Как можно объяснить эти различия и есть ли противоречия?

Как можно объяснить эти различия и есть ли противоречия?

Смысл встречающихся каких-либо различий (времени, места событий, хронологии) на самом деле очень даже глубокий. Это указание на то, что Евангелисты друг с другом не сговаривались, не прибывали вместе, когда описывали величайшие события. И в чем их различие, которые не затрагивают основных истин. Все евангелисты говорили о Христе, как об истинном Сыне Божием, говорили о Его воплощении и искупительном подвиге, что доказывает обратную сторону встречающихся противоречий - она наоборот более подтверждают истинность Евангелий, как об этом говорил блж. Феофилакт Болгарский: «Не говори мне, что они несогласны во всем, но посмотри в чем они несогласны. Разве сказал один из них, что Христос родился, а другой, что нет, или один – что Христос воскрес, а другой – нет? Да не будет! В более необходимом и более важном они согласны. Итак, если в более важном они не разногласят, то чему удивляешься, если кажется, что они разногласят в неважном? Их истинность более всего и сказывается в том, что они не во всем согласны. В противном случае о них подумали бы, что они писали, видясь друг с другом и советуясь. Теперь же то, что один опустил, написал другой, поэтому и кажется, что они иногда противоречат».

Вопрос, связанный с различиями в толкованиях - бывает, что святые отцы по-разному могут толковать одно и тоже место из Св. Писания, с чем это связано и как правильно использовать эти толкования?

Всякое святоотеческое толкование имеете место быть, ввиду того, что мысль Писания бездонна, так как дана Самим трансцендентным Богом. Поэтому, человеку желающему найти быстрого и простого ответа необходимо смириться перед смысловой безграничностью Писания, как об этом сказала Ю.В. Серебрякова в своём учебнике. Каждый эпизод несёт в себе тайны Царствия Божия необходимые для спасения человека. Так один эпизод может быть по разному святыми Отцами истолкован, так как несёт как исторический смысл, так и какой-либо иносказательный - тропологический или аллегорический, так же может говорить и о жизни будущего века - анагогический.

Почему в каноне Нового Завета четыре Евангелия?

Ветхозаветное указание из книги пророка Иезекииля (Иез. 1:1-28), которому в видении была явлена колесница, состоящую из четырёх существ - орла, человека, тельца и льва, которых ныне изображают на иконах с евангелистами.

Так же указание на четыре стороны света - Епископ Лионский Ириней говорит, что Евангелий только четыре и что их не должно быть ни больше ни меньше, потому что "четыре страны мира", "четыре ветра во вселенной". (Против ересей, глава 3).

Необходимо сказать и о том, что в первые века христианства существовало множество писаний, так называемых "евангелий" якобы написанные самими апостолами или записаны с их слов (некоторые дошли и до наших времён). Но содержание этих писаний вызывало много спорных вопросов и сомнений в их богодухновенности. В связи с этим Святая Церковь отвергла эти писания и они стали "апокрифами". Непреложную и достоверную истину о спасении несут же только четыре Евангелиста - Марк, Матфей, Лука и Иоанн.

Чем можно объяснить особенности каждого Евангелия?

Все четыре Евангелия богодухновенны, то есть записаны под особым воздействием Духа Святого на умы Евангелистом, но это не в коей мере не говорит, что они были просто орудиями для записи, что доказывается, когда читаешь и видишь различный стиль написания, характер и т.д. То есть воздействуя на человека Бог не воздействовал на личностные характеристики ума, не подавлял дух человеческий, но наоборот возвышал. Все они обьеденъины одной истинной о Миссии, принесшем спасение миру, несмотря на различия текстовые. Четыре разных по характеру человека - четыре Евангелия с одной Истиной! И это чудо!

Время написания

Время происхождения Евангелий не может быть определено с безусловной точностью, но должно быть отнесено ко второй половине первого века. Первыми новозаветными книгами, несомненно, были послания апостолов, которые писались с целью поучения и укрепления в вере христианских общин; но вскоре явилась потребность и в книгах, в которых подробно излагалась бы история земной жизни Иисуса Христа.

   Можно полагать, что ап. Матфей написал свое Евангелие около 50 – 60 годов по Рождестве Христовом, Марк и Лука несколько лет спустя и во всяком случае раньше разрушения Иерусалима, т. е. раньше 70 года, а Иоанн – в конце первого века, в преклонном возрасте.

Язык

   Язык, на котором написаны Евангелия – греческий, не классический, а так называемый александрийский, наиболее в то время распространенный. Написанные на нем книги свободно читались различными народами, входящими в Римскую империю – от берегов Атлантического океана до Евфрата и далее.

Прообразы и символика

   Древние отцы Церкви усматривали в Ветхом Завете прообразы и символы четырех Евангелий. Так они сравнивали св. Четвероевангелие с рекой, которая, вытекая из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекавшие по странам, хранившим в своих недрах множество драгоценных камней и дорогих металлов (Быт. 2:10-14).

   Эта река является символическим изображением духовной глубины и величия содержания Святого Евангелия.

   Другой символ для четырех Евангелий Святые Отцы усматривали в таинственной колеснице, которую видел пророк Иезекииль у реки Ховарь. Она состояла из четырех животных, каждое из которых имело четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Эти лица животных, взятые в отдельности, сделались символами для каждого из евангелистов.

   Христианское искусство, начиная с пятого века, изображает Матфея с человеком или ангелом, так как ап. Матфей в своем Евангелии больше говорит о человеческом и мессианском характере Христа.

   Евангелист Марк в иконографии изображается со львом, так как св. Марк в своем Евангелии повествует преимущественно о всемогуществе и царском достоинстве Иисуса Христа (лев – царь животных). Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что св. Лука повествует преимущественно о первосвященническом служении Иисуса Христа (телец – жертвенное животное).

   И, наконец, евангелист Иоанн изображается с орлом, ибо как орел подымается высоко над землей и проникает своим острым взором в глубокие дали, так и св. Иоанн Богослов, духовно подымаясь над всем земным и человеческим, преимущественно говорит в своем Евангелии о Христе как о Боге Слове, Второй Ипостаси Святой Троицы.

Георграфия

Палестина разделена на две части долиной реки Иордан.

К западу от Иорданской долины расположена главная часть Палестины, которая со времени завоевания римлянами делилась на три области, считая с севера на юг: Галилею, Самарию и Иудею.

Галилея славилась плодородием и живописностью пейзажей. Она богато орошается множеством источников, бегущих с гор Ливана и Ермона. Во времена Христа земля здесь хорошо обрабатывалась и засеивалась самыми разнообразными злаками. Несомненно, здесь, в Галилее, Христос говорил Свои притчи о сеятеле, семени и плевелах.

Через Галилею, как уже было сказано, проходил главный караванный торговый путь из Египта, поэтому эта область страны открыта для самых разнообразных влияний как с Востока, так и Запада. Это место было как бы мостом между Африкой, Малой Азией и Европой. Здесь, в городе Назарете, Христос провел Свои юные годы. Среди галилейских рыбаков Он избрал Себе первых апостолов. Большая часть Его служения протекала на оберегах Галилейского (или Геннисаретского) озера.

Население Галилеи было многочисленно и трудолюбиво. Галилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, любили новизну и легко поддавались новым и смелым идеям; при этом они отличались глубокой религиозностью.

В этой области жило много язычников. Постоянное общение с ними вырабатывало в галилеянах дух терпимости, которого были лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализмом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которой они обращались с язычниками, и высмеивали их скверное произношение.

Политика

Перед пришествием в мир Спасителя и во время Его земной жизни Палестина находилась под властью Римской мировой Державы.

Еще в 63 году до Рождества Христова римский полководец Помпеи ввел свои войска в Иудею и присоединил ее к римской провинции Сирии. Спустя немного времени (в 713 году от основания Рима, или в 37 году до Рождества Христова) идумейский князь Ирод, прозванный Великим, получил от Римского Сената царский титул и в течение тридцати семи лет управлял всей Палестиной и Идумеей.

Войдя в состав Римской империи, иудеи оказались в самой гуще мирового политического, социального и религиозного брожения.

После борьбы диктаторов в гражданской войне Октавиан Август стал самодержавным правителем Римской империи.

За пять дней до смерти Ирод казнил своего сына Антипатра. Когда об этом узнал кесарь Август, то он, указывая на Ирода, сказал своим приближенным: «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном». Кесарь при этом имел в виду иудейский закон, который запрещал употреблять в пищу свиное мясо.

После смерти Ирода Великого император Август разделил (согласно завещанию Ирода) его царство между тремя сыновьями следующим образом:

Архелай получил власть над Идумеей, Иудеей и Самарией;

Антипа – над Галилеей и Переей; а

Филипп–над Итуреей, Гавлонитидой и Трахонитской областью.

Антипа и Филипп получили от кесаря титулы тетрархов (четверовластников), Архелай же – этнарха (областной правитель).

Архелай претендовал на царский престол Иудеи, но Август оставил за ним титул этнарха, пообещав сделать его царем при условии, что он того заслужит. Но Архелай так и не заслужил царского достоинства. Подобно отцу, он был жестоким правителем, но не унаследовал от отца государственных способностей. Народ его не любил и боялся так же, как и Ирода Великого. Правление Архелая длилось до 6 года по Р. X. За избиение трех тысяч иудеев в праздник Пасхи и за другие преступления Август сослал Архелая в Галлию, где он и умер.

На место Архелая с этого времени Сенат стал назначать римских чиновников, которые назывались прокураторами (губернаторами). Прокуратор командовал войском, собирал налоги и имел право казнить за важные преступления, действуя именем императора. В то время Синедрион имел только видимую самостоятельность, на самом же деле он был во многом ограничен римскими законами. Управляя Иудеей, Самарией и Идумеей, прокураторы в то же время находились в зависимости от римского правителя, легата Сирии – провинции, в которую входила и Палестина.

Местопребыванием прокураторов был портовый город Кесария, но на большие праздники, особенно Пасху, они переселялись в Иерусалим для наблюдения за порядком и усмирения народных волнений, которые неоднократно происходили во время праздников. Пятым прокуратором Иудеи был Понтий Пилат (26–36 гг. по Р. Х.), при котором был казнен Господь наш Иисус Христос. Вскоре после евангельских событий за жестокое избиение самарян он был сослан императором Тиверием в Галлию, где окончил жизнь самоубийством.

Ирод Антипа (4–39 гг. по Р. X.), тетрарх Галилеи и Переи,. был властелином хитрым, тщеславным и развратным. Он оставил свою первую жену, дочь царя Ареты, и женился на Иродиаде, которая была женой его брата Филиппа. За эту преступную связь его обличал св. Иоанн Креститель (Мк. 6:18). Иродиада возненавидела святого Пророка и добилась его смерти.

   Сторонники Ирода Антипы назывались иродианами. Они так же, как и Ирод проводили в Галилее политику Рима и были враждебно настроены по отношению к фарисеям. Несколько лет спустя после евангельских событий римский император Калигула сослал Ирода Антипу в Галлию (39 г. по Р. Х.), откуда впоследствии он был переведен в Испанию, где и умер.

Ирод Филипп управлял северо-восточной частью Палестины. Местом его жительства был г. Пенеас, находившийся у истоков Иордана. Филипп украсил, обстроил этот город назвал его Кесарией Филипповой. Правил он до самой своей смерти (34 г. по Р. X.).

Религиозное состояние евреев

Со времени Вавилонского плена религиозная вера в народе не угасала, она постоянно поддерживалась в нем его ревностными учителями: книжниками и фарисеями.

Каждую субботу правоверные иудеи, начиная с двенадцатилетнего возраста, посещали синагоги, которые в то время строились везде, даже в небольших селениях Палестины. В больших городах их было несколько, а в Иерусалиме наряду с великим храмом их насчитывалось до четырехсот. Синагоги не только служили местом для молитвенных собраний верующих, но были также школами для воспитания детей в законе Божием. Благодаря синагогам закон Моисеев внедрялся в народ по всей Палестине и далеко за ее пределами.

Слово «синагога» обозначает собственно «дом собрания». Внутри такие дома представляли собой довольно просторные залы, обыкновенно прямоугольной формы, иногда разделенные колоннадой на три придела. В глубине находился особый шкаф, завешанный покрывалом. В нем хранились свитки Закона и других книг Священного Писания. Посреди синагоги возвышалась кафедра с сидением для чтеца или проповедника и с аналоем для свитков. Читать и толковать Священное Писание в синагоге разрешалось каждому иудею, достигшему тридцатилетнего возраста.

Во главе синагоги стоял книжник, или учитель Закона.

В Евангелии книжники упоминаются или вместе с первосвященниками, или с фарисеями. Но фарисей и книжник–это не одно и то же. Почти все книжники были фарисеями, из чего вовсе не следует, что и все фарисеи были книжниками. Книжники представляли класс образованных людей, знатоков Закона, поэтому их иногда называли законниками; фарисеи же представляли собой партию, выражавшую определенное религиозное течение. По своим религиозным взглядам книжник мог быть и фарисеем, и саддукеем, и ессеем.

Синедрион, который был Высшим Судом у евреев, в то время, как мы уже говорили, состоял из 71 члена. Все члены Синедриона делились на три категории:

1. Первосвященники – правящий первосвященник, все бывшие первосвященники, а также и главы важнейших священнических семейств;

2. Старейшины – священники и миряне, представлявшие наиболее влиятельные и богатые семьи еврейского народа

3. Книжники, или учителя Закона, которые играли важную роль в Синедрионе. Там они являлись как бы судьями – экспертами, указывая в каждом нужном случае подходящие нормы Закона и предания.

Синедрион, учрежденный после Вавилонского плена, выносил решения по важнейшим делам как религиозного, так и политического характера. В евангельские времена римляне во многом урезали его власть, и, в частности, лишили его права выносить смертные приговоры.

В то время ожидание пришествия Мессии в еврейском народе достигло предела. Иудеи невольно чувствовали, что время Мессии пришло. Поэтому при появлении в Иудее выдающегося проповедника или пророка все невольно спрашивали, не он ли Христос. Многие при этом не ясно представляли себе, в каком виде явится Христос, и хотели видеть в Нем земного царя, который покорит иудеям весь мир и создаст на земле вечное еврейское царство.

Самыми страстными мессианистами в то время были зилоты, которые пытались насильственно ускорить явление Мессии.

Считая только Бога своим Царем, они открыто призывали иудеев на борьбу с римлянами. Эта деятельность сикариев в 66 году после Р. X. привела в Палестине к взрыву большого восстания против Рима, которое закончилось печально для иудеев.

Но не все иудеи смотрели на Христа как на земного царя, более духовные люди ожидали в Нем Мессию, Который искупит человека от рабства греху, водворит мир в возмущенной душе, призовет к Себе всех труждающихся и обремененных и создаст вечное Божие Царство на земле.

Особенно сильного напряжения достигло ожидание Мессии в иудейском народе. Древние предсказания пророков сделались предметом самого тщательного изучения и толкования. Самой любимой книгой у евреев была книга пророка Даниила с ее точными определениями времени пришествия Мессии. Ожидание Мессии в Иудее до такой степени было живо, что сами правители еврейского народа во времена Маккавеев принимали власть лишь условно, «доколе восстанет Пророк верный» (1 Мак. 14.41). При появлении всякого выдающегося проповедника или пророка все невольно спрашивали, не он ли Христос. Многие при этом не ясно представляли себе, в каком виде явится Христос, и хотели видеть в Нем всемирного завоевателя, который покорит иудеям весь мир и создаст на земле вечное еврейское царство. Но более духовные люди ожидали в Нем истинного Мессию, Который искупит человека от рабства греху, водворит мир в возмущенной душе, призовет к Себе всех страждущих и обремененных и создаст вечное Божие Царство на земле.

Состояние языческого мира

Это необычайное взаимообщение народов в составе Римской империи имело влияние религиозно-нравственное состояние языческого мира. В Риме пришли в столкновение между собой всевозможные языческие культы, и их бесконечное разнообразие по необходимости должно было привести к убеждению, что языческие боги являются произведением самих же народов и не в состоянии удовлетворять присущей человеку потребности в истинной религии. Сильнее всего это сказалось на самих римлянах, вера которых в своих богов уже раньше была подорвана распространением греческих философских сочинений, прямо издевавшихся над олимпийскими богами как над измышлениями человеческого разума. Но так как человек не может быть без религии, то началось томительное искание истинного Бога, в поисках Которого были перебраны все известные тогда религии и культы.

В это время многие стали обращать внимание и на таинственного Бога Иегову, о Котором проповедовали евреи. Иудеи утоляли жажду ищущих правду язычников и обращали их в иудейство. Язычников, которые принимали иудейскую религию, называли прозелитами. Прозелиты разделялись на два класса: пришельцев врат и пришельцев правды, отличавшихся между собой степенью принятия иудейства. Для первых достаточно было общей веры в Иегову с принятием «Новых законов», а от вторых требовалось полное подчинение всем постановлениям Закона Моисеева.

Обращению в иудейство сильно способствовало и нравственное падение языческого мира как неизбежное следствие падения религиозного. Лучшие язычники стали надеяться, что откуда-нибудь должно прийти спасение, если не от людей, то свыше. И надежда эта как раз совпала с тем ожиданием Избавителя мира, которое все сильнее нарастало в иудейском мире и все шире распространялось через иудеев среди языческих народов. По свидетельству римских историков Светония и Тацита, в то время между римлянами ходила широко распространенная молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит весь мир. А римский поэт Вергилий в своей знаменитой четвертой эклоге воспевал младенца, который должен был восстановить золотой век. Младенец этот должен снизойти с неба, и на земле водворится мир. Щедро он будет изливать свои дары; стада не будут бояться львов, ярмо снимется с шеи пашущего вола, и земледелец уже не будет работать в поте лица своего. Это славное мечтание римского поэта, несомненно, было отголоском знаменитого пророчества Исаии о том, что родится Младенец, Которому нарекут имя: «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», и «тогда волк будет жить вместе с козленком…» (Ис. 9.6; 11.6).

Наши рекомендации

Рождество Христово и Его Жизнь до Начала Общественного Служения
Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете   Еще в седой древности образ Богородицы преобразовательно являлся людям то в «лестнице Иакова», то в «купине неопалимой», то в чудесном переходе евреев через Чермное (Красное) море, то в сосуде с манной, то в Гедеоновом руне; пока, наконец, с него не сбросил покрывало тайны и не явил его всему миру ветхозаветный евангелист Исайя, который пророчески сказал: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). И вот, наконец, настало время явиться в мир этому Божественному чистейшему Сосуду – Деве Богородице.   Иоаким и Анна нарекаются богоотцами не по буквальному смыслу (отцы Бога), но за их великую праведность пред Господом, которой они сподобились стать родственниками (непосредственными участниками) Боговоплощения. Они вошли в родословие Спасителя Мира Иисуса Христа и стали причастны к его рождению от Девы Марии (Богоматери), являясь её непосредственными родителями. Так же богоотцами называются: Давид и Иосиф Обручник. Лучше всего "богоотцовство" объясняет православное учение об "общении свойств". Это учение говорит о том, что Господь по Своему воплощению (рождению) принимает природу человека и его свойства. Соотвественно по плоти устанавливается родственная связь не только с Девой Марией, но и с ее родителями и родом.   Первосвященник и священники храма, не желая оставить Деву Марию без покровительства, по внушению Божию, обручили Ее восьмидесятилетнему праведному старцу Иосифу, который был дальним родственником Марии и происходил так же, как и Она, из рода царя Давида. Иосиф был бедным плотником, жил в Назарете.   Предание, апокриф – Протоевангелие ап. Иакова
Благовестие Захарии Лк. 1:5-25
Благовещение Деве Марии. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не остается бессильным никакое слово».   Лк. 1:26-38
Посещение Девой Марией Праведной Елисаветы.   «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».    В ответ на приветствие своей родственницы Святая Дева воспела чудную пророческую, хвалебно благодарственную песнь:     «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных...».   Лк. 1: 39-56
Рождение Иоанна Предтечи. Лк. 1:57-80
Откровение Праведному Иосифу о Боговоплощении.   Во сне Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» Мф. 1: 18-25
Рождество Христово. Пророчество Михея о рождении в Вифлееме   Римский кесарь Август издал декрет о переписи населения во всей империи, в том числе и в Палестине. Согласно этому указу каждый иудей должен был пройти перепись в том городе, где жили его предки.   Принятое у нас теперь исчисление «от Рождества Христова» введено в VI веке римским монахом Дионисием, по прозванию Малым, который за основание этого летоисчисления поставил свой расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-ом году от основания Рима. годом Рождества Христова необходимо признать 749-ый год от основания Рима. По недостатку данных в Четвероевангелии, нельзя точно определить и день Рождества Христова. Восточная Церковь первоначально праздновала этот праздник в один день с Богоявлением под общим названием «Епифания» – «Явление Бога в мир» – 6 января. В Западной же Церкви Рождество Христово издавна праздновалось 25 декабря. С конца IV века и Восточная Церковь начала праздновать этот день также 25 декабря.   Лк. 2:1-20; Мф. 1:18-25
Поклонение пастухов.   Пастухи испугались, но посланник Небес сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Не успели еще отзвучать слова Ангельского благовестия, как пастухи увидели множество других Ангелов, которые дивным неземным пением прославляли Бога, взывая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» Лк. 2:8-20
Обрезание и Сретение Господне. «Се, лежит Сей (Младенец) на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Лк.2:21-30  
Поклонение волхвов. Золото – как Царю, ладан – как Богу и смирну – как Человеку, который должен умереть.      Насладившись созерцанием Святого Семейства и получив во сне повеление от Ангела, волхвы не вернулись к Ироду, а другим путем пошли в свою страну. Мф. 2:1-12  
Бегство в Египет и избиение младенцев.   Ангел Господень во сне явился Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Мф. 2: 13-18
Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину.   Пророчество Осии   «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца»   Мф. 2:19-23
Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение храма.   Про евреев-галилеян говорили: «Из Галилеи может ли быть что доброе?» Но когда в Назарете поселилось Святое Семейство, то «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий» (Ис. 9:1-2; Мф. 4:16) Этим светом был Божественный Отрок Иисус Христос. На глазах у всех Он «произрастал и укреплялся духом... и благодать Божия была на Нем». Он жил в очень простой бедной обстановке. Его сверстниками были дети простых, незнатных родителей. У Него было много родственников, троюродных сестер и братьев. Евангелист Марк даже упоминает имена троюродных братьев Христа: Иаков, Иосия, Иуда и Симон (Мк. 6:3). По субботам Божественный Отрок со Своей Матерью ходил в синагогу и там слушал чтение «Закона» и «Пророков» (Лк. 4:16). В будние дни Он помогал названному Своему отцу Иосифу в работе и учился у него плотническому ремеслу. Никто не подозревал о тайне необыкновенного Отрока. Жил Он, как говорит евангелист, в любви у Бога и людей.   12 лет – 1я Пасха Велико было изумление Святой Девы, когда Она нашла Своего Сына в таком почетном обществе. С чувством радости и нежным упреком Она сказала Ему: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Он же ответил им: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Лк. 2:40-52
Святой Иоанн Креститель, его жизнь и проповедь.   Шел 779 год от основания Рима. После смерти Августа император Тиберий уже пятнадцатый год правил мировой державой.   И призыв дан был ему с неба. Когда св. Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь послал его с проповедью на берега Иордана к «заблудшим овцам дома Израилева». Он повелел ему возвестить всем людям о скором явлении в мир Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.   «Порождения ехиднины – взывал к ним грозный проповедник еще издали, – кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».   «Глас вопиющего в пустыне, – проповедовал он народу, – приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизится, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие».   Многим казалось, что настало давно ожидаемое время и что сам Иоанн есть тот Избавитель, Который утвердит Царство Божие на земле. Иудеи с надеждой смотрели на иорданского отшельника. Но на вопрошающие взоры людей великий Пророк отвечал: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Ин. 1: 1-34; Мф. 3:1-12; Мк. 1:1-8; Лк. 3:1-20
Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане.   На берегах Иордана, в Вифаваре   Ин. 1:29-34; Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22
Искушение в пустыне.   Мф. 4:1-11; Мк. 1:12-13; Лк. 4: 1-13
Возвращение Христа на Иордан. Первые Его ученики.   «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его... но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».   Ученики – Андрей, Иоанн, Петр «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)»   Филип «Иди за Мною»   Нафанаил «Из Назарета может ли быть что доброе?» «Пойди и посмотри» «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» Ин. 1: 19-51
Первое чудо в Кане Галилейской. Ин. 2:1-11
I. Первый Год Общественного Служения Господа Иисуса Христа
Переселение в Капернаум.  
Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи.   Дом Мой есть Дом молитвы, а вы превратили его в вертеп разбойников» Какой властью ты это делаешь Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» Ин. 2: 13-23
Беседа с Никодимом.   «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».   «Как это может быть?» Тогда Христос с некоторой грустью и укоризной сказал Никодиму: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Глубоко сожалея, что израильским народом руководят духовно слепые вожди, Господь, конечно, не мог отпустить от Себя Никодима с его ложными представлениями о грядущем Царстве Божием. Он открывает ему тайну пришествия в мир Мессии.    Истинный Мессия, Сын Божий, пришел в мир не для завоевания его мечом и огнем, а для того, чтобы отдать жизнь Свою за погибающее в грехах человечество и Своей жертвенной Любовью обратить сердца людей к Отцу Небесному. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому... Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Ин. 3:2-21
Проповедь в Иудее и последнее свидетельство Иоанна Крестителя.   «Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему».   «Не я Христос, но я послан пред Ним, – говорил он открыто своим последователям, – Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась». Таким иносказанием (притчей) убеждал Иоанн своих учеников в мессианском достоинстве Иисуса Назарянина. «Поэтому, Ему должно расти, – продолжал Креститель, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли».   Вскоре после этого свидетельства св. Иоанн Креститель за обличение незаконного сожительства Ирода Антипы и Иродиады был посажен в темницу в крепости Махеронт.   Ин. 3:22-36
Беседа с Самарянкой.   О живой воде всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек...».   Поверь Мне, – ответил ей Христос, – что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».   это Я, Который говорю с тобою» Ин. 4:7-42
Проповедь Иисуса Христа в Галилее  
Заочное исцеление сына царедворца из Капернаума В Кане «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» «Пойди, сын твой здоров» «Вчера в седьмом часу горячка оставила его» Ин. 4:46-54
Проповедь в Назаретской синагоге.   «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное»   «Не Иосифов ли этот сын? Как Он может выдавать Себя за Мессию, Мессия должен быть из знатного рода?»   Он обличил их за это и сказал, что язычники по вере бывают часто достойнее богоизбранного народа. Озлобление против Христа дошло до того, что фарисеи схватили Его, повлекли на высокую гору и хотели убить, но Господь прошел сквозь разъяренную толпу невредимым, так как еще не настало время Его страданий. Покидая Свой родной город, Христос сказал: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем...». И Он оставил их навсегда; слово Его уже не звучало в синагоге Назаретской. Христос окончательно переселяется в Капернаум, где сердца людей были более открыты для слушания Его Божественной проповеди. Лк. 4:16-30; Мк. 6: 1-4
Чудесный улов рыбы и призвание первых учеников.   «Наставник, – сказал Ему Петр. – Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». «Не бойся, – ответил ему Христос, – отныне будешь ловить человеков». Этими словами Господь второй раз призывает Своих учеников на апостольское служение.   Андрей, Петр, Иоанн и Иаков –сыны Заведеевы Мф. 4: 18-22; Мк. 1:16-20; Лк. 5:1-11
Исцеление бесноватого в Капернауме.   После призвания первых четырех учеников на апостольское служение Господь вошел в Капернаумскую синагогу и по обычаю начал учить. Все внимательно слушали Его речь. Но вдруг раздался неистовый крик: «Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, Кто Ты, Святый Божий». Все обернулись и увидели человека, одержимого духом нечистым. Но Христос не принимает свидетельства от беса, поэтому, обращаясь к нему, Он сказал: «Замолчи и выйди из него». Одержимый упал на землю, затрепетал всем телом, что-то еще прокричал и умолк. Бес вышел из несчастного, и человек стал здоров.    Чудо исцеления бесноватого поразило присутствующих в синагоге, а слух о нем вскоре распространился по всем окрестностям Капернаума. Мк. 1:21-28; Лк. 4: 31-37
Исцеление тещи Петра и многих больных в Капернауме. Мф. 8:14-17; Мк. 1:29-38; Лк