пресвитеры должны быть кроткими, любящими и иметь желание служить другим. Лидеры и в группе могут решить следовать авторитарному стилю руководства и начать служить себе, а не людям. Поэтому Бог требует, чтобы пресвитеры были смиренными руководителями, готовыми служить так, как служил людям наш Господь Иисус. В Первом послании Петра (5:3) апостол, назидая пастырей в Асии, повторяет мысль Иисуса: «…не господствуйте над наследием Божиим, но подавайте пример стаду…» Как Иисус облачался в смирение и служил Своим ученикам с полотенцем в руках, так и Петр увещевает пастырей и всех верующих облачиться в кротость и смирение: «…все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Павел в Книге Деяний напоминает пресвитерам в Эфесе о своем смиренном служении, говоря, что он «…работал Господу со всяким смиренномудрием…» (Деян. 20:19). Этим он хотел сказать, что и они должны служить Господу в духе смирения и кротости. Павел также указывает, что новообращенных христиан нельзя ставить на руководящие должности, потому что они могут соблазниться и возомнить о себе: «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6). Говоря о качествах руководителя, Павел предупреждает, что пресвитер должен быть миролюбивым, благочестивым, не сварливым и не корыстолюбивым.

Но важнее всего для Бога то, каким образом пастыри пасут Его стадо. Мерилом успеха для Него являются не внешние результаты, но то, как пресвитеры руководят людьми, разрешают возникающие проблемы и исполняют свои обязанности. Таким образом, главными качествами христианских руководителей должны быть смирение и готовность служить Божьему народу. Нам нужно понять, что даже в том случае, когда церковью управляет совет пресвитеров, такое руководство может совершенно не соответствовать библейским принципам. Пресвитеры могут несправедливо отделить себя от паствы и возвыситься над людьми, как это делали фарисеи и как делают сейчас мирские правители. Они могут служить исключительно ради удовлетворения собственного эго. Или же ими может руководить стремление господствовать над людьми. Но только пастыри, готовые служить в духе смирения, являются лидерами истинно библейского типа. Только они, уподобившись Иисусу Христу, могут своей жизнью явить настоящий пример всему собранию и внимательно наблюдающему за ними миру.

Более того, если пресвитеры не будут жить и работать как смиренные слуги, они никогда не достигнут единства и мира между собой. Если церковные руководители соперничают и враждуют друг с другом, как может пребывать в мире их приход? Пресвитеры представляют собой образец, микрокосм христианской общины. Истинных слуг Божьих должно характеризовать смирение, взаимная любовь и уважение. Но до сих пор очень распространенной и серьезной проблемой в церквах являются конфликтующие руководители. Решение этой проблемы заключается не в обращении к единоличному руководству. На первый взгляд это легкий выход из сложного положения. Однако Бог желает, чтобы пресвитеры смиряли себя, омывали друг другу ноги, каялись, молились, отвращались от гордыни, не проявляли нетерпения и любили ближнего так, как любил Христос. Бог желает, чтобы именно такие руководители были примером для Его стада. Поэтому истинный успех пастырского надзора измеряется не финансовым благополучием, не количеством прихожан и не популярными программами. Успех измеряется качеством духовной жизни, единством верующих, присутствием в церкви духа мира, смирения, любви, верности истине и желания с любовью служить друг другу.

Здесь нам следует прояснить один вопрос, который часто понимается неправильно: смиренный характер церковных служителей не означает, что они не обладают властью. Значение всех новозаветных терминов, которые отражают положение и функции пресвитеров, — блюстители, управляющие, пастыри, начальники, — предполагает определенную меру власти и авторитета. Петр не стал бы предостерегать пресвитеров Асии от опасности «господства над наследием Божьим», если бы у них не было власти и не было бы опасности ею злоупотребить. Автор Послания к Евреям также подтверждает наличие власти у пресвитеров, говоря, что святые должны подчиняться и повиноваться своим наставникам, потому что на наставников возложена высокая обязанность заботиться о душах святых (см.: Евр. 13:17).

В таком случае, вопрос заключается в том, как именно пресвитерам следует применять свою власть. Руководители не должны злоупотреблять данной им властью, нельзя прибегать к манипуляциям, проявлять высокомерие и надменность. Нельзя порабощать других и оказывать на них давление. Нельзя думать, что руководитель не обязан отчитываться в своих действиях перед братьями по вере. Никогда нельзя действовать так, как действовали лжеучителя в Коринфе, которые использовали людей в своих корыстных целях (см.: 2 Кор. 11:20). Также нельзя вести себя, как Диотреф, ставший для церкви тираном и искавший в первую очередь выгоды для себя (см.: 3 Ин. 9). Другими словами, пресвитерам ни в коем случае нельзя использовать диктаторские методы руководства. Такие методы несовместимы со служением в духе смирения. Чтобы лучше понять разницу между разумным применением власти и авторитарными методами управления, давайте послушаем, как образно и ярко противопоставляет эти понятия Дж. Пакер:

Для осуществления руководства в самых различных сферах вовсе не обязательно использовать диктаторские методы. Между разумной системой власти и диктатурой существует огромная разница. Диктатура — это по сути своей извращенная власть, власть опустившаяся. Диктатура возникает тогда, когда требуемому подчинению невозможно найти оправдания с точки зрения истины и морали… Любая форма человеческой власти может быть извращена таким образом. Диктатура в государстве устанавливается тогда, когда режим для сохранения собственных позиций начинает применять власть беспринципным образом. В церкви авторитаризм может возникнуть в том случае, если руководители претендуют на управление сознанием верующих. В высшей школе, университете или семинарии он может возникнуть тогда, когда студентов вынуждают соглашаться с профессором, вместо того чтобы следовать путем несомненной истины. В семье диктатура устанавливается, если родители неразумно направляют или ограничивают своих детей. Неудачные случаи применения власти — это обычно случаи извращения ее, то есть случаи авторитарного правления, или диктатуры. Печально, но не удивительно, что такие примеры оставляют дурные воспоминания и заставляют скептически относиться к власти во всех ее формах.

Диктатура — это зло, и оно направлено против общества, против человека и против Бога (ибо диктатор в непомерной гордыне обожествляет себя самого). В пользу диктатуры сказать нечего6.

Поэтому пресвитерам в их смиренном служении следует применять Богом данную власть как пастырям, чтобы назидать и защищать Божье стадо, но никогда не злоупотреблять ею в целях достижения высокого положения или материальной выгоды. Истинные руководители не должны применять свою власть с тем, чтобы принизить статус или ущемить права своих братьев и сестер во Христе. Поместная церковь состоит из священников, то есть святых, в которых обитает Святой Дух, а также одаренных слуг Божьих, и потому пресвитеры никогда не должны обращаться с людьми как со своими подданными.

Хороший пример для подражания

Если вы не можете представить, как действуют смиренные руководители, исследуйте жизнь Павла. Он — конкретный пример того, как смиренный слуга Божий применяет Богом данную власть. В качестве апостола Павел получил власть от Самого Господа Иисуса Христа. Но он рассматривал свои полномочия как средство назидания своих братьев и сестер, а не возможность доминировать над ними или добиться высокого положения и материальных благ для себя лично. Во Втором послании к Коринфянам (10:8) Павел пишет: «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему…» В другом отрывке Писания, сходном по содержанию с Первым посланием Петра (5:3), Павел на собственном примере показывает, как следует относиться к Богом данной власти церковного лидера: «[Мы не] берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды» (2 Кор. 1:24). Павел всегда превозносил только Бога и никогда не старался выделиться среди братьев по вере. Он знал, что должен быть слугой Бога, орудием в Его руках. Так он отдавал всю славу Богу.

Поразительно, насколько осторожно Павел пользовался своей властью. Он с большей радостью готов был пострадать сам, лишь бы не причинить боль своим собратьям по вере7. Он скорее призывал, чем приказывал, и обращался к людям с любовью и кротостью, а не «с жезлом»8. Впрочем, он решительно применяет свою силу и власть там, где надо остановить лжеучителей, но его терпение воистину поражает. Он настолько привязан к своим духовным детям, что их прегрешения, слабости и немощи становятся его собственными9. Он готов унизиться и пожертвовать собой, чтобы другие возросли в вере и достигли духовной зрелости10. Он пожертвовал всем, что имел, ради других людей. Он не обогатился за счет обращенных. Действительно, он все время старался избегать почестей и славы.

Например, он пробыл в Коринфе полтора года, но ни разу не упомянул о своем необыкновенном видении, о том, как он был восхищен на третье небо. Павел рассказал об этом только тогда, когда его вынудили, поскольку коринфяне стали хвастаться своими лжеучителями11. Апостол не говорил об этом раньше, потому что знал, что коринфяне станут превозносить его, а он желал одного — чтобы они полагались только на Христа.

Павел с огромным смирением применял власть по отношению к заблуждающимся и вздорным братьям. Его выдающиеся интеллектуальные способности и пылкое рвение были направлены на созидание Божьей Церкви. Главным и первостепенным для него всегда было духовное благополучие собратьев по вере.

Однако Павел часто не находил понимания именно по причине своего незаурядного смирения и нежелания хвалиться апостольской властью. Многие даже считали его слабым и трусливым12. Мы настолько привыкли к мирскому образу лидера, что нам легко счесть смиренного человека пассивным, слабым, робким или трусливым. Но посмотрите на Иисуса Христа. Он был абсолютно смиренным, но назидал массы народу, одерживал победы в жесточайших интеллектуальных спорах, учил как власть имеющий и с беспощадной критикой смело выступал против лицемерных религиозных авторитетов Своего времени. В праведном гневе Он взял плетку и выгнал торгующих из храма. Смирение вовсе не показатель слабости или некомпетентности!

Павел, смиренный слуга, был сильным и смелым воином и руководителем во имя Христа. Он служил Богу и заботился о Его народе со всем усердием, на которое был способен. За всю жизнь ему пришлось принять участие во многих спорах, конфликтах и стычках, а однажды он даже упрекнул Петра и Варнаву в лицемерии. Человек, который мог сказать, что он «служит Богу с чистою совестью», предал упорствующего в грехе верующего сатане во измождение плоти, поразил слепотой лжеучителя Елиму и смело предстал перед римским судом. Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми приходилось сталкиваться Павлу, он всегда отвечал своим братьям по вере со смирением и любовью. Он знал, что гордыня принесет Божьему народу только беды и расколы.

На основании примеров Павла и нашего Господа можно сказать, что истинный руководитель не диктует, но направляет. Он не пытается управлять сознанием своих братьев, но призывает их верно следовать Божьему Слову. Из любви и желания защитить агнцев Божьих такой пастырь готов пострадать и вынести все тяготы. Такие руководители согласны встречать непонимание и терпеть обиды, лишь бы собрание верных могло пребывать в мире и покое. Они теряют сон, чтобы другие могли спать спокойно. Они приносят великие жертвы, не жалея ни времени, ни сил ради благополучия своих братьев. Они понимают, что сами люди подвластные. Они не рассчитывают на себя, на свои силы и разум, но уповают на Бога и лишь у Него просят мудрости и помощи. Они смело отражают нападки лжеучителей. Они охраняют свободу общины и свободу во Христе, чтобы святые могли развивать свои духовные дары, достигать зрелости и служить один другому.

Примечания

1 Kenneth Scott Latourette, History of Christianity, 2 vols. (2nd ed., New York: Harper & Row Publishers, 1975) 1:269.
2 Ibid., page 261.
3 David Prior, Jesus and Power (Downers Grove, InterVarsity Press, 1987), page 82.
4 Andrew Murray, Humility (Springdale, Pennsylvania: Whitaker House, 1982), page 7.
5 Прочитайте эту искреннюю исповедь Энтони Камполо младшего: «Мало кто понимает необходимость смирения так, как это понимают священники. И все же многие из них почти неосознанно стремятся к власти. Может быть, кто-то из них пожелал служить именно потому, что увидел возможность получить власть. Такие священники научились исполнять свою роль так тонко, что большая часть людей даже не догадывается об их истинных мотивах. Один из путей приобретения и сохранения власти заключается в том, чтобы самому выполнять всю работу в церкви. Когда я был молодым пастором, я сам прибегнул к такой тактике. Я обзванивал всех членов церкви, руководил молодежными группами, библейской и воскресной школами, выпускал церковный бюллетень, занимался организацией церковного хора, неофициально председательствовал во всех комитетах и убирал почти все помещения. По большей части члены церкви не вмешивались и лишь изумлялись моей неуемной энергии и кажущейся преданности делу. В действительности же я не позволял остальным членам церкви занимать руководящие должности, захватив их сам. Я отвечал за все. Я управлял церковью, и моя власть была очевидна во всем. Когда члены церкви хотели взять на себя что-нибудь из того, что я монополизировал, я рассматривал это желание как угрозу вторжения на мою территорию. Когда я встречался с другими священнослужителями, наши разговоры вращались в основном вокруг того, как справиться с такими наглыми людьми. „Неужели они не понимают, что я хочу сделать как лучше?“ „Почему они мешают мне работать?“ „Почему они вмешиваются в мои планы?“ „Если бы они не стояли на моем пути, я мог бы совершить великие дела для церкви!“ Пасторы, которые пытаются сделать все сами, часто жалуются на отсутствие способных руководителей в церкви. На самом же деле они просто не позволяют рядовым членам общины взять на себя роль лидеров, потому что сами домогаются этой власти. Иногда жадный до власти пастор может спровоцировать свою паству на то, чтобы нанять помощника пастора, которого он мог бы полностью контролировать. И тогда они оба будут выполнять всю работу в церкви, а рядовым членам будет просто нечего делать. Тогда в руках пастора будет сосредоточено еще больше власти, церковные программы будут выполняться, а рядовые члены церкви останутся невостребованными, апатичными и пассивными прихожанами» (The Power Delusion, Wheaton: Victor Books, 1984, pages 42–43).
6 J. I. Packer, Freedom and Authority (Oakland: International Council on Biblical Inerrancy, 1981), page 8.
7 2 Кор. 1:23–2:4; 13:7.
8 1 Кор. 4:21; 2 Кор. 10:1–2; 13:8–10; Гал. 4:20.
9 2 Кор. 11:29; 12:21; Гал. 4:12.
10 2 Кор. 11:7, 21; 13:9.
11 2 Кор. 12:1–13.
12 1 Кор. 4:18–21; 2 Кор. 10:1–11.

К началу страницы

<< Глава 1 | Содержание | Глава 3 >>

Наши рекомендации