Икона Сошествия во ад Господа нашего Иисуса Христа

Когда Господь ходил по земле, Он обращал Свою проповедь к живущим в земном мире. Приняв мучительную смерть на Кресте, Спаситель по законам падшего мира должен был пойти тем путем, каким до Него шли души всех умерших – в ад. Но Христос Своей человеческой душой, соединенной с Божественной природой, не просто сошел во адские бездны, Он туда вторгся, преодолевая сопротивление дьявола и его бесовского полчища, ворвался как Победитель, перед Которым бессильны все силы ада и смерти.

Когда мертвое Тело Иисуса Христа лежало в гробовой пещере, в аду громогласно раздалась Евангельская проповедь о Царствии Божием. Свою Радостную Весть о победе над смертью и адом Господь обратил ко всем умершим душам. Все, кто Его там ждал, все, кто в аду поверил Его проповеди, все они, обновленные живым Евангельским учением, победно исходят из ада в райский мир Небесной Славы.

На иконе Сошествия во ад Иисус Христос изображен сходящим в преисподнюю, окруженным сиянием, пронизанном лучами, небесными кругами, знаменующими Его Божественное достоинство и славу.

Спаситель на этой иконе является как бы солнцем, сошедшим в преисподнюю. Все в Нем исполнено стремительного движения. Край одежды развевается и приподнят ветром, знаменуя молниеносность сошествия Иисуса Христа во ад. Ноги Его попирают сокрушенные врата ада, сорванные с петель и поверженные крестообразно над бездной, в которую низвергнуты ад и смерть. В левой руке Господь держит Крест, который и является оружием победы над смертью, подобно копью в руке воина. Правая рука протянута Адаму: Спаситель Своей рукой крепко обхватывает его руку и с силой вырывает совершенно обессиленного Адама из смертного сна. Правая рука Адама бессильно покоится в руке Христа, в движении левой руки уже заметно самостоятельное устремление первого человека к Спасителю, она молитвенно раскрыта и протянута к Христу. В этом противоречивом движении рук Адама приоткрываются таинственное оживотворение человека Воскресением Христовым, полное бессилие смерти и возникающее внутреннее и нерасторжимое тяготение человека к Богу.

За Адамом изображены праматерь Ева и Иоанн Предтеча, который после своей гибели возвестил в аду скорую погибель царства вечной смерти. С левой стороны иконы на переднем плане – пророк Давид и царь Соломон. За ними с обеих сторон изображено великое множество людей, идущих в мир Вечной Жизни.

По учению большинства восточных отцов Церкви, проповедь Спасителя была обращена ко всем без исключения, и спасение было предложено всем душам от века усопших: иудеев и язычников, праведных и неправедных.

В воскресных тропарях на утрене Церковь воспевает: «Ангельский собор удивился, увидя Тебя, Спаситель, причисленного к мертвым, но уничтожившего силу смерти, воскресившего Адама с Собою и освободившего всех из ада» (русский перевод).

Поскольку Бог не нарушает свободную волю людей, то в глубинах адских остаются те, кто не поверил проповеди Христовой. Это их выбор, равно как и выбор дьявола и его служителей.

Крепость ада разрушена. Дьявол побежден Христом. И первым в рай вошел раскаявшийся на кресте разбойник.

На третий день ночью ожило мертвое Тело Христа – Он Воскрес! Смерть побеждена!

«Уснув плотью как мертвый, Ты, Царь и Господь, воскрес на третий день, Адама воздвигнув (подняв) из тления и упразднив смерть: Пасха бессмертия, мира спасение» (ексапостиларий Пасхи в русском переводе).

45. Христос Воскрес!

Крестом Христовым людям открыты двери Вечной Жизни.

В Великую Субботу Иисус Христос побеждает ад и выводит оттуда в Царство Небесное души уверовавших.

В ночь с Великой Субботы (седьмого дня недели по еврейскому исчислению) на первый день недели (который у нас теперь называется воскресеньем) произошло величайшее событие. Мёртвое Тело Христово снова соединилось с Его душой, и Христос Воскрес. Но произошло совсем не то, что было с Лазарем. Лазарь вернулся в земную жизнь таким, каким был до болезни и смерти. Позже, прожив еще много лет, он умер и был погребен. В отличие от него, Иисус Христос Воскрес не для того, чтобы снова умереть. Он победил смерть. Его Тело обновилось этой победой и Воскресением. Иисус Христос Воскрес для Вечной Жизни. Его Тело прославлено Богом Отцом, оно уже не такое, как у людей в их земной жизни, и поэтому обладает уже иными свойствами. Воскресший Спаситель проходит сквозь стены гробовой пещеры, не отваливая камня. Несколько позднее Он явится ученикам в доме, пройдя через наглухо запертые двери, будет разговаривать с апостолами, показывая раны на ребрах, руках и ногах, которые для обычного человека были бы смертельными. Теперь Тело Спасителя уже неподвластно земным законам.

Ночью, перед рассветом, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба (Мф.28:2).

Воины были в ужасе и со страху разбежались.

Ангел отвалил камень не для Христа, ведь Христос уже Воскрес, а для того чтобы ученикам Господа был открыт путь к пустому гробу.

Рано утром, еще до восхода солнца, ученицы Христа — женщины, которых мы теперь называем женами-мироносицами, — пошли ко гробу. Они не успели позаботиться о мертвом Теле своего любимого Учителя при погребении. Теперь, когда закончилась пасхальная суббота, им по закону разрешалось заниматься обычными делами. И вот они, приготовив ароматные вещества, пошли туда, где был погребен Иисус Христос. В это время Ангел отвалил камень от входа в гроб. Пещера уже не охранялась, потому что воины-стражники разбежались, увидев Ангела. Наконец, жены-мироносицы подошли ко гробу. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк.16:4–6).

Ангел предстал перед женами-мироносицами, возвестив им о Воскресении Христа, и послал их сообщить эту радостную весть апостолам. Позже Воскресший Господь явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам.

Апостолы Петр и Иоанн прибежали к месту погребения и обнаружили только погребальные пелены в пустом гробе. Петр был в недоумении. А Иоанн понял и уверовал, что Иисус Христос Воскрес. Ведь после снятия со Креста мертвое Тело Господа было обильно смазано ароматическими смолистыми веществами и было обернуто холстом — плащаницей. На третьи сутки плащаница под действием этих веществ должна была прикрепиться к мертвому Телу как сильнейшим клеем. И снять ее тогда можно было бы, только содрав вместе с кожей. Однако пелены без прилипших кусков кожи лежат на том месте, где положили мертвое Тело. А рядом лежит аккуратно свернутый плат — кусок полотна, которым была обвязана голова. Но ведь этого не может быть! И все же свои собственные глаза это видят. Поэтому Иоанн и увидел, и уверовал (Ин.20:8).

Вечером два ученика Христовых пошли в селение Эммаус. По дороге к ним присоединился некий Человек. Это был не узнанный ими Спаситель. После длительной беседы о всех этих событиях они узнали своего Господа, но Он стал невидим. Эти ученики, Лука и Клеопа, стали спешно возвращаться в Иерусалим. Они торопились сообщить другим апостолам о Воскресении Христа.

Вернувшись, они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими (Лк.24:33–35).

Дом, где собрались апостолы был тщательно заперт. Но, когда они говорили о сем (об этом), Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам (Лк.24:36). Ученики очень испугались, подумав вначале, что видят духа (призрака). Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги (Лк.24:38–40). Живой Христос — перед ними, с язвами от гвоздей на руках и ногах и раной от копья на груди!

В тот день апостола Фомы не было с ними. Другие апостолы рассказали ему о явлении Воскресшего Господа, но он не смог поверить. Через неделю все одиннадцать апостолов снова собрались вместе. С ними был и Фома. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:26–28).

В течение сорока дней Воскресший Иисус Христос являлся Своим ученикам и учил их, как им нужно будет проповедовать Евангелие и вести людей к спасению.

Вопросы:

1. Чем отличается Воскресение Христово от воскресения Лазаря?

2. Для кого Ангел отвалил камень от гроба?

3. Кто раньше всех узнал о Воскресении Иисуса Христа?

4. Почему Иоанн уверовал в Воскресение Иисуса Христа?

5. Как уверовал в Воскресение Иисуса Христа апостол Фома?

Наши рекомендации