Блаженство и мучения могилы.
После испытания, которому покойный подвергается в могиле, он останется там до самого дня воскресения, испытывая блаженство или подвергаясь мучениям, что касается и тела, и духа, или же одного только духа.
Об испытании, которое ждет каждого в могиле и которое связано с вопросами двух ангелов, говорится во многих аятах и хадисах, где сообщается также о блаженстве или мучениях, во что необходимо верить в целом и в частностях, но мы не будем говорить о том, как именно это будет происходить.
Указания, свидетельствующие об этом:
Аллах Всевышний сказал:
﴿ يُثَبِّتُ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ ﴾
«Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мире этом и в мире ином…» Сура «Ибрахим», аят 27.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَحَاقَ بِآلِ فِرْعَوْنَ سُوءُ الْعَذَابِ {45} النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيًّا ۖ وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ ﴾
«…и род фараона поразила наихудшая кара — огонь, куда их ввергают утром и вечером, когда же наступит час этот, скажут: “Подвергните род фараона самому суровому наказанию!”» Сура «Прощающий», аяты 45-46.
В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов аль-Бара’ бин Азиба, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк ﷺ сказал: «После того, как верующего усадят в могиле его, к нему придут, и он принесёт свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, на что и указывают слова Всевышнего: «Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мире этом и в мире ином…» Сура «Ибрахим», аят 27.
В хадисе, приводимом в «Муснаде» имама Ахмада, со слов аль-Бара’ бин Азиба, да будет доволен им Аллах, начало которого было приведено нами выше, сообщается также, что сначала ангелы возносятся с духом покойного, а потом возвращают его на землю.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «И его дух возвратят в тело, после чего к нему придут два ангела, усадят его и скажут ему: “Кто Господь твой?” Он ответит: “Господь мой — Аллах”. Потом они спросят: “Какова твоя религия?” Он ответит: “Моя религия — Ислам”. Потом они спросят его: “Кто тот человек, который был послан к вам?” Он ответит: “Он — посланник Аллаха”. Тогда они спросят его: “Откуда ты знаешь это?” Он ответит: “Я читал Книгу Аллаха и уверовал в неё”. И тогда с небес раздастся голос: “Раб Мой сказал правду, постелите же ему постель из Рая и откройте перед ним врата рая”, — после чего его охватит радость и он станет испытывать райское блаженство, а могила его станет просторной, насколько хватает глаз».
Что же касается неверного, то о нём посланник Аллаха ﷺ сказал так: «И дух его возвратят в тело, после чего к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: “Кто Господь твой?” Он ответит: “Ха! Ха! Не знаю”. Тогда они спросят: “Кто тот человек, который был направлен к вам?” Он снова ответит: “Ха! Ха! Не знаю”, — и тогда с неба раздастся голос: “Лгал он, постелите же ему ложе из огня и откройте перед ним врата ада!”, — после чего его охватит жар ада, и могила его станет узкой и перемешаются между собой его ребра».
В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, сообщившего о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «После того как раба Аллаха положат в могилу его, а хоронившие его уйдут, и он услышит стук их сандалий, к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: “Что скажешь ты об этом человеке?” И верующий ответит: “Свидетельствую, что он — раб Аллаха и посланник Его”, — после чего ему скажут: “Посмотри на место своё в огне, которое Аллах заменил тебе на место в раю!”, — и он увидит и то, и другое. Что же касается лицемера, то когда его спросят: “Что скажешь ты об этом человеке?”, — он ответит: “Нe знаю, я говорил то же, что и другие люди”. Тогда они скажут: “Ты не знал и не читал”, — и нанесут ему удар железными молотками, а он закричит так, что крик этот услышат все находящиеся вокруг него, кроме людей и джиннов».
В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообшившего, что однажды пророк ﷺ, проходивший мимо двух могил, сказал: «Поистине, их подвергают мучениям, и мучают их не за большой грех”, — а потом он сказал: “Да, один из них распространял клевету, другой же не прикрывался от собственной мочи”, — а после этого пророк ﷺ взял свежую пальмовую ветвь, разломал её надвое, воткнул половинки на каждую из могил и сказал: “Может быть, они будут облегчать их страдания, пока не засохнут”».
Сообщается также, что пророк ﷺ обращался к Аллаху с мольбами защитить его от мучений могилы и повелевал другим делать то же самое, о чем свидетельствуют многие хадисы.
Мучения могилы бывают двух видов:
1. Есть такие мучения, которым люди подвергаются постоянно, как сказал об этом Аллах Всевышний:
﴿ النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيًّا ﴾
«…огонь, куда их ввергают утром и вечером» Сура «Прощающий», аят 46.
2. Другие же мучения продолжаются некоторое время, а потом прекращаются. Таким мучениям подвергаются некоторые из совершавших грехи мусульман, тяжесть мук которых зависит от тяжести их прегрешений. Потом их участь облегчается, чему могут способствовать мольбы или раздача милостыни за них или иные подобные дела.
Часть заблудших отрицала то, что люди будут подвергаться в могилах мучениям или испытывать блаженство. Сомнения их были вызваны тем, что они не могли постичь этого эмпирически, так как никогда не видели, чтобы покойных спрашивали о чём-либо, или они испытывали бы блаженство или мучения.
На это можно ответить следующим образом:
1. Поскольку источниками всех наших знаний об этом служат Коран и сунна, мусульманину следует признавать и подтверждать все эти сведения, чем и отличаются от всех прочих мусульмане, верующие в сокрытое и следующие правильным путём благодаря руководству посланника Аллаха ﷺ.
2. В мире ином действуют свои установления, о которых нельзя судить по тому, что является привычным для нас в мире этом. Это означает, что мы не можем почувствовать, что именно происходит с покойным. Можно утверждать лишь то, что могущество Аллаха велико, а Он судил так, что людям не дано видеть и слышать происходящего в мире ином, ибо они не смогли бы вынести этого и потому, что Он опасался, что они не стали бы хоронить друг друга, а также для того, чтобы верующие отличались от прочих.
3. Человек не в состоянии постичь всё. Так, например, когда Джибриль, мир ему, спускался к пророку ﷺ и беседовал с ним, никто из находившихся рядом с ними не видел и не слышал его. Кроме того, известно, что всё сущее славит Аллаха, однако мы не можем судить о том, как именно это происходит.
4. Аллах Всевышний и в этом мире позволяет нам видеть нечто подобное, ведь человек иногда может увидеть во сне что-то приятное и радостное, а иногда — что-то совершенно противоположное этому, хотя на самом деле он спит в своей постели, находясь вдали от того, что он видит, а его сновидения недоступны восприятию окружающих.
Нечто подобное можно сказать и о современных изобретениях. Так, мы не можем ощутить процессов, происходящих в электрических проводах, пока не прикоснёмся к оголённому проводу, который находится под напряжением, и существует разница между прикасающимися к нему железными и деревянными предметами.
События после воскрешения
Исход из могил
Люди восстанут из своих могил, когда Исрафиль, мир ему, затрубит в трубу. В Коране указывается, что он сделает это трижды.