Учение Иисуса об аспектах освобождения
В то время, как учения в Евангелиях непосредственно относящегося к исцелению и освобождению может показаться относительно немного, тем не менее, его больше, чем может показаться на первый взгляд, и в основном — об освобождении, а не об исцелении. Однако, каждое упоминание достаточно глубоко в своей важности и значении для личного служения.
Очень легко пропустить эти места Писания и понизить их в значении при сравнении с другими прямыми учениями Иисуса на более популярные темы! Из своего опыта я знаю, что если мы отбираем места из Библии, которые нам нравятся и понятны, исключая остальные, с которыми мы могли бороться с начала нашей христианской жизни, то наш христианский рост к зрелости становится нестабильным и неуравновешенным и эффективность нашего служения серьезно страдает.
Например, многие Церкви отвергли все служение освобождения Иисуса и учение о нем, как неуместное в наши дни и нынешнюю эпоху, потому что они больше «не верят в бесов». Они допускают, что Иисус говорил о бесах только потому, что Он был «человеком своего времени» и был ограничен в Своем сознании и понимании медицинских фактов! Они предполагают, что Он не употреблял бы такую терминологию, если бы Он получил диплом психиатра и служил в последние годы двадцатого столетия вместо первого столетия в Палестине!
Эвелин Фрост, чье исследование служений исцеления и освобождения в истории отцов ранней Церкви рекомендуется для чтения более всего, поместила очень неудачное введение к секции демонологии в своей книге «Христианское исцеление» такими словами: «Практика изгнания духов у Христа била связана с общераспространенным верованием в существование бесов. Прожектор науки пролил свет на эти призрачные формы, вызванные воображением во тьме невежества, и призраки исчезли». К несчастью, такие ошибочные опубликованные толкования, из такого авторитетного источника, имели ужасное влияние на умы тех, кто хотел поверить в них, или, возможно, на умы тех, которые уже были демоническим образом заражены неверием.
Другие круги Церкви полностью принимают прямоту Писаний и верят, что Иисус действительно освобождал людей от бесов, но так как они также верят в то, что верующие христиане не могут иметь в себе бесов, то они снова отвергают служение освобождения Иисуса, как в большей степени неуместное для Церкви двадцатого столетия. Результатом опять является искаженная и неуравновешенная теология, приносящая много критики на служение освобождения, потому что никогда не имела дела с корнями, причиняющими людские проблемы. Это оставляет христиан бороться с неэффективностью и осуждением, потому что они не могут победить свои проблемы. Демоническое измерение упущено.
Вышеперечисленные теологические точки зрения вместе взятые объясняют мнение большинства Церквей, которые не занимаются служением освобождения. Они вообще не знают об обольщении, контролирующем их мышление и поведение и, поэтому, уязвимы для демонов. Одним из самых важных принципов войны является «Знай своего врага», принцип, который часто игнорируется во многих наших сегодняшних Церквях.
Враг радуется, когда он признан несуществующим или отношение к нему настолько наивно, что люди верят в то, что у него нет возможности каким-либо образом влиять на их жизни или Церкви. Незнание врага и его тактики было причиной поражений во многих битвах!
В этой главе мы обратимся к некоторым важным спорным вопросам, возникшим из учений Иисуса в определенных отрывках Священного Писания, которые непосредственно относятся ко всей теме освобождения.
Синдром веельзевула
(Матфея 12:22-30; Марка 3:20-27; Луки 11:14-23)
Кажется, что всякий раз, когда Иисус применял свою власть над силами тьмы, то происходили споры. Ничего не изменилось! Всякий раз, когда происходит эффективное служение освобождения, то там будут противодействие и споры — часто завуалированные — со стороны озабоченных христиан, не желающих видеть «неуправляемое, шокирующее всех» служение. Это один из главных сатанинских технических приемов прекращения любой эффективной Божьей работы, серьезно угрожающей демоническим твердыням.
Споры возникать будут, иногда даже с огромной интенсивностью и глубиной чувства, которые будут удивлять и даже шокировать вас. Они будут покрывать громадную область спорных вопросов, от основополагающей теологии об освобождении до того, должен ли кто-нибудь или нет изгонять беса без разрешения епископа (это серьезный вопрос, особенно для деноминаций, находящихся под властью их епископа. В то время, как политика меняется от епархии к епархии, в большинстве епархий Великобритании предполагается, что либо епископ, либо его назначенный советник должны быть поставлены в известность прежде чем произойдет какое-либо служение освобождения).
Сатана не придает значения предмету спора, потому что пока идет спор, те, кто служит в освобождении будут тратить некоторое (или возможно все) время и энергию на оправдание своего служения, вместо того, чтобы действительно выполнять его. И это, само по себе, является главной сатанинской победой — потому что работа прекращена и христиане (несомненно под влиянием бесов) сделали его работу за него!
Слова Иисуса фарисеям являются важным предостережением тем лидерам, которые занимают позицию власти — учить и применять истину об исцелении и освобождении — но упорно отказывающихся повиноваться Божьему слову: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Луки 11:52).
Я называю это возникновение споров против тех, кто посвящает себя Евангелизму, исцелению и освобождению «синдромом веельзевула», потому что когда фарисеи, Церковная иерархия во времена Иисуса, услышали, что Он восстановил зрение и речь слепого и немого человека через освобождение, то они подняли споры с целью дискредитировать служение Иисуса.
Споры, поднятые ими, были о власти, посредством которой бес был изгнан. На вопрос заданный толпой: «Не Сей ли Христос, Сын Давидов?», — они ответили, сказав: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Матфея 12:23-24). Следовательно, сутью их довода было то, что Иисус не может быть Мессией, потому что Он от дьявола.
Те, кто сегодня противится служению освобождения внутри Церкви, не предполагает, что Иисус «от дьявола», но я слышал обвинения в использовании оккультной силы, выдвигаемые против тех, кто сегодня изгоняет бесов. Я верю, что те, кто противится служению освобождения в большинстве своем делают это из-за того, что они сами не хотят участвовать в них! Во-первых, они возможно не видели такого служения и поэтому не понимают силу, которую дает Иисус Своим ученикам нынешних дней. Во-вторых, они, возможно испытывают опасения быть вовлеченными в это. Однако, подобно фарисеям, они могут завидовать тем, кто эффективно служит на территории, на которую они боятся зайти.
Марк говорит нам, что споры не ограничивались вовлечением только религиозных лидеров. Они разгорелись и в семейной ситуации Иисуса. Когда Он пошел домой поесть, это было предположительно в день исцеления слепого и немого человека, то за Ним следовало так много нуждающихся людей, что у Него не было времени для еды. Поэтому его семья также подключилась и пыталась удержать Его от работы, которую Он делал, потому что люди говорили: «Он вышел из себя (обезумел)» (Марка 3:21). В дом было послано сообщение (Марка 3:32-35) передать Ему, что Его мать и братья на дворе хотят Его видеть.
Но Иисус точно определил, что происходило, что они использовали, пытаясь остановить исцеления и освобождения, которые Он был призван выполнять. Поэтому «отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь» (Марка 3:33-35).
Говоря это, Иисус не имел в виду, что семья не имеет значения, но Он поставил на первое место повиновение Богу, а не подчинение данного Богом служения желаниям Своей семьи. И в контексте этого отрывка высший приоритет, в этом случае, был отдан служению исцеления и освобождения. Поэтому, по смыслу, люди служащие в этой области нуждающимся, истинно являются матерью, братом и сестрой Иисусу!»
В этот момент в уме Иисуса должны были очень громко звучать слова Иеремии, потому что Господь сказал этому, самому гонимому из пророков: «Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно поступают с тобою...» (Иеремия 12:6). В другом случае, когда Иисус предупреждал последователей о цене ученичества, Он сказал: «И враги человеку — домашние его» (Матфея 10:36).
Должно быть много раз споры, бушевавшие вокруг Иисуса, причиняли Ему глубокую боль и эмоциональное страдание, но ни что более не ранило Его, чем обвинение в использовании силы дьявола для изгнания бесов. Фарисеев не было с Ним в пустыне в течение тех сорока дней битвы с сатаной, они также не имели различения духов, чтобы распознать демонические силы, побуждающие их к таким поступкам и не видели бесов, бывших в таком страхе от Иисуса.
Но Иисус имел различение не только для того, чтобы понять происходящее в демоническом царстве, но также и для распознания мыслей фарисеев (Матфея 12:25). В другом отрывке (Иоанна 2:25) нам сказано, что Он: «... не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке». И то, что Иисус видел, породило одно из самых благотворных предупреждений, когда-либо данных Им религиозным лидерам.
Иисус сразу же парировал мысли и слова Своих обвинителей аргументом удивительной простоты. Он назвал сатанинскую территорию царством, в точности описывая принцип, что тот был «богом века сего» (2 Коринфянам 4:4), и руководителем падших ангелов и демонических сил. Но Иисус сказал, что если бы Он изгонял бесов силой веельзевула, то это бы означало, что различные фракции в его царстве борются друг против друга и сатанинское царство не продержалось бы долго, если бы среди армий зла было бы такое состояние анархии (Луки 11:17-18).
Если посмотреть из призмы этого разговора в вечность, то Иисус, со Своим Отцом, наблюдали за царством сатаны, применяющим власть и контролирующим мир на протяжении тысяч лет. Они видели, что оно хорошо организовано и в нем не было опасности разрушения в хаотическом беспорядке из -за дворцового переворота! Если бы природа сатанинского царства была действительно такова, то тогда не было нужды в пришествии Иисуса на землю в первом положении — Крест не был бы необходимым и род человеческий не был бы жертвой сатанинского контроля, потому что его царство распалось бы давным-давно.
Сам факт того, что Иисус ходил по этой земле, был решающим доказательством того, что сатанинское царство не разделилось само в себе! Но это не было доказательством, которое могли бы ухватить и понять умы Его слушателей, и особенно фарисеев. Они нуждались в более упрощенной земной иллюстрации. Поэтому Иисус обратился к иудейским заклинателям духов, с которыми фарисеи определенно сотрудничали. Это были люди, старавшиеся освободить людей от злых духов, употребляя религиозные ритуалы.
Иисус не указал, что они не могли изгонять злых духов, а подтвердил их работу и использовал тот факт, что они были способны изгонять бесов, сказав фарисеям, что если Он изгоняет злых духов и они думают, что Он использует силу веельзевула, тогда они должны применять подобное мышление к их собственным людям, занимающимся тем же делом! В конечном счете, это означает, что если Иисус был от сатаны (веельзевула), следовательно и фарисеи тоже.
И еще раз Иисус обратил доводы фарисеев (которых там было множество, Луки 11:53-54) против них и употребил их для защиты Себя от их атак. В данном случае сценарий не отличался от того раза, когда фарисеи привели женщину, взятую в прелюбодеянии к Иисусу. Подобным образом Иисус использовал их вопросы о побитии камнями, чтобы довести до абсурда Своих обвинителей! «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоанна 8:7), — сказал Он им. Ни один не осмелился принять вызов.
Иисус закончил дискуссию утверждением: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Матфея 12:28). Только после того, как Святой Дух сошел на Иисуса, после Его крещения, Он начал с силой служить в освобождении. С того времени Он начал оспаривать и уничтожать сатанинскую демоническую власть в жизни людей.
«Синдром веельзевула» не прошел. Некоторые фарисейские христиане по-прежнему стараются подорвать подлинную Божью работу, поднимая споры вокруг служения освобождения. ^Зто отвлекает внимание от их собственного неправильного понимания и неудачи пережить этот аспект Евангелия. Если бы они действительно делали работу, порученную им Иисусом, то маловероятно, что у них было бы время наблюдать за ортодоксальностью других! К их двери была бы протоптана такая тропа нуждающимися людьми, что, подобно Иисусу, у них было бы совсем мало времени для того, чтобы поесть и попить!»
Однако, наоборот, я не хотел бы, чтобы кто-нибудь читая эту книгу предположил, будто я говорю о том, что нам не следует оценивать служения и сравнивать их с Писанием, но нам нужно делать это при условии, что мы делаем дела Иисуса (исцеляем больных и изгоняем бесов), и тогда мы можем верить и делать то, что нам нравится. Это является такой же ересью, как осуждение людей за то, что они делают дела Иисуса. В то время, как Иисус несомненно был радикален в Своем использовании даров Святого Духа, Он также был очень и очень ортодоксален в Своих убеждениях, как раз подтверждая, что Он пришел не для того, чтобы добавить или отнять хотя бы малейшую часть от закона! (Матфея 5:17).
Поэтому, главная проблема не столько в нашей ортодоксальности, сколько в нашем непослушании тому внутреннему свидетельству Святого Духа, которое будет поддерживать нас в служении, данном нам Богом для исполнения. Это свидетельство проверяется Писанием, общим свидетельством общины верующих, в которую Бог поместил нас, и теми, за кого мы ответственны перед Богом.
Для некоторых послушание приведет к радикально новому направлению, по сравнению с работой, выполняемой другими в настоящее время, но не стоит говорить, что оно не будет ортодоксально в условиях Божьих намерений для их жизни. Некоторые находят достаточно утомительным, когда Бог не ограничивает Себя в пределах человеческих традиций! Но Писание полно историй мужчин и женщин, которые были готовы не подсчитывать цену за выполнение того, что Бог сказал им делать.
Иисус доказал это тем, что был вполне готов собирать «урожай» и исцелять больных в субботу — несмотря на неодобрение строгих субботников, заявивших, что из-за такого грубого непослушания Он больше не был ортодоксом! И Симон Петр столкнулся с некоторой трудностью, объясняя своим братьям-христианам в Иерусалиме, что это Евангелие не только для евреев! Главы 10 и 11 книги Деяния Апостолов, являются откровением в понимании, что ортодоксальность направления Святого Духа была намного более чудесной, чем ограниченный кругозор, представленный ограничением Евангелия только для евреев.
Иудейские заклинатели духов
Обычно задаваемый вопрос в связи с этим отрывком относится к Иудейским заклинателям духов. Если они не были наполнены (’пятым Духом, то как это возможно, что они могли изгнать каких-нибудь бесов? Такой вопрос предполагает, что Святой Дух вообще не действовал до Пятидесятницы или до крещения Иисуса. Читая Ветхий Завет, вы быстро поймете, что такое предположение является явно неверным. Потому что история иудейского народа — это история людей Божьих, ответивших на водительство Святого Духа.
Под Ветхим Заветом за послушание были обещаны благословения. У меня нет сомнений, что когда люди, чьи сердца были правы перед Богом, искали Его, желая освободиться, искали через людей, способных мудро научить их тому, что означает быть послушным Богу, то тогда некоторые силы врага были разгромлены.
Но когда Иисус начал служить в освобождении, то Он не просто проповедовал форму религиозной дисциплины и послушания, через которую силы врага были бы разгромлены, нет, Он непосредственно говорил с бесами и давал приказания, которым они действительно повиновались. Это было не видано ранее! Именно эта прямота и власть отличала Иисуса от всех религиозных людей, когда-либо ранее пытавшихся освободить человека от сил тьмы.