Служение освобождения в истории Церкви
Имеется множество хорошо документированных сообщений об освобождении, как обычной стороне христианского служения, проходящей через всю историю Церкви. Например, Тертуллиан, писавший около 200-го года после Рождества Христова, в своем произведении «De Spectaculis» комментирует: «Мы имеем случай, с этой женщиной — сам Господь тому свидетель — которая пошла в театр и вернулась одержимой. Во время изгнания беса, когда ему запрещали, что он посмел напасть на верующую, он (то есть злой дух) твердо заявил: "И воистину я сделал это по полному праву, ибо я обнаружил ее в моих владениях!''».
Ориген в своем труде «Против Цельса» (примерно 250 год от P. X.) говорит: «Не заклинаниями, а именем Иисуса христиане одолевают злого духа... используя молитвы и другие средства, которые мы узнаем из Писания, мы изгоняем их из душ людей, из мест, где они обосновались и даже из тел животных, ибо даже эти твари часто страдают от порчи, причиняемой им злыми духами».
Лактанций в своем «Образце Небесных Институтов» (примерно 350 год от P. X.) интересно добавляет: «Как Он Сам перед лицом Своих страданий ввел в замешательство злых духов, Своим словом и приказанием, так и теперь, через имя Его и символ тех же самых страданий (то есть Креста), нечистые духи, проникшие в тело человека, изгоняются вон, страдая и мучаясь, и признавая себя бесами, они покоряются Богу, от Которого они в трепете».
На протяжении столетий, существовало множество хорошо документированных свидетельств об обладаемых духами, которые были освобождены именем Иисуса. В сравнительно недавние времена, истории таких пророческих личностей, как Смит Виг- глсфорт, увеличили веру в сверхъестественное среди простых верующих. А дневники малоизвестной, но, тем не менее, поистине замечательной женщины Марии Вудворт-Эттер, взволновали людей демонстрацией силы имени Иисуса над делами тьмы. Она служила в конце XIX и начале XX веков, главным образом в США, а также и Англии, и была могущественным образом использована Богом в служении исцеляющего евангелиста с удивительно плодотворным служением освобождения.
На протяжении всей истории Церкви всегда находились люди, практиковавшие служение освобождения. В наши дни Святой Дух вновь восстанавливает служение освобождения в Церкви все шире, в чем выражается естественный процесс обновления.
Реакция в Церкви сегодня
Множество ложных концепций и отсутствие хорошего учения держат большинство Церквей в неведении относительно козней врага, в разительном контрасте с политикой, принятой и рекомендованной Павлом (2 Коринфянам 2:11). Внутри Церкви распространено мнение, что злые духи встречаются только от случая к случаю, и не могут воздействовать на верующих христиан. Таким образом, Церковь оказывается втянутой в обман и заблуждение, считая, что изгнание бесов не является служением, заслуживающим какого-либо внимания обычных посетителей Церкви. В действительности, некоторые из теологов утверждают, что нам следует иметь здоровое пренебрежение к врагу И тем не менее, принимающие такое отношение, обычно скоро заблуждаются в опознании врага и его воздействия, и лишают надежды тех многих, которые оказались в ловушке нечистых сил и кажутся бессильны вырваться из когтей врага.
Ответственность христианских пастырей, состоящая в том, чтобы не уводить стадо в сторону, является весьма значительной. Иезекииль предостерегал пастырей Израиля следующими выразительными словами: «(Вы) слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной не перевязывали,... и рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому» (Иезекииль 34:4-5). Отвержение важнейших средств исцеления (освобождения) для паствы, находящейся на нашем попечении, без сомнения значит вести их не в том направлении.
Это предполагаемое здоровое пренебрежение врагом, в действительности далеко от здорового, и поскольку в Церкви существовало всеобщее невежество относительно путей, на которых действует враг, сатана беспрепятственно имел вход в Тело Христово неопознанным и никем не потревоженным. Я верю, что пока освобождение не будет принято в качестве ключевой части доспехов, предназначенных для нас, и использовано народом Божьим, Церковь будет жестко ограниченна в своей эффективности.
Тот, кто хотел взять Писание таким, как оно есть и стремился служить в освобождении нуждавшимся, часто оказывался вынужден бороться против различного рода подозрений со стороны своих собратьев. Для некоторых их обособленность иногда вела к экстремизму, который еще более отдалял их от Тела Церкви.
Многие христиане склонны игнорировать или отвергать служение освобождения, так как они не могут смириться с мыслью, что, возможно, христиане могут иметь в себе бесов. Они спрашивают: «Как могут Святой Дух и злой дух сосуществовать в одном и том же человеке?» Другие, обыкновенно склонные к либеральной теологической перспективе, предпочитают отвергать все доказательства существования сверхъестественной силы, вне зависимости от того, исходит ли она от Бога или от сатаны. Таким образом напрочь отвергается сама идея о том, что бесы реально существуют. Некоторые теологи пытаются доказать, что Иисус только говорил о некотором личном дьяволе или нечистых духах, поскольку медицинское понимание болезней (или его недостаток) были ограничены уровнем развития Его поколения.
На другом конце шкалы мнений (на другой чаше весов) находятся наивно полагающие, что освобождение от нечистых духов является ответом на все болезни, от которых страдают люди и возлагают все надежды на изгнание бесов, даже там, где очевидно требуются другие средства исцеления, более уместные и важные. Почти каждый автор, пишущий книги по данному вопросу, цитировал предостережение К. С. Льюиса о том, что как не следует игнорировать дьявола, так и не уделять ему слишком много внимания. Это предостережение носит универсальный характер и полностью относится к данному вопросу, ибо содержит глубокую истину.
Где-то между этими крайними точками зрения существует основная масса христиан, верящих, что поручение Иисуса, данное Церкви, включает в себя служение освобождения и старающихся встроить это служение в жизнь Тела Христова. Это реально и я молюсь, чтобы эта книга оказала значительную помощь тем, кто хочет всерьез принять заповедь Иисуса «изгонять бесов» и укреплять Церковь.
Критики служения освобождения часто используют слова «сбалансированный подход». Они советуют не вдаваться в крайности в вопросе о нечистых духах и не уделять им большого внимания. В служении людям они предлагают вам сконцентрировать ваше внимание на наиболее важных аспектах личной жизни человека.
Тем не менее, когда вы будете читать эту книгу, вы увидите, что для изгнания нечистых духов в равной мере необходимы как сбалансированный подход, так и радикальное служение. Сбалансированное во всем ряду христианских фундаментальных истин (таких как покаяние, прощение, принятие и т.д.), которые являются исключительно важными инструментами служения; и крайне радикальный подход, если во время служения выявится присутствие беса в ком-либо, тогда на нас лежит ответственность за уничтожение всех его притязаний, чтобы изгнать его и затем научить человека жить пред Богом так, чтобы нечистый дух не мог вернуться в него.
Я считаю, что служение Иисуса было полностью сбалансированным, а это практически означает, что Он учил, имея радикальную власть во всех сферах жизни. Для Иисуса сбалансированный подход не означал половинчатого компромисса, но уверенное учение и решительные действия, достаточные, чтобы отвечать нуждам всех тех, кто приходил к Нему.
Когда Иисус встретил богатого молодого человека, на его проникновенный вопрос о наследовании вечной жизни Иисус дал такой же проникновенный ответ: «... продай имение твое,... и приходи и следуй за Мною» (Матфея 19:16-22). Иисус справедливо оборвал провокационные теологические толкования Никодима, сказав ему, что тому следует родиться свыше от Духа Божьего (Иоанна 3).
Фарисеям, хотевшим побить камнями женщину, взятую в прелюбодеянии (Иоанна 8:1-11), Он сказан: «... кто из вас без греха, первый брось на нее камень». А в случае с отроком-эпилептиком (одержимом духом немым), отец которого находился в глубоком горе, Иисус распознал беса и приказал тому выйти вон (Луки 9:37-43). Он укрепил веру человека, рука которого была парализована, приказав тому протянуть руку. Тот попытался, обнаружив, что рука стала действовать, и исцелился (Луки 6:6-11).
Каждый из этих случаев и многие другие, являющиеся иллюстрациями из жизни Иисуса, показывают радикальные и решительные мысли, слова и действия — но обо всем этом можно сказать, что Иисус был радикален в путях, которыми Он действовал в каждом индивидуальном случае, и все Его служение было в результате сбалансированным.
Где и как бы ни действовал Иисус, в любой ситуации, нигде не было никаких компромиссов. Всегда Он был любящий, но всегда радикальный. Сбалансированность и компромисс — не одно и то же. К сожалению, многие из тех, кто думает, что они были сторонниками сбалансированного подхода в исцеляющем служении, на самом деле стали сторонниками компромиссов, в результате этого, атак же из-за невежества, оказались противниками служения освобождения.
Сбалансированное исцеляющее служение является одним из использующих всю сферу служений, практиковать которые поручил нам Иисус. Сбалансированное служение не из тех, которые держат «усредненный курс» в каждом служении, чтобы не нарушать, а может быть, что более выразительно, чтобы избежать сотрясения теологических основ, которые могут оказаться неадекватны заданию!
Для Иисуса, и для всех тех, кто стали Его учениками, служение освобождения было обычным и естественным делом. Люди ожидали от Иисуса действий, направленных на изгнание нечистых духов, и Он изгонял их. Однако, в настоящее время преобладает распространенное повсюду мнение (как среди христиан, так и среди других), что сейчас более развитые медицинские познания и существует лучшая терминология, чтобы описывать состояния, которые во дни Иисуса приписывались воздействию нечистых духов! Тем не менее, такая точка зрения вводит в заблуждение, подобно рационализму, обесценивающему все сверхъестественное.
В некоторых кругах Церкви иногда в качестве причины неудачных исцелений приводят независимую волю Бога. Отсюда произошла ошибочная доктрина «пострадать за Евангелие». Тем не менее, такая точка зрения отсутствует в служении Иисуса, ибо нигде не встречается Его высказываний, чтобы кто-нибудь не был исцелен, потому что независимая воля Бога заставляет их страдать! Пока некоторые аспекты страдания остаются загадкой, я верю, что в большинстве случаев исцеления не происходят по той причине, что Церковь молится не в том направлении. Может быть человеку необходимо простить от всего сердца или исповедать какой-либо грех, или он носит на себе проклятие, или даже нуждается в освобождении от нечистого духа.
Из всего этого не следует ни вывод о том, что Бог не является независимым и суверенным, ни о том, что существуют обстоятельства, когда Его воля идет против наших желаний или ожиданий. Но из этого следует вывод, что Бог ожидает от нас ведения нашего служения в согласии с Его наставлениями, и если человек болен из- за присутствия беса, то навряд ли будет почитанием Бога обвинять Его независимую волю, когда налицо выражается наше непослушание — когда мы не изгоняем беса и одухотворяем проблему, оправдываясь ложной доктриной о страданиях!
Многие больные потеряли надежду. Они подобны той женщине, которая страдала кровотечением — они изнурили себя в поисках исцеления. Для них жизнь потеряла свои цели, когда здоровье уступило место долговременной немощи. Служение освобождения не является универсальным ответом на эти их нужды, но для тех, кто болен из-за присутствия нечистого духа, оно должно стать ключевой частью ответа, когда основная причина носит демонический характер.
Евангелие надежды
Евангелие главным образом является Евангелием надежды — надежды, представляющей собой не неопределенное желание, но абсолютно определенную уверенность, опирающуюся на гарантированную верность Божью. Для каждого человека, приходящего к Нему, остается уверенность в вечной жизни. Вечная жизнь начинается с того момента, когда мы рождаемся свыше, от Духа Божьего (Иоанна 3) — а не является чем-то, что ожидает нас после смерти.
Главные проповеди некоторых проповедников опираются на продолжение жизни после смерти, так как большинство из нас не обладают способностью принять чудесные благословения, которые Бог имеет для нас также в настоящее время. Сегодня многие находятся в таком личном кризисе, что они спрашивают: «Существует ли жизнь до смерти?» Нам не нужно ожидать смерти, чтобы начать радоваться всем благам, исходящим для нас из Креста! Надежды христиан включают и получение исцеления и освобождения в течение нашей жизни на земле.
Большинство христиан признают, что исцеление проистекает из Креста. Пророк Исайя первым сказал: «... ранами Его мы исцелились» (Исайя 53:5). Поэтому исцеление является центральной частью искупления и важной стороной христианской надежды. Освобождение также истекает из Креста. Ибо на Кресте Христос «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Колоссянам 2:15).
Иисус не был убит сатаною, когда Он взошел на Крест. Если бы это произошло, то распятие ознаменовалось бы победой сатаны. Иисус сделал выбор — положить Свою жизнь, и когда Он был предан и физически убит людьми, то они имели власть сделать это только потому, что Он избрал быть послушным воле Своего Отца. Матфей напоминаем нам, что даже еще в 11-ом часу Иисус мог призвать двенадцать легионов ангелов Себе на помощь (Матфея 26:53).
Поэтому, когда Иисус воскрес из мертвых, это стало могущественным утверждением всем силам тьмы, что их царь, сатана, потерпел поражение и отныне воцарился Иисус. Когда Павел писал христианам в Галатии: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Галатам 2:19-20), — он утверждал удивительный факт, что христиане по отношению к сатане находятся в том же самом положении, как Сам Иисус, восставший из мертвых! То есть в положении победителя над всем демоническим царством. Своим распятием Иисус продемонстрировал, что Он поистине имел ту власть, чтобы дать ее Своим ученикам (отныне и на все времена), силу и власть изгонять нечистых духов.
Поэтому, согласно Священному Писанию, не может быть никаких вопросов о том, что и освобождение является также центральной частью искупления, и служение освобождения — частью христианской надежды. Вне победы Креста у нас не было бы ни силы, ни власти над силами тьмы. По этой причине сатана приложил максимум энергии, чтобы ограничить право Иисуса в самом начале Его служения во время искушений в пустыне — (смотрите Главу 7).
Иисус доверил Своей Церкви задачу — служить и в исцелении и в освобождении нуждающимся. Я вынужден прийти к выводу, что Церковь, не занимающаяся служением исцеления и освобождения, частично лишает себя способностей и предлагает не полное и ограниченное спасение. Она не может полностью представлять служение Иисуса в качестве Тела Христова на земле. Это приводит к отказу ее членам в некоторых их надеждах, принадлежащих им по- праву, как детям Божьим.
Те Церкви, которые молятся об исцелении, но не хотят признать служение освобождения по каким-либо причинам, также жестко ограничены в своей эффективности. Наш опыт показывает, что пока Церковь не будет практиковать служение освобождения также широко, как и служение исцеления, эффективность ее исцеляющего служения будет оставаться ниже 20% от того уровня, который в ней надлежит быть. Отсутствие служения освобождения может означать лишения некоторых христиан того лучшего, что имеет для них Бог.
Краткий обзор книги
В этой книге я стремлюсь доказать, что служение освобождения является полноправным служением для христиан; что Бог намеревается дать христианам возможность естественным образом соприкасаться со сверхъестественным в их жизни и служении; что нечистые духи являются определенной реальностью, и с ними необходимо считаться; что во Христе мы имеем и силу и власть, чтобы бороться с ними, не поддаваясь страху; и что повинуясь всему тому, что говорил нам Иисус, мы можем играть стратегически важную роль в освобождении порабощенных силами тьмы.
В книге приведены множество примеров того, что сделал Бог в жизни людей через освобождение. В каждом из этих случаев имена и некоторые сопутствующие детали удерживают читателя от распознания личностей. Тем не менее, исключительные детали процесса остаются теми же. Эта книга не содержит ничего такого, что не было бы выстрадано, часто с великим трудом на наковальне опыта и не прошло бы многократной проверки в служении другим.
Хотя эта книга не является историей поместья Эллел Грейндж, она не могла бы быть написана без обретения того опыта, который был выработан в служении тысячам различных людей со времени открытия нашего центра в 1986 году. Маленькая команда, которую Бог свел вместе, начала свою работу, не ожидая, что такая значитель
ная часть служения могла бы содержать в себе освобождение. Также никто не мог предполагать удивительных и иногда драматических результатов служения в исцелении через освобождение.
Тем не менее, необходимо сказать, что хотя служение освобождения является стратегически необходимой частью жизни Эллел Грейндж, это лишь часть доспехов, которыми обладает Церковь в исполнении Великого Поручения. И все же она не должна быть снята с повестки дня в служении Церкви. Если это случится, останется большое число людей, нуждающихся и страдающих, которые не получат уготованной им Божьей помощи.
В этой книге, говоря об аспектах служения освобождения, я часто говорю «мы». При этом я имею ввиду ту команду, осуществляющую служение в Эллел Грейндж, которая заслужила такое определение в поисках ответа от Господа для тех, кто постучал в дверь за помощью. Мы не претендуем на то, чтобы иметь ответы на все вопросы. Но я верю, что если Церковь прилежно относится к применению Слова Божьего в жизни страдающих и надломленных людей, то произойдет резкое увеличение числа исцеленных по сравнению с тем, что бывает просто при молитвах, без какого-либо заметного результата.
Я бы попросил вас читать эту книгу с открытым сердцем и разумом — чтобы сердце было открыто к восприятию голоса Бога Отца и сознание не было закрыто для нового восприятия прежними предубеждениями и учением. Эта книга представляет собой взятые из Священного Писания основы исцеляющего и освобождающего служения. Следующая книга будет практическим учебником по освобождению для тех, кто вовлечен в служение исцеления.
Заключительное слово
В заключительном слове я могу с глубоким убеждением заявить, что никому не следует входить в служение освобождения без соблюдения следующих условий:
а) Пока они не будут иметь собственную, прочно основанную веру в Иисуса;
б) Они должны быть готовы в любое время стать евангелистами (ибо большинство людей, ищущих помощи, будут не христианами и окажутся вне Царства Божьего, когда определится необходимость служения);
в) Они должны быть готовы при необходимости получить служение для самих себя;
г) Они должны иметь глубокое сострадание и любовь к людям; и
д) Они должны трудиться под безопасным руководством христианских лидеров.
Опыт сыновей Скевы, которые попытались заниматься служением освобождения, но не посвятили себя Иисусу, должен послужить хорошим предостережением. Они закончили тем, что были вынуждены нагими бежать на улицу (Деяния 19:11-20)! Служение освобождения никогда не должно отделяться от общего Евангельского служения Иисуса Христа. Оно является неотделимой частью Евангелия, и пытаться заниматься служением освобождения вне позволения Писания — опасное дело с возможными опасными последствиями и для оказывающего и для принимающего помощь лиц.
Существует единственная гарантия безопасности—знать Иисуса, как своего Спасителя и Господина вашей жизни. Только при таком знании Святой Дух протекает через нас, обращаясь в силу. И только через силу Святого Духа мы обретаем всякую власть над силами тьмы.
Что же мы должны делать? Критерием времени стал ответ Петра, данный на этот многозначительный вопрос в день Пятидесятницы: «...и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, —и получите дар Святого Духа»(Деяния 2:38).
Когда Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня»(Иоанна 14:6), — Он в равной мере был и уверен в Себе и полностью прав. Это утверждение совершенно непопулярно у тех, кто заявляет: «Все пути ведут к Богу», — или нечто подобное. Однако, мы снова и снова убеждаемся, что когда Иисус говорил эти Свои слова, Он провозглашал истину. И самонадеянным в данном вопросе был не Иисус, а сатана, который хотел подняться выше Самого Бога.
Сатана уже побежден, но плодами победы Креста и воскресения могут воспользоваться только те, кто пришел к вере в Бога через Его Сына. Иоанн в своем Евангелии провозгласил, что только принявшие Иисуса имеют власть быть чадами Божьими (Иоанна 1:12). Эти слова драматическим образом исполняются в последние годы двадцатого столетия, когда дети Божьи переживают эту силу и власть, действительно принадлежащие им по праву веры в Иисуса Христа.
Глава 2