Модель Всецелого Исцеления: Принципы, Ценности и Практические Действия

Самый эффективный способ подготовки и оснащения людей необходимыми знаниями и опытом – предоставить им действенные модели и возможности оттачивать свои умения. Этот метод лежит в основе большинства программ по обучению евангелизации. Итак, вскоре после того, как я увидел свое первое исцеление, я задался вопросом: «Возможно ли создать модель исцеления, с помощью которой многие христиане смогли бы научиться молитве за больных?» Я решил, что это возможно, и принялся разрабатывать эту модель.

Иисус использовал метод подготовки, который включал в себя наглядный показ, объяснение, применение показанного и наблюдение. Призвав учеников, Он водил их с собой, попутно уча и исцеляя больных. Затем, когда Он увидел, что ученики узнали достаточно, чтобы применить свои знания на практике, Он поставил перед ними задачу, дал им силу, наставил их и послал их делать то, что и делал Сам (Мф. 10:1,5-8).

Результаты подготовки учеников Иисуса наглядно видны в Книге Деяний. Двенадцать Апостолов проповедовали с великой силой и результативностью, они исцеляли хромых и слепых и изгоняли бесов из демонизированных. Одиннадцать учеников также подготовили новое поколение учеников, таких как Филипп и Стефан, научив их проповедовать и показывать людям Божье Царство.

МОДЕЛЬ ИСЦЕЛЕНИЯ

Но прежде чем учить других, мне надо было научиться самому. Я обучался в три этапа. Во-первых, я стал молиться за больных, хотя я мало что знал о Божественном исцелении. Во-вторых, я изучал теологию и практику лидеров различных школ Божественного исцеления.1 В-третьих, я применял то, чему научился из этих моделей к нашей ситуации в Христианской Общине «Виноградник», ставя конкретный вопрос о том, как это может помочь христианам научиться молиться за больных.

В ходе этого процесса я разработал учение, способное объяснить теологию и методику Божественного исцеления. В результате этого получилось то, что я называю «моделью всецелого исцеления», поскольку она дает представление о том, как Господь исцеляет всею личность целиком: тело, душу и дух. Испытав и адаптировав эту модель на протяжении нескольких лет в своей церкви, я преподаю ее в местной семинарии. Я разработал семинар по исцелению для подготовки людей к молитве за больных. За прошедшие несколько лет на этом семинаре, которые провожу я и еще около двадцати помощников, обучались тысячи христиан из протестантской, католической и православной традиций.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Конструктивные части здания служат хорошей аналогией различным элементам обучающей модели – фундамент, несущие конструкции, сантехника, электропроводка, системы отопления и вентиляции. Первая задача строителя – выкопать котлован и заложить фундамент. От длины и ширины котлована зависит длина и ширина всего здания. Чем фундамент глубже и прочнее, тем выше будет построенное на нем здание. Принципы для модели исцеления – как фундамент для здания. Большинство из этих принципов я уже описал в других разделах этой книги, но, тем не менее, стоит свести их воедино.

Первый основополагающий принцип -- Бог хочет исцелять больных в наши дни. Для Бога естественно исцелять людей, и Он желает, чтобы мы отражали то, что естественно для Него. Как пишет Матфей об Иисусе: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1). Многие христиане даже никогда и не слышали о том, что Бог хочет исцелять в наши дни! Я заметил, что как только люди избавляются от скептического отношения к Божественному исцелению, они становятся открытыми к обучению молитве за больных.

Еще один принцип – важность совместного служения (см. 1 Кор. 14:26; Гал. 6:2; Иак. 5:16; 1 Петра 2:9; 4:10). Большинство людей приходят на мои семинары по исцелению, чтобы научиться молиться за больных, а не в поисках собственного исцеления. Когда же я вызываю больных вперед для молитвы, это делается для того, чтобы показать исцеление, и научить других Божественному исцелению на личном примере. На своих семинарах я редко молюсь за больных лично. Вместо этого, молятся подготовленные люди, в то время как я объясняю участникам семинаров что они делают и почему они так поступают. Поэтому я провожу больше семинаров по обучению, где каждый может научиться распоряжаться силой, дарованной нам Богом, чем служений исцеления.

В-третьих, наше доверие Богу проявляется в поступках. Джекки Пуллинджер в своей книге «Погоня за Драконом» описывает свое служение китайским проституткам. Будучи юной девушкой, она ответила на Божий призыв нести Евангелие в самые запущенные трущобы Гонконга. Джекки говорила мне, что христиане часто спрашивают ее: «Как ты можешь это делать?» Она отвечает им: «Как вы можете не делать этого?» Как мы можем не молиться за больных? Я не пытаюсь утверждать, что все, за кого мы молимся, исцелятся – конечно, нет! Но я утверждаю, что в Писании нигде не говорится, кто именно будет исцелен. Наша задача – молиться; а исцеляет Бог. Мы не можем делать или учить чему-то меньшему, чем то, что содержится в Библии.

Все христиане могут эффективно молиться за больных, потому что Святой Дух дает нам силу, что является четвертым принципом служения исцеления. «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый», -- сказал Иисус ученикам незадолго до Пятидесятницы (Деяния 1:8). А Павел пишет, что нам даны «дары исцелений ... Духом» (1 Кор. 12:9). Божья сила, а не человеческая, является источником всех Божественных исцелений. Мы просто должны открыть свою жизнь для Духа, доверять Ему, чтить Его и принять Его силу.

Пятый принцип Божественного исцеления – важность отношений с братьями и сестрами, основанных на любви. Павел пишет: «Любовь да будет непритворна ... будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:9-10; см. также 13:8). Здоровые отношения взаимной поддержки между братьями и сестрами являются как целью в исцелении, так и средой, способствующей исцелению. Подготовка, служение, душепопечение, необходимые для Божественного исцеления, чаще всего встречаются там, где отношения между христианами строятся на достаточной преданности, ответственности, власти и подотчетности. Другими словами, одним из главных плюсов единства с Христом является совместная жизнь с братьями и сестрами.

И последний принцип заключается в том, что Бог хочет исцелить всю личность целиком, а не просто отдельные заболевания. В Ин. 7:23 Иисус спрашивает у иудеев, только что обвинивших Его в том, что Он демонизированный: «На Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?» Греческое слово, переведенное как «исцеление» (хугиес) содержит в себе гораздо более глубокое понимание здоровья, чем подразумевается современным человеком. Комментируя это и другие слова, имеющие отношение к здоровью в Новом Завете, Джон Уилкинсон пишет:

Под здоровьем подразумевались целостность, благосостояние, жизнь, сила и спасение. ... То, что современный человек относит исключительно к телу, Библия переносит на всю человеческую личность и на его отношения. Только когда вся личность человека здорова и отношения чисты, его можно назвать действительно здоровым.3

Я как-то слышал, как кто-то сказал, что важнее знать, что за человек носит в себе клеща, чем что за клещ сидит в человеке. Под этим он подразумевал, что важнее знать об отношениях человека с Богом и другими людьми, чем знать медицинские подробности его заболевания. Когда мы постоянно имеем в виду, что молимся за людей, а не просто за их состояние, мы тем самым оберегаем чувство собственного достоинства больного. Когда я молюсь за исцеление человека, я ставлю перед собой цель, чтобы после молитвы он почувствовал себя ближе к Богу, чем до молитвы. Одним из способов проявления Божьей любви, который я применяю, является заинтересованность в каждой сфере жизни человека. Часто это означает, что молитва за больного занимает много времени, как в первый раз, так и в последующие разы.

ЦЕННОСТИ

Ценности имеют такое же отношение к принципам, как несущие конструкции к фундаменту; они представляют собой видимое продолжение наших основополагающих принципов. Несущие конструкции скрепляют все здание. Ценности определяют направление наших ограниченных ресурсов времени, энергии и финансов. Другими словами, ценности определяют действия человека. Следующие четыре ценности проистекают из основополагающих принципов, описанных выше, и придают жизнь служению исцеления:

1. Способствующая исцелению среда. Исцеление часто происходит, когда присутствует Святой Дух и когда люди исполнены верой в то, что Бог исцеляет.

Иисус понимал важность способствующей исцелению среды. В Мк. 5:35-42 описывается, как Он воскресил из мертвых дочь Иаира. Иисус направлялся к дому, чтобы помолиться за девочку, когда Ему сказали, что она умерла. Люди, принесшие новость о смерти девочки, пытались отговорить Иисуса от Его визита. У них не было веры в то, что Он мог исцелить девочку. Но вместо того, чтобы сдаться, Иисус упорно продолжал путь в дом Иаира, хотя Он не позволил никому войти внутрь, кроме Петра, Иакова и Иоанна. Исключив тех, кто был исполнен неверия, Он создал способствующую исцелению обстановку.

Когда Иисус подошел к дому, Он увидел «смятение, и плачущих и вопиющих громко» (ст. 38). Когда же Он сказал им, чтобы перестали рыдать, потому что девочка заснула, они лишь смеялись над Ним. Поэтому «Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала» (ст. 40). Вот уже второй раз Он исключил тех, кто имел мало веры, или не имел ее вовсе, затем зашел в комнату и словом («Девица, тебе говорю, встань.» ст. 41) воскресил девочку из мертвых.

Когда бы я ни молился за больных, я ищу способствующую исцелению среду, атмосферу веры и надежды. Я сознательно ищу веру в трех категориях людей: во-первых, в себе самом, и в других людях, которые молятся за больного; во-вторых, в самом больном, за которого молятся; и в-третьих, в свидетелях молитвы.

Обычно я спрашиваю того, за кого молюсь: «Веришь ли ты, что Иисус может исцелить тебя?» Если он или она отвечают утвердительно, я задаю второй вопрос: «Веришь ли ты, что Иисус сделает это сейчас?» Если ответ утвердительный, или если у свидетелей и у меня самого есть сильное ощущение того, что Бог хочет исцелить, я начинаю молиться за исцеление. Главное то, что я всегда ищу веру и собираю людей, имеющих веру, для молитвы за исцеление. Если ни у кого такой веры нет, я прошу Бога о вере. (Я никогда не обвиняю больного в недостатке веры, если исцеления не происходит.) Автор Послания к Евреям пишет: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). У меня редко бывает успех, когда у меня нет веры в осуществление ожидаемого.

Я был во многих ситуациях при исцелении, когда, подобно Иисусу, я просил людей, борющихся с неверием, страхом и волнениями выйти, в то время как просил людей, у которых, насколько я знаю, есть вера в исцеление, присоединиться к нам в молитве. Я также обнаружил, что одно исцеление является мостиком ко многим другим. Когда в группе кто-то исцеляется, это сильно укрепляет их веру, что создает способствующую исцелению среду.

Во время молитвы за исцеление я призываю людей «спускать пары», то есть, расслабляться и противостоять желанию эмоционально «заводиться». Бушующие эмоции редко способствуют исцелению, и обычно мешают обучению молитве за больных. Поэтому, я пытаюсь создать клиническую и осмысленную атмосферу (на моих семинарах время молитвы называется «клиникой»), и, в то же время, исполненную силой и духовно чувствительную. Конечно, эмоциональные проявления являются естественным побочным продуктом Божественного исцеления, и, сами по себе, не есть что-то негативное. Однако, я убежден, что искусственное создание эмоционально заряженной атмосферы работает против Божественного исцеления и особенно подрывает обучение других молитве за больных.

Поклонение является одним из важных способов укрепления веры. Когда мы приближаемся к Богу, Его Дух начинает действовать в нас. Поскольку церковные собрания включают в себя открытое, всеобщее поклонение, на них может создаваться мощная исцеляющая среда. Большинство собраний церкви проводится для поклонения, совершения таинств и провозглашения Божьего слова – каждое из которых может привести к исцелениям и другим Божьим чудесам. Вот несколько элементов нашего подхода к поклонению:

· В Христианской Общине «Виноградник» мы начинаем большинство собраний церкви, по меньшей мере, с получасового поклонения, и когда мы поклоняемся Богу, наши сердца открываются навстречу Ему и увеличивается вера в исцеление. Мы не поклоняемся Богу ради того, чтобы Он исцелял; мы поклоняемся Ему, потому что Он – Бог, а мы – Его народ. Мы отвечаем на Божью любовь в поклонении, а Он проливает на нас Свой свет через слово и таинства.

· Мы приглашаем Святого Духа, чтобы Он служил нам. Святой Дух делает нас духовно более чуткими и мы ощущаем Его мощное присутствие.

· Если мы действительно верим в исцеление, ему должно быть отведено место на наших совместных собраниях. Я оставляю место для Божественного исцеления в расписании большинства собраний церкви, особенно воскресных и собраний домашних групп. Большинство людей знает, что принимая участие в жизни Христианской Общины «Виноградник», у них будет возможность принять молитву за исцеление и самим молиться за других.

Когда мы идем по рынку, мы не можем поклоняться вслух; однако, Бог слышит хвалу и благодарение, исходящие из наших сердец и посылает Своего Духа. В 1982 году один мой друг из Аризоны написал мне письмо, в котором описал, как он на своем опыте убедился в существовании связи между поклонением и эффективной молитвой за исцеление. Всего за несколько недель до этого он писал мне, спрашивая, почему его молитвы за больных были безуспешными. За прошедшее время он обнаружил свою ошибку:

Джон, это действует! Шесть из семи молитвенных просьб, которыми я молился за исцеление членов своей семьи за последние пять дней, были отвечены в течение двух минут! Единственное, на что я пока не получил ответа – это косоглазие Б. Но я коплю веру, чтобы увидеть и это исцеление. Теперь я понимаю, в чем была моя ошибка: Я сразу же начинал молиться за исцеление, не прославив сперва Бога, я просто принимал Его как само собой разумеющееся. Бог открыл мне это, когда я слушал одну из твоих кассет с учением об исцелении. После того, как я в слезах покаялся, я поднялся наверх и исцелил свою дочь от сыпи, покрывавшей восемьдесят процентов ее тела. Иисус такой чудесный.

2. Время служения. Обучение молитве за больных похоже на обучение езде на велосипеде. Сначала родители бегут за неуверенно сидящим в седле ребенком, чтобы не допустить серьезных травм. Но со временем ребенок может выезжать самостоятельно; при этом поначалу неизбежно возвращаясь домой с ушибленными коленями и локтями. Большинство родителей не ужасаются при виде этих ушибов. Напротив, они подбадривают ребенка, чтобы он садился в седло снова, потому что скоро он научится ездить аккуратно и безопасно. Обучение молитве за больных это похожий процесс: первый личный опыт, как правило, никуда не годится, однако, со временем, молитва делается приятным занятием. Меня больше интересует само служение, чем абсолютная точность его выполнения, поэтому я создаю такую обстановку, в которой люди знают, что их примут и им помогут, даже когда они потерпят неудачу. Я делаю так, отводя особое время на своих семинарах по исцелению и на собраниях церкви для того, чтобы люди молились за больных.

Каждое занятие на семинаре по исцелению состоит из трех частей: поклонения, наставления и клиники. Во время клиники участники наблюдают за тем, как подготовленные члены команды молятся за больных, в то время как я описываю, что происходит и почему делается то или иное действие. Затем участники сами разделяются на команды служения и сами молятся за людей (Среди присутствующих всегда есть нуждающиеся в исцелении.) При таком подходе большинство людей начинают молиться за больных уже на первом занятии. Я всегда слежу за тем, чтобы рядом находились подготовленные служители, готовые придти на помощь новичкам, а также поощряю обсуждение внутри молитвенной группы, чтобы понять, почему нужно молиться именно так.

Я поощряю молитву в группах по нескольким причинам:

· Духовная сила увеличивается, когда молятся несколько человек (Мф. 18:19).

· Когда мы работаем совместно с другими, обычно узнаем больше, особенно, если возникает затруднительное положение.

· В командах хорошая среда, которая способствует исцелению и обучению.

· Команды не дают возможности успешным служителям возгордиться и возомнить о себе.

· При служении в команде, человек, за которого молятся скорее почувствует зависимость от Иисуса, чем от человека, который молится за него.

· В команде всегда есть свидетели происходящего, что является защитой для молящегося (Мф. 18:16).

· В случае изгнания бесов, всегда лучше, чтобы присутствовали несколько человек (Лев. 26:8; Втор. 32:30).

Еще одна замечательная возможность научиться молиться за больных предоставляется людям в небольших домашних группах под руководством подготовленных лидеров. У нас в Христианской Общине «Виноградник» есть много таких групп. Мы называем их «родственные группы». Конечно, они представляют собой нечто большее, чем просто собрания по исцелению – они включают в себя поклонение, общение, изучение Писания и другие виды деятельности, полезные для успешной христианской жизни – но на них регулярно молятся за исцеление. Такая обстановка способствует душепопечению и поддержке исцеленных, таким образом, уменьшая вероятность возвращения заболевания.

На семинарах, в командах по исцелению и на домашних группах я поощряю непринужденную атмосферу, в которой люди могут иметь успех в молитве или же неудачу в процессе обучения. Я говорю им: «Мы все вместе узнаем о Божьей исцеляющей силе. Не бойтесь неудач – у меня они происходят каждый день! Но чем больше я пытаюсь, тем успешнее я становлюсь.»

3. Подготовка. Я верю, что подготовка Христиан к Божьему труду является самой важной, и самой невыполняемой работой среди лидеров в теле Христовом. Если лидеров должным образом подготовить, то они, в свою очередь, будут готовить других. В Еф. 4:11-13 Павел говорит: «И Он (Иисус) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова.» Греческое слово, переведенное в Синодальном переводе как «к совершению», катартисмон происходит от глагола катартизейн. Этот глагол использовался в медицине для обозначения восстановления сломанной кости или выправлении связки. В политике это слово обозначало примирение противоборствующих группировок, чтобы правительство могло нормально функционировать. В Мк. 1:19 оно используется для обозначения починки сетей, а в Гал. 6:1 – для наказания бунтующего члена церкви, пока тот не вернется к единству и миру в церкви. Другими словами, Павел ведет речь о полном оснащении христиан, чтобы тело Христа было тем, чем должно быть. Лидеры существуют не для того, чтобы делать всю работу за людей, но чтобы обучать людей самим делать работу. Когда лидеры оснащают людей всем необходимым, все тело возрастает в единстве. Я считаю, что с моей стороны было бы небрежением не учить других тому, как исцелять больных.

Лидеры не готовят людей к исцелению больных по нескольким причинам. Одна из них – ощущение собственной недостойности, чувство, что сами они недостаточно зрелые или недостаточно успешные для этого. Для лидеров важно стараться жить в свободе от греха, но, как я обнаружил, большинство исцелителей сами в чем-то нуждаются в исцелении. Если лидеры будут ждать, пока не достигнут совершенства, им мало что будет предложить другим до возвращения Христа.

Некоторые лидеры боятся, что потеряют свое служение, если будут готовить других. (Во многих случаях это те лидеры, служения исцеления которых привлекают большие толпы, как в пометных церквях, так и на конференциях по исцелению.) Таким лидерам следует напомнить основной принцип Божьего Царства, который всегда действует при подготовке: Чем больше отдаешь, будь то даров, умений, материальных ценностей. Или времени – тем больше получишь от Бога. Иисус учил людей, говоря: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6:38). Чем больше людей я обучаю молитве за больных, тем больше людей Бог приводит к нам для исцеления.

4. Связанный с исцелением образ жизни. Если исцеление стало нашим образом жизни, мы будем нести миру Божье исцеление. Исцеление стало для меня неотъемлемой частью жизни. Где бы я ни находился – дома, на встрече, на улице, на базаре и на работе – в любых обстоятельствах – я открыт для того, чтобы Бог использовал меня для молитвы за больных. Но хотя я готов к тому, что Бог будет исцелять через меня в любом месте и в любое время, я вовсе не считаю, что исцеление – это все, к чему призывает меня Бог. Для расширения Божьего Царства требуется не только Божественное исцеление.

Я уверенно несу в мир Божественное исцеление. Поскольку Богу можно доверять, я прихожу к заключению, что Он направляет и образует наши жизненные обстоятельства. Когда я чувствую водительство совершить что-то противоположное Христову характеру, я понимаю, что эти чувства исходят не от Бога. (Конечно, всегда бывают ситуации, которые нельзя четко отнести к этим двум категориям, но они являются, скорее, исключением из правила.) Я постоянно задаюсь вопросом: «Похоже ли это действие на Божье?»

Например, иногда я чувствую необходимость заговорить с кем-либо, даже с незнакомцем, о Христе. Когда я чувствую такое побуждение, я не отметаю его начисто, как результат несварения желудка, и не провожу много времени в раздумьях: «Божья ли это воля, чтобы я поговорил с этим человеком?» Я всегда заговариваю с таким человеком. Обычно он реагирует положительно (многие даже доверяются Христу); но иногда и отрицательно. Но я никогда не раздумываю, должен ли я был с ними говорить. Почему? Потому что я знаю, что Бог хочет, чтобы Евангелие было проповедано каждому человеку в мире (Мф. 28:18-20).

То же самое относится и к помощи бедным или братьям и сестрам во Христе. Я размышляю так: «Вот для чего умер Христос: чтобы восставить людей, которые могли бы продолжать Его труд на земле. А Его труд – это, в том числе, и помощь бедным и нуждающимся. Конечно, я помогу.»

Точно так же я реагирую, когда меня просят помолиться за чье-либо исцеление или когда я чувствую, что Бог ведет меня молиться за кого-либо. Часто люди исцеляются, иногда нет. Но я никогда не сомневаюсь, нужно ли мне было за них молиться, потому что я уверен, что мое дело – слушаться Бога, а исцелять – это Божье дело. Если, когда я молюсь, Бог не исцеляет, я тем не менее верю, что Бог все равно хотел, чтобы я молился. Когда кто-то не исцеляется, я не начинаю чувствовать себя неудачником или бездуховным. Как я могу быть неудачником, если исцеляет Бог? Или, как я могу принять почести за исцеление, если исцеляет Бог? Итак, мой образ жизни – исцеление, поскольку Христос Исцелитель.

Результатом исцеления как образа жизни являются физически и духовно здоровые церкви, со множеством людей, пришедших в Божье Царство.4

ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Наши практические действия похожи на сантехнику и системы отопления и вентиляции в здании. Нам нравятся преимущества, которые они дают – вода в кране, вентиляцию и электричество – хотя мы редко задумываемся о сложных вспомогательных системах, встроенных в структуру здания, которые все это обеспечивают. Действие исцеления на практике -- это–умения, отношения и мероприятия, которые поддерживают служение исцеления в качестве растущего и жизненно важного служения в церкви. Это то, что мы делаем, когда молимся за больных.

Ниже приведены практические действия, которые необходимо отработать для того, чтобы служение исцеления было эффективным. Они проистекают из перечисленных выше принципов и ценностей. Я сравниваю эти практические действия с физическими чувствами: слухом, зрением, речью и прикосновением:

1. Слух. Самое важное для исцеления умение – открытость для Святого Духа, когда мы опустошаем себя и принимаем Его водительство и силу. Я часто встречаю людей, которые хотят узнать некий метод исцеления, некую формулу, гарантирующую автоматическое исцеление. Но Божественное исцеление не происходит автоматически и не зависит от наших правильных действий; оно основывается на взаимоотношениях с Богом и на силе Его Духа.

Божественное исцеление – это Божий дар Его благодати и милости. Нам нужно только слушать Его и поступать по Его слову. Павел пишет: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). Существует много способов открыться для Божьего присутствия и слушать Его слово – изучение Библии, поклонение, молитва и, самое главное, размышление.

Когда я говорю о слышании Божьего голоса, я имею в виду выработку привычки общения с Отцом, когда мы постоянно спрашиваем: «Господь, что Ты хочешь сейчас от меня? Как Ты хочешь использовать меня? Как мне молиться? Кому мне рассказать Евангелие? Может быть, Ты хочешь исцелить кого-то?» Иногда Он дает мне конкретные откровения о людях, за которых я молюсь. Они похожи на ощущения: конкретные слова, картины в воображении, физические ощущения в моем организме, соответствующие проблемам в их организме. Такие ощущения помогают мне понять, за кого и за что молиться и как молиться.

Я не пытаюсь сказать, что у меня есть бесперебойная «горячая линия» с Богом, что я всегда слышу Его голос и следую Его указаниям. Но я хочу подчеркнуть, что я открыт для Бога слушаю Его, и уверен, что Он желает направлять нас (Ин. 14:26; 16:13-15).

2. Зрение. Духовное зрение помогает нам увидеть Божьи дела и работать совместно с Ним в процессе исцеления. Когда мы слышим Божий голос и молимся за людей, на них сход Святой Дух. Когда это происходит, с человеком, за которого идет молитва, случаются различные эмоциональные и физические проявления, которые указывают на присутствие Святого Духа.

Некоторые из этих проявлений вполне очевидны: рыдания, восклицания, долгие и бурные проявления хвалы, дрожь, сотрясания, спокойствие, судороги и другие телодвижения, падения (иногда называемые «падения в Духе»), смех или подпрыгивание. Другие проявления не так заметны: слабая дрожь, подергивание ресниц, потение, испарина на лице, мурашки на коже или глубокое дыхание. В двенадцатой главе я рассматриваю эти проявления подробнее. Главное то, что часто это означает, что Святой Дух проявляет Свое присутствие в ком-то, и мы можем научиться распознавать эти проявления.

3. Речь. Требуется время и опыт, чтобы научиться молиться, предлагая нуждающимся в исцелении слова любви, понимания, и уверенности. Самый лучший способ научиться молиться за исцеление – быть возле тех, кто знает, как эффективно молиться.

Людям, происходящим из семей, в которых любовь и привязанность не выражались словами как должно, приходится нелегко научиться говорить другим слова любви и воодушевления. Обычно им требуется практическое обучение тому, как чтить и уважать других, с особым упором на развитие приемлемого для христиан стиля речи.

В Библии многие люди исцелялись повелением. Например, Иисус запретил горячке тещи Петра, и она мгновенно прошла (Лк. 4:38-39); после того, как Иисус вложил пальцы в уши глухонемого и плюнул на его язык, Он поднял глаза к небесам и сказал: «Отверзись!» (Мк. 7:32-35); Иисус также повелел парализованному у купальни Вифезда: «Встань, возьми постель свою и ходи!» (Ин. 5:8). Вскоре после Пятидесятницы Петр исцелил нищего-инвалида, сказав: «Во имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи» (Деян. 3:6), он также воскресил Тавифу из мертвых, сказав: «Тавифа, встань!» (Деян. 9:40). В христианской литературе это называется «словом повеления», словом, произнесенным со властью Божьего Царства, через которое высвобождается великая сила для исцеления.

Я лично видел и слышал о многих случаях, когда Бог открывал кому-то повелеть болезни уйти, и человек мгновенно исцелялся. Это произошло с моей женой Кэрол еще до того, как она узнала о слове повеления. В 1982 году, после одного из наших воскресных служений, к ней подошла женщина, попросив ее помолиться за ее кожное заболевание -- экзему, которая покрывала почти все ее тело. С помощью духовного дара различения духов Кэрол почувствовала, что за болезнью скрывается злой дух. Пока Кэрол беседовала с женщиной, гнев поднялся внутри нее, достигнув апогея, когда она закричала что было сил на беса: «Убирайся!» Чесотка у женщины тут же прекратилась и она была мгновенно исцелена. С тех пор она больше не болела экземой.

Иногда Иисус просто провозглашал человека исцеленным, и тот исцелялся. В Ин. 4:46-50, знатный человек дважды умолял Иисуса прийти и исцелить его сына. Наконец Иисус сказал: «Пойди, сын твой здоров». В Деяниях 9:32-35 Петр сказал парализованному Енею: «Еней! Исцеляет тебя Иисус Христос. Встань с постели твоей». Когда Павел подошел к умершему Евтиху и обнял его, он сказал: «Не тревожьтесь, ибо душа его в нем» (Деян. 20:7-12).

Существуют также молитвы прошения. В Мк. 7:32-35, где описывается исцеление глухонемого, Иисус «воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись». Когда Иисус взглянул на небо, это говорит о каком-то прошении. В Деян. 9:36-43 Петр встал на колени перед умершей Тавифой и молился. Только помолившись, он сказал с верой: «Тавифа, встань!»

Наконец, иногда исцеление происходит, когда кто-либо получает конкретное наставление и послушно поступает по сказанному. В Ин. 9:1-7 Иисус положил грязь, которую Он сделал, плюнув на землю, на глаза человеку, и затем сказал ему: «пойди, умойся в купальне Силоам». Человек послушался Иисуса и был исцелен.

Еще одно важное умение при разговоре – научиться предлагать людям апологетику исцеления, которая способна укрепить их веру. Мне часто говорят: «Я хочу исцелиться, но мне сложно поверить в то, что Бог исцелит меня». Я обычно отвечаю тем, что в непринужденной манере учу их о Божественном исцелении. Например, я рассказываю им о сиро-финикийской женщине, которой Иисус сказал, что исцеление – это хлеб для детей» (Мк. 7:27). Я спрашиваю человека: «А ты ребенок Божий?»

«О, я никогда не слышал подобного учения.»

«Ну, что, ж, если ты – Божий ребенок, Иисус приготовил для тебя исцеление.»

Затем я рассказываю, как сиро-финикиянка настойчиво просила у Иисуса исцеления для своей дочери, и Иисус поступил по ее вере и исцелил ее дочь. Итак, хотя сиро-финикиянка и не принадлежала к Израилю, Иисус все равно исцелил ее дочь. Насколько же больше Он желает дать исцеление детям Нового Завета. Подобные объяснения помогают людям понять сущность исцеления и укрепляют их веру в исцеление.

Еще одним важным практическим навыком является утешение и сострадание к тем, кто не исцеляется. Многие люди, если не получают мгновенного исцеления, страдают от разочарования и отверженности. Божье исцеление касается человека во всей его полноте, а не просто его физического состояния. По этой причине, если мы молимся за людей как должно, мы закладываем тем самым основание для долгих, исполненных любви отношений. Я говорю: «Я люблю тебя и Бог очень сильно любит тебя, и мне очень жаль, что Бог не исцелил тебя сразу. Может быть, Он исцелит тебя, когда мы помолимся в следующий раз. Можно мне снова за тебя помолиться?» Я также воодушевляю их наставлением Господа о том, что мы должны просить снова и снова и настойчиво искать Бога и Его Царства. Когда человек отвечает, что уже многократно искал Бога, я говорю ему, что иногда Бог поступает так, прежде чем исцелить.

Наконец, для исцеленных важно получить наставления после молитвы. Если человек обращался к врачу или психологу, я предлагаю рассказать им о своем исцелении. Иногда человек исцеляется частично и все еще нуждается в медицинской помощи. Другой тип советов по природе более пасторский. Этих людей необходимо поощрять влиться в христианскую церковь, где они смогут найти пасторскую поддержку и заботу. У некоторых людей проблемы имеют сложные духовные, психологические и физические причины, поэтому им необходимо в дальнейшем пройти консультации у пастора или подготовленного консультанта. Многие из этих людей получают исцеление, но болезнь возвращается через несколько дней или недель, потому что их образ жизни остался без изменений.

4. Прикосновение. Женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, мгновенно исцелилась, прикоснувшись к одежде Иисуса. Примечательно в этом исцелении то, что Иисус даже не видел, как она прикоснулась к Его одежде (их окружала толпа), но Он почувствовал, как «вышла из Него сила» (Мк. 5:30). В Геннисаретской земле люди «принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись» (Мф. 14:35-36).

В Новом Завете возложение рук используется для исцеления больных (Мк. 1:41; 6:5; 16:18; Лк. 4:40; Деяния 28:8), благословения (Мф. 19:13-15; Мк. 10:16), рукоположения (Деяния 6:6; 13:3; 1 Тим. 5:22), и передачи духовных даров (Деяния 8:17; 19:6; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6). Когда Иисус молился за больных, Он касался их физически , и одновременно приказывал болезни уйти (Мф. 8:1-3; Мк. 7:32-35; Лк. 4:38-39; 7:12-15; см. также Деяния 3:1-5; 20:7-12).

В 1983 году в Швеции, в городе Гетеборге, со мной произошел один случай, который наглядно демонстрирует силу прикосновения. Я выступал (через переводчика) на четырехдневной конференции по исцелению в баптистской церкви. На конференции было триста человек и в первые три дня они воспринимали мое учение достаточно прохладно. На третий день конференции я почувствовал, что Бог хочет исцелить женщину, присутствующую в зале, от рака в левой груди. Я сказал: «Я верю, что Бог хочет исцелить женщину, у которой рак в левой груди.»

Тут же встала сидящая на балконе женщина и сказала, что вот уже несколько дней молится и постится за одну женщину в Сан-Франциско, у которой рак левой груди. Она долго и убедительно говорила, но я почувствовал, что женщина, о которой я получил слово знания, находится тут же, в зале. Поэтому я сказал: «Господь сейчас делает не это.» Затем я продолжил: «Эта женщина сидит здесь, в зале. Ее выписали из больницы только сегодня утром. Ей шестьдесят лет (теперь уже не помню ее точный возраст), и она сидит прямо передо мной, немного справа.»

В ответ на это встала женщина, одетая в длинное шерстяное пальто, и сказала по-шведски: «Это я, это я». Я попросил ее выйти вперед для молитвы, и когда она вышла, я пригласил добровольцев, чтобы помолились за нее.

Вперед вышли трое мужчин с первого ряда, двое встали у нее за спиной, а один – прямо перед ней. Я спросил женщину, не против ли она того, чтобы приложить руки к своей груди, и затем попросил одного из мужчин возложить руку ей на руки. Она согласилась. (Я прошу разрешения возлагать руки на людей, чтобы показать уважение к ним.) Мужчины, стоящие у нее за спиной, положили руки ей на плечи. Затем я отступил назад, сказав им, чтобы они подождали, пока я помолюсь.

Но, прежде чем переводчица смогла перевести им мои указания, я почувствовал, как во мне поднимается повеление веры, и закричал по-английски: «Будь исцелена, во имя Иисуса!» Как только слова слетели с моих уст, Божья сила сошла на всех четверых; они задрожали и рухнули на пол! Все выглядело так, как будто исцеляющая Божья сила вошла в женщину, а через нее – в трех мужчин, или наоборот. Переводчица была настолько потрясена, что стала говорить со мной по-шведски, а с аудиторией -- по–английски! Все четверо поднялись на ноги, рыдая и славя Бога. Позже женщина сообщила о своем исцелении.

В этой главе я описал основополагающие принципы, ценности и практические действия модели всецелого исцеления. В следующей главе я описываю программы, исполнителей и духовные дары.

Наши рекомендации