После исповедания: провозглашение, благодарение, хвала
В молитве освобождения в 18-ой главе особым образом была подчеркнута истина, открытая в послании к Евреям 3:1: Иисус - Первосвященник исповедания нашего. Этот принцип должен также руководить нашими развивающимися взаимоотношениями с Господом. В каждой ситуации, с которой мы сталкиваемся, мы должны реагировать на нее соответствующим исповеданием из Писания, тем самым открывая путь первосвященническому служению Иисуса.
В большинстве ситуаций у нас три возможности: совершить позитивное исповедание из Писания; не делать никакого исповедания; совершить негативное исповедание, не соответствующее Писанию. Если мы совершаем позитивное исповедание, мы как бы высвобождаем служение Иисуса, чтобы Он помог нам и вышел нам навстречу, когда мы в нужде. Если мы не делаем исповедания, то мы оставлены на милость обстоятельств. Если мы совершаем негативное исповедание, мы предоставляем себя злым, демоническим силам. В главе 12, которая рассматривает тему "Наложенные на себя проклятия", были даны различные примеры, показывающие то, каким образом негативные слова высвобождают злые и негативные силы в жизни людей.
Важно различать между Библейским исповеданием истинной веры и такими вещами, как позитивное мышление или неуважительное предпочтение какой-либо "разумной философии". Существуют три главных различия. Прежде всего, исповедание в Библейском смысле ограничено утверждениями и обетованиями Библии. Оно состоит в произнесении своими устами того, что Бог уже сказал в Своем Слове. Исповедание не может распространяться свыше этого.
Во-вторых, исповедание также ограничено условиями, относящимися к любому особенному обетованию. Великое большинство обетований в Библии содержат условия. Бог говорит, что "если ты сделаешь это, тогда Я сделаю то". Если мы не делаем требуемого "этого", тогда у нас нет права ожидать того, что Бог сделает соответствующее "то". Исповедание ценно только тогда, когда выполняются соответствующие условия. Оно никогда не подменяет послушания.
В-третьих, исповедание не может быть сведено к удобной "системе", действующей по человеческой воле. Судя по Римлянам 10:10, исповедание эффективно только, если оно исходит из веры в сердце. Существует радикальное различие между верой в сердце и верой в разуме. Вера в разуме произведена нашими собственными душевными процессами; все, что она может произвести - это слова, лишенные силы. С другой стороны, вера в сердце рождается только Святым Духом и производит слова, облеченные силой для исполнения того, что исповедано. Что Бог обещал вере в сердце, не применимо к просто душевной вере.
Что касается излияния веры в сердце, здесь Святой Дух ревниво хранит Свою суверенность. Он не поддается на "колдовство". Никто не может манипулировать Им, или запугивать Его, или заставлять делать Его нечто против Его воли. О такой вере Павел говорит нам в послании к Ефесянам 2:8-9, что она "не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился".
Душевная вера часто побуждает нас к гордости и самоутверждению. Истинная вера в сердце, с другой стороны, смиренно признает свою полную зависимость от Бога.
Но обладая такими качествами, исповедание, правильно понятое и практикуемое, может стать решающим фактором в христианской жизни. В Послании Иакова 3:4-5, апостол сравнивает язык с рулем корабля. Несмотря на свои небольшие размеры по сравнению с целой структурой корабля, руль определяет курс, по которому следует корабль. Используемый правильно, он будет вести корабль в целости и сохранности до назначенного порта. Используемый неверным образом, он приведет к крушению.
То же самое относится к тому, каким образом мы выражаем свою веру. Правильное исповедание может привести нас во все благословения, обещанные Богом. Неверное исповедание может увести нас очень далеко в сторону, в опасные нехоженые воды, где нас ждет крушение.
Люди часто не готовы принять ответственность за слова, которые они произносят. Но, судя по словам Иисуса, невозможно избежать очевидного:
...От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься... (Матфея 12:37).
Наши слова либо подтвердят нашу праведность в Божьих глазах, либо они приведут нас под осуждение. Среднего положения не существует.
В послании к Римлянам 10:10 сказано, что вера в сердце становится полностью эффективной только тогда, когда она исповедана устами. Это также верно о неверии. Когда мы выражаем свое неверие словами, мы высвобождаем их негативную силу, действующую против нас и удерживающую от нас благословения Божьи, обещанные вере.
Автор послания к Евреям 4:14 делает два предупреждения относительно важности правильного исповедания:
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
Также, в послании к Евреям 10:21, 23, сказано:
И имея великого Священника над домом Божиим... Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
В каждом из этих отрывков видна прямая связь между нашим исповеданием и служением Иисуса в качестве нашего Первосвященника. Тот же самый принцип проходит через весь Новый Завет: именно наше исповедание соединяет нас с Иисусом, как нашим Первосвященником и высвобождает Его священническое служение в нашу пользу.
Другой основной момент в этих отрывках содержится в слове "держаться".
Важно сделать правильное исповедание, но это не существенно само по себе.
В каждой соответствующей ситуации, где применим этот принцип, мы должны постоянно держаться нашего первоначального исповедания.
В послании к Евреям 10:23, автор призывает нас не просто держаться нашего исповедания, но держаться его "неуклонно". Ясно, что Он допускает различные возможные ситуации, которые попытаются нас поколебать. Колебание может быть выражено само по себе и в прекращении правильного исповедания, или даже в изменении позитивного исповедания на негативное. В любом случае, предупреждение против "колебания" показывает, что давление, направленное против нас, будет иметь одну цель: заставить нас отменить или даже отречься от нашего первоначального правильного исповедания.
Вся концепция правильного исповедания кажется настолько простой, возможно даже простейшей: просто сказать о каждой проблеме или о каждом испытании в точности, и только то, что говорит об этом Библия, и продолжать говорить это. Да, это так просто, но в то же время так трудно практически! В действительности я сделал вывод на основании моего собственного жизненного опыта, а также из наблюдения над окружающими меня людьми, что это возможно наиболее серьезное испытание христианского характера и посвящения.
С таким испытанием сталкивался каждый христианский мученик. Встречая обвинение, плохое отношение, мучение, он посвящал себя более высокому: держаться своего исповедания истины до конца.
Когда обвинения происходили из видимых источников, людей-врагов, причина по меньшей мере ясна. Но существует также другое испытание, менее различимое, когда обвинения внутренние, направленные против разума невидимыми демоническими силами. Но путь остается тот же: держаться исповедания истины с неуклонным отношением до тех пор, пока эти невидимые силы не замолчат и не удалятся.
Любой христианин, успешно преодолевающий это испытание может быть уверен, что он будет победителем и таким образом наследует благословения, обещанные Богом тем, кто побеждает.
Чтобы дать полное победное определение вере, существует одна библейская концепция, которая содержит нечто большее, чем исповедание. Это - "провозглашение". Взятое из латинского глагола, обозначающего "выкрикивать" или "кричать громко", провозглашение предлагает сильное, уверенное утверждение веры, которую не смогут заставить замолчать никакая оппозиция или разочарование. Оно содержит в себе переход от оборонительной позиции к атакующей.
В Псалме 117:11-17 псалмист описывает подобное переживание. Враги окружили его со всех сторон и собирались разрушить его, но Господь вмешался и дал ему победу. Переход от обороны к атаке описан в стихах 15 и 17:
Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!... Не умру, но буду жить, и возвещать дела Господни.
Таково было радостное, уверенное провозглашение псалмиста о том, что Господь сделал для него, что наложило печать на его победу. Практикуемое правильным образом, оно сделает то же самое и для нас.
Когда мы используем уверенное провозглашение всего того, что Бог провидел для нас через жертву Иисуса, то это будет естественным образом вести нас к двум формам выражения: благодарению и хвале. Если мы действительно верим в то, что мы провозглашаем, это приведет нас только к одному соответствующему отношению! Там, где есть истинная вера, за провозглашением всегда будет следовать благодарение и хвала.
Несмотря на то, что благодарение и хвала тесно взаимосвязаны, между ними существует различие. Проще говоря, мы благодарим Бога за то, что Он делает; мы хвалим Его за то, Кто Он есть. Соединенные вместе, благодарение и хвала дают нам прямой доступ в Божье присутствие.
Это красноречиво описано в Псалме 99:4:
Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его!
Псалмист описывает здесь две стадии в обращении к Богу. Во-первых, мы входим в Его врата со славословием (то есть с благодарением); затем мы переходим в Его дворы с хвалою. Это приводит нас сразу в присутствие Божье. Если мы не исполняем этих требований для получения доступа, мы можем долго взывать к Богу, но только на большой дистанции. В Своей милости Он будет отвечать на наш плач, но у нас не будет доступа в Его присутствие.
Благодарение и хвала - это два наиболее прямых пути, которыми наша вера может ответить Богу. Как только Бог дает нам обещания благословить или открывает провидение, сделанное для нас, нам нужно следовать примеру Авраама и принимать Божье слово в качестве истины с того момента, как оно произнесено. Отсюда естественным образом мы начинаем благодарить и прославлять Его незамедлительно. Мы не ожидаем до тех пор, пока мы в действительности переживем исполнение обещанного или провиденного для нас.
Во второй книге Паралипоменон 20, этот принцип проиллюстрирован случаем, происшедшим в царствование Иосафата, царя Иудеи. До царя дошло слово, что громадная захватническая армия выступила против него с юга. Иосафат знал, что не обладает военными ресурсами для противостояния этой армии. Впоследствии он собрал весь свой народ вместе для поиска Божьей помощи, объединившись в молитве и посте.
Бог ответил на их молитву пророческим посланием, данным через левита, которое указывало Иосафату вести свой народ против врага особенным образом. Оно также содержало слова уверенности и утверждения:
Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия... Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам (2-Паралипоменон 20:15, 17).
Ничего не изменилось в этот момент в военной ситуации, но Иосафат принял Божье обещание верой, не требуя дополнительных свидетельств. На следующий день "...он... поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его!"
В истину это был очень необычный способ для армии входить в битву, но это сработало! Как только Господь услышал хвалу Своего народа, Он вмешался самостоятельно и сверхъестественно, послав дух разделения среди различных национальных групп в армии захватчиков. Внезапно и без какой-либо явной причины, они начали сражаться друг с другом до полного уничтожения. Народу Иуды не нужно было сражаться, но только собирать добычу с поверженных врагов! Бог вмешался таким образом, потому что Его народ ответил на Его обещания верою, не ожидая дополнительных подтверждений.
Два важных принципа налицо в этом случае. Во-первых, Бог ожидает от нас, чтобы мы славили Его за Его обещания, данные нам, не ожидая того, что они сначала должны исполниться. Во-вторых, хвала, приносимая верой, высвобождает сверхъестественное вмешательство Божье в нашу пользу. Короче говоря: вера начинает хвалить Бога еще до обещанной победы, не просто после нее.
В Новом Завете, в книге Деяний 16, переживания Павла и Силы в Филиппах драматически иллюстрируют те же самые принципы. В результате изгнания беса из служанки они были несправедливо арестованы, жестоко связаны и избиты, а затем ввергнуты в наиболее изолированную секцию в тюрьме, с ногами, забитыми в колоды. Там не было света в их темнице, никакого источника утешения или утверждения в их физической ситуации, ни уверенности в будущем.
Но, тем не менее, в своем духе они знали, что ничто не может изменить вечной верности Бога, и ничто не может украсть у них победу, завоеванную для них Христом. Логика их веры торжествовала над логикой обстоятельств. В полночь, в самый темный час, они пели гимны и хвалу Богу. Их хвала сделала для них то же, что и для армии Иосафата: они высвободили сверхъестественное вмешательство Божье в их пользу.
Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели (Деяния 16:26).
Урок армии Иосафата и Павла с Силой в тюрьме подтверждаются словами Самого Господа в Псалме 49:23:
Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие.
Божье спасение уже совершено через жертву Иисуса на кресте. Ничто из того, что мы скажем или сделаем, не может изменить это. Но когда мы отвечаем Ему жертвой благодарения и хвалы, мы открываем путь для спасения, чтобы оно было явлено в нашей жизни.
Как Иосафат и Павел с Силой, мы должны научиться приносить эти жертвы верой до того, как мы в действительности переживем их результаты.
В Псалме 19:6, Давид сказал:
...во имя Бога нашего поднимем знамя...
Также в Песне Песней Соломона 6:10, невеста Христа описана, как "грозная, как полки со знаменами". Три наиболее эффективных "знамени", данные нам Богом - провозглашение, благодарение и хвала.
Во-первых, мы поднимаем знамя провозглашения. Мы говорим смело, веря в обетование или провидение Божьего Слова, относящиеся к нашей особенной ситуации или удовлетворяющие нашу особенную нужду. Затем мы переходим к благодарению Бога, также верой, за истину, провозглашаемую нами. И, наконец, мы переходим от благодарения к ликующей хвале. Все мы делаем это в полной вере, не колеблясь от каких-либо видимых перемен в нашей ситуации.
Бог ответит на нашу веру в Свое время и так, как Он этого захочет, так же как Он поступил с Авраамом. Истина, провозглашаемая нами и за которую мы благодарим и хвалим Его, становится реальностью в нашем переживании.
Поднимая эти три знамени провозглашения, благодарения и хвалы, мы достигаем две цели в одно и то же время. Во-первых, мы присваиваем себе обещанные благословения Божьи, провозглашенные нами. Во-вторых, мы провозглашаем это в лицо сатанинским силам ада, которые противостоят нам и пытаются удержать благословения от нас. Таким образом, входя вместе в наше наследие, мы исполняем пророческую картину Соломона полков со знаменами.
Глава 22.