О времени наступления этого часа
Знанием об этом обладает один лишь Аллах, а мы можем сказать только то, что наступит он неожиданно.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ يَسْأَلُونَكَ عَنِ السَّاعَةِ أَيَّانَ مُرْسَاهَا ۖ قُلْ إِنَّمَا عِلْمُهَا عِنْدَ رَبِّي ۖ لَا يُجَلِّيهَا لِوَقْتِهَا إِلَّا هُوَ ۚ ثَقُلَتْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ لَا تَأْتِيكُمْ إِلَّا بَغْتَةً ۗ يَسْأَلُونَكَ كَأَنَّكَ حَفِيٌّ عَنْهَا ۖ قُلْ إِنَّمَا عِلْمُهَا عِنْدَ اللَّهِ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ ﴾
«Они станут спрашивать тебя о последнем часе, когда он настанет? Отвечай: “Поистине, знает об этом только Господь мой и только Он явит его, когда придёт время. И на небесах, и на земле тяжким будет час последний”. Они спрашивают тебя об этом часе, будто тебе известно об этом! Отвечай: “Поистине, знает об этом только Аллах, но большая часть людей не ведает об этом”» Сура «Преграды», аят 187.
Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я был направлен к людям, когда час этот стал столь же близок», — после чего он сделал знак двумя пальцами. Этот хадис приводят Бухари и Муслим.
Сообщается также, что когда посланник Аллаха ﷺ отвечал на вопросы о времени наступления Дня воскресения, он всегда говорил, что не знает об этом, советуя задававшим такие вопросы заняться более подходящим делом, то есть — подумать о том, как лучше подготовиться к этому дню, а иногда он говорил о малом дне воскресения, иначе говоря, о смерти.
Так, например, когда Джибриль, мир ему, сказал Пророку ﷺ: “Поведай мне об этом часе”, — он дал ему такой ответ: «Тот, у кого спрашивают, знает не больше задающего вопрос». Этот хадис приводят Бухари и Муслим.
В обоих «Сахихах» приводится также и другой хадис, в котором сообщается о том, что однажды какой-то бедуин спросил пророка ﷺ: “Когда наступит этот час?”, — на что он ответил ему так: «Поистине, час этот близок, а что ты приготовил для него?».
В обоих «Сахихах» приводится и другой хадис, передаваемый со слов ’Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Бедуины часто приходили к пророку ﷺ и спрашивали его: “Когда наступит этот час?”, — что же касается посланника Аллаха ﷺ, то он обращал свой взор на младшего из них и говорил: «Поистине, для вас этот час наступит прежде, чем он успеет одряхлеть», — имея в виду время наступления их смертного часа».
Однако в Коране и Сунне имеется целый ряд указаний на признаки наступления этого часа. Так, например, Аллах Всевышний говорит о больших признаках этого, к числу которых относятся Дым, второе пришествие ’Исы, мир ему, появление Йаджуджа и Маджуджа, восход солнца с запада и появление Животного.
Что же касается посланника Аллаха ﷺ, то он упоминает о некоторых деталях, связанных с этим, к числу которых относятся появление Антихриста, три лунных затмения — на востоке, на западе и над Аравией, а также огонь, который выйдет из Йемена и будет гнать людей к месту их сбора. Кроме того, посланник Аллаха ﷺ сообщил, что час этот не наступит до тех пор, пока два великих войска, которые будут призывать к одному и тому же, не сойдутся в великой битве, пока не появятся около тридцати лжецов, каждый из которых будет утверждать, что он является пророком, пока не будет взято из мира знание, пока не участятся землетрясения, пока не сожмется время, пока не возникнут искушения, пока не станут люди убивать друг друга и, наконец, пока не выйдет из Хиджаза такое пламя, которое осветит собой шеи верблюдов даже в Бусре.
Все эти, а также некоторые иные признаки делятся на большие и малые. Малые, в свою очередь, подразделяются на то, что уже осуществилось и закончилось, на то, что имело место и продолжается, а также на то, что ещё не случилось. Что же касается больших, то время их ещё не настало, но когда что-нибудь из этого осуществится, то за этим последует и всё остальное.
Смерть и события в могиле
Вера в последний день подразумевает собой веру во всё то, на что в связи с этим указывают Коран и сунна, а именно — во всё то, что связано со смертью и тем, что за ней последует.
Вера в то, что касается смерти, включает в себя нижеследующее:
1. Веру в то, что в мире этом смерть для всего живого неизбежна.Аллах Всевышний сказал:
﴿ كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ ۖ ثُمَّ إِلَيْنَا تُرْجَعُونَ ﴾
«Каждая душа вкусит смерть, а потом к Нам вы будете возвращены» Сура «Паук», аят 57.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ ۚ لَهُ الْحُكْمُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ ﴾
«Всё сущее тленно, кроме лика Его. Ему решать, и к Нему вы будете возвращены» Сура «Рассказ», аят 88.
2. Веру в то, что срок каждого точно определён, и никто не в силах ни оттянуть, ни опередить его. Срок этот известен Аллаху, который не только установил его, но и определил причину смерти каждого. Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَمَا كَانَ لِنَفْسٍ أَنْ تَمُوتَ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ كِتَابًا مُؤَجَّلًا ﴾
«Ни один человек не умрёт, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный Им срок» Сура «Семейство Имрана», аят 145.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَلِكُلِّ أُمَّةٍ أَجَلٌ ۖ فَإِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ لَا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً ۖ وَلَا يَسْتَقْدِمُونَ ﴾
«И для каждой религиозной общины — свой срок. Когда наступает их срок, они не могут ни оттянуть его ни на час, ни опередить» Сура «Преграды», аят 34.
3. Веру в то, что о сроке этом известно только Аллаху. Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَاذَا تَكْسِبُ غَدًا ۖ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ ﴾
«Никто не знает, что случится с ним завтра, и никто не знает, в какой земле он умрёт. Поистине, Аллах — Знающий, Всеведущий» Сура «Лукман», аят 34.
4. Веру в то, что перед смертью случается то, о чем говорил Аллах Всевышний:
﴿ حَتَّىٰ إِذَا جَاءَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لَا يُفَرِّطُونَ ﴾
«…Пока к кому-нибудь из вас не придёт смерть, и тогда упокоят его Наши посланцы, а они ничего не упускают» Сура «Скот», аят 61.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ فَلَوْلَا إِذَا بَلَغَتِ الْحُلْقُومَ {83} وَأَنْتُمْ حِينَئِذٍ تَنْظُرُونَ {84} وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْكُمْ وَلَٰكِنْ لَا تُبْصِرُونَ ﴾
«Когда дух кого-либо из вас подступает к горлу и вы воочию видите это, то Мы ближе к нему, чем вы, хотя вы этого и не видите…» Сура «Событие», аяты 83-85.
Здесь речь идёт о том, что когда дух умирающего подступает к его горлу, наступает агония. В это время присутствующие смотрят на него, что же касается Аллаха Всевышнего, то Он больше знает об умирающем, чем люди, и ангелы Его ближе к нему, чем они, но они не видят этого.
Когда умирает грешный и несправедливый человек, он жалеет обо всём, что делал, и хочет вернуться обратно в мир этот.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ حَتَّىٰ إِذَا جَاءَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ رَبِّ ارْجِعُونِ {99} لَعَلِّي أَعْمَلُ صَالِحًا فِيمَا تَرَكْتُ ۚ كَلَّا ۚ إِنَّهَا كَلِمَةٌ هُوَ قَائِلُهَا ۖ وَمِنْ وَرَائِهِمْ بَرْزَخٌ إِلَىٰ يَوْمِ يُبْعَثُونَ ﴾
«Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолится: “Господи! Верни меня: быть может, я совершу праведное дело в том, чем я пренебрёг!” Нет же! То, что он говорит, всего лишь слова, а позади тех, кто покидает мир — преграда, которая останется до тех пор, пока их не воскресят» Сура «Верующие», аяты 99-100.
Что же касается извлечения из тела духа неверного, то об этом Аллах Всевышний сказал так:
﴿ وَلَوْ تَرَىٰ إِذِ الظَّالِمُونَ فِي غَمَرَاتِ الْمَوْتِ وَالْمَلَائِكَةُ بَاسِطُو أَيْدِيهِمْ أَخْرِجُوا أَنْفُسَكُمُ ۖ الْيَوْمَ تُجْزَوْنَ عَذَابَ الْهُونِ بِمَا كُنْتُمْ تَقُولُونَ عَلَى اللَّهِ غَيْرَ الْحَقِّ وَكُنْتُمْ عَنْ آيَاتِهِ تَسْتَكْبِرُونَ ﴾
«О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки и говорят: “Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня воздастся вам унизительным наказанием за то, что вы возводили ложь на Аллаха и пренебрегали Его знамениями!”»Сура «Скот», аят 93.
Это значит, что ангелы протягивают к грешнику руки, нанося ему удары и мучая его.
В «Муснаде» имама Ахмада и других сборниках приводится хадис, передаваемый со слов аль-Бара’ бин Азиба, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда верующий раб отправляется в мир иной, покидая мир этот, к нему спускаются с небес ангелы, лица которых сияют как солнце. С собой они приносят саваны и благовония из рая и усаживаются вокруг него на всём пространстве, насколько хватает глаз, а потом к нему является ангел смерти, который усаживается у его изголовья и говорит: “О душа добрая, изыди к прощению и благоволению Аллаха!” И душа начинает вытекать из его тела подобно воде, вытекающей из меха, и ангел смерти принимает её, другие же ангелы не оставляют эту душу в его руках ни на миг, но забирают её и заворачивают в саван из рая и умащают её благовониями из рая, после чего от неё начинает исходить благоухание, подобное благоуханию лучшего мускуса, и они возносятся вместе с ней вверх».
Далее пророк ﷺ сказал:
«Что же касается раба неверного, то когда он покидает мир этот, спускаются к нему с небес ангелы с чёрными лицами, которые приносят с собой грубые власяницы и усаживаются вокруг него на всём пространстве, насколько хватает глаз, а потом к нему является ангел смерти, садится у его изголовья и говорит: “О душа скверная, изыди ко гневу и ярости, Аллаха!”, — после чего он выхватывает её из тела, подобно тому, как выдирают зазубренное железо из мокрой шерсти, а другие ангелы сразу же забирают её, чтобы завернуть в одну из этих власяниц, и от неё начинает исходить самое отвратительное зловоние, которое только бывает на земле, а потом они возносятся с ней».
Итак, после смерти происходят великие и важные события, часть которых имеет место в могиле, а часть произойдёт после воскресения из мёртвых.
Вот что происходит с человеком в могиле:
Испытание могилы.
После того, как покойного укладывают в могилу, он подвергается испытанию, так как к нему являются двое ангелов, которые спрашивают его: “Кто Господь твой? Какова твоя религия? Кто тот человек, который был послан к вам?” Что касается верующего, то он ответит: “Мой Господь — Аллах, а моя религия — Ислам”, — в ответ же на третий вопрос скажет: “Он — раб Аллаха и посланник Его”. Что же касается неверного, то он на все вопросы будет отвечать: “Ха! Ха! Не знаю”, — а лицемер или сомневающийся скажет так: “Не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то, и повторял то же самое”.