Пифагор, первый назвавший себя философом, основу мира видел в числе («Все есть число»), считая, что все имеет количественную определенность и все можно объяснить как число или пропорцию чисел.

Основоположниками атомистического учения были Левкипп и, особенно, Демокрит. Решая проблему соотнесения неизменной и вечной первоосно­вы мира сизменчивостью и преходящестью конкретных вещей, Де­мокрит вводит понятия атомов (бытия) и пустоты (небытия). Единое и неподвижное парменидовское бытие у атомистов как бы раскалывается на бесконечное множество далее неделимых частичек – атомов,которые и со­ставляют первооснову мира. Они движутся в пустоте, соединя­ясь, образуют тела, а разъединяясь, разрушают их. Многообразие же явлений мира обеспечивается различением атомов по размерам и конфигурациям и, соответст­венно, множе­ством форм их соединения. Атомы движутся прямолинейно, равномерно и в силу необходимости, т.е. жесткой причинности. Человек – тоже собрание атомов, а его душа состоит из особых (наиболее мелких и подвижных) атомов. Учение Демокрита во-многом положило начало материалистической линии в философии. Оно оказалась плодотворным источником естественнонаучных теорий вплоть до XIX века.

3. Средняя классика представлена прежде всего школой софистов и Сократом.

Софистика – течение в древнегреческой философии и полити­ческой мысли в V в. до н. э. Первоначально слово «софист» означало мастер, искусник, мудрец. Софистами называли себя первые гречес­кие учителя, которые учили искусству убеждать, красиво говорить, пра­вильно аргументировать свои мысли, а главное – искусству опровер­гать суждения противной стороны. Наиболее известным из софистов был Протагор из Абдер (ок. 480-420 гг до н.э.). Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, не­существующих, что они не существуют». Исключительное место человека выводится из абсолютизации прин­ципа субъективности восприятия мира и наших мыслей о нем а также принципа всеобщей изменчивости, сформулиро­ванного Гераклитом. Единственным источником знания Протагор считает ощущения. Вывод его гласит: если все меняется и переходит в свою противоположность, то о каждой вещи возможны и противоположные мнения. Ис­тина, следовательно, относительна, к тому же целиком и полностью зависит от человека, его субъективного вос­приятия предмета. Также относительны и моральные ценности, поскольку нет объективного критерия добра и зла. Релятивизм (от лат. «релятиве» - отношение) софистов поставил под сомнение теоретическое зна­ние вообще. Воз­никла проблема обоснования теоретического разума, с решением которой была связана философия Сократа.

Сократ (469-399) — афинский философ, положивший начало мо­ральной философии. В центре его внимания проблема человека и его сущности. Человек, по Сократу, прежде всего, существо моральное, нрав­ственное. Чтобы ориентироваться в мире, человек должен познать себя как обществен­ное и нравственное существо. Сократ, в отли­чие от софистов, выдвигает тезис: каждый человек может иметь свое мнение, но истина для всех одна, нормы мо­рали имеют объективное основание. Сократ утверждает, что знание есть понимание, оно осуществля­ется через по­нятия (понятие — результат обобщения, выделения об­щих признаков изучаемых явлений, отличающих эти явления от дру­гих). Понятием определяется сущность вещей. Путь к истинному знанию лежит через образование понятий. Главным методом образования по­нятий у Сократа выступает индукция — восхождение от частных, еди­ничных примеров к общим суждениям в ходе диалога с собеседника­ми. В своих беседах с учениками показал об­разцы диалектического мышления, как пути к всестороннему и объективно-истинному знанию через умение пра­вильно ставить вопросы в диалоге и, благодаря этому, преодолевать односторонности и разрешать противоречия в мысли.

4. Этап высокой классики связан прежде всего с учениями Платона и Аристотеля.

Платон – ученик Сократа, положил начало классическому объективному идеализму. Строя свою философскую систему, он различал видимый мир вещей и невидимый, потусторонний мир идей (образцов, сущностей, предшествующих вещам). Причем именно второй он считал единственно истинным, а первый рассматривал только как мир «теней», т.e. плоских, чрезвычайно искаженных копий своих идеальных прообразов. Из такого понима­ния отношения между мышлением и материальным миром Платон выводил и свою трактовку процесса познания. Ис­ходя из признания бессмер­тия души, он объявляет ее единственной носительницей знания. До своего вселения в тело душа постоянно живет в мире идей, созерцая их, а за­тем, уже находясь в теле, всматриваясь в мир вещей, она начинает вспоминать мир идей и вырабатывать понятия о них.

Средством познания выступает у Платона диалектика, которую он понимает не только как искусство диалога, а, прежде всего, как рас­крытие противоречивости высших понятий: бытия, движения, тождества и др. Важнейшая заслуга Платона состоит в осознании решающей роли знания общего для познания частного. Его учение об объективности противоречий сыграло огромную роль в развитии диалектики.

Платоном было разработано также учение об идеальном государстве, осно­ванном на четком разграничении общественных функций (по аналогии со структурой человеческой души), сословных различий. Душа каждого че­ловека состоит, по Платону, из разумной, аффективной (эмоционально-волевой) и вожделеющей (чувственной) частей, одна из которых выступает превалирующей над другими. В соответствии с этим люди оказываются более всего способны либо к мыслительной (философы), либо к волевой (стражи), либо к производственной (работники) деятельности и занимают соответствующее место в общественной (государственной) иерархии. Только тогда дос­тигается основная идея государства – справедливость. Таким образом, основная мысль Платона: не государство существует для людей, а люди для государства.

Ученик Платона Аристотель в своих трудах как бы подвел итог предшествующему философскому развитию. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром вещей и миром идей, полагал материю несотворимой и неучтожимой. В то же время он считал ее инертной, содержащей все многообразие предметов только в возможности. Чтобы эту возможность реализовать, необходи­мо существование и некоего активного идеального начала. Таким на­чалом, по Аристотелю, выступает форма. Именно она обладает актив­ностью и придает материи вид знакомых нам предметов. Весь мир таким образом, представляет собой ряд форм, расположенных в поряд­ке все большего совершенства. Завершает весь процесс формообразо­вания высшая форма («Форма всех форм»), ко­торую Аристотель называ­ет Демиургом (Творцом). Аристотелевское учение о «форме форм» было в дальнейшем канонизировано теоретиками зарождающегося монотеизма (единобожия) и положено в фундамент религиозной фи­лософии – теологии.

Исключительная заслуга принадлежит Аристотелю в разработке диа­лектики познания, учения о категориях, а также формальной логики, сохраняющей свое значение до нашего времени, ему принадлежит от­крытие основных принципов и законов логического доказательства.

В своей социальной философии Аристотель подвергает критике платоновское учение об идеальном государстве и разрабатывает свое, в основе которого лежит анализ реальных форм государственного устройства (правления). В соответствии с тем, кто осуществляет власть (личность, немногие, или же большинство), а также с целями этой власти, он выделяет три «неправильных» (тирания, олигархия, демократия) и три «правильных» (монархия, ари­стократия, полития) формы правления. Лучшей он считает политию, представляющую собой власть «среднего класса» (умеренно обеспеченных людей), составляющего большинство и обеспечивающего стабильность государства и общества. Участие в государственных делах он считал обязанность каждого свободного человека, называя его «животным политическим». При этом он считал вполне естественным существование рабства, называя рабов «говорящими инструментами (орудиями)».

5. В послеаристотелевскую (эллинистическую) эпоху сформировался еще ряд школ – эпикурейская, скептическая, стоическая. Эпикурейцы (последователи Эпикура) продолжали во мно­гом демокритовскую традицию в понимании природы, но особое место уделяли философско-этическим проблемам, поскольку именно эти проблемы имели наибольшее практическое значение в жизни каждого чело­века. Скептики (основатель этой школы Пиррон) счи­тали пред­метный мир непознаваемым и потому не разрабатывали учения о приро­де и не строили никакой позитивной теории познания, а чаще всего выступали с критикой гносеологических принципов, разрабатываемых другими. Большое место отводили они, как и эпикурейцы» этическим вопросам. Стоики (по названию портика Стоя в Афинах, где была основана эта школа) вслед за Аристотелем исходили из того, что су­ществует один един­ственный мир, за пределами которого – бесконечная пустота. Этот мир – живой и одухотворенный Космос, в ко­тором Бог (Логос) определяет все события и судьбы, превращая причины в цели. Тем самым однозначная причинно-следственная обусловленность всех процессов превращается у них в телеологическую (от греч. «телео» – цель), т.е. целеполагащую установку. Такая точка зрения особенно возобладала в позднем, римском стоицизме, представителями которого были Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), римский император Марк Аврелий (121 - 180 г.г. н.э.) и др.

Когда эти философские школы начали сходить с философской арены, древнегреческий философ Плотин (205 - 270 г.г.) и его последователи модернизи­ровали учение Платона. Идеализм неоплатонизма проявляется прежде всего в его онтологии. Согласно ему, верховная мировая категория «Единое», которое понимается как бестелесное и безличное начало, от которого зависит весь мировой процесс. Единое, как первооснова мира, выступает здесь, по сути, синонимом цельности этого мира. Неоплатонизм был последним философским врагом зарождающегося хри­стианства и его философии, хотя сама она много заимствовало от него.

Наши рекомендации