Икона Положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа
Сын Девы Марии умер на Кресте. С великой скорбью, но в то же время и с нарождающейся радостью Святая Церковь воспевает в Великую Пятницу у бездыханного Тела своего Спасителя: «Тебя, одевающегося светом, как одеждою, снял с древа Иосиф с Никодимом и, увидев мертвым, нагим, непогребенным, от всего сердца заплакал, рыдая и говоря: Увы мне, сладчайший Иисусе, Которого солнце, едва увидело висевшим на Кресте, помрачилось, и земля от страха колебалась и завеса церковная раздиралась. И вот ныне вижу Тебя, добровольно принявшего смерть ради меня. Как погребу Тебя, Боже мой? И какой плащаницею обовью? Как прикоснусь руками к нетленному Твоему Телу? И какими песнями буду воспевать Твою кончину, Щедрый? Величаю страсти Твои, песнословлю (воспеваю) и погребение Твое с Воскресением, взывая: Господи, слава Тебе» (стихира вечерни Великой Пятницы в русском переводе).
Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, купил плащаницу — длинный белый кусок полотна. Другой тайный ученик Иисуса Христа, Никодим, принес ароматные вещества (благовония), которыми умащали (мазали) мертвое тело перед погребением. На камне положили Тело Спасителя, помазали благовониями и обвили плащаницей. К лику Господа приникла Его Пречистая Матерь. В богослужении Великой Субботы звучит мысль Священного Предания, объясняющая смысл Смерти Христовой: «Желая спасти Мое творение, Я захотел умереть, но и Воскресну, и Тебя возвеличу, как Бог неба и земли» (тропарь 9-й песни канона Великой Субботы в русском переводе). Так тайно, неслышно для других, сказал умерший Спаситель Своей Матери.
Эта же мысль продолжается в другом песнопении: «Не рыдай о Мне, Матерь, видя во гробе Сына, Которого Ты зачала во чреве бессеменно, ибо Я восстану и прославлюсь и как Бог вознесу во славе непрестанно верою и любовию величающих Тебя» (ирмос 9-й песни канона Великой Субботы в русском переводе). Такие слова услышала в Своем сердце рыдающая Богородица.
Вместе с Иосифом и Никодимом в великой и безутешной скорби перед мертвым Христом Его верные ученицы, жены-мироносицы, наскоро прощались с любимым Учителем. Хоронить можно было лишь до захода солнца, и времени уже почти не оставалось. С наступлением темноты начинался ветхозаветный праздник пасхи, когда по иудейским обычаям заниматься похоронами не разрешалось. Бездыханное Тело положили в вырубленную пещеру, служившую гробом, и завалили вход камнем.
Кажется, что все кончено и смерть торжествует. Надолго ли?
Часть 4. Победа жизни над смертью
Ад побежден
Мертвое Тело Иисуса Христа положено в гробовую пещеру. Камень привален к дверям гроба. По просьбе иудейских первосвященников и вождей вход в пещеру опечатан и у гроба выставлена вооруженная стража. Кажется, враги Христовы добились своей победы, но…
При наступлении смерти человеческая душа разделяется с телом. Душа Иисуса Христа после Крестной Смерти пошла тем же путем, каким шли все человеческие души после грехопадения — в ад. Там, в аду, томились души всех умерших людей.
Святой апостол Петр говорит о Христе: Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления(Деян.2:31). Апостол объясняет, что было с его Учителем после смерти: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет.3:18–19).
После смерти Богочеловек сошел во ад для того, чтобы разбить его силу и возвестить находящимся там человеческим душам Евангельское учение.
Попытка дьявола уничтожить Иисуса Христа стала роковой для него самого. Ад не мог вместить в себя силу и свет Божества Христова. Царству дьявола, захватившему в плен весь мир, приходит конец. Разрушены двери ада, разбита его крепость. Человеческие души, уверовавшие во Христа и принявшие Его проповедь, освобождаются из ада от уз греха, смерти и страдания. Первым из адовой крепости выходит благоразумный разбойник, уверовавший на Голгофе в Спасителя и принесший Ему свое покаяние. И, конечно, выходит первый человек — Адам, — который дольше всех других людей ожидал пришествия Спасителя.
Победа над адом — основная мысль богослужения Великой Субботы: «Сегодня ад со стоном кричит: Уничтожена моя победа над человеком. Пастырь был распят и Адама воскресил; я лишился тех, над которыми царствовал, и извергнул всех, кого поглотил, будучи в силе. Распятый опустошил гробы: власть смерти бессильна» (русский перевод стихиры вечерни Великой Субботы).
Победа Иисуса Христа над смертью и над адом, разрушение адовой крепости предшествуют телесному Воскресению Господа.
Врата райские теперь открыты для людей. Царство Небесное унаследовали все те, кто в аду поверил Спасителю и вышел оттуда с Ним.
Вопросы:
1. Где находились до смерти Иисуса Христа души всех умерших?
2. Где оказалась душа Христова после Его смерти?
3. Что произошло в аду после сошествия туда души Иисуса Христа?