Пастором Эрнстом Лохманном, переведенной с немецкого.
Также как и должна быть выявлена подделка выдающихся особенностей истины, хотя и сходство их велико, так и явления, которые мы находим в системе язычества, в теософии, в так называемом новом буддизме, в спиритизме и т.д., походят до некоторой степени на Божественные проявления, называемые даже трудом Святого Духа над духом человека. Это и откровения и пророчества, говорение и воспевание на языках, исцеление и творение чудес. Нам важно изучить этот предмет, чтобы найти ответ на вопрос о том, как эти явления происходят. Самоочевидно, что они не являются проявлениями Святого Духа. Многочисленные и точные исследования, которые сделаны в наши дни об этом предмете, дают нам возрастающее понимание в этой темной сфере. В человеке раскрываются силы и возможности, о которых до сих пор полностью не подозревалось. Они называются "подсознательными силами", что мы называем "подсознанием." (Дж. Грассет в "Le psychisme inferieur" 1906, пишет; "Психические состояния подразделяются на две группы: (1) таковые более высокого порядка: сознательные, волевые, свободные; (2) таковые более низкого класса, несознательные, механические, ненамеренные." "Об этом предмете доктор Наум Котик говорит в "Происхождении психофизической энергии": "При обычных условиях в деятельности мозга, подсознание едва ощущаемо и по этой причине мы не имеем никакого подозрения о его существовании. Существуют состояния псюхе (души), однако, типа лунатизма, в которых подсознание выходит наружу и занимает полный контроль и вынуждает высшее сознание отойти назад в положение, которое оно (т.е. подсознание) законно занимает. Действия, которые свидетельствуют о деятельности подсознания независимо от сверхсознания, обычно называются автоматическими.) Какие проявления в физической сфере происходят при этом? Более низкие нервные центры (нервные узлы, или "вегетативные" нервы, как они называются), которые имеют свое главное местоположение в области внутренности желудка, пробуждаются к преувеличенной деятельности. В то же самое время центральная область главной нервной системы (мозговой системы), которая в нормальном состоянии дел является средой сознательного восприятия и действия, становится парализованной. Существует обратный порядок в природе. Более низкие нервы занимают место более высоких (своего рода компенсация). Это состояние происходит при потере более высоким органом своего естественного превосходства под давлением болезни или искусственно-гипноза, самовнушения, и т.д., и когда более низкие нервы, некоторым способом возбужденные искусственно к преувеличенной деятельности, становятся доминирующими. Эти нервы тогда способны являть то, чем наши обычные органы чувств не обладают, они получают впечатления от сферы, обычно закрытой для нас, типа ясновидения, предчувствия, пророчеств, говорение языками, и т.д.
Магометанский предсказатель Дшалал-Ед-Динруми описывает состояние транса следующим образом: "Мои глаза закрыты и мое сердце - в открытых воротах." Анна Катарина Еммерич (1774-1824): "Я вижу свет не моими глазами, но как если бы я видела его моим сердцем (нервами, которые в глубине живота)..., который фактически вокруг меня, я вижу смутно глазами подобно находящимися в забвении и начинающие засыпать; мое второе видение тянет меня сильно и оно более ясно, чем мое естественное видение, но оно - не через мои глаза..." В состоянии лунатизма, внутренние усиленные в своей деятельности чувства, ощущают внешнее также ясно и обильно, как в состоянии пробуждения, и когда они узнают материальные объекты с закрытыми глазами и, будучи абсолютно не способными видеть, видят их точно также как взглядом. Это происходит как единодушно свидетельствуют все лунатики через глубину живота, то есть через нервы, которые находятся в этой области... И из той же области нервы направляют действия, двигающие органами речи (в говорении языками и так далее)...
Бесчисленные случаи ложного мистицизма во все столетия существования Церкви показывают те же самые характеристики, что именно подсознание является всегда средством такого восприятия и функций. Они болезнетворны и приходят под личиной Божественных проявлений, чтобы вести души в заблуждение. Теперь же по уверениям лидеров очень существенно, что это характеризуется как деятельность подсознания, что мы встречаем в (так называемом) "пятидесятническом движении". Мы читаем в сообщении "Международной пятидесятнической конференции.":
"Во вторник пастор предложил обсуждение. Главной темой была работа подсознания в проповеди и пророчестве. Много непонятного было в беседе об отношении нашего сознания к нашему подсознанию. Библейское различение их было предпочтительнее (!Кор. 14:14,15), где о них говорится как "понимание" и дух".
"Когда Христос поселяется в нас, Он живет в наших сердцах, а в сердце - две палаты. В одной живет совесть и я через совесть могу знать, что Христос живет во мне. В другой палате моего сердца живет подсознание и там также живет Христос. Мы смотрим на 1Кор.4:14: "Ибо если я молюсь на языке мой дух молится, но мое понимание не имеет плода." Отметьте выражение "мой дух" (мой подсознательный разум), а также выражение "мое понимание," то есть, "когда мой дух молится на языках, мой подсознательный разум молится!" В заявлении второй Мюльхеймской "пятидесятнической Конференции" 15-ого сентября 1909 г. мы читаем :
"В Жор. 14:14 (перевод Лютера) Павел делает различие между пониманием и духом человека. Словом, понимание означает сознательное, а дух несознательное, духовная жизнь, жизнь человека. В этой несознательной духовной жизни, на современном языке также называемой "подсознанием", Бог поместил дар говорения на языках и пророчество."
Согласно этому заявлению, духовная жизнь верующего сходна с подсознанием лунатика. И чем более высоко развито это подсознание в индивидууме, тем более высоко развита и его духовная жизнь. Только попробуйте найти слова "подсознание" в тех отрывках, где Священное Писание говорит о духе человека, например Пс.50:17, Пс.76:6, Ис.66:2, Деян.7:59, Деян.18:5, Деян.20:22, Рим.1:9, Рим.2:29, Рим.8:16, 1Кор.2:11, 1Кор.4:21, 1Кор. 5:5, Гал.6:1, Гал.6:18, Еф.4:23, 1Фес.5:23). В том, в ком подсознание становится активным таким способом, как описано выше, чувствует как будто электрический поток, проходящий через тело, который возбуждает нервы, находящиеся в глубине живота. Именно отсюда рот приводится в движение в говорении языками. Один из лидеров "пятидесятнического движения", описывая процесс так называемого крещения Духом в его теле, использовал единственное сравнение, по которому казалось, что в его теле как будто перевернутая бутылка. Сравнение было непостижимо для меня, но этот способ выражения наиболее поразительно осветил идентичность, которую я нахожу в почти том же выражении, используемом одним магометанским предсказателем. Теверкул Бег, ученик муллы Шаха получал наставление от своего наставника о том, как он мог бы добраться до экстатического состояния. Он говорит: "После того, как он закрыл свои глаза., я увидел нечто в моем внутреннем существе, сходное с опущенным тумблером.., когда этот объект вставал вертикально- чувство безграничного счастья наполняло мое существо."
Это счастье есть другая характерная особенность этого класса случаев. Возбуждением более низкого уровня нервной системы происходит регулярное интенсивное чувство экстаза... Сначала мы находим связанное с этим обычно ненамеренное сокращение мышц и движение членов, а затем неестественную инверсию нервной системы. Пастор Пол снова говорит:
"Если кто-то пророчествует таким способом, который я теперь еще не постиг, то Бог должен двигать устами пророчествующего, как Он прежде двигал устами ослицы Валаама. Ослица не понимала ничего из слов, которые говорила, она только сказала, что должна была говорить. Существует опасность в произнесении вещей, которые мы понимаем. Слишком просто примешать собственные мысли, а затем произносить что кто думает. Это происходит без нашего размышления, даже в малейшем. Это та причина, по которой Бог так учит Своих пророков в подготовке их говорить то, что точно передает им Дух. Говорение на странных языках - хорошая предварительная школа. В ней каждый учится говорить как движимы уста. Каждый говорит, не зная, что говорит просто по положению рта. Так точно в пророчестве, каждый говорит по положению уст. В говорении языками и пророчестве тот же самый принцип."
Очевидно, что в этих явлениях мы имеем точную противоположность того, что Священное Писание понимают под общением Духа. Когда Дух Божий пребывает в духе человека, Он восстанавливает его до нормального состояния и дух приобретает полную, данную ему Создателем, власть над силами души и через душу над телом. Сознательная личная жизнь находится снова под властью духа. Зависимость от Бога, которую человек стремился сломать в своей мании к возвеличиванию себя на трон, надмевая себя в разуме, своих эмоциях или плоти, восстановлена снова. Дух Божий может применять снова Свое управление и силу оживления. Дела плоти преданы смерти духом, силы и дары Духа развиваются, человек становится духовным, полный Святого Духа."