Епископу нельзя судить собственное дело

Последний аспект, который мы проанализируем в данном докладе, касается грубых канонических противоречий, возникающих в тот момент, когда кириархи, причастные к ереси, игнорируют 31-е Апостольское правило, 15-е правило Двукратного Собора и 3-е правило III Вселенского Собора и решают отправить в суд священников-исповедников веры. Потому что в Регламенте канонических дисциплинарных органов и судов Рум. ПЦ (RACDIJBOR) не существует процедуры для осуждения священника, прерывающего поминовение своего епископа за участие того в ереси, потому что для этого прерывания поминовения и не должно существовать процедуры, поскольку оно не является никаким дисциплинарным отклонением, и консистории отправляют священников в суд по процедурам, предусмотренным для обычных отклонений.

Первой неувязкой, возникающей в данной ситуации, является попрание епископами, отправляющими в суд священников-исповедников, канона 118, 112 из Пидалиона: «Благоугодно, чтобы епископ не судил своего дела», — толкование которого таково: «Данный канон постановляет, что епископ не может судить ни другого епископа, который имел бы с ним какой-либо спор, ни пресвитера, который имел бы какой-либо спор с ним. Ни какого-либо другого клирика, по 9-му канону IV Собора. Но ни пресвитера, обвиняемого другим, ни диакона не может лишать сана один епископ, по 12-му [правилу] этого [собора]. Смотри и 74-е Апостольское [правило]»[28]. Данное правило является перенесением на церковную жизнь принципа римского права nemo in rem suam auctor esse potest — «никто не может судить собственное дело»[29].

Из данной неувязки проистекают и другие: консистории для этого непригодны, поскольку наречены иерархом и судят от его имени; священники не могут пользоваться церковными адвокатами, поскольку те тоже ангажированы всё тем же епископом; кассационная жалоба не может быть подана шести епископам плюс викарию, как того требует 12-е правило Карфагенского Собора, поскольку митрополичьи консистории и национальная церковная консистория не состоят из епископов; епископы, выносящие синодальные одобрения на кассационные жалобы, также не соответствуют поставленной задаче, будучи причастны той же ереси и в некоторых случаях совершая подобные неканоничные лишения сана; в других же ситуациях иерархи, одобряющие кассационную жалобу, сами же и лишали сана в нижестоящей инстанции.

Все эти серьезные неувязки, попирающие, с одной стороны, фундаментальный канонический принцип соблюдения канонических предписаний Православной Церкви, прописанный в ст. 3, литера g, а с другой — принцип отыскания истины и гарантирования права на защиту, предусмотренный ст. 3, литера i Регламента (RACDIJBOR), делают данные лишения сана неканоничными и недействительными с точки зрения норм права.

Они были доведены до сведения Святого Синода в случае с процессами, возбужденными против отцов Памво (Жугэнару) и Иоанна Унгуряну, и ожидается, что высшая церковная власть Рум. ПЦ примет правильное решение для выхода из этого серьезного канонико-юридического тупика.

Богослов Михай-Сильвиу Кирилэ

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

http://ortodoxinfo.ro/2017/06/19/teolog-mihai-silviu-chirila-intreruperea-pomenirii-singura-masura-eficienta-contra-ereziei-consideratii-de-ordin-canonic/

[1] Pidalion, Cârma Bisericii Ortodoxe. Editura «Credinţa Strămoşească» [Пидалион, Кормило Православной Церкви. Изд-во «Вера предков»], 2007. Р. 68.

[2] Там же.

[3] Там же. Р. 70.

[4] Ioan N. Floca. Canoanele Bisericii Ortodoxe. Note și comentarii. Ediția a III-a îmbunătățită, ediție îngrijită de dr. Sorin Joantă. Sibiu: f.e. [Иоанн Н. Флока. Каноны Православной Церкви. Примечания и комментарии. 3-е изд., улучшенное, под ред. д-ра Сорина Жоанты. Сибиу: б.и.], 2005. P. 26.

[5] См.: Pidalion. Р. 362.

[6] Ioan Floca. Р. 347.

[7] http://patriarhia.ro/images/pdf/HotarariSinodale/2010/Anexa_1.pdf. (Присяга священника, утвержденная в РПЦ в 2011 г., звучит несколько иначе: «Я… обещаю и клянусь пред Всемогущим Богом и святым Его Крестом и Евангелием, что при помощи Божией всемерно буду стараться проходить свое служение во всем согласно слову Божию, правилам церковным и указаниям Священноначалия. Богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя. Учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святой Православной Церкви и Святых Отец; вверяемые попечению моему души охранять от всех ересей и расколов, а заблудших вразумлять и обращать на путь истины и спасения…». См.: http://www.patriarchia.ru/db/text/1435038.html. — Пер.).

[8] Părintele Iustin Pârvu. Biserica și noile erezii. f.e., f.l., f.a. [Отец Иустин (Пырву). Церковь и новые ереси. Б.м.: б.и., б.г.] Р. 27.

[9] Имеется в виду Регламент канонических дисциплинарных органов и судов Рум. ПЦ (Regulamentul autorităilor canonice disciplinare şi al instanţelor de jedecată ale Bisericii Ortodoxe Române, или RACDIJBOR). — Пер.

[10] Ioan Floca. Р. 79.

[11] http://lumea-ortodoxa.ro/scrisoarea-marelui-staret-sava-cel-batran-aghioritul-catre-unii-care-l-acuzau-ca-intrerupand-pomenirea-intrat-schisma-cu-biserica/.

[12] Ioan Floca. Р. 75.

[13] Pidalion. Р. 70.

[14] Pidalion. Р. 363.

[15] http://ortodoxinfo.ro/2017/04/14/ips-teofan-le-spune-de-sfintele-pasti-credinciosilor-moldavi-ca-minciuno-sinodul-din-creta-nu-avut-nicio-eroare-doctrinara/.

[16] См.: http://www.aparatorul.md/recomandam-muntele-athos-partea-practica-a-aplicarii-canonului-15-de-la-sinodul-i-ii-constantinopol-861/.

[17] http://www.aparatorul.md/fragmente-din-procesul-intentat-de-patriarhia-constantinopolului-sfantului-maxim-marturisitorul-pentru-ca-a-rupt-comuniunea-cu-ea-2/.

[18] http://lumea-ortodoxa.ro/ati-stiut-ca-sf-paisie-aghioritul-nu-pomenit-patriarhul-decursul-cativa-ani/.

[19] Iosif Vriennios. Τὰ εὑρεθέντα ἐργα. Vol. II Ρ-Θ. 140, 620Α. Tesalonic, 1990.

[20] Sfântul Teodor Studitul.Scrisoarea 49, Fiului Naucratie, în vol. Dreapta credinţă în scrierile Sfinţilor Părinţi. Vol. 1. București: Ed. Sofia [Святой Феодор Студит. Письмо 49, Сыну Навкратию // Правая вера в писаниях Святых Отцов. Т. 1. Бухарест: Изд-во «София»], 2016. Р. 28.

[21] Там же.

[22] Там же.

[23] Там же.

[24] Там же. Письмо 40. Р. 30.

[25] Там же.

[26] Там же. С. 30–31.

[27] Там же. Р. 44.

[28] «Пидалион» составлен прп. Никодимом Святогорцем, на рус. яз. не переведен. — Пер.

[29] См.: http://ortodoxinfo.ro/2017/04/21/parintele-pamvo-cere-sfantului-sinod-aplicarea-canonului-care-prevede-ca-episcopul-nu-poate-judeca-chestiuni-care-il-privesc/.

Наши рекомендации