Бог не желает вместо человека.

Истина делает ударение на том, что Бог не желает никогда вместо человека, и в том, что человек делает, он сам ответственен за все свои действия.

Верующий, который стал пассивным, находит со временем величайшую трудность в принятии решений любого рода и он смотрит по сторонам, чтобы найти кого-нибудь на помощь в решении даже мелочей. Когда он сознает свое пассивное состояние, ему больно от того, что он не способен встретить некоторые ситуации в обычной жизни. Если что-то говорится, то у него нет желания дослушать до конца, пока предложение говорится; если его просят рассудить в чем-то, то он знает, что не может этого; если требуется "вспомнить" или использовать свое воображение, он знает, что он не способен на это и опасается за каждый предлагаемый ему курс действий, когда они требуют от него нечто. Тактика врага состоит в том, чтобы завести его в ситуации, где эти требования появятся, и таким образом мучить и смущать его.

Но верующий мало знает, что в этом состоянии он может несознательно полагаться на помощь злых духов, которые приглашены его пассивностью для этих самых целей. Неиспользуемая

функция валяется бездействующей и мертвой в своей власти, но если она задействуется, то это случай для злых духов проявиться через нее. Они слишком готовы "желать" вместо человека и вложить в него много "сверхъестественных" опор для того, чтобы помочь ему в "решении". Особенно в "текстах", вырванных из своих контекстов, и данных сверхъестественно, чего верующий искал так долго для исполнения воли Божией, хватается и крепко держится за них, как тонущий человек за веревку. Он как будто ослеплен очевидно данной Божественной помощью к принципу (см. детали в главе 4 о "поддельном водительстве") о том, что Бог действует только через активную волю человека, а не вместо него в отношениях, которые требуют его действия.

Пассивность разума.

Пассивность разума порождена неправильным представлением о месте разума в жизни уступления Богу и послушания Ему во Святом Духе. Призыв Христа к рыбакам используется как отговорка для пассивности мышления, и некоторые верующие говорят, что Богу не требуется использование разума и Он может и без него! Но Избрание Павла, который имел величайший интеллект в своем времени, указывает на то, что когда Бог ищет человека, через которого Он хочет положить основание Церкви, Он использует того, кто имеет разум, способный обширно и трезво мыслить. Чем больше сила разума, тем сильнее Бог может использовать ее, обеспечив ее подчинение истине. Причина пассивности разума иногда находится в предположении, что его работа есть помеха развитию Божией жизни в верующем. Но истина состоит в том, что (1) неработа мышления есть помеха, (2) злые духи мешают разуму, (3) нормальное и чистое мышление очень существенно помогает сотрудничеству с Богом. Об этом говорится в главе 6, где показываются различные тактики сил тьмы в их попытках овладеть разумом человека в состоянии пассивности и сделать его некомпетентным в различении их внушений. Результаты пассивности разума можно проследить по бездеятельности (когда должно быть действие) или деятельности без контроля над нею, как будто вдруг выпущенный инструмент вламывается сам в неуправляемое дело; сомнение или грубость; нерешительность (как и при пассивности воли); небдительность; недостаток концентрации и рассудительности; плохая память.

Пассивность не изменяет природу функции, но препятствует ее нормальному функционированию. В случае пассивности памяти можно увидеть, что человек ищет вне себя всякую возможность для "помощи памяти", пока он не станет истинным рабом записных книжек и разных видов помощи, которые подводят в самый критический момент. Вместе с этим существует еще и пассивность воображения, которая выводит воображение за рамки личного контроля по милости злых духов, которые помещают в него как им угодно разные вспышки. Есть еще одна опасность- принять эти видения и назвать их "воображениями". Пассивное состояние может быть вызвано нечистым взглядом (см. главу 5), то есть если человек рассматривает продолжительное время какой-то объект, его естественное видение притупляется и злые духи могут представить нечто разуму. В чистом бездействии разума он может использоваться волей человека, но при лукавой пассивности человек беспомощен и он "не может мыслить"! Он чувствует, будто его разум скован, и содержится в железном обруче или под грузом или давлением, воздействующем на его голову.

Наши рекомендации